особенности преподавания истории в школе при ИУ
методическая разработка

Николенко Ольга Петровна

особенности преподавания истории в школе при ИУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetsifika_prepodavaniya_istorii_v_shkole_pri_iu.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ФКУ ИК-5»

Работу выполнила

Учитель МБОУ «Вечерняя школа №28»

Николенко Ольга Петровна

Психолого-педагогические особенности учащихся-осужденных.

В школе обучается 127 человек в возрасте от 18 до 30 лет и старше. Суждены в основном за кражи (34,1%); грабежи и разбои (33,3%); убийства и изнасилования (14,1%); продажа и употребление наркотиков (5%); мошенничество (5,5%). Уровень образования низкий: 8 классов (25%), 9-11 классов (75%).

Осужденные — уже сложившиеся личности, обладающие ошибочными или извращенными взглядами и убеждениями, асоциальной жизненной философией, ярко выраженными отрицательными чертами: эгоизмом, анархизмом, паразитизмом, негативно направленной волей, черствостью, эмоциональной опустошенностью. Дидактическая запущенность и низкий уровень коммуникативных навыков свидетельствуют о — слабой преемственности между ступенями обучения: разрыв в образовании нескольких лет (иногда 10 и больше).

Контингент пестрый по возрастному и социальному составу. Из неполных семей — 83 человека, из многодетных —4, сироты —7, опекаемые - 2.

По социальному статусу, в основном дети рабочих (47,6%), пенсионеров (20,9%). Образовательный статус семьи — основное (28,6%), среднее (28,6%), среднее специальное (29,5%), без образования (0%), с высшим образованием (3,8%).

Большинство учащихся испытывают затруднения в усвоении знаний норм ценностей, позволяющих им развиваться как членам общества. Они теряют интерес к этим ценностям, «выпадают» из среды, оказываются на «обочине». Мониторинг состава преступлений обучающихся показывает, что большинство учащихся осуждены за мелкие кражи и разбой. Тяжких и особо тяжких статей значительно меньше. Такой контингент мотивирован на получение образования, поддается воспитательному воздействию.

Мы стремимся стать действительно школой адаптирующей педагогики (по терминологии Е.А.Ямбурга, Б.А.Бройде), где должно быть место каждому ученику вне зависимости от его индивидуальных особенностей и склонностей. Включаясь в учебный процесс, повышая свой образовательный ценз, личность получает основания для повышения самооценки, для коррекции жизненных притязаний. Заметный вклад в решение педагогических проблем исполнения наказаний в последние десятилетия внесли И.П.Башкатов, А.В.Буданов, В.Г.Деев, А.И.Зубков, С.А.Лузгин, Н.А.Тюгаева, М.П.Стурова, А.И.Ушатиков, В.М.Литвишков. Опыт ученых лежит в основе образования в пенитенциарной системе.

  • формирование у обучающихся ряда стратегий мыслительной деятельности, приводящей к мысли, что образование- механизм взаимодействия человека с окружающим миром;
  • систематическое учебно-познавательная деятельность- основа для формирования и поддержания социальной активности в последующие периоды жизни;
  • осознание обучающимися категорий «быть» и «уметь», как стратегий деятельности взрослого человека, активно осваивающего окружающий мир и претендующего на достойное место в нем.

Важным направлением реализации учебного процесса является «эффект сопричастности» (В.П. Зинченко, Э. Эриксон). Тезис очень важен и означает необходимость такой организации образовательного процесса, при которой его участники максимально осознают свою сопричастность окружающему миру и социуму, принимают самих себя (на уровне мироощущения) как непосредственных участников процессов, которые осуществляются не только «здесь и рядом», но и « там далеко». Это крайне важно в условиях физической изоляции. Чувству сопричастности сопутствует чувство базисного доверия воспитанника к педагогу. Создание в коллективе атмосферы доброжелательности, товарищеской взаимопомощи, ответственного отношения к общим успехам и неудачам.

Включение в содержание учебного материала такой информации, которая наглядно иллюстрировала бы обучающимся идею ответственности за свои поступки, решения и их последствия, в частности, иллюстрировала тот реальный вред, который приносят непродуманные решения.

Усиления в теоретическом обучении ценностно-ориентировочных, преобразовательных, коммуникативных, эстетических компонентов учебно-воспитательного процесса за счет разнообразных методов обучения.

