Урок в деятельностном подходе. Александр Невский. Северо-западная Русь между Востоком и Западом.
методическая разработка по истории (6 класс)

Урок в деятельностном подходе. Александр Невский. Северо-западная Русь между Востоком и Западом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_urok.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мухаматуллина В.А.

Учитель истории и обществознания. МБОУ гимназия, г. Советский

Тема

Александр Невский. Северо-западная Русь между Востоком и Западом.

Класс

6

Цель урока

Деятельностная: научиться оценивать роль личности на примере Александра Невского

Содержательная: формирование у учащихся представление о личности Александра Невского, сделать выводы о значении побед Александра Невского для русского народа.

Воспитательная: способствовать формированию

Планируемые результаты урока (предметные и метапредметные)

Предметные: научиться оценивать личность в истории

Метапредметные:

Познавательные: умение работать с информацией, анализировать, обобщать, делать выводы, выделять главное в тексте

Коммуникативные: умение сотрудничать в совместной деятельности, учитывать мнения и стремиться к координации мнений в сотрудничестве, формулировать свое мнение и позицию

Регулятивные: анализировать собственную работу, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

Личностные:

В результате урока ученики будут:

знать: о личности-биографии А. Невском и его сражениях

уметь: применять полученные знания для решения практических задач

владеть: навыками работы с оценки личности и применять их на практике

Критерии оценивания

Отлично: Учащийся принимал активное участие во всех этапах урока. Грамотно и логично построена речь. Ошибки практически отсутствуют. Четко и правильно дает определения и раскрывает содержание понятий. Обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит необходимые примеры. Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Хорошо: Раскрыто основное содержание материала. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины. Ответ самостоятельный. Допущены незначительные нарушения в речи. Допускается 1-2 ошибки, которые сам же исправляет или недочеты.

Удовлетворительно: Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, непоследовательно. Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры.

Неудовлетворительно: Основное содержание учебного материала не раскрыто. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определении понятий.

Тип урока:

Деятельностный

Подход, в котором разработан урок

Деятельностный

Основное содержание темы:

Работа с оценкой личности А.Невского

Образовательные ресурсы (оборудование урока):

Учебник по истории России 6 класс. Раздаточный материал.

Организационная структура урока (ход урока)

Этапы урока / время

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащихся

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Промежуточные результаты

Орг. Момент

1 мин

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня нам уроке нам предстоит рассмотреть тему урока: «Александр Невский».

-предстоит узнать об одном из величайших полководцев на Руси - Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. “Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу, и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе?” - вот те вопросы, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке.

Приветствие учителя.

Слушают.

Введение учащихся в ситуацию,

требующую выполнения действия

(актуализация, мотивация)

10мин.

Ребята давайте вспомним, сейчас вы самостоятельно читаете параграф 17 в учебнике.   А именно пункты 1, 2, и 3 и затем ответим на ряд вопросов по параграфу.

Что вы запомнили исходя из прочитанного параграфа. Ответим на несколько вопросов.

- Что такое рыцарский орден?

- Чем рыцари – члены ордена отличались от обычных рыцарей?

-Какому бедствию подвергалась вся Русь в начале ХIII века?

 -Какая  беда  обрушилась  на  северо-западную  Русь?

 -Какой  город подвергся нападению?

На какой реке состоялась битва?

-Когда, где и с кем произошла Невская битва?

Все верно.  

В результате сражений на Неве и Чудском озере был отражен натиск северо-западных соседей на Русь. Она отстояла свои земли и свою веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.

 Шведы намеревались пойти на Старую Ладогу, захватить пути по реке Неве. Возглавил этот поход Биргер – зять шведского короля. Всем рыцарям он обещал большую добычу. Шведскому королю – 2/3 завоеванных земель – Тевтонскому ордену, все покоренное должно было платить десятину. А с дерзкого мальчишки Александра обещал сбить спесь и выгнать из Новгорода. Он отправил к нему послание: “Князь Александр! Если можешь, то сопротивляйся, но я уже здесь и пленю твою землю”. Шведы готовились к походу основательно – 2 года. А русские княжества были разорены. Новгород не имел постоянного войска. А новгородский князь Александр был молод и неопытен.

Чтение и анализ текста

- объединение рыцарей; орденом называлось и рыцарское государство, во главе которого стоял магистр ордена).

- (Обет безбрачия, служение церкви, борьба с неверными, подчинение папам и т.д.)

- Участники походов на Восток

- С востока Монголо-татары. С севера – запада – крестоносцы

-крестоносцы

-Новгород

Р.Нева

15 июля 1240г.В устье р.Невы. Между русским войском и шведским войском.

Необходимо с помощью текста из учебника ответить на ряд вопрос-фронтальная беседа.

Умение анализировать и структурировать информацию, применять полученные знания

Постановка учебной проблемы
(формулировка цели урока)

 

2мин.

Ребята, вы знаете, кто такой Александр Невский и какова его роль в истории? И его сражения

Спасибо. Но для того, чтобы оценить роль личности А. Невского, нам необходимо, наверное, определить цель урока?

-Давайте вместе подумаем, как можно формулировать цель урока.

-Верно.

Ответы учащихся.

-Да

-сказать кто такой Александр невский

-определить его роль в истории

-чем закончились его битвы.

Умение анализировать

Давать четкий ответ.

Построение образа результата

осваиваемого действия

10 мин

Хорошо. Цель мы поставили. А теперь представим, что урок уже закончился, и что у нас есть в результате?

Правильно.  Мы познакомимся с биографией Александра Невского, и оценим роль личности.

Мы познакомимся с биографией Александра Невского, с помощью такого действия, как выделение главного в тексте.

