методическая разработка урока "Александр Невский. Между Востоком и Западом"
методическая разработка по истории (10 класс)
2 часовой урок направлен на формирование всех УУД обучающихся, особое внимание уделяется ффформированию проектных компетенций. На уроке применяются разнообразные приемы активного обучения. Интересны представленные ученические интегрированные проекты (история +технология). Урок имеет мощную патриотическую направленность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ
«РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Коленченко Е.М.
учитель истории МАОУ СШ «Гимназии№1»
с.п. Мулино Нижегородской области
Тип урока: комбинированный
Цели:
Образовательная
Сформировать у обучающихся целостное представление:
- о проблеме выбора пути цивилизационного развития Руси в результате татаро-монгольского нашествия;
- о причинах выбора Александром Невским союза с Ордой против католического Запада.
- о причинах выбора личности Александра Невского именем России
Развивающая
- способствовать развитию у обучающихся:
- коммуникативных навыков;
- навыков аналитического мышления.
-проектных компетенций
Воспитательная
Способствовать развитию у обучающихся:
- познавательного интереса;
- воспитанию чувства сопричастности к истории , патриотизма, гордости за Родину, готовности служить Отечеству на любом поприще; прививать любовь и чувство гордости за свою малую Родину и ее героев
План урока
- Организационный момент.
Приветствие. Мотивация. Формулировка цели, задач и плана урока.
- Актуализация ранее полученных знаний: блиц-опрос
- Основная часть: получение новых знаний.
- Сообщения и проекты обучающихся, работа с рабочими листами
- Выполнение задания – работа с текстом для чтения.
- Заполнение таблицы.
Дискуссия и выводы обучающихся, аргументирующих свою точку зрения.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент
2.Основные этапы урока.
1. Мотивация и формулирование темы, цели и задач урока.
Учитель: вступительное слово, мотивационная беседа:
Здравствуйте, ребята! К какой юбилейной дате готовятся нижегородцы? ( 800лет в 2021г.)
Назовите известного гос. деятеля России, которому в майские дни 2021г. тоже исполнилось 800лет. ( Александру Невскому).
О ком мы будем говорить на уроке?
Еще в 2008 г. россияне сделали свой выбор: Александр Невский – имя России. Вы уже многое знаете о великом Александре.
А какие проблемные вопросы возникают у вас при обращении к этой теме сегодня? Предполагаемые ответы:
- Как и почему А.Невский сделал исторический выбор между Востоком и Западом;
- Оценки роли А.Невского в истории России
- Почему именно А.Невского – имя России
- Каковы секреты воспитания и самовоспитания А.Невского?
Посмотрите на слайд. С его помощью мы вместе определим тему сегодняшнего урока. Что вы видите? Ответы учеников.
На слайде вы видите три образа, которые представляют различные государства XIII века: пахарь, мирно обрабатывающий поле, два всадника, устремляющиеся на него с Востока и Запада. Один на приземистой лошади, со щитом из бычьей кожи и с луком, другой в железных латах и с копьем в руках.
- Определите, какое государство символизирует каждый из этих образов?
- Сформулируйте главную проблему взаимоотношений этих государств.
- Конкретизируйте, в чем заключается главная проблема Руси?
- Какой путь, по вашему мнению, должна выбрать Русь, чтобы спасти себя?
Так о чем мы будем говорить на уроке?
«Русь между Востоком и Западом. Выбор Александра Невского»
Учитель конкретизирует тему, цель и план урока: 1. Сущность проблемы цивилизационного выбора развития Руси. 2.Причины выбора Александром Невским союза с Ордой против католического Запада 3.Оценка деятельности Александра Невского . Девиз урока «Жить как Невский!»
2. Актуализация ранее полученных опорных знаний.
Учитель: Почему 13в. - самый трагический век в истории Руси? с Востока на нее нахлынули бесчисленные полчища завоевателей, которых привели монгольские ханы. В это же время с Северо-Запада ей угрожали отряды немецко-шведских захватчиков. Русская земля находилась на краю гибели.
Вспомните, каковы были основные последствия монгольского нашествия на Русь.
