Современные образовательные технологии
материал по изобразительному искусству (изо) на тему
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности: информационных технологий, метод проектов, исследовательский метод, ролевая игра, дискуссии, метод «мозгового штурма».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.А.Шишлова
Современные образовательные технологии в работе с одаренными детьми.
Важнейшим средством приобщения школьников к художественно-эстетическим ценностям является русская художественная культура, духовно-эстетические идеалы, воплощенные в великих произведениях литературы и живописи, музыке, в предметах народно-прикладного искусства. Современные художественные техники, многообразие нетрадиционных художественных материалов способствуют развитию неординарного мышления. Воображение и фантазия — важнейшая сторона жизни одаренного ребенка. Вместе с уменьшением способности фантазировать у таких детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать и поддерживать творческое воображение у одаренных детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Новая система образования ориентируют педагогов на внесение изменений не только в организацию образовательной деятельности, но и рекомендуют использовать инновационные технологии, приемы и методы в воспитательном процессе. Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности: информационных технологий, метод проектов, исследовательский метод, ролевая игра, дискуссии, метод «мозгового штурма».
Метод проектов, можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, индивидуальную, парную, групповую. В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде.
Исследовательский метод направлен на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования, формулировка целей и задач исследования, сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе), проведение исследования (теоретического или экспериментального) - выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента, объяснение полученных данных, формулировка выводов, оформление результатов работы. Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие учебные действия, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности, воображения, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.
Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства. Использование разных типов игр вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в рабочем процессе и вовлекает даже наиболее пассивных учащихся. В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
Дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности, в которой учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме. Содержание докладов может быть связано с изучаемым материалом или выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность. Во время дискуссии формируется: умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др, способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения.
Метод "мозгового штурма", является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения. Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Такое взаимодействие позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ). Информационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Учить детей радостно, без принуждений - возможно, если в своей работе педагог использует новые технологи. Одной из таких инноваций являются мультимедийные технологии, которые имеют большой диапазон возможностей для совершенствования процесса эстетического воспитания дошкольников. Мультимедийные технологии осуществляют одновременное воздействие на ребенка через различные информационные каналы, что обеспечивает успешность использования интегрированного подхода при реализации мероприятия. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения открывают новые возможности в работе учителя, позволяют решать различные образовательные задачи:
- способствует эффективному усвоению учебного материала;
- помогает сделать процесс обучения разнообразным и увлекательным;
- расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;
- предоставляет ученику широкие возможности для реализации творческих способностей и эффективного усвоения изучаемого материала.
Преимущества применения ИКТ на занятиях:
- позволяет добавлять новый и использовать уже существующий наглядный материал;
- аудио- визуальное представление материала обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.
Мало просто выявить таланты, надо сохранить каждого, помочь выстроить путь дальнейшего развития. Для этого необходимо формирование банка данных и создание мониторинга их развития.
Для того чтобы помочь одаренному ребенку реализовать свои потребности, достичь высокого творческого уровня, успеха в дальнейшем обучении, необходима организация индивидуального обучения. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не педагог сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...
Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий
В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...