Дополнительная общеобразовательная программа Художественной направленности Изобразительное искусство. Рисунок. Живопись. «Акварелька»
рабочая программа (5 класс)
- обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;
- формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности;
- познакомить с графическим наследием выдающихся художников прошлого и настоящего, с ролью рисунка в их творчестве;
- обучать основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками;
- обучение основам живописной грамоты, формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений пользоваться художественно-выразительными средствами живописи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_akvarelka_2022.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 имени Сирина Николая Ивановича»
РАССМОТРЕНО на заседание методического объединения Протокол №______ от «__»_________ 20___г. Руководитель МО ________________ | УТВЕРЖДЕНО приказом №_________ от «___»___________20___г. Директор МБОУ СОШ №6 им. Сирина Н.И. ____________С.О. Москвина |
Дополнительная общеобразовательная программа
Художественной направленности
Изобразительное искусство.
Рисунок. Живопись.
«Акварелька»
Возраст обучающихся 11-12 лет
Срок реализации: 1 год.
Автор-состовитель:
Соломонова Наталья Ивановна, учитель
Изобразительного искусства
Соломонова Н.И.
Ханты –Мансийск, 2022 год.
Пояснительная записка
Задача занятий рисунком и живописью – совершенствование навыков художественного изображения действительности учащимися. В число этих навыков входят наблюдения, художественно-образное восприятие и оценка окружающей действительности, осознанный выбор мотивов изображения, посильное самостоятельное оформление в материале жизненных впечатлений в виде художественно значимых работ: композиций, рисунков, этюдов и т.п.
Занятие рисунком и живописью способствует творческому развитию учащихся, которое является результатом осуществления цельного учебно-воспитательного процесса со всем комплексом учебно-воспитательных задач.
В программе сохранено традиционное деление учебного материала на разделы «Рисунок», «Живопись» и «»Композиция». Однако такое деление условно. Практически эти виды учебной работы взаимосвязаны, и в каждом из них присутствуют элементы другого: так, нельзя выполнять живописную работу, одновременно не рисуя, а в рисунке могут решаться и определенные живописные задачи. Кроме того, в каждом задании по рисунку или живописи обязательно присутствуют элементы композиционной деятельности; сочинение на какую-либо тему может быть выполнено как живописными средствами, так и средствами рисунка.
Термин «композиция» в данной программе понимается в широком смысле: не только как выполнение сюжетно-тематического рисунка, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения с целью реализации определенного замысла, имеющего некоторое выразительно-эстетическое значение.
В работе по рисунку и живописи совершенствуются навыки передачи предметного мотива с натуры и по памяти - его состояния, характера цветового строя, содержание. Одновременно в этих заданиях вводятся и аналитические моменты, необходимые для решения общей задачи: передача конструкции и форм предметов, их пропорций, перспективных явлений; лепка объема цветом и светотенью.
Особо оговариваются в заданиях по рисунку и живописи моменты композиционной деятельности. Среди последних выделяется навык работы над эскизом, в котором решаются задачи выбора интересного мотива, организации картинной плоскости, проработка изобразительного решения замысла.
Практическая работа должна сопровождаться показом репродукций произведений художников, на которых поясняются учебные задачи, стоящие перед учащимися.
Цели: всестороннее воспитание и развитие личности школьника, подготовка его к активной жизнедеятельности. Составной частью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание и художественное образование школьника. Чувства и переживания, которые вызывают произведения изобразительного искусства, отношения к ним школьника являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания, активного познания мира. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание сложности и богатство своих внутренних переживаний и чуткого отношения к окружающим людям.
Задачи:
- обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;
- формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности;
- познакомить с графическим наследием выдающихся художников прошлого и настоящего, с ролью рисунка в их творчестве;
- обучать основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками;
- обучение основам живописной грамоты, формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений пользоваться художественно-выразительными средствами живописи.
Литература:
- программа факультативных курсов по изобразительному искусству для общеобразовательных школ.
- художественная студия в школе. И. П. Волков.
- «Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!» К. В. Дитмар.
- «Твоя палитра» . Е. Каменева.
Учебный план
№ n/n | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Рисунок Разметка и построение круглых предметов. | 24 | 3 | 21 | |
2 | Живопись | 18 | 2,5 | 15,5 | |
3 | Композиция | 24 | 3 | 21 | |
4 | Праздник искусства | 2 | - | 2 | |
5 | Композиционный монтаж работ. Оформление выставки. | 2 | - | 2 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Рисунок
Теория: Разметка и построение круглых предметов.