Предполагаемые ответы обучающихся:
- Города и торговые пути Руси были разрушены, хозяйство разорено
- Многие князья погибли, защищая страну
- Русь понесла большие человеческие потери, многие жители угнаны в рабство
- Русь была вынуждена платить завоевателям дань
- Оставшиеся в живых русские князья должны были получить разрешение на княжение - ярлык
- Ухудшилось международное положение Руси, она была отрезана от Черного моря
- Исчезли многие ремесла, пришли в упадок письменность и искусства
-Русь отброшена в развитии назад, движение ее замедлилось, практически остановилось..
Учитель: Не менее грозными противниками были западные соседи Руси – шведы и Ливонский рыцарский орден. Нашествие Батыя не затронуло северо-западные районы Руси — Новгородскую и Псковскую земли. Здесь сложилась крайне опасная обстановка. В Прибалтике обосновались рыцари-крестоносцы. С благословения папы римского рыцари желали силой утвердить католическую веру не только в прибалтийских землях, но и на русских территориях. Рыцари считали православных язычниками. Объединенными усилиями они планировали крестовый поход на Русь. Давайте вспомним, что мы уже знаем. Блиц-викторина
1.Кто такие рыцари? ( Средневековое военное сословие, тяжеловооруженные конные воины)
2.Что такое духовно-рыцарский орден? (Орден – объединение духовных рыцарей- монахов, которые служили католической церкви с оружием , подчинялись папам римским )
3.Кто такие крестоносцы? (Участники походов на Восток). Каковы их цели? (Земли и влияние католической церкви)
4.А на Руси какая была вера?? Когда Русь крестилась? Как вы думаете, почему крестоносцев привлекли северо-западные русские земли? (Православное христианство. 988г. Они думали. что Русь слабая и смогут захватить наши земли и распространить католичество)
5.Как вы считаете, в чем опасность крестовых походов для Руси? ( занятые земли подвергались насильственной католизации, туда переселяли немецких колонистов)
6..Каких успехов достигли крестоносцы? Почему?(Захватили Прибалтику и вплотную подошли к северо-западным русским землям. Опыт, отработанная тактика, хорошее вооружение.)
7.В каком году и где родился А.Невский? 1221 Переяславль-Залесский
8.Когда и где умер А.Невский? 1263 в Городце в Феодоровском монастыре
9. В каком возрасте А. Невский стал княжить? И в каком городе? (17лет ,Новгород)
10.Как русские воины называли систему построения рыцарей- крестоносцев? (Свинья)
11.Кто и в каком году учредил орден А,Невского? (1824г Петр 1)
12.Знаменитые изречения, связанные с именем А.Невского? ("Не в силе Бог, а в правде".»Кто к нам с мечом придет…»)
13.Художнику И.С. Телятникову в 1942 г. была поручена разработка эскиза ордена Александра Невского. На ордене должен был быть ясный понятный профиль Александра. У художника не было ни портретов, ни описаний внешности Невского. Как в этой ситуации поступил художник? (Образ актера - исполнителя роли Александра Невского – Николая Черкасова)
14.Александр Невский в 1938 году, Суворов в 1941 году, адмирал Нахимов в 1947 году, адмирал Ушаков в 1953 году, Кутузов в 1944 году. О чем идет речь?
Учитель дополняет и корректирует ответы учеников.
3. Основная часть: получение новых знаний.
Учитель организует выступления учеников с проектными работами, выполненными на базе «Точки Роста» и деятельность класса, демонстрирует слайды презентации: внимательно выслушать сообщения и в ходе выступлений выбрать и отметить правильные ответы на вопросы рабочего листа. Определите причины побед А.Невского, используя сообщения и исторический источник «Житие».
Темы проектов.
1. «Оружие русских ратников 13в. времен Александра Невского»
2. «Шведские корабли 13в. Невская битва»
3. Сообщение о Ледовом Побоище.
Предполагаемые ответы учеников: полководческий талант и личная храбрость Александра Невского и отвага его воинов. В Невской битве: решительность, разбил шведов не числом, а умением, только своей дружиной, не стал ждать ополчение. В Ледовом побоище: внезапность и стремительность, учитывал особенности местности, сильные и слабые стороны своих и вражеских войск, громил неприятеля по частям, результативно использовал разведку. Действовал продуманно, правильно оценил ситуацию, заманил неприятеля в ловушку.
В историческом документе – «Жития…»: храбрость и отвага самого Александра Невского и русских воинов, смекалка, быстрота, напор, умереть, но не отступить. Патриотизм, любовь к Родине, уверенность, что это правое дело, благославляемое богом. Имена героев Гаврила Олексич, новгородец Миша, полочанин Яков и др. остались в истории.
