« Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Данный материал будет предложен  вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_v_1_sent.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая часть.

Данный материал будет предложен  вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека.

Тема четверти: « Декор – человек, общество, время».

Тема цикла уроков: « Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта» (2 урока).

Цели уроков:

  1. Познакомить учащихся с ролью религии и декоративного искусства на жизнь древних египтян.
  2. Сформировать представление о символике украшений, о религиозном мировоззрении и одежде этого периода.
  3. Воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
  4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Введение.

                                                      … Стоим перед богом по имени Гор.

                                              С большим удивлением смотрим в упор:

                                                                При всем человечьем обличье

                                                                          Имеет он голову птичью!

                                               Он рядом с богиней стоит львинолицей.

                                                           А рядом богиня-корова теснится,

                                                                              И только богиня Исида

                                                                      Похожа на женщину видом.

                                                              … Мы видим бога по имени Нут.

                                                 Мы помнили точно, кто  этот, кто – тот,

                                                      Наверное, целых пятнадцать минут.

Цивилизация Древнего Египта справедливо считается одной из самых загадочных и притягательных в истории мировой культуры. Уникальность Египта, прежде всего в его долговечности. Ни одна страна, ни одна культура,  ни до, ни после не существовали такое продолжительное время – более четырех тысячелетий, причем практически в неизменном виде. Уже благодаря одному этому обстоятельству изучение египетского искусства представляет большой  для нас интерес.

Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их смысл и значение. Они представляют собой свидетельство особого мироощущения древних египтян, помогавшего им решать свои социальные проблемы. Это своеобразное воплощение образа мыслей и действий, столь странного и в то же время столь близкого нам.

Для мышления древних египтян характерен дуализм в понимании мира, сводящем целое к единству и борьбе двух начал, которые отражаются и в двойственном характере царской власти, и в противопоставлении черной земли и белого песка пустыни, Верхнего и Нижнего Египта. Нигде больше в мире граница между плодородной землей и губительной пустыней, между жизнью и смертью не проведена так отчетливо, как в Египте. И только в Египте эта граница всегда была так хрупка, так мало зависела от человека. Неудивительно, что вся культура Древнего Египта  столь тесно связана с миром мертвых, слишком близко подошедшим к миру живых. Египтяне больше думали о смерти, чем о жизни,- может быть, потому, что большую часть времени им приходилось выживать, а не жить на этой благословенной земле вдоль течения великой реки.

Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых божеств-покровителей. Номы были, несомненно, остатками древних племен, объединенных в конце четвертого, тысячелетия до н. э. под общей властью царя. Однако культ номовых богов оказался чрезвычайно устойчивым: он держался до самого конца истории Древнего Египта, уже сочетаясь с поклонением общеегипетским божествам.

В этих местных номовых культах сохранялись глубоко архаические черты, каждый ном чтил свое священное животное, связывавшееся, так или иначе, с местным богом. Последний, изображался нередко или в виде этого животного, или в смешанном, зооантропоморфном образе. Примеры можно приводить без конца. Почти любой представитель египетской фауны почитался в той или иной области (а некоторые и по всей стране). Так, в самом южном номе - Элефантине почитали барана, в Дендере - корову, в Сиуте - шакала, в Гермополе - ибиса и павиана, в Бубастисе - кошку. Покровительницей Нехена, откуда исходило древнейшее объединение Южного Египта, считалась богиня-коршун, а рядом в Нехебе чтили водяную лилию. Древнейший центр объединений Северного Египта - Буго почитал священную змею, а соседняя община Пе - пчелу. Иероглифы, изображающие четыре последних существа, впоследствии стали символизировать объединенный Египет.

Почти все исследователи, зато признают, что в почитании местных богов-покровителей происходил процесс антропоморфизации священных животных. По крайней мере, в отношении очень многих богов это не подлежит сомнению: так, кошка превратилась в богиню Бастет, изображавшуюся с кошачьей головой; сокол - в бога Гора. Изображения Тота с головой ибиса, Анубиса с головой собаки, Собека с головой крокодила, богини Сохмет с головой львицы, Хатор с головой коровы и пр. служат очевидным указанием на происхождение этих зооантропоморфных образов от священных животных.

Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющих небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла)

Характерная особенность системы верования древних египтян - ее консервативность. Крайне медленное развитие государства, практически неизменный общественный уклад способствовали длительному сохранению древних культов, в частности фетишизма и особенности тотемизма. Существует гипотеза, что строительство пирамид, помимо культа мертвых, связано еще и с отголосками древнего фетишизма и почитания камня.

Религия Древнего Египта крайне символична, и ее символизм тесно связан с культом природы и естественных сил. Поклонение стихиям во всех их проявлениях – черта всех древнейших верований человека. Характер этих верований изменялся в зависимости от того, как изменялся образ жизни ее обитателей.

Первоначальные верования древних египтян складывались как верования охотничьих племен. Этим объясняется преобладание анималистических элементов – обожествление различных животных, в которых воплощались боги-покровители племени, помогавшие охотникам. В последствии поклонение некоторым из этих божеств вошло и в культ скотоводческих племен. Анимализм наиболее характерная черта древнеегипетской религии, сохранившаяся вплоть до позднего периода развития египетской цивилизации.

