Разработка урока на тему "Матрёшка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Тема урока № 3 |
«Матрёшка» |
Цель: |
Познакомить с разновидностями матрёшек. |
Задачи: |
Обр. Углубить эстетические познания о народном ДПИ. Восп. Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории. Разв. Развить творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус. |
Оборудование |
пед. рисунки, бумажные модели матрёшки, краски |
План урока: |
|
Ход урока: Оргмомент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока Изложение нового материала (сравнение разных видов матрёшек).
Практическая часть урока.
Домашнее задание |
- Здравствуйте! Садитесь.
- Тема урока «Матрёшка» - Из истории русской матрёшки известно, что русская деревянная кукла-матрёшка родилась в конце XIXвека в Сергиевском посаде (ныне г. Загорск). Первая матрёшка изображала девочку в сарафане с петухом на руках. Матрёшка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось её доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство. И сегодня русская матрёшка – желанная гостья в каждом доме. В чём же секрет такого успеха и долгожития матрёшки? Почему она нравиться нам? Почему она стала русским сувениром за рубежом? Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. «Лебёдушка», «пава», «утушка», «голубка» - эпитеты, которыми издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа. Лаконичный образ деревянной матрёшки удачно воплотил в себе спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме за рубежом. Если поставить по мере нарастания декоративной выразительности несколько матрёшек из разных центров современных народных художественных промыслов, то получится такой ряд: загорская, семёновская, полхов-майданская матрёшки. Назагорской матрёшке лаконичными цветами (например, красным, зелёным, синим) чётко обозначены силуэты головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пестрёшкой». Загорские мастера, украшая матрёшку, часто работают сразу с двумя тампончиками разной величины: более крупным тампончиком наносят светлые пятна, а тем, который поменьше, делают узоры тёмной краской, часто совмещая оба пятна в одном рисунке. Получается своеобразный «лепесток» декоративного цветка. Семёновскую матрешку отличает от загорской большой букет цветов, которой украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. И край платка этой матрёшки украшен ритмичной цепью небольших бутонов. В лёгкой и виртуозной манере письма цветов угадывается влияние традиционной кистевой росписи золотой Хохломы: центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе – Семёнове. Полхов-майданские матрёшки появились тоже не случайно. Полховский Майдан – это большое село на юге Горьковской области является центров народного художественного промысла, где производят разные деревянные игрушки и домашнюю утварь – «тарарушки». Мастера из Полховского майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном фоне – верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а всё остальное занято крупными и яркими цветами в чёрном контуре. Узоры имеют названия: «большая роза», «колокольчик»», яблочко» и «виноград» и т.д.
Для выполнения практической части урока, нам нужно изготовить бумажную модель игрушки. Затем на этой модели мы с вами выполним основные элементы росписи. Самой удачной, на мой взгляд, выполнить модель под загорскую матрёшку, так как именно она сохранила и несёт основной образ русской женщины. Роспись начинаем с головы. В начале определяем границу платка. Прорисовываем волосы, глаза, брови, нос, рот, щёки. Затем прорисовывает руки и одежду. Следующим этапом будет - заполнение цветом основное пространство нижней части и добавляем роспись.
Выполнить бумажную модель матрёшки-богатыря. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.
Урок можно использовать при повторении курса информатики в 11 классе, учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Разработка урока на тему "Русская красавица - матрёшка" начальная школа
Искусство оказывает деятельное воздействие на личность. Когда урок проходит в познавательно - игровой форме, ребята с радостью откликаются на задание учителя. Процесс обучения протекает естественно и ...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме: Разработка урока по теме "Параллелограмм".
План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...
Разработка урока по теме «Решение задач с помощью рациональных уравнений, применяя метод подобия. ( первый урок по теме)» (8 класс)
На уроке показано, как для решения задачи можно применять подобие треугольников.Данная разработка урока содержит технологическую карту....