Изготовление куклы-берегини "Горошинка"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Киселева Марина Николаевна

В данном мастер-классе рассказывается о традиционных народных куклах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Goroshinka.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по изготовлению

куклы - берегини

«ГОРОШИНКА»

руководитель занятия: Киселева М. Н.

МОУ СОШ с. Синдякино

Цели:

  1. обучение детей  технологии изготовления  куклы - берегини

     «Горошинка»;

  1. ознакомление с  историей возникновения куклы;  

           формировать знаний, умений, навыков по работе с тканью;

  1. развитие речи, памяти, мышления, наблюдательность, а также развитие творческих способностей и художественный вкус обучающихся детей, мелкую моторику рук, глазомер и внимательность;

  1. привитие  интереса к русскому народному творчеству;
  2. воспитание любви и уважение к культуре народа;
  3. воспитание культуры труда, внимательность, терпение и аккуратность;
  4. воспитание чувства товарищества и коллективизма.

Методы

словесный, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная практическая работа.

Форма работы

совместная творческая деятельность детей.

Оборудование

лоскуты  белой ткани 20×20;

нитки;

тесьма, кружево ;

носочки, горох, лоскутки цветной ткани, баночки под горох;

экран, ноутбук, проектор.

Зрительный ряд:

презентация PowerPoint,

образцы народных  кукол-берегинь.

Литературный ряд:

отрывок стихотворения А. Сенявина (Песня из Хора).

Музыкальный ряд:

  «русские народные мелодии».

                                                           

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Сообщение темы и цели занятия.
  4. Беседа по теме занятия.
  5. Постановка художественной задачи.
  6. Физкультурная  пауза.

VII.Практическая  деятельность обучающихся детей.

VIII.Рефлексия.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Дорогие ребята  приветствую вас на нашем занятии. Сегодня у нас не                       простое занятие, а мастер-класс по старинному  русскому  рукоделию.  Вначале давайте  познакомимся. Меня зовут Марина Николаевна, а вы все по очереди назовите свои имена цепочкой (все участники называют себя). 

Сегодня на занятие нам потребуются следующие материалы:

  1. лоскуты  белой ткани 20×20;
  2. нитки;
  3. тесьма, кружево;
  4. носочки, горох, лоскутки цветной ткани, баночки под горох;

Все это у нас имеется.

  1. Актуализация  знаний  обучающихся

Теперь  садитесь поудобнее и послушайте сказку… (включается музыкальная фонограмма)

«В некотором царстве, в некотором государстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и была у него только одна дочь, Василиса Прекрасная. Когда жена его скончалась, девочке было всего восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе доченьку и вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и говорит: – «Послушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куколку - держи ее всегда при себе и никому не показывай. А когда вдруг приключится тебе какая напасть али горе, какое, дай ей поесть и спроси у нее совета. Она покушает  да и скажет тебе, чем помочь твоему несчастью…  Так вот и стала, Василисонька  жить… подкармливает куколку и советуется с ней. А та покушает, послушает , да и подсказки, советы Василисе дает…»

Это, конечно, сказка, но…  как вы думаете, почему я начала урок с этой сказки? Кто мне скажет?

Ответы детей.

  1. Сообщение темы и цели урока:

Тема нашего занятия: «Изготовление куклы  -  берегини «Горошинка»

Цели:

  1. обучение детей  технологии изготовления тряпичной куклы - берегини

      «Горошинка»;

  1. ознакомление с  историей возникновения куклы;  

     формировать знаний, умений, навыков по работе с тканью;

  1. развитие речи, памяти, мышления, наблюдательность, а также развитие творческих способностей и художественный вкус обучающихся детей, мелкую моторику рук, глазомер и внимательность;

  1. привитие  интереса к русскому народному творчеству;
  2. воспитание любви и уважение к культуре народа;
  3. воспитание культуры труда, внимательность, терпение и аккуратность;
  4. воспитание чувства товарищества и коллективизма.

