Конспект и презентация к уроку «Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве И. Айвазовского» 6 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Тема:  Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве И.Айвазовского. (Слайд 1)

Цели:                                                   

·        Развитие визуально – пространственного мышления обучающихся,  как формы эмоционально-ценностного освоения мира.

·          Расширить представление учащихся о художественных возможностях гуаши по средствам смешивания цветов, использования цве­тового контраста.

·          Формировать навыки изображения морского пейзажа гуашевыми красками.

·     Содействовать повышению уровня эстетического развития личности школьника при вовлечении учащихся в проектную деятельность.

·     Воспитывать интерес к предметам искусства, любовь к родной природе.

 

Задачи:

Познакомить учащихся с творчеством художников-моринистов.

Учить воспринимать и понимать произведения искусства, отражая свои впечатления на плоскости листа - живописно.

Расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.

Вид урока: комбинированный (музыка- изо).

Задание: выполнить морской пейзаж, передав в нем опре­деленное состояние водной стихии:  «Море спит» и «Море бушует».

Оборудование: компьютер, проектор, учебники, бумага, краски, кисти, раздаточный материал.

Зрительный ряд: репродукции картин Айвазовского, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_zyb.docx33.17 КБ
Файл prezentatsiya_zhivaya_zyb.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Ступинская средняя школа № 14»

Конспект урока

на тему: «Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве И.Айвазовского»

6 класс

Учитель ИЗО

Рыжикова Надежда Львовна


Тема:  Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве И.Айвазовского. (Слайд 1)

Цели:         

  • Развитие визуально – пространственного мышления обучающихся,  как формы эмоционально-ценностного освоения мира.
  • Расширить представление учащихся о художественных возможностях гуаши по средствам смешивания цветов, использования цветового контраста.
  • Формировать навыки изображения морского пейзажа гуашевыми красками.
  • Содействовать повышению уровня эстетического развития личности школьника при вовлечении учащихся в проектную деятельность.
  • Воспитывать интерес к предметам искусства, любовь к родной природе.

Задачи:

Познакомить учащихся с творчеством художников-моринистов.

Учить воспринимать и понимать произведения искусства, отражая свои впечатления на плоскости листа - живописно.

Расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.

Вид урока: комбинированный (музыка- изо).

Задание: выполнить морской пейзаж, передав в нем определенное состояние водной стихии:  «Море спит» и «Море бушует».

Оборудование: компьютер, проектор, учебники, бумага, краски, кисти, раздаточный материал.

Зрительный ряд: репродукции картин Айвазовского, презентация.

Ход урока

I.Организационная часть.

Подготовка учащихся к работе на уроке. Прослушивание записи на диске с шумом моря.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь у нас на уроке?

(Слайд 2 с видами моря)

II.        Актуализация опорных знаний. Учитель  предлагает прослушать «Шторм» в исполнении Ванессы Мэй, а затем «Ноктюрн №1,си бемоль мажор» Ф.Шопена.

-Помогла ли вам музыка почувствовать эти картины?

-В какой из картин вы побывали, слушая это музыкальное  произведение?

-Какие из них вам знакомы?

-Кто автор этих чудесных полотен?

-К какому жанру живописи вы отнесли бы все эти картины? (морской пейзаж)

Морская стихия всегда притягивала к себе человека. Мореплаватели покоряли водные просторы, поэты слагали стихи о морских пучинах, композиторы воспевали морские красоты в звуках, а художники  - в красках.

  1. Мотивация учебной деятельности.

- Тема нашего урока «Живая зыбь».

- Как вы это понимаете? (Слайд 3) (1. Незначительное колебание водной поверхности; рябь на водной поверхности. 2. Длинные и пологие волны, остающиеся после прекращения ветра или вызванные ветром в другом районе моря.)

- Сегодня во время урока мы будем учиться воспринимать, понимать произведения искусства и отражать свои впечатления на листе бумаги – живописно.

  1. Введение нового материала.

-В изобразительном искусстве водные пейзажи появились не сразу. Один из видов пейзажа, объектом изображения

которого является водная стихия, море называют мариной. (ит. таппа, от лат. таппиз — морской) (Слайд 4)

Рождение искусства марины происходило во многом под воздействием бурного развития мореплавания. Ранние маринисты иллюстрировали сцены морских сражений, а не чисто пейзажные композиции.

Постепенно художники осознали живописную ценность окружающей действительности. Они внимательно изучали эффекты отражения света на морской поверхности, искали пути передачи в живописи естественного морского свечения.

Как самостоятельный жанр марина оформляется в Голландии в начале XVII в. Ян ван Гойен считается основоположником реалистического пейзажа в голландской живописи. (Слайд 5)  Он с большой достоверностью показывал вересковые дюны, берега и речные заводи, деревья, ветряные мельницы, болота, каналы, морские просторы (Слайд 6). В числе лучших голландских художников-моринистов – Ян Порселлис (1584-1632) и Якоб ванн Рёйсдал (1628-1682) (Слайд 7), которые передают гордость человека за свою землю, восхищение красотой моря, мельниц по берегам рек, каналов с парусными лодками, деревушек среди дюн (Слайд 8-9). Для большинства голландских пейзажей характерен приглушённый колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.