Учитель подводит итоги и формулирует проблему исторического выбора Руси: В середине XIII в. история поставила перед Русью вопрос о ее праве на существование. Русские князья должны были избрать такую стратегию в политике, которая позволила бы выжить Русскому государству, сохраняя при этом природную самобытность. Выбор был невелик.
Какой же? Предполагаемые ответы корректирует учитель: или пасть в героической борьбе с завоевателями, или же, заручившись поддержкой сильнейшего противника, дать отпор другому. Этот выбор сделал князь А. Невский.
Из Ливонского ордена явился посол с отказом от притязаний на русские земли и с просьбой отпустить пленных рыцарей. Новгородские и Псковские земли сумели сохранить свободу и независимость, в то время когда Русь стонала под гнетом монголо-татар. Долгое время князю Александру удавалось уклоняться от поездки в Золотую Орду на поклон хану Батыю. Только когда разгневанный Батый пригрозил новым набегом, Александру пришлось поехать в Орду.
Какую позицию занял его брат Андрей? В это время брат Александра – Андрей Ярославич в союзе с князем Дмитрием Галицким при поддержке Папы Римского и католических правителей решили оказать сопротивление монголам. Но помощи от католического Запада русские князья не получили. Северо-Восточная Русь подверглась новому разрушительному набегу монголов. А.Невский получил ярлык на Великое княжение Владимирское, привел мятежные города к покорности Орде. Таким образом, наметились два пути отношений Руси с Западом и Востоком. Александр Невский, балансируя между двумя силами, сделал цивилизационный выбор в пользу союза с Ордой против католического Запада. Оценка этих событий и деятельности князя Александра вызывают споры среди историков и сегодня.
Задание: в течение 7 минут по группам, используя материалы уроков, отрывки из трудов историков, заполнить в рабочих листах свою часть таблицы, отвечая на вопросы в ней. По результатам работы сделать вывод: почему Александр Невский выбрал именно такую стратегию по отношению к западным и восточным соседям. Аргументируйте свой ответ, выделите в тексте места, подтверждающие ваше мнение, Внутри группы самостоятельно распределите вопросы между собой. Результаты работы необходимо озвучить.
Образец сравнительной таблицы:
Запад (предполагаемые ответы) | Линии сравнения | Восток(предполагаемые ответы) |
Да, являлся, так как в Европе увеличилось число безземельных рыцарей | 1. Являлся ли захват русских земель основной целью, почему? | Нет, главной целью было ограбление покоренных земель, получение дани с местного населения. |
Использовать бояр для установления собственной власти. | 2. Как захватчики планировали управлять завоёванными землями? | Реальная власть продолжала оставаться в руках князей, пусть и получавших ярлык из рук монгольского хана. |
Гумилев пишет, что русских убивали, включая даже младенцев. | 3. Каковы были действия захватчиков по отношению к местному населению? | Убивали сопротивляющихся, угоняли в плен, оставшихся облагали данью. |
Новый закон, быт, власть, религию, все новое и непривычное. | 4. Какие изменения несли с собой завоеватели? | Монгольские ханы не вмешивались во внутренние дела Руси, жизнь оставалась прежней. |
Планировали утвердить католическую веру на русских территориях. | 5. Какие планы строили захватчики в отношении православной веры? | Монгольские завоеватели отличались веротерпимостью, не трогали церкви. монастыри |
Примерные выводы каждой группы:
«Западники» - Александр выбрал стратегию сопротивления католическому Западу потому, что Запад нес гибель для русской самобытности и православия, самостоятельное русское государство не могло бы существовать.
«Восточники» - с Востока шло тяжелое порабощение, но не полное истребление. Сохранилось Русское государство, пусть и подчиненное воле Золотой Орды. Александр выбрал стратегию союза с монгольскими завоевателями для сохранения русской государственности.
Учитель: Историки неоднозначно оценивают мотивы, побуждавшие Александра к подобной стратегии. Прочтите высказывания Льва Гумилева и И.Н.Данилевского, по разному оценивавших деятельность Александра Ярославича. Какая из представленных точек зрения вам ближе и почему? Ответ аргументируйте (используйте данные из таблицы).
