Конспект занятия по теме "Старинный ручной способ изготовления шерстяных ниток. Изготовление куклы «Крестец»
план-конспект по теме
На занятии учащиеся в игровой форме узнают о ручном способе изготовления шерстяных ниток. Знакомятся с русскими народными традициями и учатся изготавливать куклу "Крестец"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме
Старинный ручной способ изготовления шерстяных ниток.
Изготовление куклы «Крестец»
Педагог дополнительного образования Усова Е. В.
Тема: Старинный ручной способ изготовления шерстяных ниток. Изготовление куклы «Крестец».
Задачи
Обучающие : познакомить детей с древним ручным способом изготовления ниток из шерсти животных, дать детям представление о солярном знаке – крест и показать его значение в жизни крестьян, научить делать куклу «крестец».
Развивавающие: развитие любознательности, мелкой моторики рук, внимания.
Воспитательные: воспитывать эстетические чувства, аккуратность, терпение.
Оборудование: прялка, веретено, игрушка «овечка» ,куклы: «стригуша», «покосница», «Праскева Пятница», спицы, разноцветные клубки шерстяных ниток, палочки зубочистки, куклы, ножницы.
Используемые технологии: игровая технология , технология индивидуализации обучения, педагогика сотрудничества
План
- Вводная часть
а) загадки
б) объявление темы занятия
в) экскурсия в музее СЮТур « Русская изба»
- Основная часть
Бабушкина сказка:
а) как и из чего изготавливают нитки
б) разговор клубка со спицами (загадки)
в) физминутка
г) крест – главный символ солнца
д) значение цветка
е) изготовление куклы «крестец»
е) коллективное сочинение конца сказки
3. Итог
Ход занятия
- Вводная часть
Отгадайте загадки.
- Один говорит, двое смотрят, двое слушают? (язык, глаза, уши)
- У двоих матерей, по пяти сыновей, все в одно имя? ( руки и пальца)
- А как вы думаете, почему я вам загадала такие загадки?
- Глаза вам нужны, чтобы внимательно смотреть. Уши, чтобы слушать и запоминать, язык, чтобы отвечать на вопросы. А руки, чтобы аккуратно выполнять задания.
Объявление темы занятия
- А что же мы будем сегодня делать на занятии?
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое, побываем в крестьянской избе, узнаем как и из чего изготавливали нитки, а так же научимся делать игрушки, которыми играли дети в крестьянских семьях.
Экскурсия в музее СЮТур « Русская изба»
Мы с вами пришли в избу, здесь все устроено так, как было в настоящих крестьянских избах много-много лет назад.
Большое место занимала печь. Она играла огромное значение в жизни крестьян. Почему? Это приготовление пищи. Это отопление помещения.
На ней есть палати (специальная лежанка) где зимой спали дети и старики.
В избе была подвешена к потолку люлька. Зачем она? Правильно – так качали младенцев. И конечно же в избе был большой стол с лавками. А почему он такой большой? В крестьянских семьях было много детей. За таким большим столом могли сидеть сразу все члены семьи.
Рассаживайтесь на лавки и слушайте.
2. Основная часть
Бабушкина сказка:
Сейчас я вам расскажу сказку.
Жила – была бабушка. И была у нее овечка. Бабушка очень любила свою овечку. Летом она пасла ее на лугу. А еще она косила траву и сушила ее. Как называется такая трава? Сушеная трава называется сено. Бабушка запасала сено, чтобы кормить овечку зимой, потому что трава – самая любима еда для овечки. А зимой свежей травы не найти. Вот и кормила бабушка свою овечку зимой сеном.
Однажды надумала бабушка связать своим внукам к зиме носки да варежки. Но где взять шерстяных ниток? И бабушка сделала вот что. Повела она овечку пастись поближе к реке. Завела овечку в реку и помыла с мылом. Шубка у овечки была пыльная, грязная, а сделалась чистая, белая. Высохла шерстка у овечки на солнце. Бабушка повела овечку домой и подстригла ей шерсть. Состриженная шерсть называется руном.
Овечка обрадовалась, ведь ей будет не жарко. Поблагодарила бабушку. а) как и из чего изготавливают нитки
А бабушка взяла шерсть и понесла в дом. В избе у бабушки есть прялка и веретено. Села она и стала прясть. Так получились шерстяные нитки.
- А какого цвета получается нитки? Нитки будут того же цвета, что и шерсть. А вом, чтобы они были разноцветными их красят специальными красителями.
Из этих шерстяных ниток можно уже вязать носки, варежки, шапки, шарфы и т. д. Но нужно еще какое-то приспособление? Да это спицы – палочки тонкие и гладкие с заостренными концами. Приготовила бабушка все это и думает: « завтра начну вязать, сегодня уже поздно». Оставила она шерсть и палочки на столе.
Разговор клубка со спицами (загадки)
А ночью случилось вот что. Скучно было спицам и клубочку. Решили они загадывать загадки. Сначала клубок загадывал загадки спицам.
- По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (овца)
- На корову я похожа
И рога есть у меня
В поле травку ем гуляя
И даю всем молока? (коза)
- Зверь я горбатый
А нравлюсь ребятам. (верблюд)
- Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, грызет морковку. (кролик)
5.На сене лежит, сама не ест
И другим не дает. (собака)
- Ребята, а как вы думаете, почему все загадки о животных?
Потому, что из шерсти этих животных делают нитки для вязания.
Физминутка
А потом спицы и клубок стали играть. И мы сейчас поиграем в игру «Зайка серенький сидит». Выходите из за стола. Я буду говорить слова и показывать что делать, вы повторяйте за мной.