Открытие «окна в мир», в которое осужденный в будущем должен быть готов выйти на равных с остальными людьми, живущими в этом мире.

Наряду с задачей вооружения осужденных знаниями, умениями, навыками образование способствует искоренению эгоистической направленности и аморальных качеств у обучаемых.

Чем выше уровень развития нравственной ответственности, тем добросовестнее отношение осужденных к учебной деятельности.

С повышением образовательного уровня осужденных снижается число тех лиц, которые имеют завышенную или заниженную самооценку, не раскаиваются в своем преступлении, не признают свою вину перед обществом, государством, людьми.

У учащихся-осужденных чаще проявляется дисциплинированность, общественная активность, чувство долга, они осознают свою вину и раскаиваются в совершенном преступлении.

Сущность содержания и основные направления обучения учащихся-осужденных.

Образование в буквальном смысле означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. Еще В.Даль определил образование как образование ума (интеллектуальное развитие) и образование нравственности (воспитание). В широком социальном смысле образование — это социально направляемая и контролируемая часть социализации, упорядоченный способ присвоения культурных ценностей.

В Законе РФ «Об образовании» () дается следующее определение «Образование — это процесс и результат воспитания и обучения в интересах личности, сопровождающийся констатацией достижения человеком определенных государством образовательных уровней».

Основной задачей пенитенциарной педагогики является раскрытие сущности исправления осужденных, педагогических закономерностей воспитательного воздействия на личность. Реабилитационно-восстановительная деятельность одна из главных задач школы при ИУ. Главное в реабилитационной работе —мобилизация возможностей самого ученика, корректировка его поведения. Екатерина П говорила: «Хотите предупредить преступления, сделайте, чтоб просвещение распространилось между людьми».

В основе критериев исправления осужденного лежит система основных отношений, выражающая сущность личности с учетом ее индивидуальных психологических особенностей. Эта система должна включать отношения:

  • к окружающему миру, и в первую очередь к обществу;
  • к общественно-полезному труду;
  • к правилам, законам и требованиям морали;
  • к самому себе;
  • к совершенному преступлению и наказанию.

Ф.Г. Сазонов рассматривая личностный смысл образования, выделил

обеспечение важных задач

  • способствует постоянному продвижению в осмыслении событий быстро меняющегося мира и себя в этом мире;
  • ограждает от опасности отчуждения;
  • снимает остроту одиночества, раздвигает горизонты видения жизни и возможности активного участия в ней;
  • создает базу для развития и поддержания стратегий социальной активности и является компенсирующим механизмом по отношению к | интеллектуальной и социальной деградации;
  • становится важнейшим основанием для поддержания психического равновесия и формирование умения выживать и бороться с превратностями судьбы;

#1058;еория обучения, используемая в практике.

Методы педагогического воздействия на учащихся — осужденных — это путь, при помощи которого реализуются как общие цели образования (круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих освоению) так и конкретные задачи воспитательного процесса.

Одна из классификаций выделяет в качестве методов образования и воспитания убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Болдырев Н.И., Гончаров Н.К., Королев Ф.Ф.) От этой классификации несколько отличается группа методов, предложенная Ильиной Т.А. и Огородниковым Т.И.. Она включает в себя методы убеждений, методы организации учебной деятельности, методы стимулирования поведения.

В классификации Марьенко И.С. названы такие группы методов как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуационные, методы приучения и упражнения. Бабанский Ю.К. выделял методы формирования сознательности личности, метод организации деятельности и формирования опыта поведения в обществе (педагогические требования, общественное мнение, приучение упражнение, создание воспитывающих ситуаций, методы стимулирования поведения и деятельности).

Применение различных методов педагогического воздействия, глубокое понимание мотивов поведения и деятельности воспитуемых позволяют эффективно решать задачи образования и воспитания.

История, обществознание — предметы, обладающие высоким воспитательным потенциалом. Изучение этих предметов является средством искоренения отрицательных черт и свойств, воспитания мировоззрения и моральных качеств формирования нравственной ответственности.

Познавательная деятельность прививает интерес к полезной информации, что приводит к поэтапной замене ложных ценностей. Выбор общественно значимых ценностей стимулирует потребность — самостоятельного осмысления не только уроков прошлого, но и конструирование свободной модели поведения и отношений.

