Рождение ассоциативной композиции. Урок рисования (композиции).
план-конспект урока (изобразительное искусство, 9 класс) по теме
Одна из задач уроков рисования (композиции) - развитие эстетической отзывчивости учащихся на красоту окружающего мира, воспитание талантливого юного художника, думающего зрителя-собеседника. Перед учителем, формирующим такого одаренного ребенка, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ребенка размышлять над услышанным, увиденным, научиться передавать переживаемые чувства при прослушивании музыкальных произведений, задавать вопросы и находить ответы в творческой форме, совершать открытия и радоваться процессу созидания? На помощь уителю могут прийти методы проблемно-поискового, творческого поиска ответов на поставленные вопросы. Урок в технологии проблемного обучения поможет организовать общение с миром прекрасного, погрузить ребенка в мир художественно-эстетических ощущений, ассоциаций, сотворчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ismagilova_g.i._konspekt_uroka.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Исмагилова Гульнара Ирековна –
учитель изобразительного искусства
РХГИ им. К. А. Давлеткильдеева (г. Уфа)
РОЖДЕНИЕ АССОЦИАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Урок композиции (рисования)
Цель урока.
Развитие эстетической отзывчивости на красоту окружающего мира, творческой мотивации к художественной деятельности;
Комплексная задача урока:
- Предметно-информационная составляющая:
знакомство с понятиями – ассоциативная композиция, абстрактная композиция;
знакомство с программой для рисования «Labuat» на страницах Интернет-ресурсов.
- Деятельно-коммуникативная составляющая:
продолжение освоения различных техник и приемов работы с художественными материалами;
развитие абстрактного мышления, умения творчески мыслить, анализировать и решать композиционные задачи по теме;
развитие умения работать с интерактивными моделями в Интернете;
развитие речи при обсуждении, тактичное выражение своего мнения и умение дослушивать другого;
- Личностно-ориентационная составляющая
воспитание аккуратности, усидчивости;
получение удовольствия от работы;
развитие эмоционально – чувственной сферы школьника средствами музыки и изобразительного искусства, воспитание чувств восторга от процессов творческой работы, поиска гармоничной (яркой, сдержанной) палитры.
Уровень образования школьников: Урок предназначен для 9 класса, уровень класса - средний.
Время: 2 академических часа.
Тип урока. Комбинированный урок.
Форма учебной работы: урок-практикум.
Организация работы: коллективная, групповая.
Межпредметные связи на уроке.
музыка: анализ музыкального произведения, художественных композиции, сила эстетического воздействия.
компьютерная графика: визуализация музыки через рисование.
Основные понятия. Ассоциация. Абстрагирование. Абстрактное изображение. Ассоциативная композиция.
Использование новых информационных технологий. Мультимедийный проектор, музыкальный центр, CD с музыкальными произведениями В. А. Моцарта и других композиторов-классиков, компьютеры с подключенным Интернетом, программа «Labuat» для рисования чернилами на сайте http://herraizsoto.es/labuat/eng/.
План-конспект урока
Этапы урока | Время, мин | Приемы и методы |
1. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы. | 10 мин. | Беседа с учащимися |
2. Объяснение нового материала. Использование материалов электронной презентации к уроку. | 15 мин. | Формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых понятиях. |
3. Актуализация материалов предыдущего урока. Рефлексия. Использование материалов электронной презентации к уроку. | 5 мин. | Ответы учащихся на вопросы. |
учащихся в игровой форме. | 10 мин. | Работа учащихся в программе «Labuat». |
5. Анализ музыкального произведения. | 10 мин. | Ответы учащихся. |
6. Практическая работа. | 20 мин. | Практическая работа учащихся. |
7. Анализ детских работ. | 10 мин. | Ответы учащихся. |
Ход урока
№ | Виды деятельности | Деятельн-ть детей |
1. | Организационный момент. Мотивация учебной проблемы. Различные слова и понятия вызывают у нас разные впечатления, ощущения, ассоциации. Например, что вы себе представляете когда произносят слово космос? Не забудьте назвать цветовые признаки. Карнавал? Север? Счастье? Что такое ассоциация? Ассоциация – это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом. А можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки? Какими линями (пятнами) можно передать мягкие теплые оттенки звучания фортепиано, напевные, ласковые звуки скрипки? (ответы детей в материале). Звуки разной силы можно передать соответствующими линиями: громкие звуки – толстой, жирной линией, тихие звуки – средней линией, едва уловимые звуки – тонкой линией. Линия запечатлевает неуловимое движение души, настроения художника. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной, кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. А богатство художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной. По-вашему, какими линиями, штрихом, пятном можно передать звук журчащего ручья; рев водопада? | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей в материале. Ответы детей в материале. |