«Зайка серенький сидит и ушами шевелит (присели и руками изображаем как заяц шевелит ушами)
Вот так, вот сяк, и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть (встаем и хлопаем в ладоши)
Вот так, вот сяк, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать (прыгаем на месте)
Вот так, вот сяк, надо зайке поскакать.
Зайку кто-то испугал, зайка прыг и ускакал.(убегаем на свои места за стол)
Мы отдохнули поиграли, а теперь продолжаем сказку.
А спицы с клубочком играли в игру догонялки. То спицы догоняли клубок, то клубок катился за спицами. Потом они стали валяться, кататься и путаться. И когда все нитки запутались вокруг спиц, они успокоились. Утром бабушка пришла и что же она увидела? Спицы расположены в форме креста, а нитки равномерно обмотаны вокруг четырех сторон.
Крест – главный символ солнца
- Да это же кукла «крестец» - удивилась бабушка. Такие куклы делали в крестьянских семьях.
Крест – главный символ солнца и главный оберегающий символ славян.
Православные люди чтут крест как знак распятия Иисуса Христа и как знак христианской веры.
«Крестец» имеет равные стороны и делается из одинаковых по размеру палочек. Древние хозяюшки прикрывали им открытую посуду, его клали в амбаре поверх зерна. На праздник Крещения Господня крестцы ставили по углам комнат, на окнах, над дверями. Крестец из четырех лучей считается оберегом для женщин, а из шести для мужчин.
Значение цвета
И конечно же имеет значение цвет ниток, которыми обвязывают лучи:
красный – это само солнце, огонь, горячая кровь;
желтый –тепло, младенчество;
зеленый – здоровье, молодость;
синий – высокие помыслы, духовно очищение;
черный – сила, власть, богатство, крепкая семья;
белый – чистота.
Изготовление куклы «крестец»
Сейчас я вас научу делать такие куклы. Они называются «крестец».
Выбирайте нитки любого цвета, берите по две палочки (зубочистки). Размещаем палочки крестом. Начинаем обматывать ниткой палочки. Сначала крест-накрест, а потом каждую палочку вокруг, протягивая нитку к следующему лучу и т. д. В конце закрепляем нитку, что бы она не размоталась.
Вот наша кукла и готова.
- Нравится вам куклы, которые вы сделали?
- Как она называется?
- Что интересного в этой кукле? (она является оберегом)
- А давайте посмотри на другие куклы, которые мастерили крестьянские ребятишки. Это «стригуша» – удивительная травяная кукла ее можновстретить там, где растят пшеницу рожь и другие злаки.
А эта кукла называется «Праскева Пятница». Праскеву пятницу величают 10 ноября. Великомученица Праскева – заступница бабьей доли, покровительница женских ремесел.
Эта кукла называется - «покосница». Делается она из целого куска ткани, без надрезов и швов.
-Что лежит в основе этих кукол? (крест)
- А как вы думаете, почему крест? Почти все куклы, традиционно изготовляемые в каждой семье – оберег.
Куклы делали в семье при рождении каждого ребенка, а детей было не менее трех. Отдельную куклу для охранения домашнего очага. Для игры девочек – будущих мам, для игры мальчиков – куклы бойцовские, куклы воины. И немалое количество календарных обрядовых кукол крупных – для коллективных празднований (Троицкая березка, Масленица, Кострома, Таракан) и весьма маленьких, соразмерные кисти рук – для праздника в семейном кругу.
Вот такими игрушками играли дети в простых крестьянских семьях.
Коллективное сочинение конца сказки
- А чем же закончится наша сказка?
- Как вы думаете, подружились спицы с клубком?
Я тоже думаю подружились. И больше они не путались. От их совместной дружбы в умелых руках появляются такие теплые красивые вещи, как кофты, шапки, шарфы, носки, варежки и другие вещи.
3. Итог
- Понравилась вам сказка?
- А что нового вы сегодня узнали?
- Как вы думаете, сейчас так же прядут нитки для вязания?
- Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: Дидактическая игра « Купание куклы»
Программное обеспечение: 1 Программа «Ступеньки». «Коррекционно-развивающая работа с детьми...
Конспект занятия на тему: Кукла из бабушкиного сундука
с давних пор тряпичная кукла была традиционной русской игрушкой. Куклам приписывасось волшебные свойства: защита, оберег и т.д. Незатейливая технология изготовления имеет свои традиции...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/24/picture-300138-1632497790.jpg)
Конспект занятия на тему: "Изготовление чехольчика для мобильного телефона из шерсти, способом мокрого валяния".
Цели занятия: продолжить занкомство с историей возникновения валяния из шерсти и закрепление практических знаний и умений основных приёмов работы с шерстью....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/07/picture-910876-1570469716.jpg)
Конспект занятия-экскурсии тема "Театральная кукла"
Занятие разработано для детей 3-4 классов в рамках внеурочной деятельности в кружке "Мягкая игрушка".Цель: Познакомить с разными видами театральной куклы.Задачи:Показать виды театральных кукол (марион...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-714698-1478329629.jpg)
Конспект занятия на тему: "Понятие гиперссылка. Способы и виды ее использования"
В ходе данного занятия раскрывается понятие Гиперссылка, виды и способы ее создания...
Конспект урока по теме " Применение ручных швов при изготовлении игольницы"
Конспект урока служит приложением к технологической карте с таким же названием. Конспект более подробно раскрывает каким образом мотивируется учебная деятельность учащихся. Технологическую последовате...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/22/picture-892057-1487715863.jpg)
Конспект занятия по теме "Конструкции из спичек (изготовление спичечного домика)"
Конспект занятия объединения "Мастерская поделок" на тему "Конструкции из спичек (изготовление спичечного домика)"...