Предмет, класс | Изобразительное искусство, 5 класс |
|
|
Тема цикла уроков | Художественные промыслы |
|
|
Тема урока | Ярмарка мастеров |
|
|
Тип урока | Обобщения и систематизаций знаний |
|
|
ФОУД | Совместно-взаимодействующая |
|
|
Цель урока | Закрепить и обобщить знания учащихся о видах народных художественных промыслов |
|
|
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
| Систематизация знаний, проверка приемов кистевой росписи, знать применение произведений художественных промыслов в быту | Дальнейшее развитие моторики рук, развитие аккуратности при работе кистью без предварительного рисунка | Дальнейшее воспитание уважения и любви к истокам и традициям российских художественных промыслов |
Актуальность использования средств ИКТ по теме урока | Возможность наглядной и красочной демонстрации обучающимся |
|
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедийный слайд-фильм |
|
|
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Компьютер, проектор, экран |
|
|
Образовательные ресурсы интернет |
|
|
|
Организационная структура урока |
|
|
|
Этап 1 | Введение в тему |
|
|
Цель | Актуализация знаний и определение темы урока |
|
|
Длительность этапа | 8 минут |
|
|
|
|
|
|
Содержание | - Давайте мысленно перенесемся на много лет тому назад, когда носили сарафаны и рубахи, вышитые своими руками. |
|
|
| - Ребята, а ещё какие вещи делали вручную? (посуду, игрушки, предметы быта: сундуки, шкафчики..) |
|
|
| - Ребята, из каких материалов все эти предметы выполнялись? (из дерева, глины, жести) |
|
|
| - Кто-же делал все эти игрушки, посуду и прочее? Сами крестьяне? (… мастера) |
|
|
| - Кто такие МАСТЕРА? |
|
|
| - Откуда они берутся? Кто становится мастером? |
|
|
| - А МАСТЕРОМ можно стать? Как? |
|
|
Демонстрация презентации | - Посмотрите на экран. Вы узнали названия промыслов? (1,2,3 слайды) |
|
|
| Вопросы: - Почему именно так называются промыслы? (Хохломская роспись, Жостовский, поднос, Гжельская керамика, Дымковская игрушка)
- Назовите материалы, которые используют мастера (каждого) промысла?
- Какие мотивы росписи используют мастера?
- Какие основные цвета используют мастера в росписи изделий?
- Используется ли мастерами данных промыслов так называемые «СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ»? назовите, такие знаки и что они означают (земля, вода, солнце, конь, мать)?
|
|
|
| -Давайте подробнее вспомним эти промыслы. (4-14 слайды) |
|
|
| - Ребята, как вы думаете, где мастера встречаются, обмениваются опытом, демонстрируют свои работы, реализуют их? (на ярмарке) (15 слайд) |
|
|
| - Ребята, кто приезжает на ЯРМАРКУ? () |
|
|
| - Правильно. На ЯРМАРКЕ встречаются самые разные люди. Для чего? «Себя показать, на людей посмотреть», говорят в народе. Ребята прокомментируйте, это высказывание. Правильно, а МАСТЕРА показывают на ЯРМАРКЕ свое мастерство. |
|
|
| - А мы с вами сегодня кто? – МАСТЕРА – вот и вы сегодня покажите, чему вы научились и принесете свои изделия на ЯРМАРКУ. |
|
|
| - Ребята, догадались, какая тема сегодня у нас на уроке? (ЯРМАРКА МАСТЕРОВ) |
|
|
|
|
|
|
Этап 2 | Постановка художественной задачи |
|
|
Цель | Целеполагание и формулирование художественной задачи |
|
|
Длительность этапа | 7 минут |
|
|
Содержание | - Ребята, вы уже догадались, почему вы так сели? (для совместной работы в группе) |
|
|
| - Напомните мне и себе, как нужно работать совместно в группе? () |
|
|
| - Мы не просто сегодня работаем совместно в группах, помогая друг другу. А разделимся на художественные АРТЕЛИ МАСТЕРОВ. |
|
|
| Группа «Гжель» Группа «Жостово» Группа «Хохлома» Группа «Дымковская игрушка» |
|
|
| - Выберите в каждой группе главного мастера для получения заданий. |
|
|
| - Итак, что вам предстоит выполнить? (расписать шаблоны-силуэты). Правильно, ваша ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЗАДАЧА: используя кисти разного номера, расписать шаблоны-силуэты с учетом формы изделия данного промысла. |
|
|
| - Как будете выполнять работу? (аккуратно, применяя специальные приемы росписи). Верно, наша ЦЕЛЬ: применить основные приемы кистевой росписи, учитывая цветовые особенности каждого промысла |
|
|
|
|
|
|
Этап 3 | Творческая рабата обучающихся |
|
|
Цель | Выявление творческих способностей и воспитание взаимопомощи обучающихся в совместной работе в группах |
|
|
Длительность этапа | 25 минут |
|
|
Содержание | Обучающиеся работают в группах по 4-5 человек. |
|
|
| По ходу работы учитель делает целевые обходы: -контроль организации рабочего места; -контроль правильности выполнения приемов работы; -оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; -контроль объема и качества выполняемой работы. |
|
|
|
|
|
|
Этап 4 | Подведение итогов |
|
|
Цель | Рефлексия |
|
|
Длительность этапа | 5 минут |
|
|
Содержание | Готовые работы крепятся на большие листы по АРТЕЛЯМ, вывешиваются на доску. |
|
|
| - Ребята, посмотрите, сколько на нашу ЯРМАРКУ «приехало» МАСТЕРОВ со своими изделиями! |
|
|
| - Посмотрите внимательно и скажите, правильно ли по цветовой гамме расписали свои изделия наши МАСТЕРА? () |
|
|
| - Ребята, что мы за урок с вами успели сделать? (повторили промыслы…, выполнили роспись…, оценили работу каждой АРТЕЛИ МАСТЕРОВ). |
|
|
|
|
|
|