МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Урок "Русь между Востоком и Западом. Александр Невский" является частью исторической темы "Русь с древнейших времен до конца 17 века" . Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы являются логическим продолжением процесса формирования метапредметных компетенций на уроках истории. Тема урока выбрана не случайно. Самоидентификация России, понимание россиянами того, кто мы "..азиаты с раскосыми и жадными очами..." или цивилизованные европейцы, актуальны и сегодня, в 21 веке. Раскрытие темы занятия не только поможет ответить на этот вопрос, но и объяснит почему, при каких обстоятельствах произошел выбор того цивилизационного пути, по которому Россия шагает до сих пор.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ ТЕХНИКУМ ТРАНСПОРТА И СЕРВИСА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ
«РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
КРАСНОЯРСК
2017 г.
Название раздела: «История России с древнейших времен до конца XVII века».
Тема урока: «Русь между Востоком и Западом. Александр Невский.»
Тип урока: новых знаний
Цели:
Образовательная
Сформировать у обучающихся целостное представление:
- о проблеме выбора пути цивилизационного развития Руси в результате татаро-монгольского нашествия;
- о причинах выбора Александром Невским союза с Ордой против католического Запада.
Развивающая
Способствовать развитию у обучающихся:
- коммуникативных навыков;
- навыков аналитического мышления.
Воспитательная
Способствовать развитию у обучающихся:
- познавательного интереса;
- воспитанию чувства сопричастности к истории России.
Основные понятия: крестоносцы, рыцарский орден, ярлык, выход, баскак
План урока
- Организационный момент.
Приветствие. Сообщение целей урока и плана работы на уроке.
- Актуализация ранее полученных знаний.
- Основная часть
- Сообщения обучающихся, работа в тетрадях.
- Рассказ учителя.
- Выполнение задания – работа с текстом для чтения.
- Заполнение таблицы.
- Дискуссия – обучающиеся делают выводы, аргументируя свою точку зрения.
- Общий вывод.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, объявление об открытом уроке.
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке истории вам предстоит работать в группах и индивидуально, при этом одинаково важны будут результаты как групповой так и индивидуальной работы.
Учитель после вступительного слова, предлагает обучающимся самим сформулировать тему урока, затем рассказывает о целях урока и дает план работы.
В начале урока я предлагаю посмотреть видеофрагмент. С его помощью, в результате логического размышления, мы вместе определим тему сегодняшнего урока. Помогут вам это сделать вопросы-подсказки.
На слайде вы видите три образа, которые представляют различные государства XIII века: пахарь, мирно обрабатывающий поле, два всадника, устремляющиеся на него с Востока и Запада. Один на приземистой лошади, со щитом из бычьей кожи и с луком, другой в железных латах и с копьем в руках (слайд №1).
- Определите, какое государство символизирует каждый из этих образов?
- Опираясь на полученные ранее знания и изображение, сформулируйте главную проблему взаимоотношений этих государств.
- Конкретизируйте, в чем заключается главная проблема Руси?
- Какой путь, по вашему мнению, должна выбрать Русь, чтобы спасти себя?
Обучающиеся делают предположения, в итоге тема урока сформулирована как
«Русь между Востоком и Западом. Александр Невский».
Объявляются цели и план занятия (слайд №2 и №3).
Учитель:
В ходе нашего урока вы должны узнать:
- сущность проблемы цивилизационного выбора развития Руси в результате монгольского нашествия
- причины выбора Александра Невского союза с Ордой против католического Запада
а так же проявить умения:
- выявлять и анализировать причины, повлиявшие на выбор Александра Невского
- высказывать свое мнение относительно деятельности Александра Невского
Работать будете в группах по следующему плану:
- Прослушать сообщения товарищей и письменно ответить на вопросы
- Работать с текстом, заполнить таблицу
- По результатам работы с таблицей сформулировать вывод, аргументировать его
- Озвучить результаты своей работы
- Высказать свое мнение о деятельности Александра Невского
Теперь расскажу об оценке работы на уроке: каждый из вас работая в группе, зарабатывает баллы и для своей группы и для себя лично. В конце занятия все баллы подсчитываются и выставляются оценки. Критерии оценивания ответа перед вами.
Требования к ответу:
1. Четкость и полнота ответа.
2. Верная аргументация.
а так же будет учитываться слаженность групповой работы
2. Актуализация ранее полученных знаний.
