Воспитательное занятие "Ярмарка мастеров"
классный час (5 класс)
Воспитательное занятие для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnoe_zanyatie.docx | 411.33 КБ |
melkie.docx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Крутихинская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
воспитательного занятие «Ярмарка мастеров»
Разработала: Шестова Т.Б.
Классный руководитель
5 «а» класса
с.Крутиха,2019г
Пояснительная записка
Актуальность воспитательного мероприятия «Ярмарка мастеров» обусловлена большой значимостью воспитания потребности в овладении русскими народными ремёслами школьников в современном обществе.
Привлечение школьников к изучению народных промыслов декоративно прикладного искусства и ремесел – важная составная часть в области изучения истории и технологии создания культурных ценностей народного художественного творчества.
В последние годы уделяется большое внимание приобщению детей к традициям народной культуры. Обращение к народному творчеству имеет глубокий социальный смысл, является средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Невозможно воспитать у молодого поколения чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего народа.
В этой разработке рассматривается тема народных промыслов России –глиняные игрушки, разновидности матрешек и роспись. Почему именно народные промыслы? Да потому что мы все в корне своём вышли из народа и это должно быть нам близко по своей природе.
Русские ремесла органично вошли в современный быт и продолжают развиваться, сохраняя национальные традиции. Но сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.
Эту разработку мероприятия можно считать познавательной, так как в ходе работы дети познакомились с историей возникновения и видами русских ремёсел.
Класс-ученики 5 класса ( но так же это занятие интересно будет и ребятам с 1-4 кл)
Цель:-совершенствование духовной и нравственной культуры детей путем знакомства с декоративно- прикладным искусством России;
-воспитание патриотических качеств: любви к народному искусству, Родине, истории, культуре своего народа;
-пополнение знаний в области ручного мастерства.
Задачи:-закрепить знания о видах декоративно-прикладного творчества;
-рассказать о традиционных видах росписи России;
-развивать эстетический вкус учащихся;
-воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, к восстановлению народных традиций.
Методы и примы:
-игровой (упражнения и задания, загадывание и отгадывание загадок, конкурсы);
-словесный (беседа, вопросы, указание, пояснение, художественные тексты, педагогическая оценка);
-наглядно-практический (моделирование, комментирование наглядного материала, самостоятельная работа, самоконтроль).
Планируемые результаты:
Личностные:
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, сопереживание за коллективный результат;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные:
• формирование умения планировать, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, построение рассуждений;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные:
• осознание ценности традиций и обычаев народных промыслов и их значения в русской национальной культуре;
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
• развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на закрепление знаний о ДПИ;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Регулятивные УУД:
умение:
• принимать тему занятия;
• наблюдать и делать самостоятельные выводы;
• прогнозировать предстоящую работу;
• оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
• навыки сотрудничества в игре, в трудовой деятельности
Познавательные УУД:
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
• умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию
Оформление класса: Предметы ДПИ, сундучок, мешочки с праздничными пряниками(Рефлексия), 4 клея карандаша, 4 набора масляных карандашей, матрешки бумажные, затовки подносов, заготовки чайников, клея карандаш .
Музыкальное сопровождение, презентация.
Ход воспитательного занятия:
-Добрый день дорогие ребята, я рада вас приветствовать на нашем занятие . Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а после нашего занятия будет еще лучше.
-Сейчас мы с вами отправимся в сказку.
-В некотором царстве, в некотором государстве жили – были мастера. И создавали они расписные чудеса – предметы декоративно-прикладного искусства.
- Согласитесь ребята, мы живём в окружении самых разных предметов. Среди этого многообразия есть такие, которые искусно украсил художник, они нарядны и по-своему неповторимы.
-Художники, словно волшебники, преображают и украшают наш мир или другими словами декорируют предметы.
- А знаете ли вы, что означает слово «декор»? (ответы ребят: украшения)
-Согласна, молодцы.
- Слово «декор» означает «украшать, придавать красивый вид». И все эти предметы, выполненные руками русских мастеров продавались на русских ярмарках и базарах.