  1. Беседа по теме занятия.

Мне хотелось бы прочитать слова А. Синявского «Голос из Хора»

«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,

И дети перестали бы походить на родителей,

И народ бы рассеялся пылью по лицу земли».

В этом отрывке  очень хорошо сказано как о значении, так и о важности куклы, как для детей, так и для народа в целом.

При слове «кукла»  в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства.

Но всегда ли это было так?

И я хочу спросить вас:

«А как вы думаете, что обозначает слово «кукла», как вы понимаете его значение?»

Ответы детей.

Оказывается, о происхождении этого слова до сих пор спорят ученые и исследователи.

Слово «кукла» в русском языке заимствовано либо от латинского «cuculla», либо произошло от древнеславянского корня «кук»

В словарях также можно найти разное толкование этого слова.

Если открыть словарь русского языка С.И. Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

В словаре В. Даля и в словаре «Русских народных говоров» это слово имеет множество значений:

  1.  Идол. В старину говорили: “А если сильно холодно, куклу вынесут, подержат: завтра тепло будет”.
  2. “Заломы”, “закрутки” в посевах, делаемые колдунами. Рассказывали: “Кто куклу снимет – тот умрет”.
  3. Снежная баба.
  4. Кулак (кукиш).
  5. Лен в связке. 
  6. Горсть льна для трепания (отходы – “куклевина”), кудель, моток ниток.
  7. Связка ивовых прутьев.
  8. Почки (ростки).
  9. Различные хлебы и пироги.
  10. Насекомое в предпоследней стадии развития, в состоянии замирания.
  11. Форма, болванка у вязальщиков.
  12. Фальшивые денежные знаки.

Дети,  как же возникли первые куклы?

Ответы детей.

Все что происходило, вокруг первобытного человека было непонятным, страшным и пугающим для него.

С неба лилась вода, стрелами падал огонь. Вода смывала и уносила жилища людей, посевы. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце сжигало все засеянное, лишая людей урожая.

И человек задавался вопросом: «А кто все это делает?»

И нашли для себя ответ:

«Конечно, это были высшие и могущественные существа – боги».

И вот люди подумали, а что если создать изображения богов и дать им имена?

Тогда можно будет знать, у кого просить помощи и защиты, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог (огонь), Дажьбог (солнце), Макошь (вода, земля, семейного очага и рукоделия), Перун (гром и молнии), Стрибог (ветер) и другие. Чаще всего изображали богов в виде человеческих фигур.

Наверное, это и были самые первые куклы в истории человечества! Люди верили им, поклонялись, надеялись на их защиту.

Когда люди просили о чем-то богов, то они обязательно приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения. Но однажды кому-то пришла в голову мысль предложить в жертву вместо живого человека – куклу. Взяли полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла жизнь человека. 

Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить в жертву разных кукол-чучел, у которых были свои имена: Кострома, Купало, Ярило и т.д. Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили хороводы вокруг них, затевали игры, а затем “отдавали” богам – топили в реке, сжигали на костре, разбрасывали по полям и т.д. А взамен просили здоровья, урожая, любви.

На изготовление этих кукол шли в основном подручные материалы. А какие?

Ответы детей.

Итак, кукла не рождается сама: её создаёт человек.

Куклу делали по определённым правилам.

Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она выполняла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла “с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.

Существует много обрядовых кукол - берегинь, которые имеют своё предназначение в быту.

  1. Постановка художественной задачи.

Но всё же, самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками. В ней есть, что - то такое, от чего становится теплее на сердце. И сегодня на нашем занятии  мы сделаем обрядовую куклу «Горошинка»

Горошинка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы - мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. 

 

Сейчас    немного отдохнем, поднимем свою работоспособность, а затем приступим к работе.

  1. Физкультминутка

  1. Погреть ладошки, потереть их между собой -5 раз.
  2. Потереть  и потянуть мочки ушей - 5 раз.
  3. Ладонями прижать и оттопырить ушки -5 раз.
  4. Постучать  одним кулачком о другой – 5 раз.
  5. Щёчки опустить, поднять, улыбнуться друг другу.
  1. Практическая деятельность обучающихся детей.

