Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 3-м классе.
план-конспект урока по музыке на тему
На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения сарафана, особенностями его покроя, основными элементами орнаментов; обсуждается, какой след оставил сарафан в русской душе (на примере анализа художественных и музыкальных шедевров).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_izo_i_muzyki.docx | 25.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки.
Тема: Русский сарафан в музыке и живописи.
Задачи: познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями его покроя, основными элементами орнаментов; обсудить какой след оставил сарафан в русской душе (на примере анализа художественных и музыкальных шедевров).
Музыкальный материал: А. Варламов. «Красный сарафан»; р. н. п. «Во кузнеце», «Ах вы сени…», «Барыня», «Во поле березка стояла…».
Изобразительный ряд: видеофрагмент хоровода; вырезанные силуэты сарафана (по количеству учеников в классе), изображение девичьего хоровода на листе ватмана (в конце урока каждую фигурку «одевают» в раскрашенный сарафан), репродукции художников.
Ход урока
Учитель музыки. Здравствуйте, ребята! Урок у нас сегодня необыкновенный. И все на этом уроке необыкновенное: два учителя – музыкант и художник, большой экран, много музыки. Мы узнаем, как появился на Руси сарафан и какой след он оставил в русской душе. А помогут нам в этом музыка и живопись.
Учитель изо. А вы, ребята, знаете. Что представляет собой сарафан? (Длинное, прямое платье без рукавов.)
Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина. Теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут величают красавиц? (Василиса Прекрасная, Марья Моревна…)
- А еще лебедушка, утушка-голубушка – так ласково называют в народе русских женщин.
Давайте посмотрим (фрагмент хоровода) хоровод, где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание, как плавно и неторопливо движутся они в танце.
Видеофрагмент хоровода
- Не зря А. С. Пушкин в своей сказке «О царе Салтане» написал следующие строки:
А сама- то величава,
Выступает будто пава…
Учитель музыки. Вы, наверное, заметили, что и музыка у хоровода особенная. Попробуйте описать эти особенности. (Плавность, непрерывность мелодической линии, четкие границы фраз, многократные повторы.)
Учитель изо. Правильно. Мелодия напоминает орнамент, который вьется по подолу сарафана и по рукавам рубашки. Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы, и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.
Посмотрите внимательно и подумайте, на какие виды можно разделить одежду и убранство изображенных на картинах девушек? ( На праздничные и повседневные.)
- Найдите общие черты для обеих групп. (Одинаковый покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов.)
- Теперь отличия. (Цвет, материал, количество и богатство украшений.)
- Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет? (Одеждой для крестьян?)
- Нет. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шелка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца, были в ходу и так называемые орнаменты – обереги.
В конце 17 века сарафан все еще не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, рубит боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» - они предпочитают выписывать материю из-за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?
«Нет!» - решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян!! – носить «старобоярскую» одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.
- Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого? ( Красный.)
Учитель музыки. Действительно, «красна девица», «красно солнышко» - так называли в народе что-то красивое. Вы уже поняли, что цвета нарядов – это своеобразный язык, который был понятен всем. Во многих песнях можно было по цвету описываемой одежды догадаться о сюжете. Например, назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты? (Красный.)
- Верно. А о каком событии речь, если первая строчка песни звучит так:
Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан…
- О свадьбе.
- Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем песню дальше и убедимся в этом.
Звучит фрагмент песни А. Варламова «Красный сарафан».
- Вы убедились, что цвет наряда играл довольно важную роль в народной жизни. А теперь попробуйте по литературным описаниям нарядов сказочных героинь отгадать имена красавиц.
На доске написано столбиком: Царевна-лягушка, Снегурочка, старикова дочь из сказки «Морозко». Учитель зачитывает:
1. «Под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками».
2. «Как снежинка белая, глазки – что голубые бусинки; русая коса до пояса. Только румянца нет, как нет и в губах ни кровиночки».
3. «Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво. Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди».
Учитель музыки. О сарафане говорили не только всерьез, но и в шутку. Давайте разучим шуточную песню «Во кузнице».
Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют – приговаривают,
Они куют – приговаривают.
Пойдем, пойдем, Дуня,
Пойдем, пойдем, Дуня,
Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок,
Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок.
Сорвем, сорвем, Дуня,
Сорвем, сорвем, Дуня,
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок,
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок.
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан.
Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздничкам надевай, надевай.
- Как вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной?
(У нее задорная мелодия, быстры темп и смешные слова.)
Учитель изо. А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, заготовки которых вы выполнили на предыдущем уроке. Существуют 3 вида сарафанов (брители, княжеская лента, душегрея). Вспомните, как можно кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки.
- В каких местах на сарафане вышивали узоры? (На передней планке и на подоле.)
- Какие знаки вышивали мастерицы? (ромбы, кресты, цветы, круги.)
- Что означают волнистые линии? (Символ воды.)
- А что означают на вышивке красные круги? (Символы солнца.)
- А что означают ромбы? (Символ земли, плодородия.)
Каждый знак имел свое значение. Даже цвета имели свое значение:
Красный - благополучие,
Желтый – тепло и ласка,
Синий – радость,
Черный – богатство.
- Ребята, а для чего вышивали символы? (Они оберегали человека.)
Поэтому их называли оберегами.
- Расписывая свои сарафаны, каждый из вас «вышьет» кисточкой, карандашом, цветной бумагой такие обереги, какие ему больше нравятся.
- Что еще надо помнить, рисуя орнамент? (Чередование, повторение.)
Не забудьте о чередовании. Только тогда у вас получится настоящий орнамент.
Под музыку р. н. п. дети выполняют задание.
Учитель изо. Итак, сарафан мы сшили. Теперь скажите, что вас вдохновляло на работу? (Картины, музыка, загадки.)
Учитель музыки. – А что было центром, что объединяло и музыку, и картины, и ваши работы? (Сарафан.)
Учитель изо. – Тогда можно смело сказать, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа, а чтобы вы иногда вспоминали о нашем уроке, мы предлагаем разместить вашу общую картину в классе. И пусть она поднимает вам настроение своими яркими красками.
На доску наклеивается лист с нарисованными девушками в хороводе, и дети надевают на них свои раскрашенные сарафаны.
Урок окончен, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".
Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК" с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе. Тема: «Мы победили!» Произведения искусства о Великой Отечественной войне. Рисование поздравительной открытки.
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки "Мы победили!"...
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 5 классе по теме: «Декоративное рисование открытки «8 марта». Музыкальный подарок маме».
Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе специальной (коррекционной школы) VIII вида. Использована скоростная методика правополушарного рисования бетти Эдвардс. Методика правополушарн...
Интегрированный урок по литературе, музыке и изобразительному искусству для учащихся 6-х классов "Молчаливый ход часов"
Урок направлен на развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, духовного мира ученика, нравственно...
Интегрированный блок уроков предметов Музыка и Изобразительное искусство. 7 класс. «Ленинградская симфония».
quot;Война - самое страшное явление в жизни человека. Сплочённость народов, его единство, сила духа и воля к победе может остановить врага". Эта тема раскрыта не только в истории, литературе, но...
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 6 классе «Можно ли увидеть музыку и услышать живопись?»
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 6 классе...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)
Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...