Учитель предлагает перечислить последствия татаро-монгольского нашествия на Русь (не менее 5 последствий, без предварительной подготовки). Ответы оцениваются по одному баллу за каждый правильный ответ.
Учитель: XIII век был периодом самого страшного испытания для Руси – с Востока на нее нахлынули бесчисленные полчища завоевателей, которых привели монгольские ханы. В это же время с Северо-Запада ей угрожали отряды немецко-шведских захватчиков. Русская земля находилась на краю гибели. Ваша задача - вспомнить каковы были основные последствия монгольского нашествия на Русь.
Предполагаемые ответы обучающихся:
- Города Руси были разрушены
- Многие князья погибли, защищая страну
- Русь понесла большие человеческие потери, многие жители угнаны в рабство
- Русь была вынуждена платить завоевателям дань
- Оставшиеся в живых русские князья должны были получить разрешение на княжение - ярлык
- Ухудшилось международное положение Руси, она была отрезана от Черного моря
- Исчезли многие ремесла, пришли в упадок письменность и искусства
…
3. Основная часть.
Учитель: Не менее грозными противниками были западные соседи Руси – шведы и Ливонский рыцарский орден. Ваша задача: внимательно выслушать сообщения ваших товарищей и в ходе их выступления выбрать и отметить в тетради правильные ответы на следующие вопросы (слайд №4)
Ответы даются в трех вариантах и оцениваются по одному баллу за каждый правильный ответ.
Вопросы:
- С какой целью немецкие рыцари вторглись в Прибалтику?
а) Принести прогрессивную западную культуру в прибалтийские земли
б) Завоевать земли под предлогом распространения католичества
в) Защитить местное население от набегов татаро-монголов
- Какие цели ставили перед собой западные захватчики, начиная войну с русскими землями?
а) Захватить богатые русские города и утвердить католичество на Руси
б) Объявить крестовый поход против татаро-монгольских завоевателей
в) Заключить союз католической церкви с православной церковью
- Когда и как образовался Ливонский орден?
а) В 1237 г. в результате объединения ордена тамплиеров и меченосцев
б) В 1202 г. в результате объединения ордена тамплиеров и госпитальеров
в) В 1237 г. в результате объединения ордена меченосцев с Тевтонским орденом
Сообщения учащихся:
1. Нашествие Батыя не затронуло северо-западные районы Руси — Новгородскую и Псковскую земли. Но и здесь сложилась крайне опасная обстановка. В Прибалтике обосновались немецкие рыцари-крестоносцы, члены Ордена меченосцев. Этот рыцарско-монашеский орден был основан в 1202 году для «крещения», а точнее, для захвата Восточной Прибалтики. На своих плащах меченосцы носили изображение красного креста, похожего меч, откуда и произошло название ордена. Крестоносцами руководило не только желание спасти души язычников. К XIII веку в Германии появилось множество безземельных рыцарей, которые надеялись завоевать себе владения мечом.
2. Постепенно орден расширился, окреп и создал своё государство, притесняя окрестные земли. С благословения папы римского рыцари желали силой утвердить католическую веру не только в прибалтийских землях, но и на русских территориях. Рыцари считали православных язычниками. Планы распространения католичества разделяли правители Швеции. Предполагалось объединенными усилиями совершить крестовый поход на Русь.
В 1237 г. меченосцы объединились с могущественным Тевтонским орденом. Новый орден стал называться Ливонским. С созданием Ливонского ордена силы крестоносцев возросли.
Учитель формулирует проблему исторического выбора, вставшего перед Русью, обучающиеся выступают с сообщением о личности кн. Александра Невского, его биографии. Рассказ о битве на Чудском озере сопровождается просмотром отрывка из фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский». После рассказа обучающиеся делают вывод об историческом значении битвы.
Учитель: В середине XIII века история поставила перед Русью вопрос о ее праве на существование. Русские князья должны были избрать такую стратегию в политике, которая позволила бы выжить Русскому государству, сохраняя при этом народную самобытность. Выбор был невелик – или пасть в героической борьбе с завоевателями, или же, заручившись поддержкой сильнейшего противника, дать отпор другому. В Северо-Восточной Руси в это время правил князь Александр Ярославич, прозванный Невским. Ваша задача: прослушать краткое сообщение о князе и ответить на вопрос: каково значение победы русского войска в «Ледовом побоище»?
Ответы оцениваются по одному баллу за каждый правильный ответ.
