Технологическая карта урока "Опричнина"
план-конспект урока по истории
Предварительный просмотр:
ХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока | Опричнина | ||
Тип урока | Комбинированный. Дискуссия | ||
Цель урока | Определение процесса превращения России в крупнейшую евразийскую державу и выяснение каким образом опричнина влияла на этот процесс | ||
Задачи урока | На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; Определить причины опричнины, ее последствия и итоги | ||
Образовательные ресурсы | История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта «Россия в XV — начале XVI в.», видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1340631 | ||
План урока | 1) Падение Избранной рады. 4) Поход на Новгород и Псков. Борьба с Крымом. Итоги опричнины. 2) Расправа царя с приближёнными. 5) Итоги царствования Ивана IV 3) Опричнина и опричники. | ||
Личностно значимая проблема | Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем» | ||
Методы и формы | Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы | ||
Основные понятия | Террор. Земщина. Опричнина. Опричники. Основные даты 1572 г. — бой у деревни Молоди. 1565—1572 гг. — опричнина | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Что такое террор? Как вы считаете, можно ли с помощью террора решить проблемы развития страны? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Применять полученные знания. Выражать собственное отношение к тем или иным явлениям и процессам | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
II. Актуализация знаний | 7 | 1. Беседа | Приведите из курса всеобщей истории примеры политики, основанной на терроре. Как была устроена система управления государством в странах Европы в этот период? Чем вам запомнилась деятельность Ивана IV в начале его правления? Заполните схему «Управление Русским государством в конце XVI в.» (см. дополнительный материал). Какие права и привилегии имели бояре? | Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Сравнивать системы управления разных государств. Заполнять схему, давать описание её элементов и взаимосвязей (под руководством учителя) | Беседа. Работа с источником, картой | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Устный рассказ. Беседа |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Беседа. Работа 2. Рассматривают слайд и отвечают на вопросы 3. Работа с картой 4. Работа 5. Работа 6. Работа | Объясните термин «опричнина». Сравните с определением, данным в словаре. Какова судьба проведённых Избранной радой реформ? В чём были принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя? Как сложились судьбы членов Избранной рады? Используя карту, покажите территории, вошедшие в состав опричнины. Назовите наиболее крупные города, которые находились на этих территориях. Сравните расположение земель опричнины и земщины. Предположите, как относились к проводимой политике разные социальные группы населения России? Прочтите п. 4 параграфа. Как «прославилось» опричное войско в походе на Новгород и Псков? Почему оно не смогло дать отпор набегу крымского хана? На основе имеющихся знаний, текста учебника (п. 5) и анализа фрагментов труда В. О. Ключевского «Курс русской истории» (см. рубрику «Изучаем документ») ответьте на вопросы: согласны ли вы с оценкой опричнины, которую даёт автор документа? Как действия опричников влияли на повседневную жизнь людей? Как В. О. Ключевский оценивает деятельность Ивана IV? Можно ли считать его позицию объективной? Объясните свои выводы | Определять происхождение термина, понятие. Определять мотивы и поступки людей, давать им оценку с гуманистических позиций. Определять по карте исторические объекты, делать обобщающие выводы. Моделировать возможное отношение различных групп к тем или иным историческим явлениям. Устанавливать причинно-следственные связи исторических явлений и процессов. Определять позицию авторов исторических источников. Подтверждать примерами значение деятельности правителя, положительные и отрицательные последствия | Беседа. Работа с учебником Работа с картой Дискуссия. Индивидуальная работа Дискуссия | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | 1. Устные ответы. 2. Записи в карте 3. Устные Ответы 4. Записи в рабочих тетрадях 5.Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником | Каковы были основные направления деятельности и итоги правления Ивана IV? Сравните их с деятельностью Ивана III. Работа в группах Каково значение опричнины в истории России? Раскройте на примерах противоречивость личности Ивана IV. Почему его прозвали Грозным? *Примите участие в дебатах: «Иван IV — выдающийся государственный деятель России». Приведите доводы за и против данного суждения. *Историки, публицисты высказывают разные точки зрения о причинах, характере и последствиях опричнины. Познакомьтесь с их мнениями, представленными в рубрике «Историки спорят». Определите свою позицию. Воспользуйтесь дополнительной информацией (литература, Интернет) и примите участие в дискуссии. | Определять основные направления деятельности и итоги правления. Сравнивать и оценивать итоги деятельности правителей. Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Участвовать в дискуссии (дебатах). Аргументировать точку зрения с помощью примеров. Перечислять различные толкования, исторические версии с опорой на дополнительные сведения. Участвовать в дискуссии «Иван Грозный в оценках современников и потомков». Выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать результаты своей познавательной деятельности | 1.Фронтальная работа с текстом, работа в группах | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Устные ответы. Дискуссия 2. Работа с текстом. Записи в контурных картах |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: 1. Как отразилась на личности Ивана Грозного болезнь, обрушившаяся на него по возвращении из Казанского похода? 2. Каковы причины разрыва царя со своими сподвижниками? Согласны ли вы с утверждением самого Ивана IV о том, что его бывшие сподвижники А. Ф. Адашев и Сильвестр были причастны к смерти его жены Анастасии Романовны? Почему царь легко поверил подобным слухам? 3. Как сложились судьбы членов Избранной рады? 4. Какие земли вошли в опричнину и почему? 5. Каковы основные итоги опричнины? Работаем с картой: 1. На карте покажите территории, вошедшие в состав опричнины. Назовите наиболее крупные города, которые находились на этих территориях. 2. Сравните расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Показывают на карте территорию России в период правления Ивана Грозного | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 10 учебника. | Конкретизирует домашнее задание Мини-проекты: Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем») | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Дополнительный материал к уроку
Изучаем документ
ИЗ «КУРСА РУССКОЙ ИСТОРИИ» В. О. КЛЮЧЕВСКОГО
Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нём и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены. Важнее отрицательное значение этого царствования.
1. Как оценивает автор отрывка, деятельность Ивана IV? 2. Объективен ли в своих оценках автор? Объясните свои выводы.
Заполните пропуски в схеме: «Управление Русским государством в конце XVI в.»
1 — Царь; 2 — Боярская дума; 3 — Земский собор; 4 — приказы; 5 — воеводы; 6 — губные старосты и другие избираемые представители населения.
Схема «Итоги опричнины»
Запоминаем новые слова
Земщина — часть территории государства, не включённая в опричнину и управлявшаяся боярами.
Карьера — достижение успеха, видного положения в обществе.
Опричнина — система внутриполитических мер Ивана IV в 1565— 1572 гг. для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати и укрепления режима личной власти царя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".
Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция (разного уровня задания) на “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/31/picture-261170-1369999733.jpg)
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/23/picture-125657-1448269129.jpg)
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-818360-1474369883.jpg)
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-395650-1391192351.jpg)
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...