Технологическая карта урока "Мир и Россия вначале эпохи Великих географических открытий"
план-конспект урока по истории
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока | Мир и Россия вначале эпохи Великих географических открытий |
Цель урока | выявить аналогии исторического развития России и Европы |
Задачи урока: образовательная | познакомится с отечественными открытиями, их целями и последствиями, рассмотреть походы Ф. Курбского и И. Салтык, С. Курбского и П. Ушатого, А. Никитина |
Развивающая | развитие метапредметной компетентности (смысловое чтение), умения выделять цели и результат походов, выявлять причинно-следственные связи, анализировать исторические источники, составление синхронистической таблицы, работа с исторической картой |
Воспитательная | выражение своего отношения к новым открытиям в разных сферах жизни общества, и определить для себя важность новых знаний в жизни |
Тип урока | изучение нового материала |
Форма урока | комбинированный урок |
Оборудование | учебник История России. Торкунова А.В. 1 часть, мультимедиа проектор, экран, компьютер |
Основные вопросы изучения материала | 1. Краткая характеристика, задачи и особенности курса. Образовательные результаты 2. Великие географические открытия: предпосылки и периодизация 3. Начало русских географических открытий и их специфика. Территория России к XVI в. 4. Последствия Великих географических открытий |
Основные понятия и термины | Поморы, каравелла, хожения, общеевропейский рынок |
Основные даты, периоды | периодизация всеобщей истории и истории России. Второй этап Великих географических открытий |
Персоналии | Федор Курбский, Иван Салтык Семен, Курбский, Петр Ушатый, Афанасий Никитин |
Формирование УУД, технология оценивания | Регулятивные УУД: 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии.3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД: 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карта). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (таблица). Коммуникативные УУД: 1. Умение работать в группах 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД1. Оценивать свои и чужие поступки | |||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Время | Действия учителя | Действия учеников | |||||||||||||||||||||||
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | 2 мин | Организационный момент. Под русскую народную музыку учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- Почему с начала урока звучит данная мелодия? (Уральская плясовая) - Возьмите в руки учебник, как он называется? - В чём отличие курса, который мы начинаем изучать? - Чему вы предполагаете научиться на уроках истории России? -Зачем? - С перспективой на будущее определились, теперь определим тему урока. | Ответы детей – русская музыка т.к приступаем к изучению Истории России. | |||||||||||||||||||||||
II. Постановка целей и задач урока. | 3 мин | - Откройте учебник на стр.8. Прочитайте название параграфа запишите её. Цветограмма - Что означает слово «великий»? Приведите словосочетания с эти словом - Любого ли человека или событие можно назвать великим? - Почему географические открытия назвали Великими? - Исходя из названия параграфа, давайте определим цель нашего урока? Выяснить общие и различные черты для России и стран Европы и Азии значение географических открытий 15 века, (цели, средства, итог). | Большой, значимый. Словосочетания – великий человек, великое событие, значимое и т.д. Ключевое событие для Европы, перевернувшее сознание Средневекового общества, изменило жизнь и мировоззрение человека - Формулируют проблему урока | |||||||||||||||||||||||
III. Актуализация знаний. | 3 мин | - Какие будут предположения по решению проблемы? -На основании знаний, сравнить значение ВГО для мира и России и ведущих стран Европы. - Выяснить, были ли отрицательные последствия Великих географических открытий? | Ученики выдвигают любые версии, гипотезы. (Черты Средневекового европейского общества характерны для России, т.к. одна из европейских стран, взаимодействует с соседями и другими странами). | |||||||||||||||||||||||
