"Чёрное и белое"
методическая разработка (изобразительное искусство) по теме

Бологова Маргарита Викторовна

авторская методическая разработка занятия по цветоведению "Чёрное и белое" для педагогов дополнительного образования. Материал по теме ахроматические цвета предлагается в виде сказки, что позваляет  объяснить сложные  понятия  и  термины,  гарантирует прочность знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации городского округа «Город Чита»

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

Дворец детского (юношеского) творчества города Читы

Принята                                                                                                              

Решением  научно-методического совета                                                                            

МОУ ДОД ДД(Ю)Т

протокол №  4  от 22.04.2012г.                                                      

ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ

Методическая разработка занятия

для педагогов дополнительного образования

по изобразительному искусству

Раздел программы: Чудесные превращения. Наука о цвете.

1 ступень обучения (дети 8-10 лет)

Автор:

Бологова Маргарита Викторовна,

педагог дополнительного образования

изостудии «Росинка» ДД(Ю)Т 

Чита, 2012 г.

Раздел: Чудесные превращения. Наука о цвете.

Тема занятия: Черное и белое.

Вид занятия: изобразительное творчество.

Тип: приобретение новых знаний и практических  умений.

Цель: знакомство с понятием ахроматические цвета, шкала ахроматических цветов,  с приемами кляксографии.

Задачи:

обучающие: дать общее представление о классификации цветов на хроматические и ахроматические,  шкале ахроматических цветов, обучить приёмам кляксографии;

развивающие: расширить представления о цвете,  развивать фантазию, воображение, образное мышление  средствами сказки, развивать навыки работы с акварелью, владения кистью;

воспитывающие: способствовать  воспитанию позиции активного деятеля, инициативности, трудолюбия.

Методы: объяснительно-иллюстративный,   творческой деятельности.  

Материалы и оборудование:

 Для педагога: акварель, кисти круглые, плоские, А 4,  палитра, трубочки для выдувания, образцы, работы из фонда студии.

 Для воспитанников: акварель, кисти круглые, плоские, А 4,  палитра трубочки для выдувания.

                                                         План занятия

  1. Организационная часть.
  2. Актуализация знаний.
  3. Сообщение нового материала.
  4. Мини-разминка.
  5. Практическая часть.

Ход занятия

1.Организационная часть.

      Организация рабочего места, подготовка материалов к работе.

2.Актуализация знаний.

Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии мы познакомились с цветами радуги. Узнали, что такое спектр, каков его порядок, что цвета могут быть основными и производными, а так же родственными. Сегодня мы снова встретимся с уже знакомыми цветами и узнаем, что  может приключиться, если среди друзей или родных нет согласия.

3.Сообщение нового материала.

Итак, послушайте следующую историю. Жила – была дружная семья цветов (спектр). Благодаря их труду и согласию наш мир разноцветный. Каждый в этой семье носил имя Хрома, что в переводе с греческого  означает цвет.

Здесь же жил злой волшебник Клякса А. Был он некрасив: в виде невзрачной - не то чёрной, не то серой кляксы. Очень злился   Клякса А на то, что им никто не восхищается и что не берут его в дружную разноцветную семью. Если вы помните, в спектре  мы  действительно не увидели  чёрного и серого цветов.  От зависти  мысли его становились ещё чернее, а сам он уродливее. Вот и надумал Клякса А обмануть семью Хрома, что бы завладеть миром.

Стал он каждому из семьи такие слова нашёптывать: «Ты, красный, самый главный цвет, ты жизнь, энергия. Ты должен стать главой семьи Хрома». «Ты, жёлтый, самый главный цвет, ты цвет солнца и золота. Ты должен стать главой семьи Хрома». «Ты, синий, самый главный цвет, ты цвет воды и неба. Ты должен стать главой семьи Хрома». 

Разладился мир в семье. Стали братья спорить, кто из них главнее. А Клякса А всё не унимается, обещает каждому: «Присоединишь к своему имени  Хрома букву А, станет твоё имя длиннее, быть тебе  тогда главою семьи». И в один прекрасный миг переубедил братьев. Но как только Хрома прибавили к своему  имени букву А, стали Ахрома, в то же мгновение  мир стал чёрно-белым. Ведь они и не догадывались что А в переводе с греческого означает не, и что  из хроматических цветов они  превратились в ахроматические (бесцветные).  Только теперь братья поняли, как жестоко обманул их Клякса А и всё из- за их самолюбия.