Сообщения учащихся:
1) Александр Ярославич Невский - годы жизни 1221 – 1263, был сыном Великого Владимирского князя Ярослава Всеволодовича. Княжил в Новгороде с 1236 по 1251 год. С 1252 года он стал Великим Владимирским князем.
Рано возмужавший, Александр не боялся брать на себя важные, ответственные решения, показал себя гибким и дальновидным политиком.
В 1240 году за победу над шведами на реке Неве девятнадцатилетний Александр получил прозвище – Невский. Победой же на Чудском озере и разгромом ливонских рыцарей в апреле 1242 года снискал себе бессмертную славу.
Просмотр видеофрагмента (слайд №5)
2) Закончилась битва, враг был изгнан с русской земли. Дружина Александра Невского с победой вернулась домой. Вскоре из Ливонского ордена явился посол с отказом от притязаний на русские земли и с просьбой отпустить пленных рыцарей. Новгородские и Псковские земли сумели сохранить свободу и независимость, в то время когда Русь стонала под гнетом монголо-татар.
Мы оформили стенгазету, из которой вы можете подробнее узнать об Александре Невском и о его победах.
Варианты ответов (правильные ответы на слайде №6):
А) Удалось заключить с рыцарями союз против монголов.
Б) Рыцари были изгнаны с Русской земли.
В) Рыцари были изгнаны из Прибалтики.
Г) Ливонский орден отказался от притязаний на русские земли.
Д) Новгородские и Псковские земли сумели сохранить свободу и независимость.
Е) Был заключен союз Руси и Польши против немецких рыцарей.
Учитель:
Долгое время князю Александру удавалось уклоняться от поездки в Золотую Орду на поклон хану Батыю. Только когда разгневанный Батый пригрозил новым набегом, Александру пришлось поехать в Орду. В это время брат Александра – Андрей Ярославич в союзе с князем Дмитрием Галицким при поддержке Папы Римского и католических правителей решили оказать сопротивление монголам. Но помощи от католического Запада русские князья не получили. Северо-Восточная Русь подверглась новому разрушительному набегу монголов.
Александр получил ярлык на Великое княжение Владимирское, но был вынужден отдать Суздаль, Рязань и Новгород монголам для проведения переписи и сбора дани. Жители этих городов подняли антиордынское восстание, но Александр Ярославич, подавив восстание, привел мятежные города к покорности Орде.
Таким образом, вы видите, что наметились два пути отношений Руси с Западом и Востоком. Александр Невский, балансируя между двумя силами, сделал цивилизационный выбор более слабого в пользу союза с Ордой против католического Запада. Оценка этих событий и деятельности князя Александра вызывают споры среди историков и сегодня.
Ваша дальнейшая задача: в течение 7 минут, используя материалы сегодняшнего и предыдущих уроков, а так же отрывки из трудов видных историков, вы должны заполнить свою часть таблицы, отвечая на вопросы в ней. По результатам работы сделать вывод: почему Александр Невский выбрал именно такую стратегию по отношению к западным и восточным соседям. Аргументируйте свой ответ, выделите в тексте места, подтверждающие ваше мнение, таким образом вы заработаете дополнительные баллы. Внутри группы самостоятельно распределите вопросы между собой. Результаты работы необходимо озвучить.
Работа с текстом и заполнение таблицы, за аргументированный ответ – 2 балла.
Образец сравнительной таблицы:
Запад (предполагаемые ответы) | Линии сравнения | Восток(предполагаемые ответы) |
Да, являлся, так как в Европе увеличилось число безземельных рыцарей | 1. Являлся ли захват русских земель основной целью, почему? | Нет, главной целью было ограбление покоренных земель, получение дани с местного населения. |
Использовать бояр для установления собственной власти. | 2. Как захватчики планировали управлять завоёванными землями? | Реальная власть продолжала оставаться в руках князей, пусть и получавших ярлык из рук монгольского хана. |
Гумилев пишет, что русских убивали, включая даже младенцев. | 3. Каковы были действия захватчиков по отношению к местному населению? | Убивали сопротивляющихся, угоняли в плен, оставшихся облагали данью. |
Новый закон, быт, власть, религию, все новое и непривычное. | 4. Какие изменения несли с собой завоеватели? | Монгольские ханы не вмешивались во внутренние дела Руси, жизнь оставалась прежней. |
Планировали утвердить католическую веру на русских территориях. | 5. Какие планы строили захватчики в отношении православной веры? | Монгольские завоеватели отличались веротерпимостью. |
Примерные выводы для каждой группы:
«Западники» - Александр выбрал стратегию сопротивления католическому Западу потому, что Запад нес гибель для русской самобытности и православия, самостоятельное русское государство не могло бы существовать.
