Методическая разработка урока физики в 8 классе школы глухих по теме «Измерение физических величин»
методическая разработка (8 класс) на тему
На уроке обобщаются и систематизируются знания учащихся об измерении величин в ходе составления обобщенного плана и использования его при решении задач. В процессе самоанализа и самооценки учебной работы на уроке продолжается формирование у глухих школьников рефлексивных умений В процессе обобщения и систематизации изученного материала осуществляется коррекционная направленность урока, а именно: развитие приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_izmerenie_velichin.docx | 151.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока физики в 8 классе
школы глухих по теме «Измерение физических величин»
Цель урока.
- Дидактическая. Обобщить и систематизировать знания учащихся об измерении величин в ходе составления обобщенного плана и использования его при решении задач.
- Воспитательная. Продолжить формирование у школьников рефлексивных умений в процессе самоанализа и самооценки учебной работы.
- Коррекционная. Развивать приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение) в процессе обобщения и систематизации изученного материала.
- Развивающая. Формировать обобщенные измерительные умения и навыки учащихся.
Оборудование. Демонстрационное: секундомер, часы, рулетка, линейки, термометры. Лабораторное: сосуды с водой, мензурки, динамометры, штангенциркуль.
Обобщение проводится в три этапа.
На первом этапе при решении кроссворда, повторении физических величин и приборов, составлении текста и обобщенного плана измерения величин учащиеся повторяют и углубляют изученный материал.
На втором этапе - решают задачу и выполняют практическую работу, анализируют опыты, закрепляют изученный материал.
На третьем этапе - подводится итог урока (рефлексия). Структура урока такова, что продолжительность непрерывной учебной работы не превышает 15-20 минут.
План конспект урока.
Этап мотивации (решение кроссворда, формулирование и запись темы урока).
Сегодня мы повторим важнейшее понятие физики. Что это за понятие? Предлагаю вам решить кроссворд и прочитать это слово.
- Решите кроссворд. В закрашенном столбце прочитаете слово.
| Прибор для измерения:
|
Учитель: С понятием измерение вы знакомы. Различные измерения вы производили на уроках труда, математики, физики, географии. Сегодня мы повторим и обобщим знания об измерении величин. Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (после обсуждения учащиеся записывают тему урока в рабочих листах).
Этап обобщения знаний.
Учитель: В науке и технике, повседневной трудовой деятельности люди производят различные измерения величин. Приведите такой пример и запишите его.
В ходе беседы учащиеся повторяют теоретический материал темы и записывают краткий текст, дают ему название (примерное содержание).
«…………»
В науке, технике, повседневной трудовой деятельности люди производят различные измерения. Например, (ученики приводят примеры измерений)………… Физические величины, их измерение, как и многие понятия, входят в состав физической теории.
В физике измеряют механические, электрические, магнитные и другие величины, например (примеры величин)………… . Каждая физическая величина имеет соответствующие (единицы измерения)………, например ……… . Физические величины измеряют с помощью (приборов)……… . Результаты измерений величин являются ………… . Измерения делятся на (прямые и косвенные) ………... .
Этап систематизации знаний (составление обобщенного плана измерения величин выполняется параллельно с решением задачи).
| Возможные ответы учащихся |
Учитель обращает внимание учащихся на приборы (на демонстрационном столе). Учитель: можно сказать, что все приборы измерительные? | Нет, так сказать нельзя. |
Учитель: почему? | Микроскоп и электроплитка не являются измерительными приборами. |
Учитель: чем отличаются измерительные приборы? | У одних приборов – есть шкалы, а у других – нет. Например, весы и счетчик не имеют шкалу. |
Вывод: Сегодня будем измерять физические величины с помощью приборов, имеющих шкалы. Составим план измерения величин. | |
Учитель: Какую физическую величину можно измерить этим прибором? (На столах учащихся имеются приборы: мензурка, линейка, динамометр, термометр) | Мензурка служит для измерения объема жидкости. Секундомером измеряют время. |
Учитель: что мы делали? | Мы определяли физическую величину, измеряемую прибором. |
Учитель: прочитайте задание. Выполните первый пункт задания (смотри рабочий лист ученика). Учитель ставит в наборное полотно табличку и поясняет, что это первое действие, которое необходимо сделать при измерении величин. | |
Учитель: найдите на приборах указание единицы измерения величины. | На мензурке написано обозначение миллилитра - единицы объема. На термометре указано обозначение единицы температуры – градус Цельсия. |
Учитель: какой можно сделать вывод? | На приборе имеются сведения о единице измеряемой величины. |
Учитель ставит табличку в наборное полотно и поясняет, что это второе действие при измерении величин. Учитель предлагает записать вывод в рабочие листы и выполнить второй пункт задания. | |
Учитель: на шкале линейки есть крайние штрихи (показывает). Найдите крайние штрихи на шкале другой линейки и назовите их. Наименьшее и наибольшее значения величины, измеряемые прибором, называют пределами измерения прибора. | |
Учитель ставит табличку в наборное полотно и поясняет, что это третье действие при измерении величины. Учитель предлагает ученикам записать вывод в рабочие листы и выполнить третий пункт задания. | |
Что необходимо выполнить далее при измерении величины? | Надо найти цену деления шкалы прибора. |
Учитель: как найти цену деления шкалы прибора? | Чтобы найти цену деления шкалы прибора, надо разность двух соседних значений вели чины, обозначенных на шкале, разделить на число делений между ними. |
Учитель ставит табличку в наборное полотно и предлагает ученикам записать вывод в рабочие листы и выполнить четвертый пункт задания | |
Учитель: теперь можно определить показания прибора (предлагает выполнить последний пункт задания) В результате этой работы на наборном полотне появится следующий план измерения величин:
| |
Учитель: подведем итог. Что мы сделали? | Мы составили план измерения величины и выполнили задание на определение силы тяжести груза. |
Учитель: выполните практическую работу. Снимите показания измерительного прибора по плану (учащимся предлагаются термометры и мензурки). | |
Итог урока (рефлексия) организуется в процессе заполнения двух таблиц по систематизации и обобщению знаний учащихся |
О понятиях: Физическая величина Измерение величин О характеристике физических величин: Обозначение Числовое значение Единицы измерения Приборы измерения Формулы расчета Решение задач: Теоретических Практических О порядке (обобщенном плане) измерения физических величин О чем вели речь на уроке |
Что делали на уроке |
Рабочий лист учени_________ класса________________________________
Тема урока: ___________________________________________________________
- Решение кроссворда и запись темы урока. В закрашенном столбце прочитаете слово.