Созонов Ф.Г. особое внимание обращал на то, что «В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» стоит задача о необходимости обеспечения обязательным сопровождением правового воспитания детей с проблемами асоциального характера. Идеалом поведения человека в правовом обществе является активное и сознательное соблюдение норм нравственности и права. Именно правовое образование и воспитание развивает у учащихся — осужденных правосознание, законопослушание, умение исполнять гражданские обязанности и права.

Формирование правовой культуры у учащихся — осужденных как важный компонент личностного развития.

Развитие воспитание личности, адаптируемой в социуме — основная цель современного школьного обучения истории и обществознаний.

«Правовое воспитание — это элемент механизма правового воздействия на правовое сознание и поведение субъектов правонарушений» - мнение доктора педагогических наук Тищенко Е.Я. Именно уроки обществознания дают возможность привития учащимся — осужденным правосознания законопослушания, чувства гражданского долга, умения исполнять гражданские обязанности и права. Правовое общество требует активное и сознательное соблюдение норм нравственности и права. Именно обществоведческие дисциплины способствуют приобретению опыта, формирующего привычку правосообразного поведения. Разнообразные формы деятельности на уроках обществознания: беседы, лекции, викторины, тесты, кроссворды, показ научно-популярных фильмов, диспуты —способствуют привитию учащимся — осужденным личной ответственности за свое поведение, неотвратимости наказания.

Главной целью учебной деятельности — добиваться активного участия всех учащихся в обсуждении вопросов нравственно-правового профиля.

Выявление в процессе работы пробелов правовых знаний, их истинных взглядов, убеждение помогает найти верный подход к ним и выправлять дефекты правосознания. На уроках мы часто обращаемся к опыту самих учащихся — осужденных, заставляем их сравнивать, осмысливать свое прошлое и вероятное будущее, обнаруживать свои истинные взгляды и убеждения, отстаивать их или изменять под влиянием обсуждений. Вопросы, задания в такой форме: «А как бы ты поступил в подобном случае?», «Какого твое мнение?» «Дай оценку поступку». Примеры героизма и мужества, нравственные образцы, достойные подражанию, необходимы учащимся, вставшим на путь исправления, так как нужен идеал, нужно знать «делать жизнь с кого». Именно школа, обществоведческие дисциплины призваны помочь им в этом. Научить мыслить, анализировать поступки героев, делать выводы, учить формировать личные убеждения и отстаивать их в споре, воспринимать моральные и нравственные качества как эталон своего личного поведения.

Специфика организации обучения.

  • Организация обязательного получения осужденными в возрасте до 30 лет основного общего и среднего образования (ст. 112 УИК).
  • Создание условий для исправления осужденных средствами гуманизации образовательного процесса.
  • Помощь и стимулирование развития личности.
  • Правовое регулирование образовательного обучения осужденных исходит из конституционного, (ст.43к. РФ), закрепления прав граждан РФ на образование. Осуществляется правовая регламентация Уголовно- исполнительным кодеком России.

При внешней схожести очного дневного обучения в вечерней (сменной) школе при ИУ с нормальной школой, у нас оно по своей социальной и психологической сути отличается наличием специфики контингента учащихся от 18 до 30 лет. Спец. контингент тем и отличается, что наряду со слабым уровнем знаний имеет низкий уровень сознательности и дезорганизованность. Если для дневной школы главная проблема главная проблема — обучение и воспитание, то у школы в ИУ на первом плане — восстановление учебной деятельности и перевоспитание. Входной контроль подготовленности и выявление индивидуальной педагогической запущенности на «входе» в школу. Первичное собеседование, тестирование, проверочные работы помогают определить уровень знаний.

Образование в школе — это, прежде всего социальная реабилитация личности. Особенностями организации учебного процесса учащихся осужденных является:

1. Выявление и устранение психологических барьеров типа « ученик-учитель», «ученик - учебная деятельность», а в ряде случаев «ученик - учащиеся». Этому способствует особо тщательное соблюдение норм и правил педагогической этики. Постановка ученика в непривычно-приятную для него позицию равноправного уважительного общения по схеме «взрослый — взрослый». Оптимистическое программирование развития личности.