Цитаты:
« …<Александр Невский> в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое-какие выгоды для себя. Позднее по этому пути пойдут и его потомки»
(И. Н. Данилевский)
«…нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины»
(Л. Н. Гумилев).
Учитель помогает наводящими вопросами сформулировать мнение, корректирует ответы, подводит итоги: выбор А. Невского на долгие века определил дальнейшее развитие русского государства: традиционное для Руси предпочтение союза с Востоком для противостояния Западу, (вспомните!!!! выбор сделанный князем киевским Владимиром Святославичем, крестившим Русь по образцу Восточной Римской империи.)Даже сегодня ощущаются последствия этого решения, которые выражаются в обоюдно настороженных отношениях России с Западной Европой.
Учитель: Имя А.Невского в нашей стране символ Защитника Отечества. Недаром одной из почетных наград является орден А.Невского. Недавно мы отметили 76 годовщину Великой Победы над фашистской Германией. Выступление ученицы с сообщением по исследовательской работе о нашем земляке – кавалере ордена А.Невского.
Подумайте, почему А.Невский – имя России? В чем его Славы? Сообщение ученицы.
- Итоги урока. Ученики самостоятельно определяют Славы А.Невского – имя России.
1.Мудрый правитель.2.Непобедимый воин. 3.Тонкий дипломат.4.Верный семьянин.5.Защитник православной веры.
Учитель подводит итоги и оценивает работу учащихся.
- Комментирует домашнее задание. 1. Выбрать тематику проектов для учащихся среднего звена под девизом «Жить как Невский». 2.Проект «Александр Невский в искусстве и литературе» для учащихся начальной школы.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ
«РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Коленченко Е.М.
учитель истории МАОУ СШ «Гимназии№1»
с.п. Мулино Нижегородской области
Тип урока: комбинированный
Цели:
Образовательная
Сформировать у обучающихся целостное представление:
- о проблеме выбора пути цивилизационного развития Руси в результате татаро-монгольского нашествия;
- о причинах выбора Александром Невским союза с Ордой против католического Запада.
- о причинах выбора личности Александра Невского именем России
Развивающая
- способствовать развитию у обучающихся:
- коммуникативных навыков;
- навыков аналитического мышления.
-проектных компетенций
Воспитательная
Способствовать развитию у обучающихся:
- познавательного интереса;
- воспитанию чувства сопричастности к истории , патриотизма, гордости за Родину, готовности служить Отечеству на любом поприще; прививать любовь и чувство гордости за свою малую Родину и ее героев
План урока
- Организационный момент.
Приветствие. Мотивация. Формулировка цели, задач и плана урока.
- Актуализация ранее полученных знаний: блиц-опрос
- Основная часть: получение новых знаний.
- Сообщения и проекты обучающихся, работа с рабочими листами
- Выполнение задания – работа с текстом для чтения.
- Заполнение таблицы.
Дискуссия и выводы обучающихся, аргументирующих свою точку зрения.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент
2.Основные этапы урока.
1. Мотивация и формулирование темы, цели и задач урока.
Учитель: вступительное слово, мотивационная беседа:
Здравствуйте, ребята! К какой юбилейной дате готовятся нижегородцы? ( 800лет в 2021г.)
Назовите известного гос. деятеля России, которому в майские дни 2021г. тоже исполнилось 800лет. ( Александру Невскому).
О ком мы будем говорить на уроке?
Еще в 2008 г. россияне сделали свой выбор: Александр Невский – имя России. Вы уже многое знаете о великом Александре.
А какие проблемные вопросы возникают у вас при обращении к этой теме сегодня? Предполагаемые ответы:
- Как и почему А.Невский сделал исторический выбор между Востоком и Западом;
- Оценки роли А.Невского в истории России
- Почему именно А.Невского – имя России
- Каковы секреты воспитания и самовоспитания А.Невского?
Посмотрите на слайд. С его помощью мы вместе определим тему сегодняшнего урока. Что вы видите? Ответы учеников.
На слайде вы видите три образа, которые представляют различные государства XIII века: пахарь, мирно обрабатывающий поле, два всадника, устремляющиеся на него с Востока и Запада. Один на приземистой лошади, со щитом из бычьей кожи и с луком, другой в железных латах и с копьем в руках.
- Определите, какое государство символизирует каждый из этих образов?