Египетские боги воплощались едва ли не вовсех животных, которые были известны древним египтянам. В разных областях почитали своих богов  покровителей, но имелись и несколько общеегипетских персонификаций. Так, повсюду  в Древнем Египте был распространен быков и коров. Бык отожествлялся с вождем племени, а в династический период, особенно в эпоху Раннего царства, культ быка сливался с культом фараона. Пример тому - знаменитая палетка Нармера, древнейший памятник египетской истории. На одной стороне этой резной шиферной пластинки фараон изображен в образе быка, сокрушающего стены вражеской крепости.   Еще в древнейших текстах правителя нередко именовали «тельцом». Отголоски слияния культа быка с культом царя сохранились до самого последнего времени фараонского Египта. Во время церемоний на празднестве «Хеб-сед» фараон появлялся на людях с привязанным к одежде бычьим хвостом.

С другой стороны, бык являлся для египтян символом плодородия. Эта символическая функция быка также являлась общей для древнеегипетских оседлых культур. В различных местах Египта быка почитали как олицетворение местного верховного бога. Мемфисский  Апис, воплощавшийся в черном быке с белыми отметинами, был связан с богом Птахом и с Осирисом, другой священный бык воплощал в себе бога Солнца Ра.

Несколько иное значение имел культ коровы. По древнеегипетским верованиям, небо представляло собой черную корову со шкурой, усыпанной звездами. Богиня неба Хатор, «небесная корова», тесно связана в египетских мифах с культом Солнца. Впрочем,  и корова почиталась как божество плодородия, и в этом плане два культа довольно близки друг другу. Ритуалы, связанные с божествами коров и быков были, однако различны. В культе священного быка важную роль играла мистерия, во время которой жрецы оскопляли и убивали животное, чтобы его кровь окропила землю и принесла плодородие. Иногда из бесчисленных представителей какого-либо вида животных отбирался один представитель и объявлялся богом. Так, например, со многими сотнями и тысячами быков в Египте не особенно церемонились. Их пасли, погоняли бичами, запрягали в плуги и т. д. Зато одного-единственного быка выбирали соответственно особым приметам (он должен был быть черным, но с белым круглым пятном на лбу, с особыми волосками на хвосте и т. д.). Когда такого исключительного быка после долгих обследований находили, то его приводили в Мемфис, в специальный храм и объявляли священным и неприкосновенным. Когда кончалась его счастливая жизнь, его погребали в специальном склепе (обнаруженном при археологических раскопках) и город погружался в траур. Затем начинались поиски нового Аписа (название божественного быка), и, когда его находили, траур сменяли ликованием.

Животные, которые египтяне использовали в хозяйстве, олицетворяли разных богов. Где-то  баран выступал как воплощение Амона, где-то он становился Хнумом. Подобное многообразие – характерная черта египетского анимализма.

Дикие животные также попали в пантеон Древнего Египта. Одно из центральных мест занимали лев и львица (их черты приобретали боги и богини Хатор, Тефнут, некоторые местные божества).  Змея имела двоякий  символизм в египетской мифологии. С одной стороны, заклятый враг  Ра – змей Апоп, воплощение зла. С другой стороны, одна из богинь плодородия Рененутет, покровительница кладбищ       Меретсегер. Также носили обличие змеи. Священные змеи, изображенные на двойной короне фараона, охраняли его на протяжении земной и загробной жизни.

Важное место в египетской системе верований занимал шакал, воплощение бога Анубиса. Изначально бог подземного царства, он со временем трансформировался в хранителя покоя умерших и верного помощника Осириса. Такую роль египтяне отводили шакалу не случайно. По ночам шакалы приходили на кладбища в надежде на поживу. Животные, непрестанно снующие среди священных для египтянина захоронений, в представлении религиозно настроенных людей, просто не могли быть связаны ни с какой иной сферой, кроме загробного царства. Анубис с телом человека и головой шакала изображен на всех росписях в усыпальницах как проводник души по царству мертвых к трону судьи и владыки мира, мертвых Осириса.

Почитали египтяне и птиц. К примеру, сокол-Гор выступал и как воплощение бога Солнца, и как важный элемент культа царя. Первые фараоны единого Египта в обязательном порядке включали в свою титулатуру имя Гор, и традиция эта сохранилась неизменной на всем протяжении египетской истории. В изображениях фараонов Древнего царства почти всегда присутствуют изображения сокола, как бы  охраняющего, прикрывающего своими крыльями голову царя.

Другой бог, которого олицетворяла птица,- Тот, воплощавшийся в ибисе. Культ Тота играл особую роль в жизни египтян. Как правило ,прилет ибисов на поля предвещал скорый разлив Нила.

