О Методах проектного обучения из опыта работы педагога изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Внедрение метода проекта в учебный и воспитательный процессы позволяет развить различные способности ребёнка: коммуникативные, художественные, социальные, технологические и многие другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya__k_proektu.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта педагога о методе проектного обучения.
П р о е к т «М и р ц в е т а».
Как и многие наши коллеги, педагогический коллектив Прогимназии №48 активно осваивает и внедряет отечественные и зарубежные педагогические технологии, это позволяет более эффективно строить образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность учащихся и воспитанников.
Одной из современных педагогических технологий является метод проектного обучения в основе которого лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Внедрение метода проекта в учебный и воспитательный процессы позволяет развить различные способности ребёнка: коммуникативные, художественные, социальные, технологические и многие другие.
Методику организации проектной деятельности детей педагоги Прогимназии осваивали в течение двух лет на педагогических советах, методических объединениях, семинарах, практических занятиях, пытаясь адаптировать её к дошкольному и младшему школьному возрасту.
В результате тщательного анализа сделали вывод, что для данного возраста оптимальным является долгосрочный проект, позволяющий стимулировать поисковую и исследовательскую деятельность дошкольников и младших школьников, способствующий развитию креативности и творчества. Не скрою, что вначале метод проектов казался для меня чем-то заоблачным и непонятным.
Я долго размышляла, каким образом можно применить его при изучении изобразительного искусства и что это даст учащимся и учителю?
Увидев результат проектов, над которыми работали мои коллеги, («Птицы» - старшая группа, педагог Смурыгина В.В.; «Природа, искусство и мы» - 4 класс, учитель Пермина Н.Н.; «Почемучкина поляна» - 2 класс, педагог Барсукова Н.Я.) заинтересовалась этой работой. Привлекло также и то, что изучение материала ограниченное временными рамками урока, переносится во внеурочную деятельность. Явным, видимым результатом стало расширение словарного запаса детей, активизация их речи. Я убедилась, что школьники с большим интересом включаются в исследовательскую деятельность. Активными участниками становятся и родители. Они вместе с ребёнком ищут материал, используя не только школьную библиотеку, но и ИКТ. Кроме того, очень эффективно осуществляются межпредметные связи.
Изучив соответствующую литературу, наметив цели и задачи будущего проекта, получив методические рекомендации, я приступила к работе.
Развитие познавательных способностей, эстетического восприятия, практических навыков, интеллектуально-творческого потенциала личности, формирование эмоциональной отзывчивости – это лишь немногие задачи, которые ставит перед
собой учитель изобразительного искусства. Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего мира, умение видеть цветовое богатство окружающего мира, развитие цветового восприятия (глаз человека способен различать 200 оттенков одного цвета) – цели эстетического воспитания, которые ставят перед собой многие педагоги.
На одном из уроков, беседуя с учащимися третьего класса о роли цвета в жизни человека, я поставила перед детьми проблему – что же такое цвет? Активно включившись в обсуждение, они так и не смогли сформулировать ответ, но тема эта была для них близка и интересна. Тогда я предложила учащимся провести исследовательскую работу на тему «Мир цвета». Забежав вперёд, сообщила, что в процессе работы мы будем не только выполнять творческие задания, но и проводить опыты, придётся «порыться» в словарях, «заглянуть» в Интернет, подготовить рефераты, а в заключение, как итог нашей работы, представить презентацию проекта. Ребята с удовольствием согласились, тем более что видели предшествующий опыт сверстников. Так началась интересная творческая работа.
Перед тем как к ней приступить, мной были разработаны цели и задачи проекта, намечены этапы проектной деятельности.
Цели проекта «Мир цвета»:
- Формировать художественно-творческое мышление;
- Развивать познавательные способности в процессе разрешения проблемных ситуаций;
- Воспитывать чувство прекрасного, умение восхищаться цветовым многообразием окружающего мира.
Задачи:
- Погружение в раздел цветоведения (разложение света в спектр);
- Введение элементов исследовательской работы;
- Развитие аналитического мышления
(поисковая деятельность в ходе решения проблем);
- Активизация творческих способностей детей;
- Развитие эмоционального восприятия цвета;
- Осуществление интегрированных связей (изо, литература, музыка)
Этапы проектной деятельности:
I Погружение в проект;
II Организация деятельности детей;
III Практическая деятельность по решению проекта;
IV Презентация проекта. Рефлексия.
На последующих уроках, мы вновь вернулись к вопросу - «Что такое цвет и от чего зависит наше цветовое восприятие». Учащиеся сравнили фотографии, выполненные в разное время суток. Ребята обнаружили, что в темноте цвет предметов не виден, и догадались точнее, сделали открытие, что цвет зависит от освещения, т.е. от света. Похожий опыт они проделали дома, а затем рассказали о нём в классе.
Следующая проблема, которая была поставлена перед учениками –
«Какого цвета солнечный свет и есть ли цвет у света»?