- Сформулируйте главную проблему взаимоотношений этих государств.
- Конкретизируйте, в чем заключается главная проблема Руси?
- Какой путь, по вашему мнению, должна выбрать Русь, чтобы спасти себя?
Так о чем мы будем говорить на уроке?
«Русь между Востоком и Западом. Выбор Александра Невского»
Учитель конкретизирует тему, цель и план урока: 1. Сущность проблемы цивилизационного выбора развития Руси. 2.Причины выбора Александром Невским союза с Ордой против католического Запада 3.Оценка деятельности Александра Невского . Девиз урока «Жить как Невский!»
2. Актуализация ранее полученных опорных знаний.
Учитель: Почему 13в. - самый трагический век в истории Руси? с Востока на нее нахлынули бесчисленные полчища завоевателей, которых привели монгольские ханы. В это же время с Северо-Запада ей угрожали отряды немецко-шведских захватчиков. Русская земля находилась на краю гибели.
Вспомните, каковы были основные последствия монгольского нашествия на Русь.
Предполагаемые ответы обучающихся:
- Города и торговые пути Руси были разрушены, хозяйство разорено
- Многие князья погибли, защищая страну
- Русь понесла большие человеческие потери, многие жители угнаны в рабство
- Русь была вынуждена платить завоевателям дань
- Оставшиеся в живых русские князья должны были получить разрешение на княжение - ярлык
- Ухудшилось международное положение Руси, она была отрезана от Черного моря
- Исчезли многие ремесла, пришли в упадок письменность и искусства
-Русь отброшена в развитии назад, движение ее замедлилось, практически остановилось..
Учитель: Не менее грозными противниками были западные соседи Руси – шведы и Ливонский рыцарский орден. Нашествие Батыя не затронуло северо-западные районы Руси — Новгородскую и Псковскую земли. Здесь сложилась крайне опасная обстановка. В Прибалтике обосновались рыцари-крестоносцы. С благословения папы римского рыцари желали силой утвердить католическую веру не только в прибалтийских землях, но и на русских территориях. Рыцари считали православных язычниками. Объединенными усилиями они планировали крестовый поход на Русь. Давайте вспомним, что мы уже знаем. Блиц-викторина
1.Кто такие рыцари? ( Средневековое военное сословие, тяжеловооруженные конные воины)
2.Что такое духовно-рыцарский орден? (Орден – объединение духовных рыцарей- монахов, которые служили католической церкви с оружием , подчинялись папам римским )
3.Кто такие крестоносцы? (Участники походов на Восток). Каковы их цели? (Земли и влияние католической церкви)
4.А на Руси какая была вера?? Когда Русь крестилась? Как вы думаете, почему крестоносцев привлекли северо-западные русские земли? (Православное христианство. 988г. Они думали. что Русь слабая и смогут захватить наши земли и распространить католичество)
5.Как вы считаете, в чем опасность крестовых походов для Руси? ( занятые земли подвергались насильственной католизации, туда переселяли немецких колонистов)
6..Каких успехов достигли крестоносцы? Почему?(Захватили Прибалтику и вплотную подошли к северо-западным русским землям. Опыт, отработанная тактика, хорошее вооружение.)
7.В каком году и где родился А.Невский? 1221 Переяславль-Залесский
8.Когда и где умер А.Невский? 1263 в Городце в Феодоровском монастыре
9. В каком возрасте А. Невский стал княжить? И в каком городе? (17лет ,Новгород)
10.Как русские воины называли систему построения рыцарей- крестоносцев? (Свинья)
11.Кто и в каком году учредил орден А,Невского? (1824г Петр 1)
12.Знаменитые изречения, связанные с именем А.Невского? ("Не в силе Бог, а в правде".»Кто к нам с мечом придет…»)
13.Художнику И.С. Телятникову в 1942 г. была поручена разработка эскиза ордена Александра Невского. На ордене должен был быть ясный понятный профиль Александра. У художника не было ни портретов, ни описаний внешности Невского. Как в этой ситуации поступил художник? (Образ актера - исполнителя роли Александра Невского – Николая Черкасова)
14.Александр Невский в 1938 году, Суворов в 1941 году, адмирал Нахимов в 1947 году, адмирал Ушаков в 1953 году, Кутузов в 1944 году. О чем идет речь?
Учитель дополняет и корректирует ответы учеников.