2. Перевод отношений между членами учебной группы из агрессивного состояния соперничества в состояние сотрудничества, гораздо более продуктивное в педагогическом отношении.

3. Состояние соц. отношения в процессе обучения направлено на обеспечение благоприятных отношений между учителями и учащимися, создание ситуации успеха, применение методов стимулирования познавательной деятельности.

#1059;чебное познание учитывает возрастные и индивидуальные возможности и особенности учеников. Соблюдение мер по обеспечению доступности содержания форм и методов обучения.

5. Дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем учебной подготовленности. Опора на субъективные способности учащихся.

6. Повышенное педагогическое внимание, постоянный контроль, кропотливая работа, направленная на повышение мотивации.

7. Традиционные приемы коррекционной педагогики — обращение к сверх мотивации, варьирование рабочей установки, формирование осознанной потребности в знаниях, учении, развитии.

8. Создание ощущение успеха в работе учащихся, достижение малейшего позитивного результата создает предпосылки для возобновления учебной мотивации.

9. Верно выбирать и обосновывать адекватно объекту виды деятельности и способы ее выполнения.

#1052;обилизовывать для достижения поставленной цели знания, умения, навыки осужденных.

11 Знать особенности поведения отдельных осужденных и заранее проектировать ожидаемую реакцию на учебно-воспитательные требования.

Методические особенности работы с учащимися-осужденными.

При работе с учащимися-осужденными надо учитывать следующие

особенности:

  • Обучение должно сначала восстановить развитие учащегося и лишь на этой основе вести его дальше с учетом реальных субъективных возможностей;
  • Создание обстоятельств компенсации исходного дефекта физиологических особенностей контингента (быстрая утомляемость, слабость произвольного внимания, инерция рабочей установки, рассеянное внимание и т.д.);
  • Методика образования построена на обучении учащихся- осужденных с целью поддержания интереса их личностного развития;
  • Учитывая особенности контингента, разрабатываются разноуровневые задания с учетом дифференцированного уровня мотивации к учебе;
  • Деловое общение, доброжелательная атмосфера способствует успешному усвоению;
  • Применение методов стимулирования познавательной деятельности;
  • Восстановление доверия к школе, взаимодействие учителя, ученика, коллектива на основе взаимопомощи и четкой координации;
  • Изложение материала в простой, доходчивой и доступной форме, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических и моральных перегрузок;
  • Умение выделить и довести до сознания учащихся-осужденных содержание темы, ее суть;
  • Опора на наглядно-образное мышление, активно использовать наглядные пособия, схемы, диаграммы,
  • Содержание обучения должно знакомить учащихся с достижениями отраслей науки, развивать у учащихся умения и навыки научного поиска;
  • Знания, умения и навыки должны формироваться в системе, приводящей к последовательности учебной деятельности;
  • Чередовать на уроках виды речевой деятельности (чтение, письмо, слушание);
  • Привлечение к восприятию всех органов чувств человека. Учитывать каналы восприятия (аудиовизуальной, кинетический);
  • Эмоциональное отношение к предмету истории и обществознание;
  • Поощрение продвижения ученика вперед, что приводит к положительным эмоциям от достижения индивидуального результата.

Важное значение имеет закрепление у учащегося-осужденного понимания необходимости использовать любой вид деятельности для саморазвития и видеть успех в этом развитии.13

Учебные задания: виды и технологии применения.

Получению знаний, умений и навыков способствуют, прежде всего, традиционные методы учебной деятельности. На уроках истории и обществознания мы широко используем методы:

Словесные: рассказ, объяснение, беседу, лекцию, самостоятельную работу с учебниками и книгами.

Наглядные: наблюдение, наглядные пособия (карты. картины, учебные фильмы).

Практические: устные и письменные работы, графические и практические работы.

В процессе обучения осужденных значимую роль играет слово учителя — яркое, живое слово учителя вызывает в сознание осужденных раскаяние в совершенном преступлении, стремление стать лучше. Эмоциональность рассказа, беседы, лекции позволяет учащимся-осужденным Увидеть отношение учителя к преподаваемому предмету и оказывает на них большое воспитательное воздействие.

Большой интерес вызывает у правонарушителей уроки-диспуты, которые дают учащимся навыки ведения дискуссии, обучают умению отстаивать свою точку зрения или признания более убедительных фактов.

