«Особенности преподавания истории в школе для детей с разными образовательными потребностями».
статья по истории

Леонтьева Александра Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.2_statya_ns_portal.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности преподавания истории в школе для детей

 с разными образовательными потребностями».

В настоящее время историческое образование занимает особое место в школьном курсе. Его целью является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Историческое образование призвано сформировать историческое мышление, обеспечивающее целостное мировосприятие. Должно способствовать получению знаний о природе человеческого общества, его прошлом, которые могли бы стать базой для понимания современного состояния общества и возможных перспектив его развития. Оно призвано выработать предметные и общеучебные умения, максимально использовать воспитательный потенциал исторических дисциплин для становления гуманистических, демократических, патриотических убеждений гражданина новой России.

За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. В связи с этим, в настоящее время большое внимание уделяется интеграции детей с ОВЗ в массовую школу в полном объеме. Контингент обучающихся можно разделить на несколько групп:

- знания,  умения и навыки которых соответствуют минимальному образовательному стандарту. При этом уровень реальной учебной подготовки может быть высоким, средним, низким;

- уровень знаний, умений и навыков ниже требований программы. Недостаточно освоенные знания, умственные умения и навыки учебной деятельности предшествующих курсов обучения вследствие нарушений функций головного мозга, функциональной незрелости нервной системы, незрелости эмоционально-волевой сферы.

- часто болеющие и ослабленные учащиеся, имеющие значительные пробелы в знаниях некоторых разделов и тем учебных программ с недостаточно сформированными умениями и навыками, испытывающие трудности в изучении новых тем;

- учащиеся, у которых в целом нормальное состояние психофизического здоровья, в большей степени, имеющие социально-бытовую, педагогическую запущенность. Эти дети имеют негативный предыдущий учебный опыт, большое количество прогулов, длительных перерывов в учебе, низкий уровень познавательной активности.

- низкий уровень интеллектуального развития, серьезные недостатки памяти, внимания, мышления, воображения, нарушения речевого развития, обучающиеся, испытывающие стойкие трудности в обучении и адаптации.

        К обучению по индивидуальной программе допускаются обучающиеся, имеющие медицинские заключения лечебно-профилактических учреждений о надомном обучении (в школе или на дому, по желанию родителей) и заключения медико-психолого-педагогической комиссии о наличии изучаемой программы. Существует особый перечень заболеваний для домашнего обучения школьников.

        Преподавание истории в школе для детей с разными образовательными потребностями требует от учителя особого индивидуального подхода. Учебный план для них предусматривает на изучение истории меньшее количество часов в неделю и в год, чем в массовых классах, однако содержание программы по истории соответствует Государственному образовательному стандарту. Отбор содержания и методов при реализации программы осуществляется дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Для часто болеющих детей программа корректируется по мере необходимости.

        Помимо основной цели образовательного процесса, в школе в школе для детей

 с разными образовательными потребностями основополагающей задачей является ненанесение ущерба психофизическому здоровью учащихся, возможное поддержание и укрепление их здоровья. Поэтому урок должен быть интересным, творческим, познавательным, проходить в обстановке сотрудничества между учителем и обучающимся.

        С учетом малого количества учебных часов по истории, перед учителем стоит нелегкая задача максимально эффективного и содержательного проведения урока. Наиболее приемлемыми технологиями для использования в учебном процессе являются:

1) Игровые технологии

        В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии; как элемент педагогической технологии в качестве формы урока или его части, во внеклассной работе.

         В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, явлений, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные события от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, смекалку и др. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала.

2) Информационно-коммуникационные технологии

Технология дистанционного обучения

        Суть технологии дистанционного обучения состоит в обеспечении диалога между учителем и учеником с помощью средств телекоммуникаций. Для организации диалогового общения учителя и учащегося используются современные технические комплексы, включающие в себя техническое оборудование и программное обеспечение, современные почтовые программы.

        Эта технология подразумевает использование различных программно-технологических комплексов по предмету в качестве электронных мультимедийных пособий; компьютерных обучающих и тестирующих систем, средств наглядного представления информации. Внедрение дистанционного обучения позволяет интерактивно взаимодействовать преподавателю с обучающимся на дому, у часто болеющего учащегося появится возможность своевременно изучать программный материал, повысить качество его усвоения при определении четкого индивидуального маршрута обучения совместно с учителем.

3) Технология схем и знаковых моделей

        Технология предполагает использование опорных конспектов, представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов учебного материала.

4) Технология проблемного обучения

        Проблемное обучение предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций (состояние интеллектуального затруднения) и активную самостоятельную деятельность учащегося по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

        Одной из важнейших составляющих организации обучения является самостоятельная работа обучающегося на дому, выполняемая по заданию учителя под его руководством, в том числе с использованием дистанционных технологий. Содержание самостоятельной работы обучающегося направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по истории, на усвоение межпредметных связей.

        Мы часто говорим об использовании здоровьесберегающих технологий, создающих максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального. На мой взгляд, творческий подход учителя к планированию урока с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся позволит достигнуть главной культурообразующей функции современного исторического образования: развитие культуры личности, бережного отношения к историческому наследию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями.

Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Обучение ребёнка будет зависеть так же от его врождённой, генетической предрасположенности,...

Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями

Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями...

Методика обучения учащихся в начальной школе для детей с особыми образовательными потребностями

Цель, задачи и содержание обучения математике.Цель обучения математике - максимальное преодоление недостатков ум­ственного, эмоционально-волевого и физического развития школьников, подготовки их к...

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Изучение психологических особенностей детей с разными образовательными потребностями

Дети с особыми образовательными потребностями – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и конечн...

Выступление по теме: «Особенности преподавания истории в школе в контексте утвержденного историко-культурного стандарта»

С целью повышения качества школьного исторического образования в 2013-2014 гг. по поручению Президента РФ была разработана «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной ...

особенности преподавания истории в школе при ИУ

особенности преподавания истории в школе при ИУ...