Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве.
презентация к уроку изобразительного искусства (изо, 6 класс) по теме
Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Т.Я.Шпикаловой. Знакомство с творчеством Айвазовского.Урок имеет мультимедийное сопровождение (презентация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_zyb._kobyakova_v.m..doc | 64.5 КБ |
zhivaya_zyb.ppt | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве. И.Айвазовский»
Цели:
- Развитие визуально – пространственного мышления обучающихся, как формы эмоционально-ценностного освоения мира.
- Расширить представление учащихся о художественных возможностях гуаши по средствам смешивания цветов, использования цве тового контраста.
- Формировать навыки изображения морского пейзажа гуашевыми красками.
- Содействовать повышению уровня эстетического развития личности школьника при вовлечении учащихся в проектную деятельность.
- Воспитывать интерес к предметам искусства, любовь к родной природе.
Форма работы: индивидуально-групповая
Задание: выполнить морской пейзаж, передав в нем опре деленное состояние водной стихии: 1в.- «Море спит»
2в.- «Море бушует»
Оборудование: компьютер, проектор, учебники, бумага, краски, кисти, раздаточный материал.
Зрительный ряд: репродукции картин Айвазовского, презентация.
Ход урока
I. Организационная часть.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Актуализация опорных знаний.
Не зря в народе говорят: «Вешней воды никто не уймет». Как вы думаете, о чём пойдёт речь у нас на уроке?
Не просто о воде - о море.
Кто знает, какие моря омывают границы нашей родины?
Чем моря отличаются от озёр?
Морская стихия всегда притягивала к себе человека. Мореплаватели покоряли водные просторы, поэты слагали стихи о морских пучинах , композиторы воспевали морские красоты в звуках а художники - в красках.
- Введение нового материала.
1.Историческая справка.В изобразительном искусстве водные пейзажи появи лись не сразу. Марина (ит. таппа, от лат. таппиз — мор ской) — один из видов пейзажа, объектом изображения ко торого является водная стихия, море.
Рождение искусства марины происходило во многом под воздействием бурного развития мореплавания. Ранние ма ринисты иллюстрировали сцены морских сражений, а не чисто пейзажные композиции.
Постепенно художники осознали живописную ценность окру жающей действительности. Они внимательно изучали эффекты отражения света на морской поверхности, искали пути переда чи в живописи естественного морского свечения.
В России морской пейзаж развивался под влиянием ис кусства голландских живописцев. Интерес русских художников к изображению морских пейзажей был связан со временем вы хода России в XVIII в. на морские просторы, с утверждением ее позиций на Балтике, в Приазовье, Причерноморье при Петре I.
2. На фоне морских фотографий и звука моря (плеск волны) звучит стихотворение Ф. И. Тютчева «Конь морской».
- С чем сравнивает поэт море, каким оно бывает в разное время, какие образ ные определения цвета моря использованы в стихотворе нии?
3. В XIX в. к морской тематике обращались многие русские ху дожники. Одним из ярчайших среди них был И. К.Айвазовский (1817—1900).
Рассказ ученика о биографии художника.
Айвазовскому выпала великая честь быть первым подлин ным морским баталистом в России. Галерея его военных марин навеки прославила подвиги русских моряков, могущество оте чественного флота. Только художник-поэт с горячим сердцем патриота мог создать такие картины.
За свою долгую восьмидесятитрехлетнюю жизнь Айвазов ский написал тысячи морских пейзажей.
Давайте найдём работы Айвазовского на страницах учебника с.150 -154. Назовите эти картины.
Я прочту текст, а вы подумайте, какая картина описывается в нём.
- Раннее утро после бурной ночи. Беспощадная буря разбила в щепы корабль. Уцелела лишь горстка смельча ков. Первые лучи солнца осветили бушующий океан и громад ную волну, готовую обрушиться на группу лю дей, ищущих спасения на обломках мачт погибшего корабля. «Девятый вал»
- По небу мчатся косматые тучи, в прорыве которых видна луна; море бу шует. Художник изобразил не миновавшую грозу и море после бури, прекрасное в своей взволнованности, а страшную, гроз ную стихию в момент, когда она разбивает большой парусный корабль и швыряет плот с бедствующими после кораблекруше ния людьми. «Буря на Ледовитом океане»
- На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо еще бесконеч нее. «Чер ное море»
IV. Живописные упражнения.
Художник изображал различные марины не только по композиции, но и по колориту. Просмотр картин на слайдах презентации.
При рассматривании его картин, обратим внимание в первую очередь на доминирующие в них цвета и к каждой картине попробуем на палитре подобрать нуж ные цветовые смеси. Эти упражнения по смешиванию цветов пригодятся вам при выполнении самостоятельной работы.
