конспект урока на тему "Япония и Китай в ХIХ - начале ХХ в."
план-конспект урока по истории (9 класс)
Материал представляет собой разработку урока истории для 9 класса по теме "Япония и Китай в ХIХ - начале ХХ в."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_yaponiya_i_kitay_v_19_-_nachale_20_v.docx | 64.39 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по истории
МБОУ «Черноморская средняя школа №2 им. Жданова А.К.»
ФИО учителя | Сахарова Елена Николаевна |
Предмет | история |
Дата проведения | 17.12. 2024 |
№ урока | 29 |
Класс | 9-а |
Тема урока | Япония и Китай в XIX - начале XX в. |
Целеполагание | Цель: познакомить с основными событиями истории Китая, Японии в XIX — начале ХХ в.; выявить особенности процесса модернизации в Японии и Китае в XIX- начале XX в.; |
Задачи: Образовательная: раскрыть содержание «эпохи Мейдзи», выделить итоги и значение реформ; раскрыть последствия самоизоляции Китая; показать последствия «открытия Китая» в XIX в.; охарактеризовать народные выступления в Китае во второй половине XIX в. (движение тайпинов и ихэтуаней). уяснить причины и истоки быстрых изменений, происходивших в Японии и Китае в Новое время, выяснить общее и особенное в развитии страны. Развивающая: формирование компетентности в сфере навыков самостоятельной работы с различными источниками, обобщения материала в виде структурно-логической схемы; развивать способности каждого ученика, учить его учиться, самостоятельно получать знания, хорошо ориентироваться в информационном пространстве. Воспитательная: целостное восприятие мира, развитие субъективного опыта личности ученика путем включения его в различные виды деятельности; показать влияние стран Запада на социально-экономическое и культурное развитие стран Азии в этот период; | |
Тип урока | урок открытия новых знаний |
Планируемые результаты | УУД ФГОС 1. Личностные:
2. Метапредметные:
3. Предметные:
|
Оборудование | учебник, тетрадь, карточки с заданием, карта «Индия, Китай, Япония в конце ХIХ века»; презентация, дополнительный материал, таблицы. |
Ход урока:
I. Организационный этап.
II. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Что такое империализм?
- Какие народы били истреблены после установления колониальных режимов?
III. Мотивационно-целевой этап.
Слайд № 1. Определите, с какими странами связаны представленные иллюстрации. (Ответ: 1 - Япония 2- Китай)
- Что общего в сюжете указанных иллюстраций? Чему посвящены оба изображения? (посвящены военному противостоянию с европейцами. На первой иллюстрации — это предвестник военного конфликта, на второй мы видим открытый вооружённый конфликт).
Тема урока «Япония и Китай в XIX - начале XX в».
Определите цели урока.
Вспомните, как называлась политика Японии и Китая по отношению к внешнему миру? (Самоизоляция - попытка правящей элиты защититься не только от колонизации европейскими государствами, но и сохранить феодальные устои и древние традиции).
Проблемный вопрос: Под какими внешними факторами происходило завершение самоизоляции Японии и Китая?
-- Дети, актуально ли для вас изучение данной темы? Лично я мечтаю совершить путешествие в Японию и Китай, и поэтому хотелось бы подробнее изучить процессы и явления данных стран в 19 веке, чтобы найти общие темы для разговоров с местным населением. А в чем заключается польза для Вас?
IV. Изучение нового материала.
В середине XIX — начале XX в. утвердилось почти полное господство Европы над всем миром. Как вы знаете, колониальная экспансия европейских стран в другие части света, в том числе Азию, началась еще в раннее Новое время. Однако до XIX в. многие азиатские государства оставались независимыми и имели ограниченные экономические и культурные контакты с Европой. Одни страны Азии не представляли для европейцев интереса, другие (например, Китай и Япония) проводили политику самоизоляции и охраняли себя от проникновения «варваров».
Но в XIX в. все изменилось — практически все азиатские государства были вынуждены заключить неравноправные договоры на выгодных европейцам условиях. Именно в это время мыслители и государственные деятели Востока стали говорить о необходимости учиться у Запада, перенимать его экономические и культурные достижения, чтобы иметь возможность модернизировать свое общество и быть способными противостоять европейским странам.