«Восточники» - с Востока шло тяжелое порабощение, но не полное истребление. Сохранилось Русское государство, пусть и подчиненное воле Золотой Орды. Александр выбрал стратегию союза с монгольскими завоевателями для сохранения русской государственности.
Обучающиеся записывают выводы в тетрадь.
Учитель: Историки неоднозначно оценивают мотивы, побуждавшие Александра к подобной стратегии. Прочтите высказывания Льва Гумилева и И.Н.Данилевского, по разному оценивавших деятельность Александра Ярославича. Какая из представленных точек зрения вам ближе и почему? Ответ аргументируйте (используйте данные из таблицы).
Цитаты:
« …<Александр Невский> в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое-какие выгоды для себя. Позднее по этому пути пойдут и его потомки»
(И. Н. Данилевский)
«…нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины»
(Л. Н. Гумилев).
Учитель помогает наводящими вопросами сформулировать мнение, стараясь превратить высказывание мнений в дискуссию.
Учитель: ребята, каково бы ни было ваше отношение к личности Александра Невского, вы должны знать, что выбор, который сделал Невский, на долгие века определил дальнейшее развитие русского государства. В выборе Александра Невского многие из вас узнают традиционное для Руси предпочтение союза с Востоком для противостояния Западу, если вспомнят выбор сделанный князем киевским Владимиром Святославичем, крестившим Русь по образцу Восточной Римской империи. Даже по сей день ощущаются последствия этого решения, которые выражаются в обоюдно настороженных отношениях России с Западной Европой. Россия до сих пор воспринимается на Западе как азиатская страна – это ни хорошо, ни плохо, такова общая ситуация.
4. Домашнее задание.
5. Подводятся итоги по достижению целей урока; выставляются оценки обучающимся.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Цель |
Организационный момент | Приветствие. Объявление о проведении открытого урока. | Слушают учителя | Нацеливание учащихся на дальнейшую деятельность |
Введение в тему урока | Показ видеоролика. Эвристическая беседа по материалам видеоролика. Предъявление плана работы на уроке | Смотрят, отвечают на вопросы. Делают предположение о теме урока. Знакомятся с планом работы на уроке. | Создание познавательной мотивации и содержательных предпосылок для изучения нового материала. |
Актуализация полученных ранее знаний | Предлагает вспомнить материалы предыдущих уроков | Перечисляют признаки ранее изученного явления | Подготовка к основной деятельности. |
Основная часть | Постановка задачи на работу. Изложение нового материала
Корректировка выступлений обучающихся. Обобщающая беседа по выполненному заданию. | Прослушивают сообщений по теме урока, просматривают видеофрагмент, выполняют тестовые задания. Работа с текстом. Заполнение таблицы и подготовка выступления. Представление результатов работы группы, дают аргументированные ответы. Слушают друг друга, дополняют таблицу. Участвуют в беседе, делают выводы по итогам работы. | Изучение и закрепление нового материала. Формирование коммуникативных умений: работать с историческим текстом, воспринимать информацию «на слух», отвечать устно. Развитие аналитического мышления. Формирование представления о проблеме выбора пути цивилизационного развития Руси в XIII веке, о роли Александра Невского в решении этого вопроса |
Подведение итогов | Обращение к учащимся с вопросами о результатах урока. Обобщение учителем. Оценка работы обучающихся на уроке. | Отвечают, обращаясь к содержанию и ходу урока. | Развитие навыка самоанализа. Реализация воспитательного потенциала оценки. |
Домашнее задание | Формулирует и комментирует домашнее задание | Записывают, при необходимости задают вопросы | Нацеленность на следующий урок |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист обучающегося гр.№ 15 (Ф.И.О.) ___________________________________________________________
Тема урока ___________________________________________________________________________________________
Цель урока: выявить сущность проблемы цивилизационного выбора развития Руси в результате монгольского нашествия и определить причины выбора Александром Невским союза с Ордой против католического Запада.
