Урок истории в 5 классе «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
план-конспект урока по истории (5 класс)
Дата: 20.03.2023год.
Цель: дать представление о древней стране Вавилонии, о значении деятельности царя Хаммурапи; определить, в чьих интересах были составлены законы Хаммурапи; совершенствовать навыки самостоятельной работы с историческими документами и понятиями; воспитывать чувство уважения к законам как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми.
Планируемые результаты:
Предметные: давать образную характеристику Хаммурапи; объяснить причины создания законов; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи; изучать и систематизировать информацию из различных источников.
Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации; уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения из предложенных, а так же искать их самостоятельно.
Коммуникативные: слушать других; пытаться принимать другую точку зрения и быть готовым изменить свою. Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.
Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; обобщать результаты исследовательской работы; высказывать аргументированные суждения, выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть; характеризовать свод законов Хаммурапи.
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16 Д. КУЛИШ
Утверждаю Директор МОБУ ООШ № 16 д. Кулиш ______________Т.Н. Немирич |
Урок истории в 5 классе
«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Урок разработал:
учитель истории
Немирич Алексей Иванович
д. Кулиш, 2023 год
Дата: 20.03.2023год.
Цель: дать представление о древней стране Вавилонии, о значении деятельности царя Хаммурапи; определить, в чьих интересах были составлены законы Хаммурапи; совершенствовать навыки самостоятельной работы с историческими документами и понятиями; воспитывать чувство уважения к законам как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми.
Планируемые результаты:
Предметные: давать образную характеристику Хаммурапи; объяснить причины создания законов; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи; изучать и систематизировать информацию из различных источников.
Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации; уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения из предложенных, а так же искать их самостоятельно.
Коммуникативные: слушать других; пытаться принимать другую точку зрения и быть готовым изменить свою. Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.
Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; обобщать результаты исследовательской работы; высказывать аргументированные суждения, выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть; характеризовать свод законов Хаммурапи.
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.
Словарь непонятных слов:
1) мина – мера веса, равная 0,5 кг.
2) обличать(изобличить) – показать, обнаружить, разоблачить
3) арык – канал.
4) человек – полноправный житель Вавилонского царства;
Оборудование: фрагменты «Своды законов Хаммурапи»; иллюстрации учебника.
Ход урока
I. Организация учебной деятельности
- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Здравствуйте, ребята.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке.
Обучающиеся: Со страной Междуречье
Учитель: Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.
Ребята на доске расположен текст с заданием, где вам необходимо вставить пропущенные слова в предложениях:
1) Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
(Тигр, Евфрат)
2) В Древнем Междуречье было особое письмо – …(клинопись)
3) Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях. (наводнением, посевы)
4)Государство возникло более … лет до н.э.( 5000)
5)В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь ……….., который создал первые …(1792–1750 , Хаммурапи, законы)
Учитель: Ребята, вы полностью смогли выполнить задание?
Обучающиеся: Нет.
Учитель: Какое предложение осталось незаполненным?
Обучающиеся: В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь ……….., который создал первые …
Учитель: Вы не смогли заполнить пропуски в этом предложении потому что не знаете, когда правил и какой царь и что он создал. А хотите узнать?
Обучающиеся: Да, хотим!
Учитель: Исходя из последнего предложения тема нашего сегодняшнего урока : « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.»
III . Изучение нового материала.
Учитель: Город, куда мы отправимся, располагался в очень удобном месте, в самом центре Двуречья на левом берегу реки Евфрата, и назывался он Вавилон. Имея такое выгодное расположение, Вавилон был крупным торговым центром. По реке купцы доставляли товары из разных стран. Город был защищен стенами, длина которых составляла 12 км.
Перед нами ворота Иштар — центральные ворота в город. Вдалеке храм Мардука. Там было создано 7-е чудо света — висячие сады, они были построены для жены царя Навуходоносора в VI в. до н. э. Сады размещались на обширных террасах четырехъярусной башни. Ярусы садов поднимались уступами, соединяясь между собой лестницами. Для поливки садов сотни рабов целый день качали воду из Евфрата, вращая громадное водоподъемное колесо. Их аромат, тень и прохлада в безлесной и плоской Вавилонии казались чудом. В Вавилоне было построено ещё одно чудо света – это Вавило́нская ба́шня ) — легендарная башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в 11 главе книги Бытие Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город, названный Вавилоном, и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.
Вавилон из небольшого городка превращается в ведущую державу Месопотамии. И самым могущественным царем вавилонского царства был Хаммурапи. Хаммурапи, шестой царь первой династии Вавилонии, правил в 1792–1750 гг. до н. э. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. Будучи верховным правителем государства, царь Хаммурапи составил законы, по которым должны были жить в его государстве.
Учитель: Ребята, кто из вас может объяснить, что такое закон?
Обучающиеся: Законы – это правила поведения. Законы есть у всех стран.
Учитель: Выполняете ли вы какие-то правила поведения, нормы?
Обучающиеся: Да, например, правила поведения в школе, на улице и другие.
Учитель: А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?
Обучающиеся: Были.
Учитель: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее в Лувре — один из крупнейших и самый популярный художественный музей мира. Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены.( если вам будет интерсно что-либо узнать об этом музее можно обратиться к интернет-ресурсам) , давайте посмотрим рис. на с.64 учебника.
- Как нашли законы царя Хаммурапи.
В 1901 году французские археологи при раскопках восточнее Вавилона нашли стелу - двухметровый столб из черного базальта. (Работа с иллюстрацией в учебнике). В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом Солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия вручает царю судейский жезл и кольцо. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом, и когда ученые расшифровали его, перед ними предстал свод законов царя Хаммурапи. Созданные по его приказу, законы вступили в силу уже под конец его правления.