Многочисленные обитатели долины Нила и самой реки по-разному обожествлялись в разных регионах  Египта, но место в пантеоне нашлось практически всем - от крокодилов и гиппопотамов до лягушек и насекомых. Среди насекомых наибольшее распространение получил жук-навозник (скарабей), почитание которого тесно связано с культом Солнца. Жук, катящий перед собой навозный шар, олицетворял в глазах египтянина движение по небу солнечного диска. Символика образа скарабея в египетской мифологии довольно богата. Он олицетворяет восходящее солнце и в этом качестве воплощает идею воскресения из мертвых, что в свою очередь, сближает культ навозника с культом Осириса.

Священные животные, при жизни, обитавшие при храмах и получавшие все божественные почести, после смерти удостаивались соответствующих похорон. Археологам, работающим в Египте, и сегодня доводится раскопать крупное захоронение - кладбище священных животных, мумифицированных по всем правилам и уложенных в расписные деревянные гробы.

Древнегреческий историк Геродот, автор «Истории» в девяти книгах очень подробно описал фараоновский и персидский Египет на основе собственных впечатлений и непосредственных контактов с египтянами. Вот отрывки из его сочинения, посвященные особенностям древнеегипетской религии с ее культом животных, искусством бальзамирования.

Глава 65.. Хотя Египет граничит с Ливией, в нем не особенно много зверей. Но все животные. Которые там есть, как домашние, так и дикие, считаются священными.… Для ухода за животными каждой породы назначены из египтян особые служители – мужчины и женщины, и эти должности переходят по наследству от отца к сыну. Каждый житель города выказывает свое благоговение перед священным животным следующим образом. После молитвы богу, которому посвящено это животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным. Таков способ питания этих животных. Если кто-нибудь умышленно убьет какое-нибудь из этих животных, того карают смертью; если же – неумышленно, то платил пеню. Установленную жрецами. А кто убьет ибиса или ястреба, должен, во всяком случае, умереть.

Глава 66.. Если в доме околеет кошка. То все обитатели дома сбривали себе только брови. Если же околеет собака, то все стригут себе волосы на теле и голове.

Глава 67.. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там, в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах.

 В разных областях Египта по-разному относились к  крокодилу, в одних  он  считался священным и неприкосновенным властителем речных вод, и охота на него строго воспрещалась. Маленьких крокодильчиков помещали в храмовых прудах, откармливали медовыми пирогами и в случае преждевременной смерти мумифицировали, окутывали погребальными пеленами и с почетом погребали, в других употребляли в пищу.

И вновь обратимся к Геродоту.

Глава 69.. Так вот в иных областях Египта крокодилы считаются священными животными, а в других нет и с ними даже обходятся, как с врагами. Жители Фив и области  Меридова озера почитают крокодилов священными. Там содержат по одному ручному крокодилу. В уши этому крокодилу вздевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу и, пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним. А после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже употребляют  их в пищу.

Заключение

 Религиозные воззрения древних египтян – та сторона древнеегипетской цивилизации, которая, возможно, более прочих притягивает современного человека. Европейская культура выросла из верований и мировоззрения других культур Древнего мира: с одной стороны, иудейской, с другой – Греко-римской. Египетская же культура и ее основа, религиозное мировоззрение, - явление абсолютно уникальное. Религиозное мировоззрение и мифология Древнего Египта сформировались в течение тысячелетий под взаимным влиянием верований охотничьих, скотоводческих и земледельческих племен.

Вопросы для обсуждения с учащимися:

1.Каковы характерные особенности религии Древнего Египта?

2.Какому богу поклонялись земледельцы и почему?

3.Какие почести оказывали животным во время жизни, и после смерти?

4.Всех ли животных одного вида обожествляли или выбирали одного единственного и почему?

5. Что тебя больше всего удивило в мифологии Древнего Египта?

Список используемой литературы:

1. Иллюстрированная история религий: В 2т. /Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей. - М., 1992.

2. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - М., 2003.

3. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т. /Гл. ред. С.А. Токарев. - М., 2004.

4. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. - М., 2004.

5. Энциклопедия для детей. Т.6. ч.1. Верования древности. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм. /Гл. ред. М.Д. Аксенова. - М., 2002.

6. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998.

7. История религии: В 2т. /Под общ.  ред. И.Н. Яблокова. - Т.1. - М., 2004.

8. Религиоведение. Хрестоматия /Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М., 2000.

9. Египет: Земля фараонов. Пер. с англ. В. Пападаки.- М..: ТЕРРА, 1997.

10.Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия.

Древний Египет. Зайчев А., Лаптева В., Порьяз А..-М.: Олма- ПРЕСС,2000.

11.Хрестоматия по мировой художественной культуре. Под ред. Зарецкой Д. М. М.: Книголюб, 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

Цели: познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древнего Египта;            сформировать представление о символике украш...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...

презентация по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

Тема расчитана на 2 часа. раскрывается на материале декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. На уроках учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (фараона, знатных людей, жреца, чиновник...

Роль декоративного искусства в эпоху древнего Египта.

Методическая разработка к уроку в 5 классе....

Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"...

«Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта».

На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, промежуточная иитоговая самооценка, постановка проблемы, делеполагание, исследование,...