Рабочая программа по ИЗО в 9 классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему
Данная рабочая программа по ИЗО для учащихся 9 класса предлагается для обучения по предмету "Искусство", составлена мной на основании программы под редакцией Б.М. Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_9klass.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Рассмотрено «Согласовано» «Утверждено»
- на заседании ШМО зам. директора по УР приказ №
- эстетического цикла От « »________2011
- Протокол № ___________________ Директор МБОУ
- От « »________2011
- Руководитель ШМО: Осипова Л.П. ______________________
- ____________________ Шарифуллина Э.Ю.
- Ермолаева Н.И.
- Рабочая программа
- по изобразительному искусству
- 9класс
- Андриановой Ирины Кабировны
- учителя ИЗО
- второй квалификационной категории
- МБОУ «Юлдузская средняя
- общеобразовательная школа»
2011-2012 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).
Цели художественного образования:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:
- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства в следствии технической эволюции изобразительных средств;
- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
- о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографиях и экранных искусствах;
- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ учащихся, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках, изучения художественного наследия, поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической деятельностью школьников.
При отборе учебного материала принципиально важное значение имеет выявление социально - нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, что прослеживается как в практической работе, так и при восприятии художественного наследия. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе и о человеческих поисках истины. На протяжении этого курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Приобщение к искусству начинается в начальной школе, оно постепенно расширяется - от ближайшего окружения до искусства родного народа, искусства народов России, зарубежного искусства
Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-9 классов.
.Виды учебной деятельности:
Ученики данного класса, изучая программу прошлого учебного года по теме: «Архитектура и монументальные виды искусства», усвоили следующее:
- Могут анализировать произведения архитектуры; понимать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств их общее и специфику;
- Владеют понятием образного языка конструктивных видов искусства; знают основные этапы развития и истории архитектуры;
- умеют моделировать архитектурно-дизайнерские объекты;
- умеют работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
Ученики приобрели следующие навыки:
- владение формообразованием, объемом в дизайне и архитектуре;
- композиционного макетирования объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;
- использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля.
В целом класс справился с предложенной программой 8 класса. Готов продолжить программу 9 класса, по теме: «Синтез искусства».
При изучении каждой темы 15% времени отводится на региональный компонент образования. Учащиеся знакомятся с национальными особенностями Республики Татарстан. Предусмотрено изучение основных этапов формирования культурного наследия. Региональный компонент содержания обучения изобразительному искусству направлен на развитие у школьников способности к межкультурному взаимодействию, основанному на умении представлять региональную культуру средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, и способствует полноценному личностному развитию и активному вовлечению учащихся в диалог культур.
В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства у учащихся формируется конкретно-историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды искусства и мировой художественной культуры.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
(базовый уровень)
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
-уметь анализировать произведения архитектуры;
-знать основные этапы развития и истории архитектуры;
-уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;
-работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;
-конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
-реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.
При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:
-создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;
-работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;
-использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;
-использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки
- освоить элементарную азбуку фотографирования;
- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;
- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построение видеоряда;
- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- быть готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидение, видео.
Учебно-тематическое планирование
по изобразительному искусству
Класс – 9
Учитель – Андрианова Ирина Кабировна
Количество часов всего - 35; в неделю – 1 час
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по изобразительному искусству. Программа разработана под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО - Б.М. Неменского.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996
Учебно-тематическое планирование 9 класс.