| Прибор для измерения:
|
- Составление текста.
В науке, технике, повседневной трудовой деятельности люди производят различные измерения. Например, ___________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
В физике измеряют механические, электрические, магнитные и другие величины, например _____________________________________________________________ Физические величины, их измерение, как и многие понятия, входят в состав физической теории. Каждая физическая величина имеет соответствующие _______________________________,например______________________________
______________________________________________________________________
Физические величины измеряют с помощью _______________________________. Результаты измерений величин являются _________________________________.
Измерения делятся на __________________________________________________.
- Составление плана измерения величин.
- Сначала необходимо указать _________________________________________.
- Выбрать способ измерения (_________________________________________).
- На каждом приборе имеются сведения о ________________________________
- Наименьшее и наибольшее значения физической величины, измеряемые прибором, называют ___________________________________________________.
- Чтобы определить цену деления шкалы прибора, надо ____________________ _____________________________________________________, обозначенных на шкале, разделить ____________________________________ между ними.
- Задача. Определите силу тяжести груза.
- Измеряемая величина –_____________________________
- Способ измерения – _______________________________
- Единица измерения величины – _____________________
- Пределы измерения – _____________________________
- Цена деления – ____________________________________ ____________________________________________________ __________________________________________________
- Показания – ______________________________________ _____________________________________________________
Практическая работа. Определите плотность вещества, из которого изготовлено тело.
Определить ______________ тела
- Измеряемая величина – ______________________________________________
- Единица измерения величины – _______________________________________
- Способ измерения__________________________________________________
- Пределы измерения – ________________________________________________
- Цена деления – _____________________________________________________
- Показания – ________________________________________________________
Определить ______________ тела
- Измеряемая величина – _____________________________________________
- Единица измерения величины – ______________________________________
- Способ измерения__________________________________________________
- Пределы измерения – _______________________________________________
- Цена деления – _____________________________________________________
- Показания – _______________________________________________________
Определить _________________ вещества
- Измеряемая величина – _____________________________________________
- Единица измерения величины – ______________________________________
- Способ измерения__________________________________________________
- Вычисления _______________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод : тело изготовлено из ____________________________
- Домашнее задание.
Выучить определения 1, 2, 3 и план измерения величины.
- Указать измеряемую величину.
- Определить единицу измерения величины.
- Указать пределы измерения прибора.
- Найти цену деления шкалы прибора.
- Определить показания прибора.
Задание на оценку «4»
Снимите показания прибора, изображенного на рисунках 5 и 7 стр. 8 учебника
Задание на оценку»5»
Определите назначение прибора, изображенного на рисунке, укажите положение стрелки, соответствующее силе тяжести в 4,5 Н.
Задача 51 (стр. 39 учебника)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме: «Простые механизмы. Рычаг».
вывести и закрепить правило равновесия рычага...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме «Инерция»
Урок посвящён изучению нового материала и его первичному закреплению. Ведущей технологией, которая использовалась на этом уроке - технология проблемн...
Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме: « Температура и тепловое равновесие. Определение температуры».
Цель урока – формирование современных представлений о температуре как мере равновесного состояния системы Задачи: Образовательная – дать представление о тепловом равновесии системы, сформировать ...
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы»
Методическая разработка урока физики содержит презентацию к уроку и бланк для выполнения и оформлления отчета лабораторной работы №14 8 класс....
Методическая разработка урока физики в 8 классе по теме: "Решение задач по теме Тепловые явления"
Представленная методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Решение задач по теме "Тепловые явления" выстроена в логике системно-деятельностного подхода с использованием тех...