Вот такая неприятность произошла однажды.  Ребята, но вы не расстраивайтесь это история ещё не закончена и разноцветной семье можно помочь, если изменить характер злого Кляксы А. Ведь Клякса А натворил это потому, что хотел быть красивым и нужным. А как вы считаете,  нужны ли  разноцветной семье чёрный, серый и белый цвета? Предполагаемые ответы детей: белым можно нарисовать снег, с помощью  белого можно создать новые цвета – голубой, розовый и др, в природе много предметов серого и чёрного цвета, с помощью чёрного можно создать новые тёмные цвета (бордовый, коричневый и др)

Ребята, вы всё правильно сказали. А я предлагаю вам посмотреть, как выглядят разные цвета на  фоне чёрного (цвета становятся ярче(чище), серого, белого (цвета становятся темнее грязнее). Демонстрация цветовых таблиц.

 Ребята, обратите внимание, что если в черный цвет добавить белый, мы получим серый цвет, чем больше белого, тем серый будет светлее и постепенно может превратиться в белый. И наоборот если к белому добавлять чёрный,  серый будет двигаться к чёрному цвету. Показ цветовых таблиц «шкала ахроматических цветов»,  тональная растяжка от чёрного до белого, разнообразие серых.  Принято считать, что белый, серый и чёрный являются   одним цветом и различаются лишь своим тоном, то есть светлотой (от самого светлого (белого), до самого тёмного (чёрного)). Эти цвета занимают особое место, так как их и цветом то считать трудно.  Поэтому в изобразительном искусстве существует деление всех цветов на хроматичекие ( хрома (греч) –цвет) – все цвета (красный, синий, жёлтый и др), и ахроматические (ахрома (греч) – не цвет) – чёрный,  серый, белый.

Предварительный вывод: в живописи важен каждый цвет. Ахроматические цвета нужны для создания новых сложных цветовых оттенков. В композиции ахроматические цвета подчёркивают цветность изображения, способствуют разнообразию восприятия цвета.

Ребята, а как вы думаете, можно ли кляксу превратить во что-то привлекательное?  Конечно, и  мы это обязательно сделаем, а для начала я предлагаю развеселить Кляксу А.

4.Разминка в кругу: «Если весело живется,  делай так …»

5.Практическая часть: 

  1. Демонстрация приёмов кляксографии
  2. Самостоятельная работа воспитанников под руководством педагога

черно-белая композиция, дорисовывание кляксы  до  интересного образа. “Вороны на снегу”, “Деревья”, “ Кот-грязнуля” и др.

Подведение итогов

По окончании работы педагог предлагает оформить небольшую выставку.

Педагог вместе с детьми рассматривает получившиеся из клякс веселые рисунки, отмечая особенно удавшиеся работы, интересные композиционные и колористические решения и аккуратность исполнения. Итак, ребята, вы видите, что из кляксы могут получиться интересные изображения, в которых чёрный, серый (ахроматические) цвета соседствуют с другими (хроматическими) цветами. Несмотря на то, что чёрный это самый тёмный цвет  он подчёркивает яркость других цветов, а серые тона хорошо гармонируют с такими цветами как розовый, голубой, сиреневый. Педагог спрашивает, понравилось ли детям занятие, что нового они узнали, чему научились, какие сделали выводы; благодарит за старание, усердие каждого ребенка.

Наше занятие закончено. До свидания.

Литература

1. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1984.

2.Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. – М., 1998.

3.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. – М.:

    Просвещение, 1982.

4.Сокольникова Н.Н. Изобразительное искусство и методика его преподавания в

   начальной школе.- Москва, 2003.

5.Яшухин А.В. Живопись. – М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чёрный ящик" и "Белый лист" - эффективные педагогические приёмы реализации дополнительной образовательной программы "Обучение юных корреспондентов"

Краткое описание технологических приёмов из собственной методики преподавания основ журналистики....

Урок-мастерская по созданию текста с использованием трёх типов речи "Чёрное и белое в человеке" (8 класс)

Цель урока - подготовка  к написанию сочинения на заданную тему, совершенствование речевой практики учащихся....

Урок-мастерская по созданию текста с использованием трёх типов речи "Чёрное и белое в человеке" (8 класс)

Цель урока - подготовка  к написанию сочинения на заданную тему, совершенствование речевой практики учащихся....

Чёрное и белое -основа языка графики.Силуэт

План-конспект урока в 6 классе .Тема  "Чёрное и белое-основа языка графики.Силуэт"....

Сценарий заседания дискуссионного клуба"Чёрное и белое" по теме "Болен ли Русский язык"

Мероприятие завершало неделю русского языка в школе. В дискуссии принимали участие команда детей и команда родителей....

Заседание дискуссионного клуба "Чёрное и белое" по теме "Классики или современники?"

Полная версия опубликована в электронном сборнике: Фестиваль методических материалов «Чтение – лучшее учение»: сборник статей и методических материалов / сост. Т. В. Соловьева и др. ...

Родительское собрание на тему "Даже правдивое кажется ложным, чёрно-белым, белое- чёрным." Пути разрешения конфликтных ситуаций.

в разработке рассматривается конкретная конфликтная ситуация, намечены пути разрешения конфликта, а также меры по его предотвращению....