План-конспект внеурочного занятия по изобразительному искусству "Лепка глиняной свистульки"
план-конспект по изобразительному искусству (изо)
План-конспект внеурочного занятия по лепке из глины "Лепка глиняной свистульки". Подойдет для работы с детьми 9-12 лет. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся средствами народного искусства. Перекликается с темой занятий по изо "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". 5 класс по программе Б.Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_svistulka.docx | 243.58 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
внеурочного занятия по изобразительному искусству
«Лепка глиняной свистульки»
Верхилеева Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Чебоксарского района Чувашской Республики
Цель занятия: закрепление и совершенствование знаний, полученных на уроках ИЗО умений и навыков, познакомить учащихся с лепкой игрушки-свистульки из глины. Тип занятия: комбинированный, с использованием ИКТ.
Форма занятия: На занятии используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.
Тема занятия: «Лепка глиняной игрушки-свистульки» Задачи: Образовательная: закрепить знания об орнаменте на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;
Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное; использование в собственной художественной деятельности различные материалы для создания символических образов: солярные знаки, древо жизни, образ матери-земли и др, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;
Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление, интерес к народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через лепку декоративной игрушки.
Планируемые достижения:
Предметные: ученик научится осознанно понимать условно-символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать знаки-символы при создании объёмной формы из глины;
Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы для понимания символики славянского народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;
Метапредметные (УУД): Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии, осмысленное эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов народной глиняной игрушки для дальнейшего использования в учебно-познавательной деятельности знаково-символической формы.
Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской символики, глиняной игрушки, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ. Выбирать способы решения: поиск формы; выбор материалов для лепки; знаково- символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов. Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания. Целеполагание: Будет уметь планировать свою учебно-познавательную и практическую деятельность; Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.
Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.
Понятийный аппарат: глиняная игрушка, солярные знаки, народные промыслы, орнамент.
Оборудование:
Для учителя: 1.оригинальные образцы игрушек, цветные иллюстрации с изображением дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек, открытки; 2.таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи. 3.игра «Найди свой узор». 4.мультимедийные презентации дымковских , каргопольских и филимоновских игрушек .
Для учащихся: 1.рисунки, иллюстрации с изображением глиняных игрушек и солярных знаков 4.печатки-тычки различного диаметра для керамики; 6. стаканчики непроливайки, салфетки, стеки.
Музыкальный ряд:
1.вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов.
Литературный ряд:
1.Загадка о народной игрушке; о народных мастерах
Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и помогает уточнить объемную форму, помогает добиться «свиста».
Межпредметные связи: на каждом этапе занятия учитель конкретизирует цели и задачи определенного момента урока, озвучивает связь темы урока с учебными предметами – математикой, географией, историей, литературой и музыкой.
Дифференцированный подход в методике проведения занятия: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора по вылепленной объемной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе выцарапыванием.
Ход занятия
План занятия:
Время - 90 мин
1.Организационный блок (2 мин)
2.Мотивационный блок (6 мин)
3. Информационный блок (7мин).
4. Практический блок (30 мин)
Перерыв (10 мин)
5.Практическая часть. Продолжение (35 мин)
5.Выставка и оценивание работ (5 мин) 6.Рефлексия (5 мин)
1. Организационный блок
Вернисаж. В кабинете оформлена выставка глиняных игрушек созданных детьми и народными мастерами, на доске висят изображения игрушек.
Музыкальный момент. В кабинете звучит народная мелодия (Мотивация будущей темы урока).
Учащиеся входят под музыку в класс, обращают внимание на экспозицию из глиняных игрушек (предметов народных промыслов) и фотографии глиняных игрушек, солярных знаков.
Учитель:
- Здравствуйте ребята, садитесь.
2.Мотивационный блок.
Учитель:
- Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Что вы увидели на нашей выставке, входя в класс и на доске? Читает загадку Аля: Завелась неведомая птица —
Всякий ей дивится:
Не поёт, не летает,
Вся горит и полыхает…
Это птица не простая,
Расписная, золотая.
