Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке.
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ВИД УРОКА: традиционный с элементами лекции, лабораторной работы, с использованием ИКТ
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами; показать героизм русского и других народов в борьбе с монгольскими завоевателями..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_istorii_v_6_klasse.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Русь между Востоком и Западом. Борьба с внешней агрессией в XIII веке.
На изучение темы отведено 6 уроков
УРОК №1. Монгольское нашествие на Русь
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ВИД УРОКА: традиционный с элементами лекции, лабораторной работы, с использованием ИКТ
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами; показать героизм русского и других народов в борьбе с монгольскими завоевателями..
ЗАДАЧИ УРОКА:
I Образовательные:
1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;
2) познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты;
3) познакомиться с историческими и легендарными личностями, дать оценку их деятельности: Чингисханом (Тимучином), Батыем, Юрием Всеволодовичем – Владимирским князем, рязанским боярином Евпатием Коловратом.
4) определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства .
II. Развивающие:
1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду ;
2) учиться анализировать проблемную ситуацию;
2) развивать умения определять и объяснять термины: «монголо-татары», «монголо-татарское иго», «улус», «тумен»;
3) развить навыки работы с тестами, исторической иллюстрацией «Взятие Рязани» умения составлять хронологическую таблицу.
III. Воспитательные:
- Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;
- подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: монголо-татары, тьма (тумен), улус.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- Карта «Нашествие монголов на Русь».
- Учебник, рабочая тетрадь, план - конспект урока;
- Компьютер с проектором , мультимедийная презентация «Нашествие с Востока»
- Стихотворение к началу урока, о нападении на Рязань из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица».
- Отрывок из труда Плано Карпини о составе, военном снаряжении и тактике ведении боя монгольского войска, напечатанные на карточках для каждого ученика;
КОНСПЕКТ УРОКА :
№ п/п | Этап урока | Содержание этапа | Время, мин |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Начало урока. Организационный момент | Цель этапа: психологический настрой на урок. Концентрация внимания учащихся посредством беседы. | 1 мин. |
2 | Ориентационно-мотивационный этап | Цель этапа: Обозначить тему урока, цель занятия. Мотивировать ребят на поиск ответов проблемных ситуаций . Задача 1 Определение темы урока через прослушивание стихотворения Н.Кончаловской «Наша древняя столица». Был страшный век, когда монголы (Ответы детей). Запись темы на доске, вывод на слайде 1 Тема урока: «Монгольское нашествие на Русь» Задача 2. Постановка цели урока. Учитель: На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы по этой теме? (Ответы детей). Вывод цели на слайде 2. Цель урока: знакомство с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами, подвигом защитников русских земель. Задача 3. Постановка проблемной ситуации. Учитель: Почему русские князья , имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников , не устояли перед монгольским нашествием? (Ответы-предположения детей). Учитель: ответ на этот вопрос мы попытаемся на сегодняшнем уроке найти. (Вывод проблемы на слайд 3. Вывод на слайд образовательных задач урока 4.) | 5 мин. |
3 | Актуализация опорных знаний. | Цель этапа: определить связь феодальной раздробленности на Руси и установления монголо-татарского ига. Учитель: Чтобы нам было легче найти ответы на все поставленные вопросы, нужно вспомнить:
Метод: фронтальная беседа. Если возникли затруднения с ответами, обращаемся к тексту параграфа 13 стр.91-92, а также к рабочей тетради и таблице «Последствия феодальной раздробленности на Руси». ( Ответы детей). Проверка правильности ответов выведена на слайд 4. Главным отрицательным последствием обязательно должно быть названо ослабление обороноспособности Русского государства. | 5 мин. |
4. | Изучение нового материала | Цель этапа: Познакомить учащихся с этапами монгольского нашествия, основными сражениями, персоналиями, а также причинами и последствиями завоевания Руси монголами с использование карты учебника стр.127. Задача 1: Познакомиться с племенами монголов, областью их расселения, занятиями, образом жизни. Методы: А) наглядный - учитель показывает по карте, рассказ учителя. Б) групповая работа - анализ исторического документа - отрывка из труда Плано Карпини о составе, военном снаряжении и тактике ведении боя монгольского войска. Анализ трёх отрывков из труда в трёх группах. (Приложение 1) Заслушивание. Дети совместно с учителем делают выводы о преимуществах и силе монгольского войска . Вывод – на слайде5. В) поисковый – дети самостоятельно ищут в учебнике определение понятий: тумен, татары; Называют их.