IV. Планирование деятельности. | 2 мин | - Скажите, действительно ли Колумб первым открыл Америку? Работа с п.1 параграфа 1 стр.8 и предположения учёных - Почему учёные не считают их географическими открытиями? - Найдите и выпишите в тетрадь со с.8 определения понятия «географические открытия»: | Ученики выполняют задания на основе информации учебника и собственных знаний. Ответы детей. Запись в тетради Этапы накопления знаний о Земле: 1. Финикийские мореплаватели 600 г.до н э – вокруг Африки 2. Древние греки 3. Древние китайцы – моря Дальнего Востока, Ю-В Азии, Индия, Аравия и Африка 4. Викинги в 9-10 вв.- Исландия, Гренландия. Ответы детей. Самостоятельно работают с учебником. Читают текст параграфа и называют причины. Запись в тетради. Географические открытия – это 1) Посещение новых территорий; 2) Хозяйственное освоение земель; 3) Установление контактов с местным населением. | |||||||||||||||||||||||
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 30 мин | - Предпосылки Великих географических открытий - Устно вспомните изученные причины ВГО ранее изученные в курсе Всеобщая история. Работа с п.1 параграфа 1 стр.8 и называют не названные причины открытий. Во время ответов детей идёт ролик о Колумбе (4.44) - С какого события считается начались ВГО? - Для чего так стремились найти морской путь в Индию? - Почему континент, открытый Х. Колумбом, получил сразу два названия – Новый свет и Америка? Работа в группах - Какие события включают в себя ВГО. Работа с п.1 параграфа 1 стр.8. Выполнение задания №3 (1,3,4,5) из рабочей тетради. 1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь. 2. Показать на карте: Индию, Аравию, Африку, Китай, Америку, Испанию и Португалию Проверка. 1.Христофор Колумб - Давайте вспомним итоги открытия Америки для её аборигенов 3. Америго Веспуччи 4.Васко да Гама - Итоги открытия Васко да Гама Индии для её аборигенов. 5. Фернандо Магеллана Объясните смысл слов: колонизация, аборигены, резервации - Как вы думаете, почему об открытии новых земель и целых континентов не сразу становилось известно? Физминутка. Дети садятся на места. - По каким причинам Россия не приняла активного участия в Великих географических открытиях в XVI в.? Работа с п.2 параграфа 1 стр.11 и называют причины. - Была ли Россия вообще вовлечена в процесс ВГО? В ходе выступления детей по подготовленным презентациям Заполняется таблица Русские географические открытия
Отсюда выделяются основные направления движения русских первооткрывателей. Какие? (отвечают) - Восток – Урал и Западная Сибирь; ( мы живём на юге З-С) - Север – проливы в Карское море, Новая земля; Юго-Восток – Персия, Аравия, Индия, Африка. - Какой вывод можем сделать о русских первооткрывателях. Просмотр отрывка из фильма Хождение за три моря» (0.15 – 1.13). -Назовите отличительные черты людей Западной Европы и Руси в конце Средневековья, которые отправились в неизведанный путь. Работа в группах с документами. 1. О чем этот отрывок? 2. Какова цель написания «Хождения за три моря» Афанасием Никитиным? 3. Можно ли считать это историческим источником? 4. Какие черты характерны для общества Индии и России (на примере А.Никитина)? - Как вели себя русские первооткрыватели? | Астролябия – прибор для определения географических координат, каравелла. Ответы детей. 1.Рост городов, развитие торговли (мешок перца); 2. Часть торговых путей находилась в руках турок-османов; 3.Стремление найти морские пути, чтобы торговать без посредников. Озвучивают. Ответы детей. - Старый Свет – это континент Земли, известный европейцам до открытия Америки в 1492 г. (общее название стран трех частей света – Европы, Азии и Африки). Новый Свет — это название Америки, данное ей европейскими первооткрывателями в конце XV в. На последних кадрах ролика выступление Соколенко Полины, о результатах колонизации (Книга «Индейцы» стр.1). Овчаренко Д. о колонизации в Индии («Хождение за 3 моря» стр. 17) Работа с картой атласа, выведенной на экран. Колонизация — процесс заселения и освоения новых территорий, лишение политической и экономической самостоятельности. Аборигены - коренные народы. Резервация - территория, отведённая для поселения (в прошлом насильственного) остатков коренного населения. Предположения детей. Предположения детей. Причины неактивного участия России в Великих географических открытиях в XVI в.: 1.Неразвитость товарно-денежных отношений по сравнению с Европой; 2.Недостаточно денежных средств для снаряжения экспедиций; 3.Отсутствие выхода к незамерзающим морям; 4.