План работы на уроке Требования к устному ответу
1. Прослушать сообщения товарищей и письменно ответить на вопросы 1. Четкость и полнота ответа
2. Работать с текстом, заполнить таблицу 2. Верная аргументация
3. По результатам работы с таблицей сформулировать вывод, аргументировать его
4. Озвучить результаты своей работы
5. Высказать свое мнение о деятельности Александра Невского
Задание I
выберите правильный вариант ответа
1. С какой целью немецкие рыцари вторглись в Прибалтику?
а) Принести прогрессивную западную культуру в прибалтийские земли
б) Завоевать земли под предлогом распространения католичества
в) Защитить местное население от набегов татаро-монголов
2. Какие цели ставили перед собой западные захватчики, начиная войну с русскими землями?
а) Захватить богатые русские города и утвердить католичество на Руси
б) Объявить крестовый поход против татаро-монгольских завоевателей
в) Заключить союз католической церкви с православной церковью
3. Когда и как образовался Ливонский орден?
а) В 1237 г. в результате объединения ордена тамплиеров и меченосцев
б) В 1202 г. в результате объединения ордена тамплиеров и госпитальеров
в) В 1237 г. в результате объединения ордена меченосцев с Тевтонским орденом
Задание II
ответить на вопрос: каково значение победы русского войска в «Ледовом побоище»?
а) Удалось заключить с рыцарями союз против монголов.
б) Рыцари были изгнаны с Русской земли.
в) Рыцари были изгнаны из Прибалтики.
г) Ливонский орден отказался от притязаний на русские земли.
д) Новгородские и Псковские земли сумели сохранить свободу и независимость.
е) Был заключен союз Руси и Польши против немецких рыцарей.
Количество баллов ____________
Общее количество баллов _____________
Оценка за урок _____________
Задание III
Используя материалы сегодняшнего и предыдущих уроков, а так же отрывки из трудов видных историков, вы должны заполнить свою часть таблицы, отвечая на вопросы в ней. По результатам работы вы должны сделать вывод: почему Александр Невский выбрал именно такую стратегию по отношению к западным и восточным соседям. Аргументируйте свой ответ, выделите в тексте места, подтверждающие ваше мнение.
Образец таблицы:
Запад | Вопросы для сравнения | Восток |
1. Являлся ли захват русских земель основной целью, почему? | ||
2. Как захватчики планировали управлять завоёванными землями? | ||
3. Каковы были действия захватчиков по отношению к местному населению? | ||
4. Какие изменения несли с собой завоеватели? | ||
5. Какие планы строили захватчики в отношении православной веры? |
Вывод:
Александр Невский выбрал стратегию____________________________________________________________________________________________
по отношению к ________________________________________________________________ так как ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тексты для чтения
Из книги «От Руси до России» Л. Н. Гумилева
«В XIII в. Западная Европа являла собой постоянно растущую угрозу для Руси. К русским немцы и шведы относились еще более жестоко, нежели к прибалтам. Если захваченных эстов обращали в крепостное состояние, то русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных младенцев. Опасность немецко-шведской агрессии стала для Руси очевидной и нарастала день ото дня.
В 1240 г. Александр Ярославич с малой дружиной и новгородцами разбил шведов, высадившихся в устье реки Невы. На время Новгород был спасен, но угроза для Руси осталась. Ливонские рыцари в 1240—1241 гг. усилили натиск на Изборск, стремясь к завоеванию Пскова. А в Пскове среди бояр обнаружились сильные прогерманские настроения. Опираясь на помощь бояр, немцы к 1242 г. захватили этот город, а также Ям и Копорье и снова начали угрожать Новгороду.
Освободив Псков, Александр Невский двинулся на главные силы ливонцев. На западном берегу Чудского озера Александр одержал еще одну победу. Поражение немцев в Ледовом побоище 5 апреля 1242 г. отсрочило их наступление на Восток.
Выиграв это сражение, Александр не решил политических задач. Победа не ликвидировала возможность немецкого наступления. Сил у рыцарей было гораздо больше, чем у новгородцев. Немцы могли постоянно пополнять свои войска, так как в XIII в. в Европе было огромное количество добровольцев, мечтавших найти применение своим силам. Натиск Запада на Русь был по-прежнему угрожающе реален.
Новое поколение русских людей, ровесников князя Александра, быстро осознало масштабы опасности, грозящей стране с Запада, и потребность в сильном союзнике. Обрести этого союзника Руси помогли логика событий и гений Александра Невского.