Каковы были причины активизации колониальной экспансии европейцев в Азию? Как повлияло на экономическое и культурное развитие азиатских государств их превращение в европейские колонии и полуколонии? Какой из стран Азии удалось успешно провести модернизацию по западному образцу? Каковы были причины ее успеха? Об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.
План:
- Особенности процесса модернизации в Японии
- Реформы «эпохи Мейдзи».
- Китай к началу XX века.
- Восстание тайпинов и ихэтуаней.
- Особенности процесса модернизации в Японии.
Слайд № 2. Япония – островное дальневосточное государство, расположенное в бассейне Тихого океана, обладающее древними культурными и военными традициями. В XIX век она вступала практически нетронутой европейцами, с низкими экономическими показателями и стала объектом экспансии западных стран. Но к концу XIX века Япония входит в число великих держав благодаря активному процессу модернизации.
Давайте определим основные причины процесса модернизации в Японии, поработав с текстом учебника на стр. 194.
Слайд № 3. Причины модернизации:
- Подписание японо-американского договора в 1854 г., насильственное открытие Японии для стран Запада.
- Углубление экономического кризиса за счет ввоза дешевых европейских товаров.
- Неравноправные торговые соглашения (Япония стала практически полуколонией).
- Демонстрация слабости сёгуна.
- Реформы «эпохи Мейдзи».
Слайд № 5.
В 1867 г. в Японии произошел военный переворот, в ходе которого императорская власть была восстановлена. Период правления императора Муцухито получил название «эпоха Мейдзи» («просвещенное правление»). И новое правительство проводит ряд реформ.
Поработав в парах с текстом учебника стр. 158-159, определите, какие были проведены реформы Мейдзи? Докажите, что реформы носили радикальный характер.
- Социально-экономические реформа.
- Административная реформа.
- Военная реформа.
- Школьная реформа.
- Реформы в сфере политики.
- Реформы в сфере культуры и быта.
Реставрация Мэйдзи (Революция Мэйдзи) — комплекс политических, военных и социально экономических реформ в Японии 1868—1889 годов, превративший отсталую аграрную страну в одно из ведущих государств мира.
Мейдзи – буржуазная революция 1867-1868 гг. в Японии; реставрация монархии и уничтожение сёгуната.
Слайд № 6.
Реформы Мэйдзи :
1. Сословная реформа - отменено многовековое деление общества на четыре сословия: самураев, крестьян, ремесленников и купцов
В 1869 г. столицей Японии стал город Токио.
- Аграрная реформа – установление частной собственности на землю, развитие капитализма. Крестьяне стали собственниками своей земли и могли ее покупать и продавать
- Промышленная - Строительство железных дорог и промышленных предприятий за счет государства с использованием новейших западных технологий
- Финансовая реформа ввела единую денежную единицу-иену.
2. Административная реформа уничтожила власть князей, ликвидировала раздробленность страны, страна разделена на губернии и префектуры. Во главе с назначаемыми правительством чиновниками
3. Военная реформа 1872 г. вводила в Японии всеобщую воинскую повинность. Новая армия создавалась по европейскому образцу и приобрела высокую боеспособность.
4. Школьная реформа в 1872 г. вводила единую систему всеобщего и обязательного образования по европейскому типу
5. Реформа в области государственного управления 1889 г. вводила в стране Конституцию (конституционная монархия, двухпалатный парламент)
6. Реформы в сфере культуры и быта. Введены европейская система летоисчисления и григорианский календарь. Создана государственная идеология на основе синтоизма и культа императора. Отменен запрет на христианское вероисповедание. Началась мода на европейскую одежду и западные бытовые новшества.
Какой вывод можем сделать? Как «открытие» Японии перед европейцами отразилось на процессе модернизации? (усвоение всех новейших достижений Европы, их применение в стране привело к укреплению государства и ускоренным темпам экономического развития).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Историческая почта. Разминка для осанки, гимнастика для глаз.
- Китай к началу XX века.
Слайд № 7
Как вы знаете, после «закрытия» Китая единственным портом, открытым для торговли с европейцами, был Гуанчжоу. Однако объемы этой торговли были незначительными, так как население империи Цин мало интересовалось «варварскими» изделиями. С начала XIX в. главным британским товаром, продаваемым в Китае, стал опиум, производившийся на маковых плантациях в Индии.