Многие, не задумываясь ответили, что свет жёлтого цвета, а некоторые искали в вопросе подвох и не спешили с ответом. В процессе проведения эксперимента, «стеклянная призма и луч света» ребята обнаружили, что свет можно разложить на цветовой спектр. Как настоящее чудо восприняли они этот опыт - столько было радости, восторга и удивления. А когда после уроков ученики смастерили «волчок», раскрасили его в цвета радуги и увидели, что при вращении спектр соединяется в серый, дети почувствовали себя волшебниками. Один ученик принёс из дома моторчик, решили проделать этот же опыт. Прикрепив «волчок» к механизму, ребята наблюдали, как с увеличением скорости вращения «волчка» цветовой спектр становится светлее. В результате был сделан вывод, что луч света можно «разложить» на цветовой спектр, а затем «собрать» его.
В словарях ребята нашли разные определения слова «цвет». Верность определений подтверждала проведённая исследовательская работа.
Затем класс разделился на небольшие подгруппы, каждый ученик получил задание на дом, которое предлагалось выполнить вместе с родителями.
На родительском собрании я кратко рассказала о содержании и значении проектной деятельности, о важности предстоящей работы. Метод проектов тесно связан с основным учебным процессом, ориентированным на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление, закрепление имеющихся знаний, умений, навыков не только в области изобразительного искусства, но и других предметов. Каждый ученик получил задание выбрать и оформить результаты работы в форме реферата:
- Из книг выбрать и выписать цитаты, где встречается данный цвет
(художественная литература, произведения у. н. т., песни)
- Творческая работа. Написать сочинение, сказку-миниатюру или
стихотворение о цвете или цветах радуги.
- Подобрать и выписать гамму, оттенки определённого цвета.
Рефераты, как и ученики класса, получились очень разными. Одни были выполнены от руки, с рисунками и аппликацией, другие на компьютере с цветными иллюстрациями. Содержание и объём также отличался: кто-то уместил всё на одной странице, кому-то было мало трёх листов. Увлекательные сказки и трогательные детские стихи раскрывали творчество детей и родителей.
При выполнении последнего задания, пришлось обратиться к словарям, поискать информацию в Интернете. Некоторые семьи даже журналы об искусстве купили.
А я ещё раз убедилась в важности поставленных задач по развитию цветового восприятия, над которыми необходимо работать, начиная с детского сада, тем более что в нашем учреждении имеется такая возможность.
В процессе работы над проектом ученики кроме этого выполнили ряд практических и творческих заданий с использованием разных технических приёмов рисовали радугу, пытаясь показать переход цвета. Придумывали сказочных персонажей, изображая их в определённой цветовой гамме. Учащиеся узнали о значении каждого цвета, разнообразии и неповторимости цветов.
При подготовке презентации проекта, была создана творческая группа. Вместе с ребятами мы отбирали лучшие рисунки в подарок школе, снимали видеоролики, оформляли компьютерную версию презентации.
Мне, как педагогу, очень большую помощь оказали курсы ИКТ, которые я закончила на базе районного методического центра.
С презентацией проекта «Мир цвета» ученики 3 класса выступали несколько раз:
перед сверстниками, родителями, учителями Прогимназии, а также перед участниками семинара учителей изобразительного искусства Раменского района.
Несомненно, в работе такого плана существует много положительных сторон. Конечно, работа над проектом настолько поглощает и увлекает, что порой забываешь о других запланированных делах. И всё же, я посоветовала бы коллегам, не успевшим ещё «окунуться» в метод проектов, попробовать свои силы и силы детей в этой по-настоящему творческой деятельности.
В результате участия в проекте «Мир цвета» учащиеся 3 класса
приобрели опыт работы с цветом; расширили накопленные ранее навыки его восприятия; окунулись в исследовательский процесс; обогатили словарный запас; попробовали себя в роли лекторов во время публичных выступлений. Повысилась их учебная мотивация. Рисунки, выполненные в процессе работы над проектом, украсили рекреации Прогимназии.
Педагог получает возможность повысить свой профессиональный уровень; изучить и использовать новые формы и методы работы с детьми и родителями, получить опыт в области проектного обучения, расширить знания при работе с компьютером, раскрыть творческие способности в области ИКТ.
Из опыта работы Дунашёвой Т.В.
учитель изобразительного искусства
Прогимназия № 48 п.ГКЗ
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны
Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и практическое зн...
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ учителя изобразительного искусства
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках «Изобразительное искусство» и «Искусство» посредством реализации современных технологий развития творческого мышления....
«Приемы и методы работы с учителями, учащимися и родителями в конфликтной ситуации» (из опыта работы). педагог-психолог В.В.Седегова
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический кл...
Проектная работа по изобразительному искусству «Волшебный сундучок»
Цель работы - сравнение русских народных и татарских сказок, раскрытие тех общих идей, мотивов, сюжетов, образов, которые в них прослеживаются в различных жанрах литературы, устном н...
Обобщение опыта работы учителя изобразительного искусства МБОУ "Киржеманская основная школа"Кемаевой Веры Николевнвы
опыт работы...
Из опыта работы учителя изобразительного искусства "Особенности работы с одарёнными детьми"
quot;Творчество рождает творца". Эти слова М.Горького как нельзя лучше подходят для педагогов, которые среди множества детей, обучающихся рисованию, умеют распознать одарённость и помогают...
Статья "Технология проблемного обучения в практике работы учителя изобразительного искусства"
Технология проблемного обучения в практике работы учителя изобразительного искусства...
Комментарии
Проектный метод