3. Основная часть: получение новых знаний.
Учитель организует выступления учеников с проектными работами, выполненными на базе «Точки Роста» и деятельность класса, демонстрирует слайды презентации: внимательно выслушать сообщения и в ходе выступлений выбрать и отметить правильные ответы на вопросы рабочего листа. Определите причины побед А.Невского, используя сообщения и исторический источник «Житие».
Темы проектов.
1. «Оружие русских ратников 13в. времен Александра Невского»
2. «Шведские корабли 13в. Невская битва»
3. Сообщение о Ледовом Побоище.
Предполагаемые ответы учеников: полководческий талант и личная храбрость Александра Невского и отвага его воинов. В Невской битве: решительность, разбил шведов не числом, а умением, только своей дружиной, не стал ждать ополчение. В Ледовом побоище: внезапность и стремительность, учитывал особенности местности, сильные и слабые стороны своих и вражеских войск, громил неприятеля по частям, результативно использовал разведку. Действовал продуманно, правильно оценил ситуацию, заманил неприятеля в ловушку.
В историческом документе – «Жития…»: храбрость и отвага самого Александра Невского и русских воинов, смекалка, быстрота, напор, умереть, но не отступить. Патриотизм, любовь к Родине, уверенность, что это правое дело, благославляемое богом. Имена героев Гаврила Олексич, новгородец Миша, полочанин Яков и др. остались в истории.
Учитель подводит итоги и формулирует проблему исторического выбора Руси: В середине XIII в. история поставила перед Русью вопрос о ее праве на существование. Русские князья должны были избрать такую стратегию в политике, которая позволила бы выжить Русскому государству, сохраняя при этом природную самобытность. Выбор был невелик.
Какой же? Предполагаемые ответы корректирует учитель: или пасть в героической борьбе с завоевателями, или же, заручившись поддержкой сильнейшего противника, дать отпор другому. Этот выбор сделал князь А. Невский.
Из Ливонского ордена явился посол с отказом от притязаний на русские земли и с просьбой отпустить пленных рыцарей. Новгородские и Псковские земли сумели сохранить свободу и независимость, в то время когда Русь стонала под гнетом монголо-татар. Долгое время князю Александру удавалось уклоняться от поездки в Золотую Орду на поклон хану Батыю. Только когда разгневанный Батый пригрозил новым набегом, Александру пришлось поехать в Орду.
Какую позицию занял его брат Андрей? В это время брат Александра – Андрей Ярославич в союзе с князем Дмитрием Галицким при поддержке Папы Римского и католических правителей решили оказать сопротивление монголам. Но помощи от католического Запада русские князья не получили. Северо-Восточная Русь подверглась новому разрушительному набегу монголов. А.Невский получил ярлык на Великое княжение Владимирское, привел мятежные города к покорности Орде. Таким образом, наметились два пути отношений Руси с Западом и Востоком. Александр Невский, балансируя между двумя силами, сделал цивилизационный выбор в пользу союза с Ордой против католического Запада. Оценка этих событий и деятельности князя Александра вызывают споры среди историков и сегодня.
Задание: в течение 7 минут по группам, используя материалы уроков, отрывки из трудов историков, заполнить в рабочих листах свою часть таблицы, отвечая на вопросы в ней. По результатам работы сделать вывод: почему Александр Невский выбрал именно такую стратегию по отношению к западным и восточным соседям. Аргументируйте свой ответ, выделите в тексте места, подтверждающие ваше мнение, Внутри группы самостоятельно распределите вопросы между собой. Результаты работы необходимо озвучить.
Образец сравнительной таблицы:
Запад (предполагаемые ответы) | Линии сравнения | Восток(предполагаемые ответы) |
Да, являлся, так как в Европе увеличилось число безземельных рыцарей | 1. Являлся ли захват русских земель основной целью, почему? | Нет, главной целью было ограбление покоренных земель, получение дани с местного населения. |
Использовать бояр для установления собственной власти. | 2. Как захватчики планировали управлять завоёванными землями? | Реальная власть продолжала оставаться в руках князей, пусть и получавших ярлык из рук монгольского хана. |
Гумилев пишет, что русских убивали, включая даже младенцев. | 3. Каковы были действия захватчиков по отношению к местному населению? | Убивали сопротивляющихся, угоняли в плен, оставшихся облагали данью. |
Новый закон, быт, власть, религию, все новое и непривычное. | 4. Какие изменения несли с собой завоеватели? | Монгольские ханы не вмешивались во внутренние дела Руси, жизнь оставалась прежней. |
Планировали утвердить католическую веру на русских территориях. | 5. Какие планы строили захватчики в отношении православной веры? | Монгольские завоеватели отличались веротерпимостью, не трогали церкви. монастыри |
Примерные выводы каждой группы:
«Западники» - Александр выбрал стратегию сопротивления католическому Западу потому, что Запад нес гибель для русской самобытности и православия, самостоятельное русское государство не могло бы существовать.