Отсутствие флота; 5.Незавершено формирование единого государства. Выступления: - Вадим К., уч-ся с ОВЗ - Семен Курбский, Петр Ушатый - Радик У., Роо Д. - Поморы - Виталя К., Вова Н. - Федор Курбский, Иван Салтык Овчаренко Д. «Хождение за 3 моря» стр. 17. Никитин едет в неведомую русским людям Индию исключительно с мирными целями, с намерением разведать путь из Руси в Индию, для того, чтобы собственными глазами видеть ее, чтобы там "посмотреть товаров на Русскую землю". Это говорит что он патриот своей Родины, прокладывает пути в неведомые страны ради пользы для Родины - Радик У., Дима Д. - Афанасий Никитин Проверим результаты работы
Показывают на карте Это было связано с тем, что Россия осваивала территории, находящиеся непосредственно у своих границ. Патриот Называют следующие черты: энергичные, уверенные в себе, обладающие широким кругозором, образованные, критически смотрящие на мир. Ответы детей | |||||||||||||||||||||||
VI. Выражение решения проблемы. | 3 мин | - Как теперь мы можем ответить на проблему урока? -- Значит какое значение имели географические открытия для развития России? - Каковы были положительные и отрицательные последствия Великих географических открытий? Почему борьба между европейскими государствами усилилась с появлением у них колоний? - Каковы общие и различные черты для России и стран Европы и Азии значение географических открытий 15 века, (цели, средства, итог). | Великие – значит значительные. Великие географические открытия изменили представления людей о мире. Благодаря кругосветным путешествиям, европейцы убедились, что земля имеет форму шара. Они открыли для себя Тихий океан и новые континенты – Америку, Австралию. Отрицательные последствия Великих географических открытий: - способствовали усилению борьбы и соперничества между европейскими государствами за колонии; - в колониальных войнах гибло большое количество людей; - были завезены новые болезни; - уничтожение целой цивилизации индейцев. Борьба между европейскими государствами усилилась с появлением у них колоний потому, что развитые европейские державы стремились захватить как можно больше территорий с целью получения прибыли за счет как торговли, так и вывоза золота и других ценностей. | |||||||||||||||||||||||
VIII. Домашнее задание. | 1 мин | § 1, вопр., записи в тетради | ||||||||||||||||||||||||
IX. Рефлексия | 3 мин | Оцените свою работу на уроке Цветограмма. | Ученики продолжают предложения: Я узнал… Я научился … Меня было интересно, потому что … Я оцениваю свою работу на уроке отметкой … Мне понравилась на уроке работа (назвать имя ученика) |
…..И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а (веры Иисусовой) христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать. Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама… А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест….
…Божией милостью дошел я до третьего моря — Черного, что по-персидски дарья Стамбульская. С попутным ветром шли морем десять дней и дошли до Боны, и тут встретил нас сильный ветер северный и погнал корабль назад к Трабзону. Из-за ветра сильного, встречного стояли мы пятнадцать дней в Платане. Из Платаны выходили в море дважды, но ветер дул нам навстречу злой, не давал по морю идти. (Боже истинный, Боже покровитель!) Кроме него — иного Бога не знаю.
(отрывок из книги А.Никитина «Хождение за три моря»)
О чем этот отрывок?
Какова цель написания «Хождения за три моря» Афанасием Никитиным?
Можно ли считать это историческим источником?
Какие черты характерны для общесва Индии и России (на примере А.Никитина)?
…..И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а (веры Иисусовой) христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать. Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама… А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест….
…Божией милостью дошел я до третьего моря — Черного, что по-персидски дарья Стамбульская. С попутным ветром шли морем десять дней и дошли до Боны, и тут встретил нас сильный ветер северный и погнал корабль назад к Трабзону. Из-за ветра сильного, встречного стояли мы пятнадцать дней в Платане. Из Платаны выходили в море дважды, но ветер дул нам навстречу злой, не давал по морю идти. (Боже истинный, Боже покровитель!) Кроме него — иного Бога не знаю.