-И мы с вами то же попадем на такую ярмарку, но с начало отправимся в путешествие к народным умельцам и мастерам.
-А на чём мы можем добраться до городов народных умельцев?
-Так как на улице у нас снег поедем мы туда на тройке лошадей, и во время поездки, что бы сани мчались еще быстрей вы будите вместе со мной изображать невидимый колокольчик. (слайд картинка лошадей)
-У меня есть сундучок и во время путешествия вы сами побываете мастерами , выполняя задания из этого сундучка.
-Вы не забыли, что мы отправляемся в сказочные государства?
-Занимайте свои места. Поехали. ( изображаем вместе колокольчики на тройке лошадей)
-Ехали мы ехали и наконец приехали кпервому мастеру сказочного государства «Гжель»
Мастера этого сказочного государства- раскрашивали посуду всего 2 красками: голубой и белой. А названа она по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Жители «Гжели» прислали нам посуду. (показываю тарелку)
-Какого она цвета?
-Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины.
-А вокруг их всюду сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
-Посмотрим, какое задание для нас приготовил волшебный сундучок.
«Украсить чайник элементами росписи гжель»
-Посмотрите вот на шаблон этого чайника, какого цвета не хватает? Вам нужно в вашей команде украсить свой чайник, у вас на парте то же находится конверт №1: шаблон чайника и огромное количество разных узоров ваша задача подобрать узор данной росписи и наклеить на ваш чайник украсив его , на это задание командам дается 3 минуты. Как только ваш чайник будет расписан вам необходимо его прикрепить на стенд рядом с росписью посуду.
-Молодцы, хорошо справились с заданием, а мы едим дальше.
-А следующее сказочное государство «Хохлома».
-Посмотрите ребята , такая роспись называется ХОХЛОМСКАЯ? Хохломой расписывают деревянную посуду. Вот это настоящие деревянные ложки и чаши, расписанные хохломскими мастерами.
- А что изображают художники в хохломской росписи? (Ягоды, листочки, цветочки, былинки, травинки, сказочных жар-птиц, чудесных рыб).
- Хохлому ещё называют «золотой». Почему?
- Старинное придание рассказывает:
«Жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписывал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую посуду».
-Посмотрим какое задание для нас приготовил волшебный сундучок.
«Кроссворд хохлома»
-Каждой команде нужно решить кроссворд «Хохлома», который находится в конверте №2. На решение кроссворда 3 минутки. Чья команда решит, кроссворд нужно будет перевернуть кроссворд обратной стороной, посмотреть какая посуда у вас и прикрепить к нашему стенду.
-Замечательно справляетесь с заданием, ну , что едим дальше.
-А мы отправляемся в следующее сказочное государство «Жостово»
-А - Это ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ и баночки. Такую посуду делают мастера из подмосковного села Жостово.
- Какой материал нужен для изготовления подносов? (Железо).
-Но сейчас наши мастера научились наносить жостовскую роспись на керамическую посуду.
- Что изображают художники на подносах? Главная тема украшения жостовских кованых подносов это букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. В жостовской росписи цветы как будто оживают.
- Откроем наш сундучок
- Вот и вы сейчас создадите свой жостовский поднос. «Собери поднос».
- Вам за 2 минутки нужно собрать жоствоский поднос. У вас на столе есть заготовка подноса и кусочки росписи жостово . ваша задача собрать рисунок и наклеить его на заготовку, помните что работает каждый участник вашей группы. Открываем конверт № 3. Как только вы соберете поднос, его нужно прикрепить к нашему стенду.
- Молодцы, так держать, отправляемся дальше.
- А следующее сказочное государство которое встретилось нам «Городецкое»
- ГОРОДЕЦКИЙ народный художественный промысел сложился в старинном волжском городе Городце. Отсюда и название – Городецкая роспись. Городецким узором расписывают не только дощечки, но и прялки, игрушки-качалки, ставни домов и даже ворота.