В 1242 г. в результате династических изменений в Орде, положение хана Батыя – победителя народов - стало сложным, если не сказать — гибельным. Батыю стал жизненно необходим союзник и он попытался обрести поддержку на Руси. Политических поводов для продолжения войны между русскими и монголами уже не было. Что еще важнее, уже исчезли и эмоциональные мотивы противоборства. Ведь русские впоследствии называли Батыя «добрым ханом». Союз между Русью и Батыем стал возможен.
Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Выбирать приходилось между Ордой, в которой погиб его отец, и Западом, с которым новгородский князь был «хорошо знаком» еще со времен Ледового побоища. Нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины».
Отрывок из книги «Русские земли глазами современников и потомков» историка И. Н. Данилевского:
«Именно в те страшные для Руси десятилетия середины XIII столетия был сделан окончательный выбор между двумя моделями развития между Востоком и Западом. Попробуем составить общее представление об основной тенденции происходящих изменений, которые к этому времени уже успели наметиться.
Пытаясь переложить ответственность за всю дальнейшую судьбу страны на одного человека, мы как-то забываем, что он в своем решении нашел понимание и поддержку пусть не у всех современников, но у большей их части. Не будем забывать, что Русь XIII в. — по преимуществу общество традиционное. Традиции, обычаи — его незыблемая основа. Любая попытка изменить привычный ход вещей, нарушить раз и навсегда заведенный порядок неизбежно воспринимается трагически, ставит под вопрос само существование мира, в котором живет человек.
В условиях середины XIII в., как это ни парадоксально для нас звучит, представители западноевропейской цивилизации виделись большей угрозой для жителя Северо-Восточной Руси, нежели захватчики, пришедшие с Востока. Рыцари Ордена несли с собой новую жизнь. Было ясно, что вместе с ними шел новый закон, новый городской быт, новые формы власти. Европейские рыцари несли новую идеологию — католическую религию. А католики были так же нетерпимы к своим православным «братьям во Христе», как и православные к католикам.
В отличие от беспокойных западных соседей, Золотая Орда была «своя». Монгольские ханы старались не вмешиваться во внутренние дела только что покоренной «орды Залесской» (т.е. Северо-Восточной Руси) без особых на то причин. Реальная власть продолжала оставаться в руках своих князей, пусть и получавших теперь ярлыки на великое княжение из рук монгольских ханов. Зато жизнь — там, где она вообще осталась после нашествия,— была прежней, хотя и более тяжелой. Но самое главное — монголы проявляли прямо-таки завидную для европейцев веротерпимость.
Так что выбор, сделанный Александром Ярославичем, невозможно рассматривать лишь как акт личной воли князя. За ним стояли вполне реальные интересы народа и его внутренние психологические возможности».
Предварительный просмотр:
1. Нашествие Батыя не затронуло северо-западные районы Руси — Новгородскую и Псковскую земли. Но и здесь сложилась крайне опасная обстановка. В Прибалтике обосновались немецкие рыцари-крестоносцы, члены Ордена меченосцев. Этот рыцарско-монашеский орден был основан в 1202 году для «крещения», а точнее, для захвата Восточной Прибалтики. На своих плащах меченосцы носили изображение красного креста, похожего меч, откуда и произошло название ордена. Крестоносцами руководило не только желание спасти души язычников. К XIII веку в Германии появилось множество безземельных рыцарей, которые надеялись завоевать себе владения мечом.
2. Постепенно орден расширился, окреп и создал своё государство, притесняя окрестные земли. С благословения папы римского рыцари желали силой утвердить католическую веру не только в прибалтийских землях, но и на русских территориях. Рыцари считали православных язычниками. Планы распространения католичества разделяли правители Швеции. Предполагалось объединенными усилиями совершить крестовый поход на Русь.
В 1237 г. меченосцы объединились с могущественным Тевтонским орденом. Новый орден стал называться Ливонским. С созданием Ливонского ордена силы крестоносцев возросли.
Предварительный просмотр:
3) Александр Ярославич Невский - годы жизни 1221 – 1263, был сыном Великого Владимирского князя Ярослава Всеволодовича. Княжил в Новгороде с 1236 по 1251 год. С 1252 года он стал Великим Владимирским князем.
Рано возмужавший, Александр не боялся брать на себя важные, ответственные решения, показал себя гибким и дальновидным политиком.
В 1240 году за победу над шведами на реке Неве девятнадцатилетний Александр получил прозвище – Невский. Победой же на Чудском озере и разгромом ливонских рыцарей в апреле 1242 года снискал себе бессмертную славу.