1 упражнение -В картине «Неаполитанский залив. Утро» преобладает жел тый цвет. Таким образом, являясь ключевым, он входит здесь в состав любых цветов, хотя бы в небольших количествах. По пробуем смешать на палитре желтый цвет с белилами, желтый с малиновым краплаком, желтый с изумрудной зеленью. Полу ченные цветовые смеси на палитре будут накладываться друг на друга, давая нам новые цвета.
2 упражнение - В морском пейзаже «Буря на Ледовитом океане» домини рующий цвет - синий. Он добавлен ко всем цветам, даже к бе лым и серым оттенкам морской пены. Чтобы синеватый черный цвет оставался в рамках цветовой гаммы, его получили, смешав ультрамарин с сиеной.
3 упражнение - Перед вами полотно «Девятый вал». «Ключевой» цвет этой картины - малиновый краплак. Пурпурные оттенки получены добавлением синей и белил. Для облаков взята смесь жженой умбры, малинового краплака и синей (туман передан белилами).
У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. «Живописец1) Художник, который занимается живописью. Живопись – вид изобразительного искусства, который связан с передачей зрительных образов через нанесение на гибкую или твёрдую основу красок. А также созданием изображения посредством цифровых технологий. И произведения искусства, созданные перечисленными способами. К самым распространённым живописным произведениям относятся произведения, созданные на плоских поверхностях – натянутом на подрамник холсте, картоне, дереве, бумаге, обработанных поверхностях стен и пр.
Подробнее >>
Словарь >>, только копирующий природу, — говорил он, — становится ее рабом: движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры: Художник должен запоминать их: сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью:»
V. Постановка задачи.
Попробуйте изобразить свой морской пейзаж. Выстраивая цветовую композицию и про думывая настроение этюда, ключевой цвет для спокойного моря (1 вариант) и ключевой цвет для бушующего ( 2 вариант). Это объе динит все цвета вашей работы и не позволит ни одному из них чрезмерно выделиться. Каждая ваша работа станет элементом группового полотна.
Но прежде, чем приступить к работе познакомимся с некото рыми техническими приемами И. Айвазовского:
- в небе и дальних планах наносить краску едва замет ным тонким слоем;
- на освещенных местах переднего плана и бликах на воде накладывать ее жирным, «вкусным» мазком;
- налагать красочный слой очень живо, разнообразно и полностью подчинять форме, через которую раскрыва ется содержание замысла картины. Большие плоскости, где изображены спокойное небо с легкими прозрачными облаками или штилевая вода, писать широкой кистью;
- никогда не переписывать небо, оно всегда выполня лось в один прием. Это сообщает небу большую легкость, прозрачность, а облакам — слитность, вписанность в кра сочное «тесто»;
- при изображении воды широко прописывать форму волны;
- большое значение придавать детальному окончанию работы. Завершающие живопись мелкие детали: кружево освещенной или затемненной пены, блики света на воде, камни и скалы переднего плана, детальная проработка оснастки парусных кораблей — все это имеет немалое зна чение в получении правдивости общего впечатления;
- не вносить существенных изменений в картины в про
цессе работы.
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Индивидуальная работа под запись шума моря.
VII. Заключительная часть.
1.Выставка работ – составление группового полотна.
2.Обобщение знаний – разгадывание кроссворда.
1 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
3 |
|
|
|
|
| |||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
5 |
|
|
|
|
| |||||||
6 |
|
|
- Художник, изображающий водную стихию.
- Выдающийся русский маринист.
- Название картины Айвазовского (Редкое явление природы).
- Буря на ….океане.
- Название моря.
- «Девятый …»
По вертикали марина. Что такое марина?
3.Рефлексия.
У вас на партах лежат кораблики разных цветов. Выберите тот, который вам по душе и поместите его на свою работу.
Если вы выбрали красный кораблик – урок понравился, синий – не совсем, белый - остался равнодушен.
4. Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символика водной стихии в лирике Ф.И. Тютчева
Статья, анализирующая, какую роль в лирике Федорова Ивановича Тютчева играет водная стихия....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6 КЛАСС: Образ водной стихии в искусстве.
И. Айвазовский...
Конспект и презентация к уроку «Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве И. Айвазовского» 6 класс
Тема: Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве И.Айвазовского. (Слайд 1)Цели: ...
Урок "Путешествие по водной стихии"
Обобщающий урок по воде. с использованием ИКТ....
Контрольно-обобщающий урок по теме «Надкласс рыбы»: Рыбы – властелины водной стихии
Контрольно-обобщающий урок по теме: "Надкласс рыбы"...
Проект урока по изобразительному искусству в 6 классах по теме: «Морской пейзаж. Образ водной стихии в искусстве», учителя МБОУ «Средняя школа № 2», города Гагарин, Смоленской области, Марковой О.А.
Конспект урока создан в рамках внедрения проектной технологии в систему обучения. Основной задачей обучающихся является создание проекта морского пейзажа в технике живопись.Цель: Познакоми...
Презентация "Живая зыбь"
Презентация к уроку...