Урок "Русь между Востоком и Западом"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Повторительно-обобщающий урок в 6-ом классе. Программа и учебник  Е. В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века», Москва «Русское слово» 2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus_mezhdu_vostokom_i_zapadom.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Осипова А. И.,  МОУ СОШ № 62 г. Хабаровска.

                                            Русь между Востоком и Западом.

Повторительно-обобщающий урок в 6-ом классе. Программа и учебник  Е. В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века», Москва «Русское слово» 2012

Цели.

1.Образовательная.

Повторение, обобщение и проверка знаний учащихся по истории народов и государств на территории нашей страны в XIII веке.

2.Развивающая.

Развитие информационной компетентности в аспекте «Извлечение вторичной информации» на первом и втором уровне.

3.Воспитательная.

Воспитание уважительного отношения к отечественной истории и толерантного к истории народов соседних с Россией государств.

                                                          Ход урока.

Стимул. Ученым-историкам часто приходится решать сложные исторические задачи.

Попробуй и ты решить одну из них: почему Русь не смогла противостоять нашествию монголо - татар, но смогла отразить натиск с Запада.

Задание 1.Первый уровень.

Приведи в соответствие даты и события.

1. 1223                      А. Невская битва

2.1237-1240              Б.Ледовое побоище

3. 15 июля 1240       В. Битва на р. Калке

4. 5 апреля1242        Г.Монголо-татарское нашествие на Русь.

Модельный ответ.

1 – В

2 – Г

3 – А

4 – Б

Шкала оценки.

За каждый верный ответ -1 балл.

Максимальное количество-4 балла.

Задание 2. Первый уровень.

Назови термины.

1. Собрание монгольской знати.

2. Ханская грамота, дающая право на великое княжение.

3. Дань, которую платила Русь Орде.

4. Представители монгольских ханов, занимавшиеся сбором дани.

5. Служилые землевладельцы Польши и Великого княжества Литовского.

Модельный ответ                                   Шкала оценки.

1. Курултай.

2. Ярлык.                                              За каждый верный ответ-1 балл.

3. Выход.                                              Максимальное количество-5 баллов.

4. Баскаки.

5. Шляхта.

Задание 3. Второй уровень.

КОЗ.

Прочитай предложенные тексты, определи о ком идет речь. Сравни эти исторические личности: покажи, что у них было общим, а что различным. Различия укажи в форме таблицы.

Текст 1.

     Выиграл две значительные битвы. В честь одной из них получил прозвище. Прожил недолгую жизнь с 1220 по 1263 год. Был новгородским князем и великим князем владимирским. Считал, что враждовать с Ордой опасно. Во что бы то ни стало стремился сохранить мир, чтобы уберечь родную землю от новых разорений. Мудрой политикой ослабил тяготы монголо – татарского ига.

Текст 2.

Был внуком Чингисхана. Жил с 1208 по 1255 год. В 1235 году решил отправиться походом на Запад. Первой жертвой его стала Волжская Булгария, затем Русь, куда он вторгся в 1237 году. Его войска отличались особой жестокостью. Монгольское завоевание Руси было долгим и кровопролитным.

                       

                                                       Общее.

1.

2.

                                           

                                                     Различия.

                                                   

1.

1.

2.

2.

Модельный ответ.

Александр Невский,  хан Батый.

                                                        Общее.

1.Были руководителями государства.

2. Были полководцами.

                                                        Различия

Александр Невский

Хан Батый

1. Защитник

1. Завоеватель

2. Мудрый

2. Жестокий

Шкала оценки.

Каждый правильный ответ-1 балл.

Максимальное количество – 8 баллов.

Задание 4. Второй уровень.

 Используя текст учебника на стр. 119-122; 125; 132-134; ответь на вопрос: «Почему Русь не смогла противостоять нашествию монголо-татар, но смогла отразить натиск с Запада?

Модельный ответ.

Русь не смогла противостоять нашествию монголо-татар, потому что русские князья  неспособны были объединить свои силы. Войско Батыя было многочисленнее и сильнее.

Русь смогла отразить натиск с Запада, потому что Новгород не был разорен монголо-татарами, Александр Ярославич объединил силы своей дружины и новгородского ополчения; в Невской битве и в битве на льду Чудского озера проявился полководческий талант Александра Невского и героизм русских воинов.

Шкала оценки.

За каждый верный ответ – 1 балл.

Максимальное количество – 6 баллов.

Задание  5.

Контрольный тест  ( запускается учащимся по локальной сети).

Ключ.

1. В.

2. Б.

3. Б.

4. Б.

5. А.

6. Б.

7. Б.

8. Б.

9. Б А В.

10. В.

Шкала оценки.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимальное количество-10 баллов.

                                             Оценочный лист ученика.

№ задания

                             Количество баллов.

Максимальное

Набранное

Задание 1.

           4.

Задание 2.

           5.

Задание 3.

           8.

Задание 4.

           6.

Задание 5.

           10

Критерии оценивания ученика за урок.

30-33 балла  -    «5»

22-29 баллов  -  «4»

17-21 балл  -     «3»

Домашнее задание. Придумать пять вопросов для викторины по пройденной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Русь между востоком и западом"

Урок обобщения и повторения пройденного материла.Тип урока: играЦель: 1) повторить и обобщить материал по темам Нашествие монгол на Русь и Нашествие с Запада           ...

Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке.

ТИП УРОКА:  изучение нового материала ВИД УРОКА: традиционный с элементами лекции, лабораторной работы, с использованием ИКТЦЕЛЬ УРОКА:  познакомить учащихся с ходом монгольского нашест...

Проверочная работа по разделу " Русь между Востоком и Западом"

Данная проверочная работа по разделу "Русь между Востоком и Западом" параграфы 18-21 по учебнику Е.В.Пчелова "История России с древнейших времён до конца XVI века позволит учащимся самостоятельно опре...

Тест по разделу "Русь между Востоком и Западом"

Данная проверочная работа поможет учащимся 6-х классов самостоятельно определить уровень своих знаний по изученному материалу учебника Е.В. Пчелова параграф 18-21, а учителю выявить пробелы ...

Урок истории в 6 классе по теме: « Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».

Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами борьбы Руси с немецкими и...

Урок истории в 10 классе " Цивилизационный выбор Руси- между Востоком и Западом."

Разработка урока, на которм рассматривается цивилизационная альтернатива Руси в 13 веке.Урок построен на основе работы с историческими источниками....