Новое отношение к природе появилось в искусстве во второй половине XVIII столетия. В пейзажной живописи эпохи Просвещения не осталось и следа от прежней идиллической условности искусства. Художники стремились показать зрителю естественную природу, возводимую в эстетический идеал.

Ярчайшим представителем романтического пейзажа в Англии первой половины XIX в. был Уильям Тёрнер (1775—1851) (Слайд 10). И в масляной живописи, и в акварели Тёрнер работал в необычайно свободной технике (Слайд 11). К концу творческой жизни в его картинах всё больше преобладала необычайная игра световоздушных и колористических эффектов.

Во второй половине XIX в. в искусстве марины появилось новое художественное видение — импрессионизма. Свет — главный герой живописи импрессионистов.

К. Моне считается подлинным зачинателем импрессионизма. Одна из многочисленных его работ — «Регата в Аржантее» (1872) (Слайд 12-14). Цветовая композиция картины построена на созвучии нескольких тонов, поразительных по свежести и чистоте.

В России морской пейзаж развивался под влиянием искусства голландских живописцев. Интерес русских художников к изображению морских пейзажей был связан со временем выхода России в XVIII в. на морские просторы, с утверждением ее позиций на Балтике, в Приазовье, Причерноморье при  Петре I.

 В XIX в. к морской тематике обращались многие русские художники. Одним из ярчайших среди них был И. К.Айвазовский (1817—1900).

Айвазовскому выпала великая честь быть первым подлинным морским баталистом в России (Слайд 15). Галерея его военных марин навеки прославила подвиги русских моряков, могущество отечественного флота (Слайд 16). Только художник-поэт с горячим сердцем патриота мог создать такие картины.

За свою долгую восьмидесятитрехлетнюю жизнь Айвазовский написал тысячи морских пейзажей.

Давайте просмотрим некоторые работы Айвазовского… (Слайд 17)

-Я прочту текст, а вы подумайте, какая картина описывается в нём.

  - Раннее утро после бурной ночи. Беспощадная буря разбила в щепы корабль. Уцелела лишь горстка смельчаков. Первые лучи солнца осветили бушующий океан и громадную волну, готовую обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт погибшего корабля.  «Девятый вал»

 - По небу мчатся косматые тучи, в прорыве которых видна луна; море бушует. Художник изобразил не миновавшую грозу и море после бури, прекрасное в своей взволнованности, а страшную, грозную стихию в момент, когда она разбивает большой парусный корабль и швыряет плот с бедствующими после кораблекрушения людьми. «Буря на Ледовитом океане»

 - На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо еще бесконечнее. «Черное море»

  1. Постановка задачи.

Художник изображал различные марины не только по композиции, но и по колориту (Слайд 18).

При рассматривании его картин, обратите  внимание в первую очередь на доминирующие в них цвета и , прежде чем приступить к работе над своей  картиной, попробуйте на палитре подобрать нужные цветовые смеси. Эти упражнения по смешиванию цветов пригодятся вам при выполнении самостоятельной работы

Попробуйте изобразить свой морской пейзаж, выстраивая цветовую композицию и продумывая настроение этюда, ключевой цвет для спокойного моря или  ключевой цвет для бушующего . Это объединит все цвета вашей работы и не позволит ни одному из них чрезмерно выделиться.

Но прежде, чем приступить к работе познакомимся с некоторыми техническими приемами И. Айвазовского (Слайд 19):

  • в небе и дальних планах наносить краску едва заметным тонким слоем;
  • на освещенных местах переднего плана и бликах на воде накладывать ее жирным, «вкусным» мазком;
  • налагать красочный слой очень живо, разнообразно и полностью подчинять форме, через которую раскрывается  содержание  замысла картины.  Большие плоскости, где изображены спокойное небо с легкими прозрачными облаками или штилевая вода, писать широкой кистью;
  • никогда не переписывать небо, оно всегда выполнялось в один прием. Это сообщает небу большую легкость, прозрачность, а облакам — слитность, вписанность в красочное «тесто»;
  • при изображении воды широко прописывать форму волны;
  • большое значение придавать детальному окончанию работы. Завершающие живопись мелкие детали: кружево освещенной или затемненной пены, блики света на воде, камни и скалы переднего плана, детальная проработка оснастки парусных кораблей — все это имеет немалое значение в получении правдивости общего впечатления;
  • не вносить существенных изменений в картины в процессе работы.

VI.        Самостоятельная работа учащихся.

Индивидуальная работа под запись шума  моря. (Слайд 20)

  1. Заключительная часть.

1ефлексия.

Молодцы, ребята! Вы все постарались и создали интересные по композиции и по колоритному решению рисунки.

2. Выставка работ.

3бобщение знаний – разгадывание кроссворда (Слайд 21).