Просто диво-безделушка,
Зовут её …(народная игрушка)
Учащиеся: - народные игрушки Учитель:
-Верно, ребята! Но сначала скажите мне, пожалуйста, для чего существуют игрушки. Но не всегда игрушки были только игрушками. Раньше некоторые из игрушек считались оберегами. Что такое оберег? Так вот такими оберегами в старые времена были глиняные игрушки. Например, различные свистульки, погремушки, трещетки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. Наверное, в те времена родители не ругали детей за издаваемый свистулькой шум. На игрушки часто наносили солярные знаки.Что же это за знаки такие?
-Символ применяется для воздействий на мир, преобразования его. Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, некоторые являются прямым обращением к богам, тем или иным силам природы. Приведите примеры.
-А сейчас, как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? Назовите тему сегодняшнего урока. (Варианты детей).
Учитель:
-Сегодня мы вспомним народные промыслы глиняной игрушки, традициями формы и росписи. А потом попробуем сами вылепить не просто игрушку, а свистульку – птичку, а кто-то успеет украсить ее орнаментом.
3.Информационный блок
Учитель:
-Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки. Это - Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала. (К доске выходит ученик и располагает варианты так, как он считает нужным).
Учитель.
-На слайдах изображение различных промыслов по изготовлению глиняных игрушек. Я попросила _____ изучить эти промыслы и рассказать нам очень кратко.
1 ученик.
-Происхождение и история Дымковской игрушки неотделима от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.
Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымковка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятка, на котором стоит город с этим же названием (ныне Киров), видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька…
2 ученик.
Сообщение _____________ (сопровождается презентацией).
-Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни - всех не перечесть. Образуют они весёлый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями щеголяют в колоколообразных юбках и кокетливых шляпках; грациозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка, к тому же, свистит.
Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображающими людей и животных.
Делают игрушки из чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой.
Жёлтый, красный, зелёный – основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со светлым тоном обожженной глины создают неподражаемый «наряд» Филимоновской игрушки.
В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц в яркие красные сарафаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляются свой характер, свой голос.
Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.
Обобщение учителем:
-_____ рассказал нам о Филимоновской игрушке (самое главное ещё раз проговаривается учителем). А дальше мы послушаем ____ , которая подготовила сообщение по Каргопольской игрушке.
3 ученик.
-Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и близлежащих к нему деревень.
Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству здешнему насчитывают четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел зарождается. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы. Тут и Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня.
В давние времена люди называли зверей своими братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.
А где мастера подглядывали узор для игрушки? Может, в поле, у полного зёрен колоса, у ёлки в лесу, у цветка на лугу, может, в небе у летящей снежинки, у Солнца, у вечерней звезды…В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.
Учитель:
-Ребята, в руках у меня кукла. Кто мне может подсказать, к какому промыслу относится эта кукла. (не знают). Подсказка мы сегодня о нем не говорили. Это знаменитая Абашевская игрушка. Село Абашево расположено в Пензенской области. Оно знаменито своими глиняными свистульками. Их промысел очень древний.
Учитель:
-Все эти изделия относятся к русским народным промыслам. Давайте вместе дадим определение - что такое народные промыслы?
Учащиеся пытаются ответить.
Учитель.
-Народные промыслы - одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства). Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа.
Учитель:
-Теперь вам стали понятнее эти определения? Учитель читает стихотворение:
Очень часто за событиями,
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Учитель: - С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните какие? Из чего они сделаны? Где? - Например, кукла. Все фабричные куклы похожи, не отличишь. Посмотрите на выставку глиняных игрушек, мы видим игрушки, которые все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную.
В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы.… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Мы сегодня тоже попробуем вылепить свою игрушку.
4. Практическая часть.
Учитель:
.-Но прежде чем вы перейдете к практической части - физминутка. Русский танец (Один их учащихся показывает элементы русского танца вместо упражнений).
Я предлагаю вам вылепить свистульку в виде птицы. И это не случайно, ведь птица- символ счастья. И, вообще, очень изящное существо. Каждая свистулька имеет свой звук. (Выходят помощники и исполняют на свистульках простой мотив).
..На ваших столах имеется все необходимое для плодотворной работы: глина, баночки с водой, салфетки. Прежде чем начать работать, давайте вспомним правила техники безопасности во время работы:
- не мешать работать соседу, не толкаться;
-острые предметы передавать тупым концом вперед;
Давайте ознакомимся с технологией изготовления свистульки (показ презентации на экране).