В то время в Великобритании и в других странах Европы опиум использовался как снотворное и болеутоляющее лекарство, его наркотические свойства не считались опасными, и он свободно продавался в аптеках. В Китае опиум вначале использовался только в лекарственных целях, но затем получило широкое распространение курение опиума, что привело к быстрому увеличению его импорта и массовой наркомании, вызвавшей озабоченность властей. Попытки императора запретить торговлю опиумом привела к «опиумным войнам», результатом которых стало «открытие» Китая для свободной внешней торговли.
Слайд № 8. (Демонстрация и анализ таблицы.)
Параметры сравнения | Первая «опиумная война» | Вторая «опиумная война» |
Период | 1840-1842 гг. | 1856-1860 гг. |
Противники Китая | Великобритания | Великобритания, Франция и США |
Повод к войне | Запрет торговли опиумом в Китае, конфискация и уничтожение британского опиума | Задержание властями Китая английского судна, занимавшегося контрабандой |
Причины войны | Заинтересованность в открытии Китая как рынка сбыта для британских промышленных товаров | Стремление западных держав расширить свои торговые привилегии в Китае, воспользовавшись его ослаблением из-за восстания тайпинов |
Итоги войны | По условиям Нанкинского мирного договора Китай открывал для внешней торговли еще четыре порта и передавал Великобритании Гонконг | По условиям Пекинского мирного договора Великобритания и Франция получали денежную контрибуцию, им разрешалось вести торговлю на всей территории Китая. Западные державы обязались помочь империи Цин в подавлении восстания тайпинов |
Вскоре после окончания второй «опиумной войны» в Китае начала править вдовствующая императрица Цыси. Вначале была регентшей при малолетнем сыне, потом — при малолетнем племяннике, а затем в результате государственного переворота сосредоточила всю полноту власти в своих руках. Период нахождения Цыси у власти продолжался почти полвека, и это было время глубокого кризиса империи Цин.
Многие китайские историки оценивали Цыси как деспотичную интриганку, озабоченную лишь сохранением собственной власти и ничего не сделавшую для преодоления отсталости страны. Однако императрица хорошо понимала необходимость технологической модернизации Китая для противостояния колониальной экспансии западных держав, но при этом была сторонницей сохранения традиционной системы государственного управления и культурной изоляции Поднебесной. Политика «самоусиления» императрицы Цыси строилась на верности конфуцианским традициям при заимствовании западных технологий, развитие промышленности (прежде всего военной) при отсутствии каких-либо социальных и политических реформ.
Тема для дискуссии. Могла ли политика «самоусиления» иметь успех?
(Учитель организует мини-дискуссию.)
- Работая с материалом, представленным на с. 141—142 учебника (подтема «Раздел Китая»), заполните пропуски в таблице.
Дата/ период | Событие | Итоги и последствия |
1894 — 1895 гг. | Японо-китайская война | Поражение Китая, свидетельствовавшее о провале политики «самоусиления». Япония получила остров Тайвань и те же торговые привилегии в Китае, что и западные державы. Доктрина «открытых дверей», предложенная США, и начало раздела Китая на сферы влияния |
1898 г. | «Сто дней реформ» под руководством Кан Ювэя | Цыси, боясь потери власти, совершила государственный переворот, посадив под домашний арест своего племянника императора Гуансюя. Реформы были отменены, Кан Ювэй бежал из страны |
4. Восстание тайпинов и ихэтуаней.
Английские власти попытались в 1793 г. нарушить самоизоляцию Китая. Британская Ост –Индская торговая компания ввозила в Китай страшный наркотик – опиум. Китайские власти пытались запретить его ввоз, но начались «Опиумные войны» 1840-1842, 1856-1860. Итоги войн - поражение Китая. Как следствие, поражение Китая привело к ослаблению императорской власти. В провинциях участились случаи массового неподчинения чиновникам, неуплаты налогов и даже вооружённых сопротивлений. Такими были восстания тайпинов и ихэтуаней.
