Контрольно-обобщающий урок по теме «Надкласс рыбы»: Рыбы – властелины водной стихии
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Контрольно-обобщающий урок по теме: "Надкласс рыбы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольно-обобщающий урок по теме «Надкласс рыбы». | 50.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок биологии 7класс в рамках декады биологии и химии
Дата: 16.02.2016г.
Контрольно-обобщающий урок по теме: "Надкласс рыбы"
Тема: Рыбы – властелины водной стихии.
Слайд 1 (тема урока)
Цель урока (слайд 2): обобщить и закрепить знания о представителях Надкласса рыбы.
Иным достался от природы
Инстинкт пророчески слепой –
Они им чуют, слышат воды…
Ф.И.Тютчев
Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многоперы и др.) весьма солиден – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоемов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие местообитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработки ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.
Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение (слайд 3) – змеевидные (угри, мурены), плоские (скаты, камбала), дисковидные (рыбы семейства солнечниковых, рыба луна), торпедообразные (акулы, тунцы), шарообразные (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.
Общая характеристика классов рыб (слайд 4)
Ответить на вопросы:
1. Где обитают?
2. Когда появились?
3. Сколько известно видов рыб? 4. Какой тип симметрии тела у рыб?
5. Какие отличительные признаки имеют представители надкласса рыбы во внешнем строении? 6. Какие отличительные признаки имеют представители надкласса рыбы во внутреннем строении?
7. Составьте схему классификации рыб?
Задание 1. Закончить предложение и ответить на вопросы (слайд 5).
1 вариант:
- Цедильный аппарат жабр – … (жаберные тычинки).
- Органы выделения у рыб – … (почки).
- Все ли рыбы откладывают икру? (Нет, есть живородящие)
- Какие рыбы носят названия небесных тел? (Рыба-луна, рыба-солнце)
2 вариант:
- Где накапливается желчь у рыбы? (В желчном пузыре).
- Чем прикрыты жабры рыб снаружи? (Жаберными крылышками).
- Где выметывает икру речной угорь? (В Саргассовом море).
- Какие рыбы имеют «оружие» на голове? (Рыба-пила, рыба-меч, рыба-молот).
Классификация рыб (слайд 6)
Особенности внешнего и внутреннего строения, биологии и экологии позволяют выделить среди многообразия рыб некоторые систематические группы: Надкласс Рыбы подразделяется на два класса
1) Класс Хрящевые рыбы. К ним относятся: отряд акулы, отряд скаты, отряд химерообразных. Скелет у этих рыб не костный, а хрящевой. Жаберных крылышек нет, а с каждой стороны 5-7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет.
2) Класс Костные рыбы подразделяется на два подкласса: Подкласс Лопатеперые к которому относится два отряда Кистеперые и Двоякодышащие и подкласс Лучеперые, надотряд Костистые Костные рыбы представлены несколькими отрядами: осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, окунеобразные. У этих рыб костный скелет, есть плавательный пузырь. Дыхание осуществляется посредством жабр.
Характеристика классов рыб (хрящевых и костных), слайд 7.
План ответа:
1. Количество видов
2. Среда обитания
3. Представители
4. Характерные черты (дыхание, движение, питание, кровеносная система, оплодотворение, размножение).
После ответов учеников – заполнение обобщающей таблицы
Таблица (слайд 8) Класс рыбы
Признаки | Хрящевые рыбы | Костные рыбы |
Количество видов | 700 | Около 20 тыс |
Среда обитания | Морские воды | Морские и пресные воды |
Представители | Акулы, скаты, химеры | Осетр, скумбрия, карп, угорь, мурена, щука, тунец, окунь и др. |
Скелет | Хрящевой | Костный |
Дыхание | Через жаберные щели | Жаберное, с помощью жаберной крышки |
Движение | С помощью хвостового плавника, отчасти – парных и спинного плавников | С помощью хвостового плавника, отчасти – парных и спинного плавников, воздушного пузыря |
Питание | В основном хищные | Хищные, всеядные, растительноядные |
Кровеносная система | Замкнутая, сердце двухкамерное | Замкнутая, сердце двухкамерное |
Оплодотворение | Внутреннее | Наружное |
Размножение | Яйцеживорождение | Откладка яиц (икры) |
Задание 2. Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по соответствующим отрядам (слайды 9,10).
1 вариант
Рфьлео – (форель), отряд лососеобразных
Отлпав – (плотва), отряд карпообразных
Аеуглб – (белуга), отряд осетрообразных
2 вариант
Мёсаг – (семга), отряд лососеобразных
Азнса – (сазан), отряд карпообразных
Юврсеаг – (севрюга), отряд осетрообразных
БОЛЬШОЙ АКВАРИУМ (рассказы учащихся о рыбах) – слайды 11-14. Представьте себе, ребята, гигантский аквариум величиной с классную доску. Давайте заселим его рыбами, морскими или речными.