(отрывок из книги А.Никитина «Хождение за три моря»)
О чем этот отрывок?
Какова цель написания «Хождения за три моря» Афанасием Никитиным?
Можно ли считать это историческим источником?
Какие черты характерны для общесва Индии и России (на примере А.Никитина)?
Два века эпоха открытий была.
Известны и славны вершились дела.
Немало открыли земель и морей,
Исполнить смогли много дерзких идей.
На трёх каравеллах Колумб не сплошал.
Он вместо индийцев к индейцам попал.
Испанской короне Америку пОдал -
Навечно всемирная слава на вОдах.
Испанцы хранят благодарность Колумбу,
Проводят туристов, курс, будто по румбу,
Все в парк Барселоны стремятся сердечно,
Ведь шхуны Колумба швартов там навечно.
На трёх кораблях с экипажем да Гама
Мыс "бурь" обогнул, подавил бунт и драму.
От Африки в Индию путь проложил.
Груз пряностей траты с лихвою покрыл.
Свершил кругосветку Фернан Магеллан.
Кругла, знать, Земля, Мировой океан.
Открыл Патагонию, новый пролив,
Как много мог сделать, остался бы жив.
Настал в Португалии славный момент.
На площади вырос, как снег, монумент.
Воздали долг чести сынам - мореходам
За мужество, стойкость великих походов.
Купец из Твери "за три моря ходил",
Путь русским на юго-восток он открыл.
Мечту Афанасий Никитин искал.
Нашёл "свою" Индию, путь описал.
Ермак Тимофеевич, русский казак,
С дружиной Урал перешёл, наш мастак.
Открыл он эпоху со знанием дела -
Освоить Сибирь может умный и смелый.
Был вызван с отрядом Ермак для защиты.
И войска Кучума не раз были биты.
Отряд Ермака взял столицу Кашлык.
Кучум отомстил, он прощать не привык.
Проходят столетия, мчат, словно годы,
Но помнят и ценят героев народы.
Юрий Левитанский
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя...
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.
2. Показать на карте: Индию, Аравию, Африку, Китай, Америку, Испанию и Португалию
1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.
2. Показать на карте: Индию, Аравию, Африку, Китай, Америку, Испанию и Португалию
1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.
2. Показать на карте: Индию, Аравию, Африку, Китай, Америку, Испанию и Португалию
1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.
2. Показать на карте: Индию, Аравию, Африку, Китай, Америку, Испанию и Португалию
1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.
2. Показать на карте: Индию, Аравию, Африку, Китай, Америку, Испанию и Португалию
1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.
2. Показать на карте: Индию, Аравию, Африку, Китай, Америку, Испанию и Португалию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории по теме "Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий" для 7 класса.
Презентация к уроку истории по новому учебнику "История России" 7 класс под редакцией А.В.Торкунова Москва "Просвещение", 2016 год....
Урок истории по теме.Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.
Содержание урока предназначено для преподавания истории в 7 классах, который рассказывает о Великих географических открытияхв Европе и специфике географических открытий в России....
Технологическая карта урока "Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий"
Выявить аналогии исторического развития России и Европы. Познакомить детей с отечественными открытиями, их целями и последствиями, рассмотреть походы Ф. Курбского и И. Салтык, С. Курбского и П. Ушатог...
Презентация "Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий"
Презентация "Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий" поможет выявить аналогии исторического развития России и Европы...
Конспект урока в 7 классе "Мир и Россия в эпоху великих географических открытий"
Конспект урока в 7 классе "Мир и Россия в эпоху великих географических открытий"...
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий
Презентация к уроку "Мир и Россия эпохи Великих географических открытий"...
Конспект урока истории в 7 классе "Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий"
Разработка предназначена для изучения темы "Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий" к учебнику под ред А.В. Торкунова М., "Просвещение",2016...