Разработка урока на тему "Русская красавица - матрёшка" начальная школа
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Стеблецкая Наталья Анатольевна

Искусство оказывает деятельное воздействие на личность. Когда урок проходит в познавательно - игровой форме, ребята с радостью откликаются на задание учителя. Процесс обучения протекает естественно и непринуждённо, а полученные знания закрепляются на всю жизнь. Уроки ДПИ в начальной школе как нельзя лучше способствуют формированию патриотических чувств у ребят младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matryoshka_2.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Русская красавица – матрёшка»

в начальной школе

Учителя изобразительного искусства

Стеблецкой Натальи Анатольевны

Цель урока: Формировать бережное отношение к народному искусству, любовь к Родине.

Задачи урока: 1. Воспитывать в детях интерес к искусству народа

                           2. Прививать любовь к культуре русского народа, знакомить с традиционными народными промыслами.

                           3. Развивать личностные качества учащихся в процессе приобщения к народной культуре.

                           4. Учить рисовать орнаментальную полосу.

Оборудование:

 - Зрительный ряд: фотографии, куклы - матрёшки, презентация «Русская красавица - матрёшка»

- Литературный ряд: Д.Дайн «Русская игрушка», Т. Маврина «Гуси-лебеди, да журавли…», Л. Соловьёва «Русский сувенир», Н. Величко «Русская роспись»

- Музыкальный ряд: русские народные песни.

Для учащихся: альбом, простой карандаш, краски, кисти.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вводная беседа учителя:

Отгадайте загадку:

«Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе моём живут,

Как, скажите, их зовут?»

Разные на свете бывают куклы. Очень большие и совсем маленькие. Из дерева, материи, глины и соломы. Со всякими куклами играть интересно, у всех у них разные имена – Света, Катя, Маша, Оля… А есть куклы, у которых имя одно и то же – Матрёшка. Таких кукол много, продаются они в разных городах, а называются одинаково. Все – матрёшки, нарядные и весёлые. Их любят ребята и взрослые.  Матрёшка разбирается и внутри каждой куклы сидит другая матрёшка – поменьше.

«Матрёшки друг дружке не поют частушки,

А поставишь в ряд – запоют в лад»

Первая матрёшка появилась в России чуть больше 100 лет назад. Игрушечных дел мастер Звёздочкин из г. Сергиев Посад сделал разборную куклу, а художник  Малютин расписал её. Получилась девочка - румяная, с льняными волосами, в простой русской одежде – в сарафане, передничке, платочке, с петушком в руках. Так родился ясный, радостный образ русской девочки, милой деревенской Матрёны. В то время любили это имя. Так и назвали куклу – Матрёна, Матрёнка, Матрёшка. С тех пор мастера кукол из Сергиева Посада стали вытачивать и расписывать матрёшек. Полюбилась куколка ребятам. С радостью покупали и играли с ними дети. Даже в другие страны попала матрёшка  и удивила всех своей простотой и красотой. Стала матрёшка русским сувениром. Изготавливают матрёшек и сейчас. Делают их из дерева. Сначала вытачивают самую маленькую, потом побольше, ещё больше, пока не сделают самую большую. Готовые фигурки мастерицы расписывают яркими красками – одевают в пёстрые сарафаны, красочные платки. Потом рисуют лицо: чёрные глазки, алые губки, румяные щёчки. Для блеска и живости покрывают матрёшек  лаком.  

                                                                     

           

Теперь матрёшек мастерят не только в Сергиевом Посаде, но отличить их от других можно легко. Посадские матрёшки крутобокие, устойчивые, в разноцветных сарафанах, передниках, ярких платочках, завязанных тугим узлом. В руках у них то серпок, то цветок, то листок, то корзинка для грибов, то  веточка с ягодами.

Делают матрёшек и в г. Семёнове.  Получаются они статные, большеголовые, с чёрными на пробор волосами, с пышными букетами в руках, в жёлто-красных полушалках, по краю украшенных цветами.

                                                           

В Полховском Майдане матрёшек делают иначе. Фигуры  у них стройные, голова небольшая, угловатая, волосы вьются колечками, а глаза и синие, и зелёные, и карие. Узлов на платках не рисуют, да и рук тоже. Зато передник украшают богатым узором из трав, бутонов, ягод и цветов. Любят полховские  мастера свою матрёшку, ласково зовут  её майданочкой.

                                                          

Но где бы не родились матрёшки – все они яркие, весёлые, делают их добрые и талантливые мастера.

3. Практическая часть урока.

Учитель демонстрирует ученикам двух матрёшек: одна нарисована в ярком переднике, она улыбается, другая – в простом белом переднике, грустит. Учитель предлагает ребятам развеселить матрёшку, нарисовать для неё новые передники с ярким красочным узором. Для этого дети используют  альбомный лист, на котором выполняют цветочный орнамент.

Учащиеся вспоминают правила рисования узора  и самостоятельно выполняют работу.

В конце урока передники примеряют  грустной матрёшке. Если работа выполнена правильно, то матрёшка начинает улыбаться  (грустное лицо заменяется на весёлое).

Итог: Сегодня мы узнали об истории появления куклы-матрёшки в России. Познакомились с ведущими промыслами матрёшек, узнали, чем всё-таки эти куклы отличаются друг от друга. Нарисовали красочные орнаменты, украсившие передник грустной матрёшки, порадовали её своими рисунками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока алгебры в 9 классе школы глухих по теме "Решение задач с помощью уравнений"

Особенностью урока является использование специального рабочего листа для каждого учащегося. В ходе урока ученики в рабочих листах отражают все этапы познавательной деятельности. Цели урока: образоват...

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе школы глухих по теме "Решение треугольников".

Главная цель решения задачи: развитие умений логически мыслить, выполнять чертеж, считывать информацию с чертежа, планировать свои действия, делать выводы....

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе школы глухих "Решение задачи разными способами".

В методической разработке урока представлены: образец оформления доски, схемы записи решения задачи двумя способами, рекомендации по решению задач, виды работ на уроке с учащимися, имеющими слож...

Методическая разработка урока физики в 8 классе школы глухих по теме «Измерение физических величин»

На уроке обобщаются и систематизируются знания учащихся об измерении величин в ходе составления обобщенного плана и использования его при решении задач. В процессе самоанализа и самооценки учебной раб...

Разработка урока в 8 классе коррекционной школы VIII видана тему" Лошади"

Цель данного урока: Знакомство учащихся с образом жизни домашних млекопитающих – лошадей. Задачи: Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних ...

В. Жуковский «Жаворонок». Разработка урока чтения для 6 класса школы 8 вида.

Разработка урока чтения по стихотворению В.Жуковского "Жаворонок" предназначена для учащихся 6 класса школы VIII вида. Преподавание ведётся по программе специальной (коррекционной) образовательной шко...

Методическая разработка урока для классов специальной (коррекционной) школы (VIII вида) «Этикет телефонного разговора. ( Части телефонного разговора. Этикетные фразы. )»

В рамках предмета "культура общения" во всех классах педагогам предлагается обратиться к теме телефонного этикета. В своей разработке я попыталась объединить различные виды работы, использование ТСО и...