-Городецкая роспись — веселая, праздничная. Цвета — черный, красный, синий, зеленый, коричневый, белый — на любой вкус! Яркая, лаконичная городецкая роспись(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой
-Какое же тут задание для нас приготовил волшебный сундучок.
«Разбери городецкие досточки».
В конверте №4, перемешались все росписи ваша задачи найти предметы с городецкой росписью , наклеить на заготовку досточки и после прикрепить к стенду.
-Вот какие у вас в классе мастера, едим дальше.
-А нам осталось посетить сказочное государство «Матрешки».
-Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.
- Из чего сделаны матрёшки? Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. (показываю болванки)
-Расписывают матрёшек мастера из г. Семёнова, Загорска и с. Полхов-Майдана.
-Отсюда и названия – загорская, семёновская и полхов-майданская матрёшки. А вот в чём их различие, расскажут вам ваши учителя на уроках изобразительного искусства.
- А теперь последнее задание из нашего волшебного сундучка
«Дорисуй матрёшку».
-У вас в конверте № 5 находятся матрешки, ваша зада используя карандаши восковые мелки расписать всем вместе, одновременно матрешку, и прикрепить к нашему стенду.
-Конечно мы с вами рассмотрели не все линии дпи, существуют еще много других помыслов, вышивание, вязание, кружева, расписные платки, резьба по дереву, и многое, многое другое , но с ним вы можете познакомится самостоятельно.
- А теперь , ребята, посмотрите, что у нас с вами получилось- настоящая Ярмарка.
-А вы знаете , что такое ярмарка? (ответы детей)
- Да, совершено верно.
-Ярмарка - происходящие для временной торговли, в определенном месте и в определенное время года, съезды торговцев и торгующих организаций.
Во время ярмарки для развлечения и угощения гостей и покупателей всюду продавались различные сладости.
-Уходя с ярмарки каждый уносил, что то с собой, вот и я приготовила по волшебному прянику на память, только расписать пряники я не успела, поэтому предлагаю вам их расписать:
-У вас на столе стоит гуашь .Вам нужно будет в соответствии с тем как на ваш взгляд, сегодня прошло наше занятие расписать ваш пряник.
-А вам в помощь значение цветов:
Красный цвет- мне все понравилось, было очень интересно на занятии.
Желтый- Мне все понравилось , но иногда я испытывал трудности при выполнения заданий,
Синий- мне было скучно и неинтересно на мероприятии
Зеленый – Мне все понравилось, и я узнал много нового и интересного.
-А теперь покажите другим группам, какие пряники у вас получились.
Итак, ребята!! Надеюсь, что вы узнали что-то новое о народных промыслах и декоративно прикладном искусстве. Я благодарю вас за наше интересное путешествие. До свидания.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Роль игры в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ
Действия участников мастер-класса: Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и кладет его в корзину. Пока идет подготовка, листочки приклеиваются на «дерево» на доске.Ход мастер-...
Мастер-класс "Методические рекомендации по планированию воспитательной работы в классе"
Как создать воспитательную систему в классе?С чего начать?Какое направлениеи считать приоритетным?.......
Мастер-класс на областном семинаре: «Организация научно- исследовательской деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса по теме "Я выбираю жизнь""»
Эпиграфом служат слова китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму». (китайская по...
мастер-класс по воспитательной работе "Я классный руководитель, а это значит..."
данный мастер-класс был проведен в 2012 году в рамках муниципального конкурса "Самый "классный" классный"...
мастер-класс на тему: "Активные формы воспитательной работы с детьми"
Предлагаемый мною атериал может быть использован в работе классных руководителей. Особенно полезен для классных руководителей 5 классов, так как затрагивает важные приемы адаптации детей к новой обста...
Концепция воспитательной работы со студентами и учащимися ГБОУ СПО МО "УОР по футболу "Мастер-Сатурн"
Данная концепция - научно обоснованная совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачи и направления развития системы воспитательной работы в УОР "Мастер-Сатурн"....
Индивидуализация воспитательной работы мастера производственного обучения и преподавателя с учащимися
Методические рекомендации по обучению профессии "повар-кондитер"...