конспект урока 5 класс
план-конспект урока (изобразительное искусство, 5 класс) по теме
конспект урока в 5 классе по теме " Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5_klass.doc | 817.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе
Тема: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.
Цель: сформировать представление о народной глиняной игрушке, опираясь на опыт учащихся, её видах, традициях формы и росписи.
Задачи:
- Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
- Познакомить с глиняной народной игрушкой, её видами, историей происхождения, орнаментом, цветовой гаммой. Совершенствовать навыки работы с кистью.
- Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и истории.
Класс: 5
Время: 40 мин.
Оценивание: «зачёт», «незачёт»
Оборудование: таблица с изображением орнаментов росписи игрушек, таблица «Народная глиняная игрушка», работы учащихся, диск с русскими народными песнями, глиняные или пластилиновые игрушки (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская и др.).
Инструменты и материалы: гуашь, кисти, альбомы, простые карандаши, ластик, тряпка, ёмкость под воду.
План урока:
- Орг. момент -1 мин
- Вводная беседа – 3 мин
- Теоретическая часть – 17 мин
- Практическая часть – 12 мин
- Анализ работ – 3 мин
- Итог урока – 3 мин
Ход урока:
Деятельность учителя | Д-ть уч-ся | |
1.Оргмомент 2. Вводная бес. 3 Теоретич. Часть 4 Практич. часть 5 Ана лиз работ 6 Итог | Проверка готовности учащихся к уроку. Звучит музыка ( возможно из репертуара группы «Иван Купала») Две девочки, подготовленные заранее, наряженные в русский народный костюм под музыку открывают створки доски, украшенные народным орнаментом. На доске вывешены рисунки, таблицы с изображением глиняной игрушки, орнаментом, на стол ставят подносы с глиняными игрушками, садятся по обе стороны доски. -Ребята, вы наверно догадались, что попали в мир русской глиняной игрушки. И сегодня мы познакомимся с Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушкой, с особенностями орнамента этих игрушек, историей и местом происхождения. А ещё вы сегодня нарисуете понравившуюся игрушку и отнесёте её домой. -Ребята, с самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? -Из чего сделаны? -Где сделаны? -Вы наверно, согласитесь, что все они похожи. Вот, например, мячики – один от другого не отличишь. А вот игрушки, которые сейчас перед вами, все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную. В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй наибольшей популярностью пользуются Дымковские. (показ) 1-я ученица: Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету цвета дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы… Учитель: Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски (1-я ученица вывешивает слово на доску), имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. 2-я ученица: игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка. Учитель: Если посмотреть на узор, то становится заметно, что он необычайно прост. Назовите элементы, составляющие орнамент. -А другими словами, языком символики, что это? Вспомните предыдущие уроки. -Верно, назовите цвета Дымковских игрушек -Что в общем можно сказать о цветовой гамме? -На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно. 1-я ученица: Птицы, кони, индюки, баранчики в штанишках, няньки и деточки, барышни и кавалеры, водоноски, олени, бытовые и сказочные сценки, таков ассортимент Дымковской игрушки. В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки. 2-я ученица: А теперь знакомьтесь: Филимоновская игрушка. (показ) Пришла она к нам из деревни Филимоново Тульской области. Делают игрушки из иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой. -Ребята, обратите внимание на форму. Какая она? Учитель: в Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фигурки получаются вытянутыми, высокими. - Цветовая гамма состоит из… -Да, ребята, это основные цвета. А теперь самостоятельно зарисуйте в свои тетрадки элементы филимоновского орнамента 1-я ученица: Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом. Учитель: А вот Каргопольская игрушка (показ) пришла к нам из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. 2-я ученица: А вот Полкан – сказочное чудище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня (показ). Учитель: А теперь, ребята, посмотрите и зарисуйте некоторые узоры в свои тетрадки. -В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом. (ученицы садятся на место) А теперь мы рисуем эскиз Дымковской игрушки. Выбираете любую форму (учитель готовит шаблоны), обводите и украшаете орнаментом. -Как вы думаете, для чего нам нужен эскиз? -Верно, следующих 2 урока мы будем лепить и расписывать игрушку. А сейчас располагаем шаблон в центре альбомного листа, аккуратно обводим, рисуем орнамент сначала простым карандашом и раскрашиваем. Какой фон дымковской игрушки? Учитель делает целевые обходы:
Критерии анализа:
Учитель словесно оценивает каждую работу. Можно предложить учащимся самостоятельно сформулировать вопросы по изученному материалу. Обратить внимание на правильность формулировки вопросов. -Удивителен и разнообразен мир русской народной игрушки. На этом уроке мы приступили к процессу создания собственной игрушки в народном стиле. И на следующем уроке будем работать с глиной. У кого нет глины, приносите пластилин. Мы будем знакомиться с приёмами лепки. Домашнее задание: принести глину или пластилин, газету, ёмкость под воду. - Спасибо за работу, урок окончен. | -Мячики, куклы, пистолеты, машинки. -Из пластмассы, плюша, пластика. -На станках, фабриках, заводах… -Полосочки, кружочки, волнистые полосы, клетки, пятна, точки. - символы солнца, дождя, поля… -Малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые… - Все цвета яркие, насыщенные, весёлые -Вытянутая, длиннее чем у Дымковской игрушки. -Жёлтого, красного, зелёного. Зарисовывают Зарисовывают -мы по этому эскизу будем лепить игрушку. -белый Задают друг другу вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
Тема: "Общая характеристика и особенности строения класса птиц" является актуальной для формирования восприятия материалистического мировоззрения , помогает сформировать ...
Конспект урока "Классы органических веществ"
Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...