2. | Объяснение нового материала. Все это есть не что иное как абстрагирование. Абстрагирование – один из способов нашего мышления (от лат. abstractio — "отвлечение") — мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. Например, в декоративном искусстве – это процесс стилизации природных форм. В своём крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведёт к абстракционизму, особому направлению в изобразительном искусстве ХХ века. Для абстрактных композиций характерно - отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.), эксперименты с цветом, это спонтанное выражение внутреннего мира художника. К этому направлению можно отнести живопись русского художника В. Кандинского. Предельно обобщенной формой абстрактного изображения является «Черный квадрат» Малевича. Почему? Перед вами работы художников-абстракционистов. Ассоциативная композиция – картина, написанная по ощущению, ассоциациям (могут присутствовать узнаваемые предметы, люди, явления и т.д.). Давайте уточним: есть ли различие между абстрактной композицией и ассоциативной? А есть ли общее между абстрактными и ассоциативными изображениями? Перед вами ассоциативные композиции башкирских художников. Да, художники в своих работах стремятся передать свое эмоциональное состояние от увиденного, а композиторы хотят звуками передать свое эмоциональное состояние от услышанного. Порой возникают соответствующие музыкально-художественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку. И наоборот, слушая музыку, представляешь картину. Художник Коровин рисовал в реалистичной манере, его называли «Моцартом в живописи». Как вы думаете, почему? | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. |
3. | Актуализация материала предыдущего урока. Рефлексия. Как, по-вашему, законы композиции в абстрактной и ассоциативной композициях работают так же как при построении реалистической композиции? Как называются повторяющиеся, чередующиеся цветовые элементы на картине? Как с помощью линий можно передать динамику, движение, волнение? Покажите схематично возможные варианты построения динамичной композиции. Как будут выглядеть варианты построения статичной композиции? ( | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. |
4. | Релакс-пауза. Для дальнейшей успешной работы давайте немного поиграем, порисуем чернилами в программе «Labuat» на сайте http://herraizsoto.es/labuat/eng/. Какие графические средства выражения в композиции создатели сайта предлагают для ассоциативной визуализации музыки? (ответы детей). Работа учащихся в программе «Labuat» . | |
5. | Анализ музыкального произведения. Послушайте одно музыкальное произведение, по ходу прослушивания музыки можно рисовать свои ощущения, ассоциации. Материалы по выбору. Что представили, ощутили вы, слушая эту композицию? Это произведение Моцарта «Скрипка и рояль. Ближе к мечте». По мнению, независимых ученых, его музыка оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Что вам нарисовала музыка? Какое настроение музыки, ее характер? (Композиция спокойная, с оттенком светлой грусти. Вначале произведения музыка печальная, затем звуки начинают повышаться, звучит скрипка, появляется надежда и ощущение полета, любви…) Какой вы ее видите по цвету, композиционно? | Дети слушают классическую музыку и рисуют. Ответы детей. |
6. | Практическая работа. Задача: создать ассоциативную живописную, уравновешенную композицию по прослушанному музыкальному произведению (на основе рисунка-эскиза).Техника работы свободная, материалы на выбор, ф. А2. | Практическая работа детей в материале. |
7. | Анализ детских работ. Чьи композиции получились удачными и интересными? Почему? Получилось ли у авторов ассоциативно передать свои ощущения от услышанного? Молодцы! На следующем уроке обсудим и проанализируем завершенные работы. Всем спасибо. Урок окончен. | Совместный анализ работ в материале. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок рисования по теме:Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы"Крутой спуск","Дорожные работы"
Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида....
План-конспект открытого занятия по изобразительному искусству."Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись"
Открытое занятие "Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись" было подготовлено для участия в муниципальном этапе конкурса педагогических достижений "Учитель года - 2012"...
урок рисования во 2 классе "Рисование веточки ели с игрушками" школа 8 вида
Урок рисования с презентацией...
План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».
Урок о разных видах композиций в ДПИ. Традиционные виды композиций. Замкнутая композиция и монокомпозиция....
Методика проведения уроков по станковой композиции. Русский рисованный лубок.
В художественной школе на уроках станковой композиции с обучающимися 2–х классов используется тема «Русский рисованный лубок». Дети с увлечением просматривают лубочные карти...
Урок прикладной композиции "Решение композиционных задач с использованием нетрадиционных техник рисования"
Конспкт урока по композиции в профильном классе ДШИ. Перед учениками ставиться сложная задача по созданию декоративной композиции за короткий промежуток времени, с использованием "нетрадиционных" прие...
Урок рисования в 5 классе "Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук»
Урок рисования в 5 классе "Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук». Цель: создание условий для изображения симметричных форм насекомых. ознакомление обучающих...