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

  1. Художник, изображающий водную стихию.
  2. Выдающийся русский маринист.
  3. Название картины Айвазовского (Редкое явление природы).
  4. Буря на ….океане.
  5. Название моря.
  6. «Девятый …»

По вертикали  марина. Что такое марина?

4. Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ «Ступинская средняя школа № 14» Тема: Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве И. Айвазовского Учитель ИЗО Рыжикова Н.Л.

Слайд 2

Морской пейзаж Морской вид Среди волн Девятый вал

Слайд 3

Зыбь 1). Незначительное колебание водной поверхности; рябь на водной поверхности. 2) Длинные и пологие волны, остающиеся после прекращения ветра или вызванные ветром в другом районе моря.

Слайд 4

Один из видов пейзажа, объектом изображения которого является водная стихия, море называют мариной . (ит. таппа , от лат. таппиз – морской)

Слайд 5

Ян ван Гойен считается основоположником реалистического пейзажа в голладской живописи

Слайд 6

Ян ван Гойен

Слайд 7

В числе лучших голландских художников-моринистов - Ян Порселлис Якоб ванн Рёйсдал

Слайд 8

Ян Порселлис

Слайд 9

Якоб ванн Рёйсдал

Слайд 10

Ярчайшим представителем романтического пейзажа в Англии первой половины XIX в. был Уильям Тёрнер (1775-1851)

Слайд 11

Уильям Тёрнер

Слайд 12

Во второй половине XIX в. в искусстве марины появилось новое художественное видение – импрессионизм . Клод Моне считается подлинным зачинателем импрессионизма.

Слайд 13

Клод Моне

Слайд 14

Клод Моне

Слайд 15

Иван Константинович Айвазовский был первым подлинным морским баталистом в России.

Слайд 16

Галерея его военных марин навеки прославила подвиг русских моряков, могущество отечественного флота. Бой в Хиосском проливе Чесменский бой Чесменское сражение

Слайд 17

Девятый вал Черное море Буря на Ледовитом океане

Слайд 18

Айвазовский изображал различные марины не только по композиции, но и по колориту Закат на море Кораблекрушение Неаполитанский залив ранним утром Лунная ночь на Черном море

Слайд 19

Технические приемы И. Айвазовского: в небе и дальних планах наносить краску едва заметным тонким слоем; на освещенных местах переднего плана и бликах на воде накладывать ее жирным, «вкусным» мазком; налагать красочный слой очень живо, разнообразно и полностью подчинять форме, через которую раскрывается содержание замысла картины. Большие плоскости, где изображены спокойное небо с легкими прозрачными облаками или штилевая вода, писать широкой кистью; никогда не переписывать небо, оно всегда выполнялось в один прием. Это сообщает небу большую легкость, прозрачность, а облакам — слитность, вписанность в красочное «тесто»; при изображении воды широко прописывать форму волны; большое значение придавать детальному окончанию работы. Завершающие живопись мелкие детали: кружево освещенной или затемненной пены, блики света на воде, камни и скалы переднего плана, детальная проработка оснастки парусных кораблей — все это имеет немалое значение в получении правдивости общего впечатления; не вносить существенных изменений в картины в процессе работы.

Слайд 20

Творческая работа В ыполнить морской пейзаж, передав в нем определенное состояние водной стихии: «Море спит», «Море бушует»

Слайд 21

Кроссворд М А Р И Н И С Т А Й В А З О В С К И Й Л Е Д О В И Т О М Ч Е Р Н О Е В А Л Р А Д У Г А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве.

Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Т.Я.Шпикаловой. Знакомство с творчеством Айвазовского.Урок имеет мультимедийное сопровождение (презентация)....

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе по теме "Рисунок на тему "Зима" в смешанной технике"

Урок разработан для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 3-го класса.Цель урока: -Научить выполнять рисунок в смешанной технике на тему «Зима».Задачи урока: - Учить использов...

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе по теме "Рисунок зимнего пейзажа в технике монотипии"

Открытый урок по изобразительному искусству в 4 классе: "Рисунок зимнего пейзажа в технике монотипии"Цель урока: - Учить использовать в рисовании нетрадиционные материалы  и техники ...

Конспект урока по ИЗО "Образ человека - главная тема искусства"

Конспект урока для 6 класса по изобразительному искусству "Образ человека - главная тема искусства"...

Проект урока по изобразительному искусству в 6 классах по теме: «Морской пейзаж. Образ водной стихии в искусстве», учителя МБОУ «Средняя школа № 2», города Гагарин, Смоленской области, Марковой О.А.

Конспект урока создан в рамках внедрения проектной технологии в систему обучения. Основной задачей обучающихся является создание проекта морского пейзажа в технике живопись.Цель: Познакоми...

Конспект и презентация к уроку изучения нового материала по теме " Параллельный перенос ", геометрия 9 класс

quot;Параллельный перенос"; конспект и презентация к уроку изучения нового материала по теме " Параллельный перенос ", геометрия 9 класс к учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С....