Задача 2: Познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты, историческими персоналиями. Методы: А) наглядный. Дети совместно с учителем изучают по карте учебника стр.127 походы Чингисхана. Б) проблемная беседа. Обзорная характеристика первой встречи русских князей в союзе с половцами на р.Калке в 1223 г. Почему союзники проиграли битву? Анализ информации слайда 6. Дети совместно с учителем делают выводы о причинах поражения: - отсутствие единства среди русских князей и союзников; - военная мощь и превосходство монголов( выведено на слайд 7). Дата записывается в тетрадь В) наглядный. Дети совместно с учителем изучают по карте учебника стр.127 походы хана Батыя. Выполняют по ходу рассказа задание №1 в рабочей тетради стр.53. В) самостоятельная работа с учебником. Дети дают краткую характеристику исторических лиц пользуясь учебником: Чингисхана, хана Котяна, Дмитра, Юрия Всеволодовича, Евпатия Коловрата, выполняя задание № 2 в рабочей тетради на стр.53-54. Г) наглядный. Описание укрепления города Рязани с иллюстрации на стр.124 учебника. В чём был недостаток этих укреплений? (Приложение2) ( Ответ детей: деревянные стены не выдержали атаки монголов с использованием стенобитных орудий, катапульт и огня). Д) беседа. Учитель рассказывает о битве на р.Сити в 1238 г., подвиге защитников г.Козельска, который по словам летописца «захлебнулся в крови».(слайд 8,9) Даты записываются в тетрадь Е) чтение исторического документа. Из Ипатьевской летописи о взятии Киева в 1240 г., текст на стр. 128 учебника. Дети отвечают на вопрос: почему Киев – «матерь городов русских» пал под натиском монголов? Какова судьба жителей города? В чём, наш взгляд, состоит их подвиг? Если возникают затруднения , то ответ на вопрос можно найти на стр.125-126 учебника. Задача 3: Определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства. Методы: А) самостоятельная работа с учебником стр.126-127. – поиск и выписывание в тетрадь всех последствий монгольского нашествия, (проверка на слайде 10) Б) рассказ учителяо об историческом значении для русского государства монгольских завоеваний (установление почти на 250 лет монголо-татарского ига). Содержание понятия «монголо-татарское иго» - тема последующих уроков. | 25 мин. |
5. | Закрепление изученного материала | Цель этапа : закрепление полученных на уроке знаний по теме: «Монгольское нашествие на Русь» Задача: выполнение практических заданий, подведение итогов урока, формулировка выводов по теме урока, выставление оценок за работу на уроке. Методы: А) практический . Выполнение задания по определению хронологической последовательности событий 1223-1240 гг. (Приложение 3). Устная проверка Б) аналитический – формулировка причин поражения Руси в столкновении с монгольскими завоевателями. (слайд 11. ) (1. Военно-техническое превосходство монгольского войска над русскими ратями; 2.Разобщённость русских войск и сил; 3.Структура и организация монгольского войска и полководческий талант Батыя и его военачальников) | 8 мин. |
6. | Задание на дом. | Цель этапа: проверка степени усвоения пройденного на уроке материала, изучение некоторых вопросов, не рассмотренных на уроке. Задача: определение перечня теоретических и практических заданий для выполнения учащимся дома. Метод: запись в дневниках учащимися задания на дом: Параграф № 18 – выучить даты и события, выполнение задания в рабочей тетради № 4 на стр.55. | 1 мин. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются: точно так же, если один или двое смело вступают в бой, десять других не следует, то их так же умерщвляют…
Оружие же все по меньшей мере должно иметь такое: два или три лука, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые… У некоторых из них есть копья, и на шейке копья они имеют крюк, которым, ели могут, стаскивают человека с седла… В ходе завоевания соседних стран монголы научились пользоваться осадными орудиями – таранами и метательными устройствами.
Если встретится какая крепость, они окружат ее; мало того, они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом он весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха, сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не утомляются.
Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (крыла). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность, то крылья наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Такая тактика называлась тактика полумесяца.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Батый привел свою орду.
Дымит кострами в чистом поле
И требует десятой доли
Всего от каждого двора –
Мехов, казны и серебра…
В морозной снежной мгле кострами
Чадит Батыева орда.
К Батыю с пышными дарами
Рязанский князь пришел тогда.
Он сам собрал Батыю дань:
«Возьми дары! Не тронь Рязань!»
Любуясь княжьими дарами,
Батый кумыс из чаши пил
И сидя в юрте меж коврами,
С усмешкой князю говорил:
«Коль хочешь мира, русский бай, -
Княгиню в жены мне отдай!»
Взбешенный, не взглянув на хана,
Князь Федор молча вышел вон,
Но тут ударом ятаган
У входа в юрту был сражен…
Рязань, Рязань! Теперь тебе,
Твоим несчастным горожанам
Уже не выстоять в борьбе,
Не совладать с жестоким ханом.
Враги в ворота ворвались,
Таких не знала ты доныне!...
С высокой колокольни вниз
С младенцем бросилась княгиня.
И чашу смертную до дна
Испив от горького начала,
В огне на площади она
Батыя мертвая встречала…
Горят хоромы, терема –
Все, чем Рязань была богата.
Декабрьская ночная тьма
Багровым пламенем объята.
Отрывок из книги Натальи Кончаловской
«Наша древняя столица»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
- Захват монголами Китая.
- Битва на р.Калке.
- Взятие монголами Рязани. Битва на р.Сити.
- Захват Батыем Киева.
- Разорение Батыем европейских стран.
Расставить события в хронологической последовательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Русь между востоком и западом"
Урок обобщения и повторения пройденного материла.Тип урока: играЦель: 1) повторить и обобщить материал по темам Нашествие монгол на Русь и Нашествие с Запада ...
Борьба с внешней агрессией в XIII веке.
Урок в 6 классе. Работа с картой, схемой, изображением, информацией о событиях и исторических деятелях....
Урок "Русь между Востоком и Западом"
Повторительно-обобщающий урок в 6-ом классе. Программа и учебник Е. В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века», Москва «Русское слово» 2012 г....
Проверочная работа по разделу " Русь между Востоком и Западом"
Данная проверочная работа по разделу "Русь между Востоком и Западом" параграфы 18-21 по учебнику Е.В.Пчелова "История России с древнейших времён до конца XVI века позволит учащимся самостоятельно опре...
Тест по разделу "Русь между Востоком и Западом"
Данная проверочная работа поможет учащимся 6-х классов самостоятельно определить уровень своих знаний по изученному материалу учебника Е.В. Пчелова параграф 18-21, а учителю выявить пробелы ...
Урок истории в 6 классе по теме: « Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».
Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами борьбы Руси с немецкими и...
Технологическая карта урока истории в 6 классе "Русь между Востоком и Западом"
Урок составлен согласно ФГОС 2 поколения...