Работа социально и педагогически запущенными учащимися требует особого подхода. Организация активной — учебно-познавательной деятельности помогает исправление личности через обучение. Применение различных форм учебных занятий способствует усвоению знаний, формированию умений, навыков и применению их на практики, возбуждает познавательный интерес, повышает активность, вырабатывает самостоятельность.

Творческие задания, применяемые на уроках истории и обществознаний:

  • выбор требуемой информации из текста
  • исправление заранее предусмотренных ошибок
  • составление рассказа по ключевым словам
  • составление хронологических таблиц
  • нравственная оценка поступка
  • разработка вопросов к тексту

При решение творческих задач мы используем методы:

  • Мозговой штурм — выдвижение всех реальных и нереальных гипотез и затем их анализ
  • Метод контрольных вопросов
  • Метод решения творческих задач путем поиска аналогий

Работа в школе взрослых требуют особого нестандартного подхода, чтобы мотивировать учащихся-осужденных на успех. Поскольку занимательность — необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание.

Творческие задания позволяют не только активизировать процесс, но и решать проблемы физиологических особенностей учащихся — осужденных.

Преодолевать быструю утомляемость, снижение концентрации внимания, слабость смысловой и оперативной памяти помогают преодолевать переключение деятельности, введение игровых элементов, использование наглядности.

Применение различных игровых форм на уроках способствуют мобилизовать внимание, вырабатывать умения в обучении.

  • Программируемый вопрос — выбрать верный ответ из нескольких неправильных
  • Блиц-опрос — класс задает вопросы самому подготовленному ученику
  • Логическая цепочка — перечисление дат, фактов, терминов определенного периода или события
  • Текст с ошибками — исправить за ранее включенные ошибки в тексте
  • Назови город — подобрать города, судьбы которых являются сходными в определенный период
  • Диалог — работа в парах — учащиеся задают вопросы друг другу
  • Чистая доска — по мере ознакомления с материалом урока с доски стираются поставленные вопросы к теме.
  • Удивительный факт — ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума как удивительное.
  • Опрос по цепочке - рассказ одного ученика прерывается учителем и передается другому и так несколько раз.

Работа с иллюстрациями и учебными картинами — еще один из способов организации активной деятельности. В свое время В.Н. Вернадский писал, что «учебная картина — параграф учебника, написанный кистью». Уроки истории дают широкую возможность использовать наглядность. Нами разработано целая система таких заданий как:

  • Придумать название
  • Придумать за действующих лиц слова
  • Построить рассказ по содержанию
  • Найти в тексте строки, комментирующие картину

Работа с иллюстрациями создают эмоциональный эффект, помогает воссоздать образ времени, оживляет восприятие, способствуют творчеству и развитию самосознаний.

Организация активизации познания способствуют следующие методы и

формы:

1. Составление плана-конспекта к тексту учебника;

2. Составление хронологических таблиц и схем (приложение №3,4).

3. Вычленение наиболее острых проблем учебного материала.

4. Работа над незнакомыми терминами и понятиями.

5. Работа с историческими картами и документами (приложение №1,2)

6. Работа с тестами (приложение №5)

Обеспечению адекватного восприятия информации учебного материала способствует выделение основной мысли, изучение незнакомых терминов и понятий. Термины и понятия выделяются для запоминания, впоследствии организуется работа над воспроизведением значений этих слов.

Особую роль играет на уроках истории анализ поступков и событий из жизни отдельных исторических фигур. Персонифицировать историю значит расширить знания учащихся по знакомству с великими историческими личностями. Учащиеся в процессе этой работы обмениваются мнениями о ее характерных чертах и качествах, формируют свое отношение к её деятельности и к ее влиянию на происходящие события и их последствия.

Оценка исторической личности с позиций нравственных норм своего и нашего времени позволяет поддерживать связь истории с современностью. Роль лидеров в истории просматривается в реформах, войнах, революциях, социальных и политических преобразованиях.

Развитию интереса к историческим событиям способствует работа с картами. Содержание исторических карт используется для извлечения информации, реконструкции событий. Объяснение отраженной на карте обстановки формирует у учащихся не только умения и навыки, но и собственное суждение.