Последовательность рисования круглых предметов (теория).
Практика: 1. Рисунок вертикально стоящих предметов.
- Рисунок лежащих круглых предметов.
Зрительный ряд: рисунки круглых предметов, выполненные учителем.
Раздел 1. Рисунок
Теория: Разметка и построение прямоугольных предметов в перспективе.
Последовательность рисования прямоугольных предметов с учетом перспективного сокращения (теория).
Практика: 1. Рисунок куба. 2. Рисунок табурета.
Зрительный ряд: рисунки предметов прямоугольной формы, выполненные учителем.
Раздел 1. Рисунок
Теория: Фронтальная перспектива.
Беседа о правилах рисования предметов во фронтальной перспективе.
Практика: 1. Фронтальная перспектива улицы.
2. Фронтальная перспектива комнаты.
Зрительный ряд: Рафаэль, «Афинская школа»; фотографии зданий, улиц.
Раздел 1. Рисунок
Теория: Угловая перспектива.
Правила рисования предметов в угловой перспективе. Две точки схода.
Практика: 1. Изображение улицы в угловой перспективе.
2. Изображение комнаты в угловой перспективе.
Зрительный ряд: фотографии улиц, зданий; Жуковский «весенние лучи»; Венецианов «Гумно».
Раздел 1. Рисунок
Теория: Рисунок натюрморта из 2-3 предметов.
Беседа. Элементы светотени (тень, полутень, свет, блик, рефлекс). Равновесие в композиции натюрморта. Статическое равновесие. Динамическое равновесие. Ритм и ритмическое движение в натюрморте.
Практика: Выполнить рисунок натюрморта из 2-3 предметов.
Зрительный ряд: Шарден, «Атрибуты искусства», «Медный чан»; Н. Ерышев, «Кувшины»; Хруцкий, «Плоды»; В. К. Хеда, «Ветчина и серебряная посуда»; П. Класс, «Завтрак с ветчиной».
Раздел 1. Рисунок
Теория: Выполнение зарисовок и набросков с человека.
Беседа. Пропорции человеческого тела. «Золотое сечение».
Практика: сюжетные рисунки человека.
Зрительный ряд: рисунки Леонардо да Винчи; портретные работы И. Репина, В. Сурикова, В. Серова.
Раздел 1. Рисунок
Теория: Рисунок животных.
Беседа. Последовательность построения схемы животного и последующая доработка деталей.
Практика: изображение животных.
Зрительный ряд: рисунки животных Е. Чарушина, Ватагина.
Раздел 2. Живопись
Теория: Колорит. Мазок. Воздушная перспектива.
Беседа. Колорит – гармоничное сочетание цвета, помогает художнику выразить внутреннее содержание картины, создать настроение. Воздушная перспектива – один из способов передать пространство с помощью цвета. Практика: Правило наложения мазка в акварельной живописи.
Зрительный ряд: работы Левитана, Сурикова, Поленова, Шишкина, Репина.
Раздел 2. Живопись
Теория: Натюрморт из 2-3 предметов, контрастных по цвету.
Беседа. Контраст в композиции. Виды контрастов: 1. Смысловой контраст. 2. Тональный контраст. 3. Величинный контраст. 4. Светотеневой контраст. 5. Материальный контраст. 6. Цветовой контраст. 7. Контраст движения.
Задание: натюрморт из 2-3 предметов, контрастных по цвету. Работа красками.
Зрительный ряд: В. Хеда. «Ветчина и серебряная посуда»; П. Класс, «Завтрак»; И. Машков, «Фрукты на блюде», «Ананасы и бананы»; Карев, «Натюрморт с балалайкой».
Раздел 2. Живопись
Теория: Пейзаж.
Беседа. Этапы работы над пейзажем.
Задание: выполнение пейзажа (выбор темы; поиск композиционного решения; колористическое решение).
Зрительный ряд: Левитан, «Март»; Поленов, «Московский дворик»; Поленов, «Заросший пруд»; Саврасов, «Грачи прилетели».
Раздел 2. Живопись
Теория: Портрет.
Беседа. Основные пропорции лица человека. Последовательность зарисовки лица человека. Работа красками.
Задание: Выполнить портрет человека (любимый артист, одноклассник, родственник).
Зрительный ряд: портреты работы Крамского, Серова, Боровиковского, Левицкого, Рокотова.
