конспект урока 5 класс
план-конспект урока (изобразительное искусство, 5 класс) по теме

Герганкина Любовь Анатольевна

конспект урока в 5 классе по теме " Древние образы, единство  формы и декора в народных игрушках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_5_klass.doc817.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе

Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.

Цель: сформировать представление о народной глиняной игрушке, опираясь на опыт учащихся, её видах, традициях формы и росписи.

Задачи:

  1. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
  2. Познакомить с глиняной народной игрушкой, её видами, историей происхождения, орнаментом, цветовой гаммой. Совершенствовать  навыки работы с кистью.
  3. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и  истории.

Класс: 5

Время: 40 мин.

Оценивание: «зачёт», «незачёт»

Оборудование: таблица с изображением орнаментов росписи игрушек, таблица «Народная глиняная игрушка», работы учащихся, диск с русскими народными песнями,  глиняные или пластилиновые игрушки (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская и др.).

Инструменты и материалы: гуашь, кисти, альбомы, простые карандаши, ластик, тряпка, ёмкость под воду.

 План урока:

  1. Орг. момент -1 мин
  2. Вводная беседа – 3 мин
  3. Теоретическая часть – 17 мин
  4. Практическая часть – 12 мин
  5. Анализ работ – 3 мин
  6. Итог урока – 3 мин

Ход урока:

Деятельность учителя

Д-ть уч-ся

1.Оргмомент

2. Вводная бес.

3 Теоретич. Часть

4 Практич. часть

5

Ана

лиз работ

6

Итог

Проверка готовности учащихся к уроку.

Звучит музыка ( возможно из репертуара группы «Иван Купала»)

 Две девочки, подготовленные заранее, наряженные в русский народный костюм под музыку открывают створки  доски, украшенные народным орнаментом. На доске вывешены рисунки, таблицы с изображением глиняной игрушки, орнаментом,  на стол ставят подносы с глиняными игрушками, садятся по обе стороны доски.

-Ребята, вы наверно догадались, что попали в мир русской глиняной игрушки. И сегодня мы познакомимся с Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушкой, с особенностями орнамента этих игрушек, историей и местом происхождения. А ещё вы сегодня нарисуете понравившуюся игрушку и отнесёте её домой.

-Ребята, с самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие?

 -Из чего сделаны?

-Где сделаны?

-Вы наверно, согласитесь, что все они похожи. Вот, например, мячики – один от другого не отличишь. А вот игрушки, которые сейчас перед вами, все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй наибольшей популярностью пользуются Дымковские. (показ)

1-я ученица: Чем знаменито Дымково?

                       Игрушкою своей.

                       В ней нету цвета дымного,

                       Что серости серей.

                       В ней что-то есть от радуги,

                       От капелек росы,

                       В ней что-то есть от радости,

                       Гремящей, как басы…

Учитель: Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски (1-я ученица вывешивает слово на доску), имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками.

2-я ученица: игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.

Учитель: Если посмотреть на узор, то становится заметно, что он необычайно прост. Назовите элементы, составляющие орнамент.

-А другими словами, языком символики,  что это? Вспомните предыдущие уроки.

-Верно, назовите цвета Дымковских игрушек

-Что в общем можно сказать о цветовой гамме?

-На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.

1-я ученица: Птицы, кони, индюки, баранчики в штанишках, няньки и деточки, барышни и кавалеры, водоноски, олени, бытовые и сказочные сценки, таков ассортимент Дымковской игрушки.

В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки.

2-я ученица: А теперь знакомьтесь: Филимоновская игрушка. (показ) Пришла она к нам из деревни Филимоново Тульской области. Делают игрушки из иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой.

-Ребята, обратите внимание на форму. Какая она?

Учитель: в Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фигурки получаются вытянутыми, высокими.

- Цветовая гамма состоит из…

-Да, ребята, это основные цвета. А теперь самостоятельно зарисуйте в свои тетрадки элементы филимоновского орнамента

1-я ученица: Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.

Учитель: А вот Каргопольская игрушка (показ) пришла к нам из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы.  

2-я ученица: А вот Полкан – сказочное чудище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня (показ).

Учитель: А теперь, ребята, посмотрите и зарисуйте некоторые узоры в свои тетрадки.

-В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.

(ученицы садятся на место)

А теперь мы рисуем эскиз Дымковской игрушки. Выбираете любую форму (учитель готовит шаблоны), обводите и украшаете орнаментом.

-Как вы думаете, для чего нам нужен эскиз?

-Верно, следующих 2 урока мы будем лепить и расписывать игрушку. А сейчас располагаем шаблон в центре альбомного листа, аккуратно обводим, рисуем орнамент сначала простым карандашом и раскрашиваем. Какой фон дымковской игрушки?

Учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места
  2. контроль правильности выполнения приёмов работы
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения
  4. контроль объёма и качества выполненной работы.

Критерии анализа:

  1. Аккуратность
  2. Эстетичность
  3. Сочетание орнамента и формы
  4. Яркость и насыщенность цвета

Учитель словесно оценивает каждую работу.

Можно предложить учащимся самостоятельно сформулировать вопросы по изученному материалу.

Обратить внимание на правильность формулировки вопросов.

-Удивителен и разнообразен мир русской народной игрушки. На этом уроке мы приступили к процессу создания собственной игрушки в народном стиле. И на следующем уроке будем работать с глиной. У кого нет глины, приносите пластилин. Мы будем знакомиться с приёмами лепки.

Домашнее задание: принести глину или пластилин, газету, ёмкость под воду.

 - Спасибо за работу, урок окончен.

-Мячики, куклы, пистолеты, машинки.

-Из пластмассы, плюша, пластика.

-На станках, фабриках, заводах…

-Полосочки, кружочки, волнистые полосы, клетки, пятна, точки.

- символы солнца, дождя, поля…

-Малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые…

- Все цвета яркие, насыщенные, весёлые

-Вытянутая, длиннее чем у Дымковской игрушки.

-Жёлтого, красного, зелёного.

Зарисовывают

Зарисовывают

-мы по этому эскизу будем лепить игрушку.

-белый

Задают друг другу вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...