И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.
- Изучение законов царя Хаммурапи
Вы получили текст со следующими статьями законов и заполните таблицу «Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи».
7. Если человек* купит из руки сына человека или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмёт на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы ни было, то этот человек – вор, его должны убить.
42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нём хлеба, то его должны изобличить* в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.
53. Если человек поленился крепить плотину своего поля, и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
55. Если человек открыл свой арык* для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.
274. Если человек нанимает мастеров, то наёмную плату... кирпичного мастера... плату ткача... плату камнереза... плату столяра... плату кожевника, плату плотника... плату корзинщика... плату строителя... В день он должен давать".
Отрасли хозяйства | Примеры из законов Хаммурапи |
Земледелие: какие культуры выращивали | Пшеницу |
Скотоводство: каких животных разводили | Волы, овцы, ослы |
Ремесло: какие ремесленные профессии были известны | Кирпичные мастера, ткачи, столяр, кожевник, камнерезы, плотник, корзиновщик, строитель. |
Учитель: Что вы узнали о хозяйстве? Какой труд поощряли законы? Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения?
Обучающиеся: Потому что земли было мало и хлеб был на вес золота.
IV.Физминутка.
Другу иностранному
Объясним про страну странную,
Где строили пирамиды в пустыне
Существующие и поныне.
- Пирамиды выглядят вот так (руки вверх, в стороны и на уровне груди, т.е. рисуем картинку в воздухе – 2 раза)
- На них смотрят люди вот так (наклоны головы вверх-вниз – 2 раза)
- И удивляются увиденному вот так (повороты головы влево-вправо – 2 раза)
- А песок около пирамид сыпется сквозь пальцы вот так (имитация – 2 раза)
- А чтобы обойти пирамиду, надо идти вот так, вот так (ходьба на месте )
- Остановились. Солнце… Жара… Дышим вот так (набираем воздух в легкие и медленно выдыхаем – 2 раза)
Устали… Давайте присядем!
Учитель: Давайте обратимся к следующим статьям законов.
1. Если человек* станет обличать* под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.
6. Если человек украдёт достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.
14. Если человек украл малолетнего ребенка другого человека, то его должно убить.
195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.
196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
202. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить ему одну мину* серебра.
205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.
Вопросы к документу: объясните происхождение выражения: "око за око, зуб за зуб". Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет? Почему в статьях 202, 203, 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?
Но не все в Вавилоне были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди. Если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться, и чтобы все знали, что это строптивый раб. Рабов покупали и продавали, как домашнюю скотину и всякое иное имущество. А если по чьей-либо вине раб потерял жизнь, то виновный должен был заплатить цену раба или отдать своего раба. Законы распространялись и на рабов. Давайте с вами прочитаем какие законы распространялись на рабов. Ответьте на вопросы.
В Вавилоне было распространено долговое рабство. Богатые люди давали в долг беднякам зерно с тем условием, что через определенное время долг должен быть возвращен с излишком. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называли ростовщиками. Порою приходил срок возврата долгов, а платить бедняку было нечем. Тогда приходилось должнику отдавать богачу своих детей или жену в счет уплаты долга. По законам Хаммурапи, «работать на хозяина они должны лишь три года, а потом их следует отпустить на свободу». Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство.
Можно сделать следующие выводы законы защищали:
- честный и добросовестный труд;
- частную собственность;
- своих подданных от обращения в рабство;
- семью и права детей.
Законы сурово наказывали за преступления. По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы частично они соответствовали действительности.
А вы хотели бы жить по таким законам? А почему? Прав ли был Хаммурапи, утверждающий: вот справедливые законы, которые могучий царь создал, тем самым давший стране истинное счастье и добро. Законы укрепляют государство.
V. Закрепление материала.
Ребята, приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ | НАКАЗАНИЯ |
1. Если сын ударит своего отца… | А) ...то должно выбить его глаз. |
2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей… | Б) …то должно выбить его зуб. |
3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе… | В) …то ему должно отрубить руку. |
4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей… | Г) …то должен починить за собственное серебро. |
5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то… | Д) …то должно отрезать ему ухо. |
Ответы: 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Д, 5-Г
VI. Домашнее задание.
п.14 с 61-64, прочитать, пересказать, ответить на вопросы. Подготовить развернутые ответы о жизни, обычаях и занятиях жителей вавилонского общества.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Закрепим наш новый материал с помощью разгадывания кроссворда:
По горизонтали:
1) Какой город становится самым могущественным городом Двуречья? (Вавилон)
2) Царь, который составил законы, по которым должны были жить в его государстве? (Хаммурапи)
По вертикали:
3) В честь какой богини были построены ворота – вход в город Вавилон? (Иштар)
4) Какие сады в Вавилоне являются чудом света? (Висячие)
5) Что было высечено на высоком каменном столбе – стеле? (Законы)
Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.
VIII. Рефлексия: Продолжите предложения:
- Мне сегодня понравилось на уроке ...
- Мне было трудно ...
- Мне хотелось бы ...
Всем спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории Древнего мира "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Знакомство обучающихся с новым государством, его правителем, его политикой; изучаются основные понятия и значение терминов: «закон», «наказание», « справедливость» ...

Урок истории 5 класс "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Урок раскрывает особенности личности царя Хаммурапи, его законы...

Тест по истории 5 класс Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 22 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Цель урока: сформировать представление о законах Хаммурапи, ознакомить учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами...

Конспект урока по истории России в 5 классе «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
познакомить учащихся с целями, значением реформ Хаммурапи, направлениями его внутренней политики, ключевыми датами, новыми понятиями....