Роль живописных произведений в развитии художественного восприятия изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
На развитие и проявление творческих способностей школьника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтически образами описания природы.
Влияние выразительной стороны художественного образа на детский рисунок проявляется в передаче ребенком своего эмоционального отношения к описанию природы, что значительно повышает эстетические качества изображения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль живописных произведений в развитии художественного восприятия изобразительного искусства
Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного восприятия детей, введение их в мир большого искусства. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем соприкоснется школьник, что откроет перед его взором, чему удивится и чем восхитится он – все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира.
При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь в нашей стране и посвященные знаменитым событиям и сезонным изменениям в природе.
В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения.
По колористическому решению отбираются картины выполненные художником в холодной цветовой гамме, основанной на цветовом контрасте – яркие цветные пятна и спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски.
Композиционное решение – отбираются картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, ассиметрично, симметрично в центре, статично, динамично.
Картины художников отличаются манерой исполнения: ритмичным изображением линий, мазков, стилизованностью, обобщенностью или детализацией изображаемых предметов и образов, их объемным и плоскостным изображением.
Принцип концентричности. Суть заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познаний. На разных уроках показывается одна и та же картина, но внимание направлено на разные цели: выделить отдельные образы, определить настроение, проанализировать и так далее. Этот принцип позволяет учителю постепенно углублять понимание школьниками художественных произведений, раскрыть перед ними новое понимание, воспитывать устойчивый интерес к живописи.
При выборе репродукций важно:
- правильно осуществлять отбор произведений живописи;
- произведения должны реалистически отражать знакомые детям явления природы и общественной жизни;
- в картине должна быть четко выражена идея, замысел художника;
- тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям.
Детям школьного возраста доступны темы, отраженные в жанровой живописи; социальная активность людей в труде, любовь их к своей Родине, гуманное отношение людей .
Волкова Н.Н. в своей книге «Воспитание картины» отмечает, что восприятие человека определяется:
- Всей суммой сигналов, действующих непрерывно на различные рецепторы человека.
- Восприятие человека целенаправленно. Оно определяется жизненной задачей, характером деятельности, вообще практикой людей.
- Восприятие определяется всем предшествующим опытом, длительно накопленной и непосредственно предшествующей информации о внешнем мире.
- Характер и ход восприятия определяются только что создавшимся предрасположением, которое могло быть вызвано и несознательно поставленной задачей.
Установкой восприятия служит общественная оценка, выраженная в слове. Каждый педагог должен создать установку на наиболее полное раскрытие образа. Язык рассказа должен быть красочным, но красочным в соответствии с действительным богатством картины, не отвлеченно красочным чтобы, рисуя общее вскрывать ассоциативные ходы, связи, отношения.
На развитие и проявление творческих способностей школьника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтически образами описания природы.
Влияние выразительной стороны художественного образа на детский рисунок проявляется в передаче ребенком своего эмоционального отношения к описанию природы, что значительно повышает эстетические качества изображения.
Дети могут создавать рисунки на основе наблюдений природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по развитию воображения, то лирические образы природы обязательно будут присутствовать в любом детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями.
Рисуя пейзаж, ребенок стремится к отражению лишь характерных, на его взгляд, признаков и особенностей. Например, рисуя ель, ученики пятых классов передают лишь главные признаки дерева: ствол и ветки. Некоторые школьники стремятся выделить старые и молодые ели, большие и маленькие и т. д.
Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Школьнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу. Некоторые дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым выразительность образам. И в среднем школьном возрасте цветом дети начинают передавать настроение поэтических строк. Предметы чаще всего окрашиваются определенным локальным цветом: небо синее, ствол дерева коричневый, солнце желтое или оранжевое.
Одной из особенностей проявления творчества в пейзажном рисунке школьника следует считать его умение изображать по-разному фон, составляя и используя оттенки цветов. Окраска фона выполняет при этом важную смысловую функцию – она способствует передаче настроения, чувств юного художника.
Своеобразно, творчески передают школьники пространство: в виде фриза (одной линии), широкой полоски земли, двух-трех фризов; могут изобразить линию горизонта, рисуя дороги, реки, возвышенные места (пригорки, сугробы), широкое или узкое пространство неба. Располагая отдельные образы природы рядом, дети подчеркивают их различия в величине. Отмеченное в психологии явление гиперболизации качеств предмета как проявление школьником творчества можно наблюдать и в изображении объектов природы. Главный образ выделяется размерами (большими или маленькими), цветом.
Передача пространства в рисунке – наиболее трудная задача для школьника, поскольку для этого ему необходимо не только воспринять связи между предметами, но и понять условность их изображения на плоскости.
Усвоив определенные программные навыки в передаче пространства, ребенок начинает чувствовать центр, стороны листа как плоскости. Свободное владение этими умениями служит показателем развития его творчества в рисунке о природе.
Для выразительного изображения природы важно овладеть рисованием линий разной интенсивности, создаваемой различным нажатием на карандаш или использованием различных кистей, линейным и пространственным ритмом, который часто встречается в детских рисунках, помогая ученику передать пространственные взаимоотношения предметов. Использование всех этих средств для достижения выразительности является показателем художественно-творческих способностей детей в изображении природы.
Умело, руководя процессом развития детского художественного воображения, учитывая возможности и интересы каждого ребенка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу, педагог может добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач художественного воспитания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации по развитию воображения средствам изобразительного искусства для педагов доп.образования
1.Цель и задачи игровых занятий по изо.искусству.2.Воображение и фантазия-важная сторона жизни ребенка.3.Особая организация творческой изо.деятельности.4.Активные игровые техники по изо.творчеству.5.В...
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Современные образовательные технологии ставят перед педагогами задачу поиска путей личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Взаимодействие может рассматриваться только через сис...
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа)(описание одежды, костюма) Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения в...
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)
Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения выражать свое отношение к увиденному, учит художественному восприятию окружающего мира; Способствует созданию целостного представлени...
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа) (описание картины на основе искусствоведческого текста)
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа)(описание картины на основе искусствоведческого текста)...
Дополнительная общеобразовательная программа Художественной направленности Изобразительное искусство. Рисунок. Живопись. «Акварелька»
- обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;- формировать ...