«Синтез искусств»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся, вид учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 | Синтетические искусства и изображение | 1 | Комбинированный; наглядный, словесный | Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения. | Устные ответы | Знать представление о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства в следствии технической эволюции изобразительных средств; | Книга искусствоведения, просмотр балетного спектакля др. | 3.09. | |
2 | Роль и место изображения в синтетических искусствах | 1 | Урок практической работы | Создание сценического образа места действия в форме игровых этюдов. | Вопросно-ответная работа | Усвоить сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах | Вещи и материалы, необходимые по теме этюда. | 10.09. | |
3 | Театр и экран-две грани изобразительной образности | 1 | Комбинированный; наглядный, словесный | Начало работы над макетом спектакля | Вопросно-ответная работа | Знать материал о принципах художественной образности и специфике изображения в экранных искусствах | Бумага, картон, клей, и др. материал. | 17.09. | |
4 | Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества (нац.-рег. компонент «Театры РТ») | 1 | Комбинированный; наглядный, словесный | Создание эскиза декорации по мотивам фотографии или картины, изображающий интерьер или пейзаж. Театры г. Казани | тест | Усвоить сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах | Бумага, гуашь, ножницы, клей | 24.09. | |
5 | Изобразительные искусства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска | 1 | Комбинированный; наглядный, словесный | Эскиз костюма и театрального грима персонажа или карнавальной маски | Устные ответы | Использование выразительного языка при моделировании декораций театральных постановок | Бумага, гуашь, ножницы, клей | 1.10. | |
6 | Театр кукол | 1 | Урок практической работы | Создание эскиза кукольного спектакля, эскиз кукольного персонажа. | Самостоятельная работа | Уметь анализировать театральное произведение, исходя из принципов художественности | Вещи и материалы, необходимые по теме этюда. | 8.10. | |
7 | 2 четверть. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств. | 1 | Комбинированный; наглядный, словесный | Игровое действо, построенное на использовании одной из форм художественно-сценографической работы. | Вопросно-ответная работа | Конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию | Вещи и материалы, необходимые по теме этюда. | 15.10. | |
8 | Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств | 1 | Комбинированный; наглядный, словесный | Обзор живописи, фотографии, экранных произведений | Устные ответы | Быть готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидение, видео, копьютер | Видеофрагменты телерепортажей, компьютерное изображение. | 22.10. | |
9 | Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. | 1 | Урок практической работы | Изучение и освоение элементарных азов съемочного процесса | Вопросно-ответная работа | Освоить элементарную азбуку фотографирования | Фотоаппарат | 29.10. | |
10 | Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора. | 1 | Комбинированный; наглядный, словесный | Продолжение освоения видеокамеры и ее возможностей, а так же отработка простейших приемов съемки статичных объектов с помощью камеры. | Самостоятельная работа | Усвоить материал о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографиях и экранных искусствах | Репродукции и слайды произведений живописи де Латура, Сурбарана, фотоработы фотографов | 12.11. | |
11 | Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. | 1 | Урок практической работы | Фотосъемка модели в различных ракурсах. | Устные ответы | Уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности | Репродукции и слайды произведений живописи Эль Греко, Рембранда, В.Серова, Тропинина и др. | 19.11. | |
12 | Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. (нац.-рег. компонент «События из жизни РТ») | 1 | Комбинированный; наглядный, словесный | Поиск и подбор в «Мой фотоальбом» репортажных снимков: «День рождение Республики», «Этюды родного края» | Вопросно-ответная работа | Усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа; | Фотографии и снимки, слайды | 26.11. | |
13 | Азбука экранного искусства. Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж. | 1 | Комбинированный; наглядный, словесный | Составление кинофразы, тренинг операторского умения снимать монтажно. | Фронтальный опрос | Усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построение видеоряда | Раскадровки и покадровые записи С Эзейнштейна, татарских режиссеров | 3.12. | |
14 | Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка. (нац.-рег. компонент «Известные кинорежиссеры РТ») | 1 | Урок практической работы | Работа над литературным сценарием на тему известной сказки Г.Тукая | Вопросно-ответная работа | Уметь анализировать кинопроизведение, исходя из принципов художественности | Бумага, кисть, карандаши, краски, клей. ножницы | 10.12. | |
15 | Из истории кино. Киножанры. | 1 | Комбинированный; наглядный, словесный | Создание пейзажно-видового кинонаблюденияна свободно выбранную тему. | Устные ответы | Быть готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидение, видео. | Фрагменты фильмов, документальные ленты, видеозаписи. | 17.12. | |
16 | Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры. | 1 | Урок обобщение и повторение | Сценарная запись и раскадровка фрагмента фильма или телевизионной передачи. | Устные ответы | Быть готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидение, видео. | Фрагменты кинопублицистики М. Рома и т.д. | 24.12. |
Список методической литературы:
1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.
7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.
11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
12. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
14. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.
15. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
16. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.
17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
18. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.
19. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.
20. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).
21. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.
22. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...