Слайд № 10
I вариант – стр. 153 - 154 – охарактеризуйте восстание тайпинов.
II вариант – стр. 154 - 155 – охарактеризуйте восстание ихэтуаней.
Вопросы для сравнения | Восстание тайпинов | Восстание ихэтуаней «боксеров» |
Причины восстания | Усиление феодальной эксплуатации | Колонизация Китая европейскими государствами, разрушение традиционного общества |
Участники (состав) | В основном крестьяне, разорившиеся ремесленники | В основном крестьяне и ремесленники |
Кто являлся врагами восставших? | Против феодалов, династии Цинь, чиновников | Против иностранных колонизаторов |
Цели восставших | Установление уравнительного распределения материальных благ | Изгнание иностранцев, возвращение старых традиций |
Итог восстания | Интервенция, жестокое подавление восстания |
Какой вывод можем сделать? Почему все попытки реформаторов модернизировать Китай потерпели поражение? (отсутствие у правительства четкой, продуманной и решительной программы реформ).
Как мы знаем, попытки реформ, модернизации и использования достижений Запада предпринимались не только в Японии, но и в Китае, Османской империи и других странах Востока. Вопрос к классу: Почему только в Японии реформы были успешными и позволили ей не стать жертвой колониальной экспансии и превратиться в колониальную державу?
(Ответы учеников.)
V. Закрепление изученного материала.
1. Игра «крестики –нолики» (Используется прием «Данетка» ( Да-х, нет-0)
- В XIX веке произошло насильственное «открытие» Японии. (да)
- Император Японии провел много реформ, способствующих модернизации страны. (да)
- Движение тайпинов выступало против вторжения европейцев в Китай. (Да)
- Восстание ихэтуаней было направлено против Индии. ( Нет)
- США предложили доктрину «открытых дверей», т.е. равного экономического доступа держав ко всей территории Китая.(Да)
- Восстание «боксёров» поддержали англичане и Китай стал независимым государством ( нет)
- После реформ Мейдзи Япония не проводила захватнические войны (нет)
- В 1904-1905 году проходила Русско-японская война, в которой одержала победу Япония. (да)
- Единственным государством, вставшим на путь успешной модернизации, являлась Япония. (да)
1. х | 2. х | 3. х |
4. 0 | 5. х | 6. 0 |
7. 0 | 8. х | 9. х |
2. Решение кроссворда.
- Изменения, происходящие в Японии в конце XIX века, назывались реформы … (Мейдзи).
- Страна, формально сохранявшая самостоятельность, но фактически попавшая в полную экономическую и политическую зависимость от одной или нескольких капиталистических держав (полуколония).
- Военно-феодальная система правления в Японии, при которой император выполнял сугубо церемониальные функции, а реальная власть принадлежала военному правителю (сегунат).
- Китайский мыслитель древности, учение которого было широко распространено в Китае (Конфуций)
- Название участников восстания в Китае против феодального гнета в 1850-1864гг (тайпины)
- Императрица, которая правила в Китае во второй половине XIX века (Цыси)
- Страна, которая развязала «опиумные войны в Китае (Англия)
Ключевое слово: процесс обновления объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества (модернизация)
Проблемный вопрос: Под какими внешними факторами происходило завершение самоизоляции Японии и Китая?(высказывания обучающихся)
VI. Подведение итогов урока
(Учитель помогает ученикам сформулировать основные выводы.)
Основные выводы
1. Результат британского колониального владычества в Индии — жестокая эксплуатация страны, обнищание населения. В то же время колониальные власти способствовали промышленной модернизации Индии и формированию прослойки европейски образованных индийцев, представители которых к началу ХХ в. стали во главе движения за национальное освобождение.
2. Персия в XIX в. оставалась отсталой феодальной страной, поэтому она не смогла сопротивляться российской и британской экспансии и к началу ХХ в. стала полуколонией этих держав.
3. Афганистан был еще более отсталой страной, сохранявшей пережитки родоплеменного строя и во второй половине XIX в. стал протекторатом Великобритании.
4. Китай был насильственно «открыт» европейскими державами и постепенно попадал от них во все большую зависимость, превращаясь в полуколонию. Неспособность династии Цин провести реформы, направленные на модернизацию промышленности и вооруженных сил Китая, а также распространение среди образованных китайцев западных идей республиканизма и народного суверенитета привели к Синьхайской революции 1911 г. и свержению монархии.