«Восточники» - с Востока шло тяжелое порабощение, но не полное истребление. Сохранилось Русское государство, пусть и подчиненное воле Золотой Орды. Александр выбрал стратегию союза с монгольскими завоевателями для сохранения русской государственности.
Учитель: Историки неоднозначно оценивают мотивы, побуждавшие Александра к подобной стратегии. Прочтите высказывания Льва Гумилева и И.Н.Данилевского, по разному оценивавших деятельность Александра Ярославича. Какая из представленных точек зрения вам ближе и почему? Ответ аргументируйте (используйте данные из таблицы).
Цитаты:
« …<Александр Невский> в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое-какие выгоды для себя. Позднее по этому пути пойдут и его потомки»
(И. Н. Данилевский)
«…нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины»
(Л. Н. Гумилев).
Учитель помогает наводящими вопросами сформулировать мнение, корректирует ответы, подводит итоги: выбор А. Невского на долгие века определил дальнейшее развитие русского государства: традиционное для Руси предпочтение союза с Востоком для противостояния Западу, (вспомните!!!! выбор сделанный князем киевским Владимиром Святославичем, крестившим Русь по образцу Восточной Римской империи.)Даже сегодня ощущаются последствия этого решения, которые выражаются в обоюдно настороженных отношениях России с Западной Европой.
Учитель: Имя А.Невского в нашей стране символ Защитника Отечества. Недаром одной из почетных наград является орден А.Невского. Недавно мы отметили 76 годовщину Великой Победы над фашистской Германией. Выступление ученицы с сообщением по исследовательской работе о нашем земляке – кавалере ордена А.Невского.
Подумайте, почему А.Невский – имя России? В чем его Славы? Сообщение ученицы.
- Итоги урока. Ученики самостоятельно определяют Славы А.Невского – имя России.
1.Мудрый правитель.2.Непобедимый воин. 3.Тонкий дипломат.4.Верный семьянин.5.Защитник православной веры.
Учитель подводит итоги и оценивает работу учащихся.
- Комментирует домашнее задание. 1. Выбрать тематику проектов для учащихся среднего звена под девизом «Жить как Невский». 2.Проект «Александр Невский в искусстве и литературе» для учащихся начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Русь между востоком и западом"
Урок обобщения и повторения пройденного материла.Тип урока: играЦель: 1) повторить и обобщить материал по темам Нашествие монгол на Русь и Нашествие с Запада ...

Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке.
ТИП УРОКА: изучение нового материала ВИД УРОКА: традиционный с элементами лекции, лабораторной работы, с использованием ИКТЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с ходом монгольского нашест...
Урок "Русь между Востоком и Западом"
Повторительно-обобщающий урок в 6-ом классе. Программа и учебник Е. В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века», Москва «Русское слово» 2012 г....
Проверочная работа по разделу " Русь между Востоком и Западом"
Данная проверочная работа по разделу "Русь между Востоком и Западом" параграфы 18-21 по учебнику Е.В.Пчелова "История России с древнейших времён до конца XVI века позволит учащимся самостоятельно опре...
Тест по разделу "Русь между Востоком и Западом"
Данная проверочная работа поможет учащимся 6-х классов самостоятельно определить уровень своих знаний по изученному материалу учебника Е.В. Пчелова параграф 18-21, а учителю выявить пробелы ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Урок "Русь между Востоком и Западом. Александр Невский" является частью исторической темы "Русь с древнейших времен до конца 17 века" . Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы я...
Урок в деятельностном подходе. Александр Невский. Северо-западная Русь между Востоком и Западом.
Урок в деятельностном подходе. Александр Невский. Северо-западная Русь между Востоком и Западом....