"Чёрное и белое"
методическая разработка (изобразительное искусство) по теме
авторская методическая разработка занятия по цветоведению "Чёрное и белое" для педагогов дополнительного образования. Материал по теме ахроматические цвета предлагается в виде сказки, что позваляет объяснить сложные понятия и термины, гарантирует прочность знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации городского округа «Город Чита»
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества города Читы
Принята
Решением научно-методического совета
МОУ ДОД ДД(Ю)Т
протокол № 4 от 22.04.2012г.
ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ
Методическая разработка занятия
для педагогов дополнительного образования
по изобразительному искусству
Раздел программы: Чудесные превращения. Наука о цвете.
1 ступень обучения (дети 8-10 лет)
Автор:
Бологова Маргарита Викторовна,
педагог дополнительного образования
изостудии «Росинка» ДД(Ю)Т
Чита, 2012 г.
Раздел: Чудесные превращения. Наука о цвете.
Тема занятия: Черное и белое.
Вид занятия: изобразительное творчество.
Тип: приобретение новых знаний и практических умений.
Цель: знакомство с понятием ахроматические цвета, шкала ахроматических цветов, с приемами кляксографии.
Задачи:
обучающие: дать общее представление о классификации цветов на хроматические и ахроматические, шкале ахроматических цветов, обучить приёмам кляксографии;
развивающие: расширить представления о цвете, развивать фантазию, воображение, образное мышление средствами сказки, развивать навыки работы с акварелью, владения кистью;
воспитывающие: способствовать воспитанию позиции активного деятеля, инициативности, трудолюбия.
Методы: объяснительно-иллюстративный, творческой деятельности.
Материалы и оборудование:
Для педагога: акварель, кисти круглые, плоские, А 4, палитра, трубочки для выдувания, образцы, работы из фонда студии.
Для воспитанников: акварель, кисти круглые, плоские, А 4, палитра трубочки для выдувания.
План занятия
- Организационная часть.
- Актуализация знаний.
- Сообщение нового материала.
- Мини-разминка.
- Практическая часть.
Ход занятия
1.Организационная часть.
Организация рабочего места, подготовка материалов к работе.
2.Актуализация знаний.
Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии мы познакомились с цветами радуги. Узнали, что такое спектр, каков его порядок, что цвета могут быть основными и производными, а так же родственными. Сегодня мы снова встретимся с уже знакомыми цветами и узнаем, что может приключиться, если среди друзей или родных нет согласия.
3.Сообщение нового материала.
Итак, послушайте следующую историю. Жила – была дружная семья цветов (спектр). Благодаря их труду и согласию наш мир разноцветный. Каждый в этой семье носил имя Хрома, что в переводе с греческого означает цвет.
Здесь же жил злой волшебник Клякса А. Был он некрасив: в виде невзрачной - не то чёрной, не то серой кляксы. Очень злился Клякса А на то, что им никто не восхищается и что не берут его в дружную разноцветную семью. Если вы помните, в спектре мы действительно не увидели чёрного и серого цветов. От зависти мысли его становились ещё чернее, а сам он уродливее. Вот и надумал Клякса А обмануть семью Хрома, что бы завладеть миром.
Стал он каждому из семьи такие слова нашёптывать: «Ты, красный, самый главный цвет, ты жизнь, энергия. Ты должен стать главой семьи Хрома». «Ты, жёлтый, самый главный цвет, ты цвет солнца и золота. Ты должен стать главой семьи Хрома». «Ты, синий, самый главный цвет, ты цвет воды и неба. Ты должен стать главой семьи Хрома».
Разладился мир в семье. Стали братья спорить, кто из них главнее. А Клякса А всё не унимается, обещает каждому: «Присоединишь к своему имени Хрома букву А, станет твоё имя длиннее, быть тебе тогда главою семьи». И в один прекрасный миг переубедил братьев. Но как только Хрома прибавили к своему имени букву А, стали Ахрома, в то же мгновение мир стал чёрно-белым. Ведь они и не догадывались что А в переводе с греческого означает не, и что из хроматических цветов они превратились в ахроматические (бесцветные). Только теперь братья поняли, как жестоко обманул их Клякса А и всё из- за их самолюбия.
Вот такая неприятность произошла однажды. Ребята, но вы не расстраивайтесь это история ещё не закончена и разноцветной семье можно помочь, если изменить характер злого Кляксы А. Ведь Клякса А натворил это потому, что хотел быть красивым и нужным. А как вы считаете, нужны ли разноцветной семье чёрный, серый и белый цвета? Предполагаемые ответы детей: белым можно нарисовать снег, с помощью белого можно создать новые цвета – голубой, розовый и др, в природе много предметов серого и чёрного цвета, с помощью чёрного можно создать новые тёмные цвета (бордовый, коричневый и др)
Ребята, вы всё правильно сказали. А я предлагаю вам посмотреть, как выглядят разные цвета на фоне чёрного (цвета становятся ярче(чище), серого, белого (цвета становятся темнее грязнее). Демонстрация цветовых таблиц.