Особенности контрольно-оценочной деятельности учителя в классах учащихся-осужденных с нравственно-социальной дезадаптацией разного уровня образовательной подготовки.

Специфика школы прослеживается во всем, есть она и в «обратной связи» - контроля, учета и оценки знаний, умений, навыков. Для нашей школы — это означает, что большинство учащихся не в состоянии включиться в активную обратную связь без специальных побуждающих и поощряющих действий учителя. Постоянно приходится помнить об ограниченных возможностях своих учащихся для участия в прямом диалогическом общении. Необходимую информацию приходится собирать по косвенным признакам: характерные позы учащихся, их невольные и произвольные жесты, мимику, реплики «для себя», «для соседа», недоуменные паузы и т. п.

Низкая самооценка учащихся, боязнь негативной реакции учителя и одноклассников на свою непонятливость сковывает их жесты и поведение. Поэтому очень важна в нашей школе этическая позиция сотрудничества учителя и одноклассников и ясно видимые признаки поощрения со стороны учителя. Приходится вносить коррективы. Об этом пишет А.Г.Сломчинский, отмечая: «лучше и эффективнее сравнивать поступки того или иного осужденного с его прежними поступками, показывать изменения, произошедшие с ним в течение определенного времени».

Обучение без отметок, зачетная система — эти психологические приемы улучшают атмосферу учения, позволяют сосредотачивать внимание на процессе учебной деятельности, а не на отметке. Качественные высказывания типа: «Сегодня уже лучше, молодец!» снижают психологический барьер учебной реадаптации. Но по мере ликвидации дидактической запущенности и восстановление навыков учебной работы, отметка занимает в учебном процессе свое обычное место. «Безоценочное» обучение приходится использовать в начале учебного года, или когда идет повторение предыдущих лет обучения, в период ознакомления с классом нового набора, или с вновь пришедшими учениками.

Другое решение — зачет, зачетный блок. Весь материал учебного предмета предъявляется в структуре блоков, по каждому из которых учащийся должен получить отметку «зачтено». Поурочный контроль уступает место серии последовательных зачетов. Учителю это позволяет вводить материал крупными дозами, экономя время, снимать напряжение и случайность разовой проверки. Ученик попадает в щадящую среду безоценочного обучения на протяжении длительного времени. «Зачет» - «незачет» способствует снятию привычного синдрома страха перед оценкой.

«Зачтено» - это равная для всех, психологически щадящая оценка, исключающая межличностное сравнение по легкости или трудности процесса усвоения.

Большинство наших учащихся уже прошло испытание психологической ролью ученика-неудачника и хорошо знакомо с последствиями. Изгой, неудачник в глазах родителей, болезненная самооценка, утраты жизненных перспектив. Преодолеть это помогает утешающее сознание, что здесь почти «все такие».

Возобновление обучения играет позитивную роль, дает перспективу дальнейшего развития. Малейший позитивный результат создает предпосылки для переживания успеха, одного из важнейших условий возобновления учебной мотивации. Для основной массы наших учеников важен конечный результат обучения — получение документа об образовании.

«Двойки» волнуют лишь как угроза отчисления за неуспеваемость, «тройки» могут не волновать вообще, т.к. они гарантируют главное — получение документа об образовании. Что касается той части учащихся, которые надеются продолжить образование, то их восприятие оценки сходно с восприятием ее в обычной школе. Они имеют неплохую подготовку и стремятся усилить уровень подготовки самостоятельной работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования.В вечернюю школу  при исправительной колонии поступают ученики ...

Презентация к педсовету "Особенности преподавания истории и обществознания в вечерней школе в условиях исправительной колонии".

Общеобразовательные школы при тюрьмах, исправительных колониях всегда являлись особенным  звеном системы вечернего образования. Контингент обучающихся  существенно отличается от обучающихся ...

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...

Особенности преподавания истории в современной школе

Цель моей работы рассмотреть особенности современного обучения истории в старших классах с учетом профильного экономического курса с тем, чтобы решить конкретные задачи, стоящие перед учителем истории...

Выступление по теме: «Особенности преподавания истории в школе в контексте утвержденного историко-культурного стандарта»

С целью повышения качества школьного исторического образования в 2013-2014 гг. по поручению Президента РФ была разработана «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной ...

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...