1-й ученик. Мы предлагаем поселить в аквариум замечательную рыбку. Зовут её окунь-брызгун. Слайд 11. Живет она в морях и на мелководье у берегов Индии, Индонезии и Австралии. Много места ей не понадобится – длина её всего 20см. Питается окунь-брызгун насекомыми, которые летают над водой или ползают по листьям прибрежных растений. Насекомых брызгун сбивает струёй воды, он меткий стрелок – настоящий снайпер! У этой рыбки громадные ярко-желтые глаза с черными зрачками, она отличается большой зоркостью и издалека замечает даже мелких насекомых. В центре аквариума, где живет брызгун, вертикально укрепляют палку с крестовиной на конце, на неё сажают различных насекомых. Заметив добычу, брызгун настораживается, распускает веером спинной плавник, осторожно подплывает к палке, потом замирает, приподнимает над водой кончик головы и стреляет струйкой воды изо рта. Если выстрел удачен, он бросается к упавшей мухе и проглатывает её. Промазывает брызгун редко, его меткости помогает особое устройство рта в виде крошечного ружейного ствола. Выброшенная брызгуном струйка воды летит 4-5м, отлично попадая в цель на расстоянии до 2м.
2-й ученик. В Чёрном море живут замечательные рыбёшки – морская игла и морской конёк (слайд 12). Это необычные рыбы. Тело их покрыто костными пластинками. Очень интересно они заботятся о своём потомстве. Во время размножения самки откладывают икринки в кожистую складку на брюшке у самца, там икринки и развиваются до появления мальков. Когда края складки расходятся, мальки выплывают наружу. Рыбы делают это бессознательно, инстинктивно; это очень важный инстинкт, так как хищники не могут уничтожить икринки и поэтому большое количество рыбок доживает до взрослого состояния. Эти рыбы съедобны, но не имеют промыслового значения из-за малых размеров.
3-й ученик. Ребята, а вы знаете электрических рыбок? Ведь это интереснейшие рыбы – электрический угорь, скат и сом (слайд 13). Уже много лет учёные изучают загадочные свойства этих рыб. Давно известна их способность вырабатывать электричество. Энергии, которую вырабатывают 10тыс угрей, достаточно для движения электропоезда в течении нескольких минут. Сильными разрядами (до 300 вольт и более) угорь может насмерть поразить человека и парализовать быка. У других электрических рыб (скатов, сомов) разряды меньшей силы, но и они помогают им защищаться от врагов и добывать себе пищу.
4-й ученик. А давайте поселим в аквариум акулу. Конечно, большая не поместится, но маленькой – колючей акуле, которая часто встречается в Чёрном море, – места хватит (слайд 14). Она хоть и не очень велика по сравнению с другими (всего около 2х метров), но тоже хищница, как и её крупные родичи. В теле акул нет костей (только хрящи), кожа шершавая, как наждачная бумага. Акула – живородящая: выметывает до 30 детенышей. Тело акул, похожее на веретено, легко рассекает воду. Поэтому люди и придали форму тела акулы подводным лодкам и торпедам. Как стрела мчится акула под водой, и встреча с ней не предвещает ничего хорошего: акулы прожорливы и ненасытны.
Задание 3. Выберите их предложенных суждений правильные (слайд 15).
1 вариант:
- Тело большинства рыб имеют чешую, которая содержит зубцы, покрытые эмалью.
- Рыбы не имеют органов слуха.
- Рыбы – раздельнополые животные.
- Все рыбы нерестятся весной.
- Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.
2 вариант:
- Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
- Глаза у рыб не имеют век, и рыбы спят с открытыми глазами.
- Кровеносная система рыб замкнутая.
- Температура тела рыб низкая, но постоянная.
- Сформировавшийся в икринке зародыш превращается в личинку рыбы.
Релаксация (слайд 16).
Найди ошибку на рисунке, на котором щука преследует окуня.
Ответ. Щука никогда не будет преследовать окуня с хвоста, т.к. у этой рыбы часть плавниковых лучей имеет вид острых шипов.
Нам пишут, мы отвечаем ( слайд 17)
1. В Польше некоторое время усиленно боролись с выдрой, уничтожающей рыбу. Однако выяснилось, что исчезновение этого животного вызвало заболевание и массовую гибель рыбы. Как это можно объяснить?
2. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на них и без промаха переловила всех. Как можно объяснить этот факт?
3. Российский фермер закупил мальков форели и запустил в пруд, но они все практически сразу погибли. Почему так случилось?
Ребус (слайд 18).
Назовите рыбу и укажите систематическое положение вида.
Ответ: кара-с-ь, отряд – карпообразные.
Пословицы о рыбах (слайд 19. Ответы – слайд 20).
Закончите пословицы:
- Была бы рыба, а … (рыбак найдется).
- Будешь спать на берегу, не … (наловишь на уху).
- Рыба в реке – ещё …(не в руке).
- Закидываешь удочку вперёд, …(оглянись назад).
- Чем больше зависти, тем… (меньше рыбы).
Роль и значение рыб в природе (слайд 21).
1. Один из важных источников продуктов питания людей и животных.
2.Очистка зарастающих водоемов.