Задание: изготовить русскую народную куклу - берегиню        

               "Горошинка"

Этапы выполнения куклы:

1.      берем  крупу - горох
2.  детский носочек, засыпаем в носочек крупу, завязываем носочек,    

     чтобы  крупа не рассыпалась.
    Перевязываем носочек примерно так, чтобы получилась голова и  

     туловище.

3. Теперь берем прямоугольный кусочек белой материи, размером  

     таким, чтобы покрывало нашу куколку.
   Складываем его пополам по диагонали.
   На уголках завязываем кончики, формируем ручки.

 

4. Накрываем нашу куколку, и в районе шеи перевязываем      

    ленточкой или кусочком ткани.

5. Выбираем для куколки юбочку:-
  Для этого нужен просто небольшой кусочек ткани.

  1. Чуть ниже груди обматываем куколку юбочкой и перевязываем ленточкой или полоской ткани.

  1. Последний штрих - повязываем куколке платочек

  1. И вот, наша куколка готова!
    Играйтесь на здоровье!
    Куколку можно положить малышу под подушку, она будет успокаивать, и оберегать его сон

  1. Рефлексия

а) выставка работ обучающихся детей.

А теперь, когда вы выполнили свои куклы, как вы их назовёте? Продемонстрируйте их присутствующим.

б) обобщение изученного материала:

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Почему народная кукла была безликой?

Отличается ли современная кукла от народной куклы? В чем, по-вашему, плюсы и минусы?

в) Итог занятия

Цели:

  1. обучение детей  технологии изготовления  куклы - берегини

      «Горошинка»;

  1. ознакомление с  историей возникновения куклы;  

     формировать знаний, умений, навыков по работе с тканью;

  1. развитие речи, памяти, мышления, наблюдательность, а также развитие творческих способностей и художественный вкус обучающихся детей, мелкую моторику рук, глазомер и внимательность;

  1. привитие  интереса к русскому народному творчеству;
  2. воспитание любви и уважение к культуре народа;
  3. воспитание культуры труда, внимательность, терпение и аккуратность;
  4. воспитание чувства товарищества и коллективизма.

г) Заключительное слово руководителя.

Вот и готова ваша куколка. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.

И в заключение нашего занятия я хочу сказать всем спасибо за внимание и творческую работу.

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.

Пришло время расставанья.

До свиданья! До свиданья!

Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Старинный ручной способ изготовления шерстяных ниток. Изготовление куклы «Крестец»

На занятии учащиеся в игровой форме узнают о ручном способе изготовления шерстяных ниток. Знакомятся с русскими народными традициями и учатся изготавливать куклу "Крестец"...

« Изготовление подарка ветеранам Великой Отечественной войны» (Изготовление объемных цветов и листьев из атласных лент).

Разработка открытого урока по теме:« Изготовление подарка ветеранам Великой Отечественной войны» (Изготовление объемных  цветов и листьев из атласных лент)....

Изготовление полезной продукции в сварочной мастерской из ранее приготовленных заготовок, изготовленных на самодельных приспособлениях, с демонстрацией приемов работы

Цель проведения мастер-класса: рассмотреть  инновационные подходы  к саморазвитию  инженерно-педагогических работников с  демонстрацией учащимся и мастерам п/о по профессии «...

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп". Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петельной машиной полуавтоматического действия».

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп".Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петель...

Проектная работа: "Изготовление скворечника", "Изготовление модели танка".

Проектные работы предоставлены  учениками МБОУ Гимназии №1 - проектная деятельность на уроке технологии. Учитель технологии Лапин Олег Владимирович....


 

Комментарии

Потапенко Елена Витальевна

Марина Николаевна! мне очень понравился ваш материал. Обязательно его использую на занятии в ГПД - дети будут рады!Огромное спасибо!!!