5. Япония была также принудительно «открыта» западными странами, но стала единственной страной Востока, которой удалось провести необходимые для успешной модернизации реформы. Япония в короткий срок превратилась из отсталой полуфеодальной страны в современное промышленно развитое государство, способное на равных противостоять западным державам.
VII. Рефлексия. Выставление оценок.
составить синквейн: 1 вариант - Китай, 2 вариант - Япония
VIII. Домашнее задание: § 15 стр. 153 -160 прочитать; дать ответ на вопрос: Как вы думаете, почему на жетоне каждой страны изображён тот или иной предмет:
Китай – панда? Индия – корова? Япония – самурай?
Япония
Дополнительный материал
Революция Мэйдзи
Заключение унизительных для Японии неравноправных договоров привело к падению авторитета сёгуна. Массовый ввоз иностранных товаров привел к разорению ремесленников. Росли подати, вспыхивали восстания недовольных налогами крестьян, а среди самураев возникло движение, действующее под лозунгом «Да здравствует император, долой варваров!». Идеологи этого движения считали, что, унизившись перед иностранцами, сёгун совершил неслыханное предательство и потерял право на власть. Они призывали к изгнанию иностранцев и возвращению власти императору.
В начале 1860-х гг. участники этого движения стали совершать убийства сторонников сёгуна и иностранцев. Открытую поддержку движению за изгнание варваров оказали даймё княжеств Сацум и Тёсю. В 1862 г. в ответ на убийство британского офицера в Сацуме британские корабли обстреляли столицу княжества, а год спустя объединенные силы британского, французского и американского флота захватили побережье княжества Тёсю и заставили его выплатить компенсацию за потопленные иностранные торговые суда.
После этих событий мятежные самураи осознали, что японцы не способны сопротивляться западной военной мощи. Лозунги движения за восстановления власти императора изменились, теперь самураи призывали не «изгнать варваров», а, наоборот, учиться у них. Главными виновниками бедствий Японии провозглашались не иностранцы, а сёгуны династии Токугава, чье правление привело страну к отсталости и военной слабости. Княжества Сацум и Тёсю установили тесные отношения с Великобританией и Францией, закупая у них современное оружие и приглашая военных советников.
В 1866 г. сёгун отправил карательную экспедицию против княжества Тёсю, которая потерпела фиаско. Это было первое со времен установления сёгуната Токугава поражение правительственных войск в борьбе с мятежными феодалами. В 1867 г. скончался император Комэй, придерживавшийся осторожной политики и не решавшийся открыто выступить против власти сёгуна. Ему наследовал 15-летний Муцухито, который под влиянием съехавшихся в Киото самураев из княжеств Сацума и Тёсю издал манифест о восстановлении императорской власти, лишавший сёгуна власти, титулов и земельных владений.
Войска сёгуна выступили в поход на Киото, но были разбиты сторонниками императора. Весной 1867 г., когда императорские войска без боя взяли Эдо, последний сёгун династии Токугава сдался в плен. Он отказался от власти и титула, но поддерживавшие сёгуна даймё северных княжеств не сложили оружия и продолжали сопротивление императорским войскам. После взятия Эдо император Муцухито принял имя Мэйдзи, что означает «просвещенное правление» и обнародовал «Пять пунктов императорской клятвы» — основные принципы, в соответствии с которыми он собирался царствовать. Император обещал править, считаясь с общественным мнением, установить равноправие высших и низших сословий, уничтожить отжившие обычаи и заимствовать достижения всех народов мира. Осенью 1868 г. император торжественно перенес свою резиденцию в Эдо, переименовав его в Токио, что означает «восточная столица».
К этому времени были разгромлены войска князей, не признавших власть императора, но остатки флота сёгуна продолжили сопротивление. Мятежный флот захватил остров Хоккайдо и провозгласил образование независимого от Японии государства — республики Эдзо во главе с выборным президентом. Так же как и сторонники императора, республика Эдзо активно закупала западное оружие и приглашала французских военных советников. Но в отличие от императорской армии мятежники упустили время для модернизации своих войск. Летом 1869 г. самопровозглашенная республика капитулировала перед императорскими войсками. Таким образом вся Япония была объединена под властью императора Мэйдзи.