Ребята, обратите внимание, что если в черный цвет добавить белый, мы получим серый цвет, чем больше белого, тем серый будет светлее и постепенно может превратиться в белый. И наоборот если к белому добавлять чёрный, серый будет двигаться к чёрному цвету. Показ цветовых таблиц «шкала ахроматических цветов», тональная растяжка от чёрного до белого, разнообразие серых. Принято считать, что белый, серый и чёрный являются одним цветом и различаются лишь своим тоном, то есть светлотой (от самого светлого (белого), до самого тёмного (чёрного)). Эти цвета занимают особое место, так как их и цветом то считать трудно. Поэтому в изобразительном искусстве существует деление всех цветов на хроматичекие ( хрома (греч) –цвет) – все цвета (красный, синий, жёлтый и др), и ахроматические (ахрома (греч) – не цвет) – чёрный, серый, белый.
Предварительный вывод: в живописи важен каждый цвет. Ахроматические цвета нужны для создания новых сложных цветовых оттенков. В композиции ахроматические цвета подчёркивают цветность изображения, способствуют разнообразию восприятия цвета.
Ребята, а как вы думаете, можно ли кляксу превратить во что-то привлекательное? Конечно, и мы это обязательно сделаем, а для начала я предлагаю развеселить Кляксу А.
4.Разминка в кругу: «Если весело живется, делай так …»
5.Практическая часть:
- Демонстрация приёмов кляксографии
- Самостоятельная работа воспитанников под руководством педагога
черно-белая композиция, дорисовывание кляксы до интересного образа. “Вороны на снегу”, “Деревья”, “ Кот-грязнуля” и др.
Подведение итогов
По окончании работы педагог предлагает оформить небольшую выставку.
Педагог вместе с детьми рассматривает получившиеся из клякс веселые рисунки, отмечая особенно удавшиеся работы, интересные композиционные и колористические решения и аккуратность исполнения. Итак, ребята, вы видите, что из кляксы могут получиться интересные изображения, в которых чёрный, серый (ахроматические) цвета соседствуют с другими (хроматическими) цветами. Несмотря на то, что чёрный это самый тёмный цвет он подчёркивает яркость других цветов, а серые тона хорошо гармонируют с такими цветами как розовый, голубой, сиреневый. Педагог спрашивает, понравилось ли детям занятие, что нового они узнали, чему научились, какие сделали выводы; благодарит за старание, усердие каждого ребенка.
Наше занятие закончено. До свидания.
Литература
1. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1984.
2.Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – М., 1998.
3.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. – М.:
Просвещение, 1982.
4.Сокольникова Н.Н. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе.- Москва, 2003.
5.Яшухин А.В. Живопись. – М.: Просвещение, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чёрный ящик" и "Белый лист" - эффективные педагогические приёмы реализации дополнительной образовательной программы "Обучение юных корреспондентов"
Краткое описание технологических приёмов из собственной методики преподавания основ журналистики....
Урок-мастерская по созданию текста с использованием трёх типов речи "Чёрное и белое в человеке" (8 класс)
Цель урока - подготовка к написанию сочинения на заданную тему, совершенствование речевой практики учащихся....
Урок-мастерская по созданию текста с использованием трёх типов речи "Чёрное и белое в человеке" (8 класс)
Цель урока - подготовка к написанию сочинения на заданную тему, совершенствование речевой практики учащихся....
Чёрное и белое -основа языка графики.Силуэт
План-конспект урока в 6 классе .Тема "Чёрное и белое-основа языка графики.Силуэт"....
Сценарий заседания дискуссионного клуба"Чёрное и белое" по теме "Болен ли Русский язык"
Мероприятие завершало неделю русского языка в школе. В дискуссии принимали участие команда детей и команда родителей....
Заседание дискуссионного клуба "Чёрное и белое" по теме "Классики или современники?"
Полная версия опубликована в электронном сборнике: Фестиваль методических материалов «Чтение – лучшее учение»: сборник статей и методических материалов / сост. Т. В. Соловьева и др. ...
Родительское собрание на тему "Даже правдивое кажется ложным, чёрно-белым, белое- чёрным." Пути разрешения конфликтных ситуаций.
в разработке рассматривается конкретная конфликтная ситуация, намечены пути разрешения конфликта, а также меры по его предотвращению....