Раздел 3. Композиция
Теория: Композиция «Улица в дождь».
Беседа. Что может быть композиционным центром картины? Выбор цвета. Выбор линии горизонта.
Раздел 3. Композиция
Теория: Композиция «Городское утро».
Беседа. Композиционный центр картины. Выбор линии горизонта. Колорит.
Задание: Работа над композицией.
Раздел 3. Композиция
Теория: Композиция «Зимние каникулы».
Беседа. Композиционный центр картины. Выбор линии горизонта. Колорит.
Задание: Работа над композицией.
Раздел 3. Композиция
Теория: Композиция на тему из окружающей жизни «Семья».
Беседа. Композиционный центр картины. Выбор линии горизонта. Колорит.
Задание: Работа над композицией.
Раздел 3. Композиция
Теория: Композиция «Любимая профессия».
Беседа. Композиционный центр картины. Выбор линии горизонта. Колорит.
Задание: Работа над композицией.
Раздел 3. Композиция
Теория: Композиция «Я люблю эту землю».
Беседа. Композиционный центр картины. Выбор линии горизонта. Колорит.
Учебно-тематический план занятий
Изобразительное искусство. Рисунок. Живопись.
2часа в неделю. Всего 70 часов.
№ занятия | Тема | Кол-во Часов | Теория | Практика |
Рисунок | 24 | |||
1 | Натюрморт. Разметка и построение круглых предметов. | 2 | 0,5 | 1,5 |
2 | Разметка и построение прямоугольных предметов. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3-5 | Фронтальная перспектива | 6 | 0,5 | 5,5 |
6-8 | Угловая перспектива. | 6 | 0,5 | 5,5 |
9-10 | Рисунок натюрморта. | 4 | 4 | |
11 | Рисунок человека. | 2 | 0,5 | 1,5 |
12 | Рисунок животных. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Живопись | 18 | |||
13 | Воздушная перспектива. | 2 | 2 | - |
14-16 | Натюрморт из предметов контрастных по цвету. | 6 | - | 6 |
17-19 | Пейзаж. | 6 | - | 6 |
20-21 | Портрет. | 4 | 0,5 | 3,5 |
Композиция | 24 | |||
Выполнение по наблюдению и по памяти тематического пейзажа с активной деятельностью или движением: | ||||
22-23 | «Лето в деревне». | 4 | 0,5 | 3,5 |
24-25 | «Городское утро». | 4 | 0,5 | 3,5 |
26-27 | «Зимние каникулы». | 4 | 0,5 | 3,5 |
Композиция на тему из окружающей жизни: | ||||
28-29 | «Семья». | 4 | 0,5 | 3,5 |
30-31 | «Любимая профессия». | 4 | 0,5 | 3,5 |
32-33 | «Я люблю эту землю!». | 4 | 0.5 | 3,5 |
35 | Праздник искусства. | 2 | ||
34 | Композиционный монтаж работ. Оформление выставки. | 2 | ||
70 |
Литература
- Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
- Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
- Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
- Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
- Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.
- Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.
- Агамирян Ж. Детская картинная галерея.- М., 1979.
- Алексеева В.В. что такое искусство? -М., 1991.
- Башилов Я.А. Ребенок-художник.- М., 1929.
- Белютин э.М. Основы изобразительной грамоты. -М., 1961.
- Библер В.С. Мышление как творчество.- М., 1975
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»
Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЖИВОПИСЬ ИГЛОЙ»
программа рассматривает простейший способ вышивания – ручной, который служит основой вышивания вообще. Программа дифференцированного обучения. Благодаря этому каждый ребёнок может выполнить рабо...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Маленький оратор. Мастерская искусства речи» с элементами театральной культуры.
Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе.Цель программы:Развитие связной речи детей дошкольного возраста....
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ГАРМОНИЯ» (вокальное искусство)
Цель и задачи программыЦель программы: Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в процессе обучения искусству вокала.Задачи:- формирование: певческой установки, звукообразования...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Данная программа художественной направленности адресована тем, кто хочет научиться разбираться в музыке, любит петь, стремится развивать свои вокальные способности, необходимые профессиональные навыки...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ГАРМОНИЯ» (вокальное искусство)
Цель обучения: формирование специальных вокальных навыков и умений певческой деятельности Задачи обучения:Обучающие:сформировать вокальные навыки ...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Академический рисунок»
Программа «Академический рисунок» составлена с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:- создание условий для художественного образования, эстетического...