- События 1867—1868 гг. в Японии называют реставрацией Мэйдзи, или революцией Мэйдзи. Объясните, почему эти события получили такое название.
(Реставрация — восстановление императорской власти, которая в прошлом была узурпирована сёгунами. Революция — радикальные перемены во всех сферах жизни общества после свержения сёгуната.)
Китай
Дополнительный материал
Восстание тайпинов
Предводитель и идеолог восстания тайпинов — сельский учитель Хун Сюцюань — в молодости не смог сдать императорский экзамен на государственную службу, являвшийся единственной возможностью для представителя низших сословий сделать карьеру чиновника. Тяжело переживая неудачу, Хун Сюцюань проникся ненавистью к государственному строю империи Цин. В состоянии душевного кризиса он прочел переведенную на китайский язык христианскую Библию и, проникшись ее содержанием, испытал глубокое внутреннее потрясение, в результате которого провозгласил себя пророком истинной веры.
Хун Сюцюань считал себя христианином, но в его интерпретации христианское вероучение сильно отличалось от того, что проповедовали западные миссионеры. Например, он называл себя «младшим братом Иисуса Христа», призванным Богом для того, чтобы освободить Поднебесную от господства маньчжуров и построить «Небесное государство великого благоденствия» (Тайпин тяньго). В условиях падения авторитета династии Цин после унизительного поражения в первой «опиумной войне» с «варварами», роста налогов, обнищания крестьян и разорения ремесленников, вызванных «открытием» Китая для свободной торговли со странами Запада, проповеди Хун Сюцюаня и его учеников о создании общества, основанного на всеобщем равенстве и справедливости, обрели широкую популярность.
В 1850 г. тайпины подняли восстание на юге страны, а два года спустя, разбив посланные против них правительственные войска, двинулись на север, в долину реки Янцзы. К 1853 г. они овладели всеми крупными городами в этом регионе, в том числе Нанкином, ставшим столицей «Небесного государства». На контролируемых тайпинами территориях были упразднены сословия и провозглашено равноправие всех подданных «небесного императора», осуществлен уравнительный передел земли. В государстве Тайпин все взрослое население было обязано нести трудовую повинность, каждая семья должна была выделить одного человека для службы в армии, а женщины были уравнены в правах с мужчинами.
Провозгласив борьбу с «идолопоклонством», тайпины разрушали и оскверняли буддистские и конфуцианские святилища. Эта борьба с традиционными китайскими ценностями оттолкнула от сторонников Хун Сюцюаня многих людей, вначале поддержавших их в борьбе против династии Цин.
После того как попытки похода тайпинов на Пекин потерпели поражение и война затянулась, не принося решающей победы ни одной из сторон, среди лидеров тайпинов обострились разногласия. Хун Сюц- юань был фактически лишен реальной власти, а правившие от его имени ближайшие соратники организовывали заговоры друг против друга, нередко завершавшиеся убийствами и мятежами. Несмотря на декларируемое всеобщее равенство, вожди тайпинов постепенно превращались в новый господствующий класс, жили во дворцах маньчжурских аристократов и вели роскошный образ жизни, что вызывало недовольство рядовых солдат тайпинской армии. К моменту окончания второй «опиумной войны» и заключения договора между империей Цин, Великобританией и Францией о совместном подавлении восстания тайпинов «Небесное государство» находилось в глубоком кризисе, многие отряды тайпинов перестали подчиняться правительству в Нанкине.
Поддержка династии Цин европейскими державами стала для вождей тайпинов полной неожиданностью. Они искренне считали народы стран Запада своими «братьями по вере», запрещали называть их «варварами», говорили о желании жить с ними в мире и дружбе, с самого начала объявили об открытии «Небесного государства» для свободной торговли (впрочем, запретив торговлю опиумом). Тем не менее «единоверцы» тайпинов оказали помощь их врагам. Когда в 1864 г. правительственные войска взяли Нанкин, Хун Сюцюань покончил с собой. Вскоре были разгромлены последние остатки тайпинских отрядов.