3. Источник производства клея (плавники, плавательный пузырь осетровых).
4. Источник производства рыбной муки в животноводстве.
5. Источник производства ценного удобрения – тука.
6. Промежуточные хозяева паразитических червей (гельминтов), опасных для здоровья человека.
7. Эстетическое наслаждение (аквариум).
Домашнее задание (слайд 22)
Составьте кроссворд по теме «Классы рыб»
– Спасибо за внимание! (слайд 23)
Задания для учащихся по вариантам представлены в технологической карте урока, которые раздаются учащимся в начале урока. (Приложении 1 и Приложении 2.)
Литература, использованная при подготовке к уроку
- Биология. Животные: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват.учеб.заведений / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. – Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.
- Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие / авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
- Биология. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Сост. Н.Ф.Бодрова. – Воронеж: ВГПУ, 2000.
- Захарова Н.Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В.В.Латюшина и В.А.Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
- Тестовые задания по биологии. Зоология. 7-8 класс: Кн.для учителя / И.А.Степанов. – М.: «Новый учебник», 2001.
- Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
Технологическая карта урока биологии в 7 классе
Контрольно-обобщающий урок по теме «Надкласс Рыбы»
Дата: ___________
Ф.И. ученика__________________________________________
Тема урока: _______________________________________
_______________________________________
ВАРИАНТ 1
ЗАДАНИЕ 1. Закончить предложение и ответить на вопросы.
- Цедильный аппарат жабр - …
- Органы выделения у рыб - …
- Все ли рыбы откладывают икру? ________________________________
- Какие рыбы носят названия небесных тел? ________________________
Заполнить таблицу «Класс рыбы»
Признаки | Хрящевые рыбы |
Количество видов | |
Среда обитания | |
Представители | |
Скелет | |
Дыхание | |
Движение | |
Питание | |
Кровеносная система | |
Оплодотворение | |
Размножение |
ЗАДАНИЕ 2. Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по соответствующим отрядам.
Рфьлео – ___________ , отряд _________________
Отлпав – ___________ , отряд _________________
Аеуглб – ___________ , отряд _________________
ЗАДАНИЕ 3. Выберите их предложенных суждений правильные и отметьте их плюсиком.
- Тело большинства рыб имеют чешую, которая содержит зубцы, покрытые эмалью.
- Рыбы не имеют органов слуха.
- Рыбы – раздельнополые животные.
- Все рыбы нерестятся весной.
- Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.
Технологическая карта урока биологии в 7 классе
Контрольно-обобщающий урок по теме «Надкласс Рыбы»
Дата: ___________
Ф.И. ученика__________________________________________
Тема урока: _______________________________________
_______________________________________
ВАРИАНТ 2
ЗАДАНИЕ 1. Закончить предложение и ответить на вопросы.
- Где накапливается желчь у рыбы?___________________________
- Чем прикрыты жабры рыб снаружи?________________________
- Где выметывает икру речной угорь? _________________________
- Какие рыбы имеют «оружие» на голове?______________________
Заполнить таблицу «Класс рыбы»
Признаки | Костные рыбы |
Количество видов | |
Среда обитания | |
Представители | |
Скелет | |
Дыхание | |
Движение | |
Питание | |
Кровеносная система | |
Оплодотворение | |
Размножение |
ЗАДАНИЕ 2. Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по соответствующим отрядам.
Мёсаг – ___________ , отряд _________________
Азнса – ___________ , отряд _________________
Юврсеаг – ___________ , отряд _________________
ЗАДАНИЕ 3. Выберите их предложенных суждений правильные.
- Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
- Глаза у рыб не имеют век, и рыбы спят с открытыми глазами.
- Кровеносная система рыб замкнутая.
- Температура тела рыб низкая, но постоянная.
- Сформировавшийся в икринке зародыш превращается в личинку рыбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-викторина «Обобщение и повторение материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»
Урок-викторина «Обобщение и повторение материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»Цель урока:повторение и обобщение знаний по темам:«Над...
Методическая разработка 3х уроков по теме "Надкласс Рыбы"
Тема расскрывает особенности внутрненнего и внешнего строения рыб в связи со средой их обитания, многообразие рыб, их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.Работа учащихся на уроках...
Урок по теме Надкласс рыбы
Обобщение и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных.Учитель: Колмакова Татьяна Николаевна...
Итоговый урок по теме "Надкласс Рыбы" 7 класс
Итоговый урок по теме "Надкласс Рыбы" 7 класс...
Урок по теме "Надкласс Рыбы. Внешнее строение и передвижение рыб»
Тема урока: Надкласс Рыбы. Внешнее строение и передвижение рыб».Цели урока: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде; формировать знания о классификации рыб, ра...
Конспект урока на тему: Надкласс рыбы общая характеристика. Многообразие рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.
Реализация личностно – ориентированного подхода в обучении для самостоятельного усвоения знаний обучающимися характерных признаков хрящевых и костных рыб....
Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."
Конспект урока на тему:"Надкласс Рыбы. Внешнее строение."...
- Мне нравится (1)