Просмотр видеофрагмента
4) Закончилась битва, враг был изгнан с русской земли. Дружина Александра Невского с победой вернулась домой. Вскоре из Ливонского ордена явился посол с отказом от притязаний на русские земли и с просьбой отпустить пленных рыцарей. Новгородские и Псковские земли сумели сохранить свободу и независимость, в то время когда Русь стонала под гнетом монголо-татар.
Мы оформили стенгазету, из которой вы можете подробнее узнать об Александре Невском и о его победах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русь между Востоком и Западом. Александр Невский. Цели урока Узнать: сущность проблемы выбора пути цивилизационного развития Руси в результате монгольского нашествия причины выбора Александром Невским союза с Ордой против католического Запада Проявить умение: выявлять и анализировать причины, повлиявшие на выбор Александра Невского высказывать свое мнение относительно деятельности Александра Невского
План работы на уроке Прослушать сообщения товарищей и письменно ответить на вопросы Работать с текстом, заполнить таблицу По результатам работы с таблицей сформулировать вывод, аргументировать его Озвучить результаты своей работы Высказать свое мнение о деятельности Александра Невского
Письменно ответить на вопросы С какой целью немецкие рыцари вторглись в Прибалтику? Какие цели ставили перед собой западные захватчики, начиная войну с русскими землями? Когда и как образовался Ливонский орден? Б) Завоевать земли под предлогом распространения католичества А) Захватить богатые русские города и утвердить католичество на Руси В) В 1237 г. в результате объединения ордена меченосцев с Тевтонским орденом
Кто с мечом к нам войдёт, тот от меча и погибнет… На том стояла и стоять будет Русская земля!
Каково значение победы русского войска в «Ледовом побоище»? Б) Рыцари были изгнаны с Русской земли. Г) Ливонский орден отказался от притязаний на русские земли. Д) Новгородские и Псковские земли сумели сохранить свободу и независимость.
Запад Линии сравнения Восток 1. Являлся ли захват русских земель основной целью, почему? 2. Как захватчики планировали управлять завоёванными землями? 3. Каковы были действия захватчиков по отношению к местному населению? 4. Какие изменения несли с собой завоеватели в привычный уклад жизни Руси? 5. Какие планы строили захватчики в отношении православной веры?
Почему Александр Невский выбрал именно такую стратегию по отношению к Западным и Восточным соседям? ЗАПАД ВОСТОК
Какая из представленных точек зрения вам ближе и почему? « …<Александр Невский> в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое-какие выгоды для себя. Позднее по этому пути пойдут и его потомки» (И. Н. Данилевский) «…нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины» (Л. Н. Гумилев).
Вывод Выбор, который сделал Александр Невский в пользу сотрудничества с Ордой против католического Запада, на долгие века определил дальнейшее развитие русского государства.
Шкала оценок Количество баллов 5 – 8 9 – 11 12 и выше Оценка 3 4 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Русь между востоком и западом"
Урок обобщения и повторения пройденного материла.Тип урока: играЦель: 1) повторить и обобщить материал по темам Нашествие монгол на Русь и Нашествие с Запада ...

Методическая разработка урока "Модель отношения между понятиями"
Урок информатики "Модель отношения между понятиями" разработан в рамках УМК Матвеевой Н.В. Инфорамтика и ИКТ. 4 класс на основе краеведческого материала о Петергофе. В уроке использованы элементы техн...
Методическая разработка конспект занятия проект по теме: «Макет церкви Александра Невского"
Конспект проекта церкви Александра Невского...

Методическая разработка урока "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"
Данная разработка предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся 5 класса по теме "Древний Восток". организация урока в форме игры-путешествия позволяет заинтересовать учащихся не тольк...

Методическая разработка урока по истории России «Угроза с Запада» 6 класс (базовый уровень).
Используемые педагогические технологии:- Кейс-технология (приемы: работа с подготовленными учителем заданиями). Особенностью применения кейс-технологии на данном уроке является то, что предлагае...

Методическая разработка урока по географии "Дальний Восток"
Технологическая карта урока по географии с использованием ЭОР....

Методическая разработка урока истории по теме "Восток в Средние века"
Методическая разработка содержит рекомендации по проведению урока истории по теме «Восток в Средние века» с применением проблемно-диалогической технологии. При проведении занятия использую...