Ребята, давайте для начала  узнаем, что такое личность и оценка.

-Оценка личности-метод исследования личностных качеств и поведения конкретных людей

Хорошо.  

Ребята, а что должно быть в результате оценки личности?

 

Молодцы!

А как мы можем узнать, правильно ли мы оценили личность?

Верно, мы назовем это требованием.

Давайте запишем с вами требования «Оценки роли личности»:

  1. Выделить,какая проблема стояла в начале 13 века на западных границах Руси;
  2. Кто и как решает данную проблему.
  3. Последствия деятельности личности.

Дальше мы должны с вами определить по каким шагам мы будет следовать, чтобы выделить главное в тексте. Значит, нам необходимо составить этапы действия. Может кто- то попробует составить алгоритм, а я вам помогу.

Запишем, с вами следующее

1. Какие события повлияли на становление роли личности;

2. Найти какие задачи перед собой поставила личность в направление западных врагов;

3. Найдите результат деятельности личности.

4. Выделите  в тексте причины, итоги и последствия;

5. По этим выразить свое отношение к результатам деятельности этой исторической личности.

-Итак, мы с вами разобрали требования и алгоритм наших действий.

-Узнаем, чем знаменит А. Невский в истории –дадим оценку его личности.

В результате мы сможем узнать, какую роль сыграла данная личность в истории.

Когда есть какие-то правила.

Записывают в тетрадь.

С помощью беседы смогут высказывать свою точку рения, приходить к общему

Построение плана достижения

результата.

 1 мин

Сейчас, вы будете работать в группах.  Каждой группе необходимо будет выделить в тексте главную информацию, следуя нашим требования и этапам.

И на примере, биографии и мнениях Историков о деятельности Александра  дать оценку роли личности в Отечественной истории.

После выделения требований и алгоритма, школьники приступают к выполнению действия.

Необходимо дать свою оценку личности А. Невского.

-умение работать с информацией, анализировать, обобщать, выделять главное в тексте

-делать выводы

Выполнение действия.

7 мин

Приступим к работе. У каждого на парте лежат раздаточные материалы (Приложение 1). Внимательно прочитайте, а затем постарайтесь сами составить дать оценку личности Невского.
Не забывайте, что необходимо следовать нашим требованиям и алгоритму.

На это задание даю вам 5 минут. Приступайте.

Работа в группах. Читают раздаточный материал и дают оценку личности

С помощью работы, в группах обучающие смогут составить свое определение по требованиям и алгоритму.

умение сотрудничать в совместной деятельности, учитывать мнения и стремиться к координации мнений в сотрудничестве, формулировать свое мнение и позицию.

Оценка и обсуждение  результата и способа выполнения  действия

7 мин

Итак, каждая группа представит свое понятие.

Приступим к работе. У каждого на парте лежит листок. Внимательно прочитайте сначала текст, а затем постарайтесь выделить главную мысль в тексте и можете выделить карандашом на этом листочке.

При обсуждении обязательно работайте по алгоритму! После чего  мы все выслушаем каждую группу. После выступления каждой группу. Буду спрашивать от группы человека.

-Ребята, давайте теперь вы самостоятельно попробуйте выделить главное военных действий Александра Невского.

Откройте учебник стр.- пункт 4.5.

И попробуйте выделить основную мысль в сражениях Невского против крестоносцев.

Ожидаемые результаты:

«Великий князь наш и умный, и кроткий, и смышленый, и храбрый, непобедимый никогда».

  • «Лицом подобен – Иосифу, силой Самсону, премудростью – Соломону, храбростью – римскому императору Веспасиану».
  • «Он пошел на них и победил их силою Святой Софии»

- «Зашло солнце земли Суздальской – земли Русской

Работают в группе.

Представляют.
Слушают другие группы и сопоставляют свои определения с другими.

Высказывание мнений

Умение анализировать собственную работу, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

Коррекция способа действия.

3 мин

Выявляются ошибки, недочеты. Если ученики ответили неправильно, то повторить правильный ответ.

 Выявляют свои ошибки.

Корректируют основываясь на требования и алгоритм действия.

Высказывание своей точки зрения

Организация д/з.

1 мин

Записываем домашнее задание. На следующий урок, вам необходимо
выполнить в рабочей тетради на стр.74 и 75 задание 3 и 4.

-Следующий урок начнем с проверки домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия.

2 мин

Что у нас получилось?

Что не получилось?

Удалось ли нам достичь нашей цели?

Что было сложным на уроке?

Всем спасибо за урок. До свидания.

Дискуссия с учителем.

С помощью рефлексии, как учитель, так и школьники узнают, что получилось у них на уроке, а что нет

анализировать собственную работу

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Русь между востоком и западом"

Урок обобщения и повторения пройденного материла.Тип урока: играЦель: 1) повторить и обобщить материал по темам Нашествие монгол на Русь и Нашествие с Запада           ...

Урок истории в 6 классе по теме: « Северо-Западная Русь между Востоком и Западом».

Цель урока: познакомить учащихся с основными этапами борьбы Руси с немецкими и...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

Урок "Русь между Востоком и Западом. Александр Невский" является частью исторической темы "Русь с древнейших времен до конца 17 века" . Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы я...

Презентация на тему "Северо-Западная Русь между востоком и западом"

Презентация к уроку истории России на тему "Северо-Западная Русь между востоком и западом" 6 класс....

Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом"

Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом" 6 класс....

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом (История России, 6 класс)

Тема: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом» (История России, 6 класс)Источник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб...

Урок по истории России по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" 6 класс

Разработка урока по теме: "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом" для 6 класса, ФГОС...