1 | Глину хорошо разминают, делают из нее жгут, на котором оставляют выпуклые места для туловища. Жгут перегибают и формуют основу свистульки: вытягивают шею, головку, гребешок. | |
2 | Мелкие детали смачивают водой и притирают пальцами и стеками места стыковки. | |
3 | Внутри туловища делаем углубление, дно заклеим пластиной толщиной 3 мм. С боков сделать дырочки Ø3 мм. Замазать швы. | |
4 | Дно свистульки залепить пластиной толщиной 3-4 мм. При помощи двух стеков-палочек сделать дырочки, как показано на рисунке. Корректировать до тех пор, пока качество звука не станет идеальным. |
Лепку игрушки-свистульки выполняют из цельного комка глины.
Глину хорошо разминаем, делают из нее шарик. Пусть глина примет тепло наших рук и перестанет прилипать к пальцам. Из шара формуют основу свистульки: вытягивают шею, головку с одной стороны и хвостик с другой. Птичка получилась, а что же нужно сделать, чтобы она запела? Узнаем после отдыха.
5. Перерыв.
6. Продолжение практической части.
Сегодня я покажу вам самый простой способ. Внутри туловища делаем углубление, дно заклеим пластиной толщиной 3 мм. Для этого мы с вами возьмем заточенную палочку или деталь от ручки и проткнем отверстие вдоль туловища птички. Но только так, чтобы не проткнуть насквозь спинку. А теперь на хвостике сделаем еще одно отверстие, чтобы оно выходило на предыдущее. Только просьба, меня дождаться - покажу в первый раз.
Далее, те, у кого получилось - декорируют игрушку рельефными узорами. Повышенный уровень – украшают солярными знаками. Изображение – на экране.
Во время практической работы учащихся, учитель делает целевые обходы: 1 - контроль организации рабочего места; 2 - контроль правильности выполнения приемов работы; 3 - оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4 - контроль объема и качества выполненной работы.
Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.
7. Подведение итогов. Выставка работ.
В конце урока все свистульки ставятся на выставочный стол.
8. Рефлексия.
Учитель:
- Вы все справились с заданием, и я вижу, что в общих чертах вы можете определить, к какому искусству относятся предметы, какие элементы орнаментов предположительно должны быть у Дымковской игрушки, Филимоновской и Каргопольской.
Учитель:
- Ребята вам понравилось работать с глиной?
Мы попробовали вылепить свистульку.
А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке. На этом наше занятие закончено. Спасибо вам за ваше творчество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект проведения внеурочного занятия «Каблучок» по теме: «Повторение пройденного за год». 4 А класс
Предмет: КаблучокКласс: 4 АТема занятия: «Повторение пройденного за год».Цель занятия: создать условия для творческого развития детей.Задачи занятия:- познакомиться и научить учащихся основным э...
План-конспект проведения внеурочного занятия по теме: «Музыкальные игры-этюды». 1 «А» класс
Предмет: РитмикаКласс: 1 АТема занятия: Общеразвивающие упражнения в игровой форме.Цель занятия: Развитие творческих способностей ребенка средствами хореографии в игровой форме, раскрытие физических д...
План-конспект проведения внеурочного занятия в разделе Физическая культура по теме: «Фитнес – аэробика, как содержание третьего урока или внеурочного занятия»
Технологическая карта урока (10 класс)...
Внеурочное занятие по изобразительному искусству , 1 класс. Тема: «Подсолнухи».
Внеурочное занятие по изобразительному искусству , 1 классИз цикла: виды изобразительного искусства/ живопись, ДПИ.Тема: «Подсолнухи».Цель: Познакомить учащихся с жанрами и видами изобрази...
Мини проект. Моделирование внеурочного занятия по изобразительному искусству для 6 класса.
Данная разработка внеурочного занятия была выполнена как итоговая на курсах в АСОУ....
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях по изобразительному искусству.
Организация проектно-исследовательской деятельности относится к наиболее эффективным способам построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в постоянно изменяющихся усл...
План-конспект открытого внеурочного занятия по психологии 11 класс "Конфликты в нашей жизни"
Внеурочное занятие проводится в 11 классе в рамках программы "Этика и психология семейной жизни"....