Вопрос к классу
- Каковы были причины поражения восстания тайпинов помимо помощи западных держав в его подавлении?
Дополнительный материал
Восстание ихэтуаней
В конце 1890-х гг. в разных частях империи Цин участились выступления против иностранцев, нападения на консульства иностранных держав, убийства иностранных миссионеров и сотрудничающих с иностранцами китайских чиновников. Организаторами этих действий были различные тайные общества — «Ихэтуань», «Ихэцюань», «Дадаохуэй», «Иминьхуэй». Их названия можно перевести как «Отряды справедливости и мира», «Кулак во имя справедливости и согласия», «Союз больших мечей» и «Союз справедливых». Члены этих обществ выступали с позиций защиты традиционных конфуцианских ценностей и отвергали все, что связано с «белыми дьяволами».
К 1899 г. большинство повстанцев стало называть себя ихэтуаня- ми. Своей целью они провозглашали не только изгнание иностранцев, но и уничтожение всего заимствованного у них, включая технические достижения. Ихэтуани разрушали железные дороги и телеграфные линии, принципиально отказывались от использования современного оружия, многие искренне верили, что обращение к духам предков с помощью специальных мистических ритуалов сделает их неуязвимыми для европейских пуль и снарядов.
Западные державы требовали от властей империи Цин решительно подавить повстанческое движение, но Цыси надеялась использовать повстанцев в своих интересах и не предпринимала никаких мер. Повстанческое движение становилось все более массовым, к 1900 г. отряды ихэ- туаней действовали вблизи Пекина.
Летом 1900 г. власти империалистических держав приняли решение объединить свои войска для подавления восстания ихэтуаней. В альянс восьми держав вошли Великобритания, США, Франция, Германия, Россия, Австро-Венгрия, Италия и Япония. В июне 1900 г. союзная эскадра атаковала и захватила форт Дагу в столичной провинции, что фактически означало объявление войны империи Цин. После этого Цыси открыто объявила о поддержке ихэтуаней и впустила их отряды в столицу. Немногочисленные иностранные войска в Пекине были осаждены в посольском квартале.
Заняв Пекин, ихэтуани устроили жестокую резню. Они уничтожали всех, кого считали пособниками иностранцев (прежде всего китайцев, принявших христианство). Погромы были использованы западной пропагандой, действия войск альянса восьми держав представали в глазах общественного мнения стран Запада справедливым усмирением кровожадных дикарей. Плохо вооруженные и лишенные боевого духа императорские войска и фанатичные, но недостаточно организованные и вооруженные лишь холодным оружием отряды ихэтуаней не могли оказать серьезного сопротивления регулярным армиям сильнейших держав мира. В августе 1900 г. Пекин был занят союзными войсками. Бежавшая из столицы Цыси вскоре издала указ, в котором обвинила в поражении ихэтуаней и объявила их мятежниками. Правительственные войска выступили против ихэтуаней, а императорский двор начал мирные переговоры с альянсом. К осени 1901 г. все отряды ихэтуаней были окончательно ликвидированы.
Синьхайская революция
В 1908 г. скончалась императрица Цыси. Номинальным правителем Китая в это время был трехлетний император Пу И, племянник почившего ранее императора Гуансюя. Империя Цин находилась в глубоком кризисе, так и не оправившись от последствий восстания ихэтуаней. Неспособность правящей династии противостоять господству иностранцев вела к падению ее авторитета во всех слоях общества, включая государственных чиновников и армию. Все больше образованных китайцев склонялось к идее революционного свержения династии Цин.
Революционные настроения были популярны и среди молодых образованных китайцев, обучавшихся за границей. В 1905 г. они образовали подпольную организацию «Тунмэнхой» («Союз возрождения Китая»), руководство которой во главе с Сунь Ятсеном находилось в эмиграции в Японии. В октябре 1911 г. в воинских частях города Учана была раскрыта подпольная ячейка «Тунмэнхоя». Начавшиеся аресты привели к восстанию этих частей и захвату ими власти в городе. Повстанцы объявили о низложении династии Цин и провозгласили Китай республикой. Вскоре восстание распространилось по всему югу Китая. На сторону революционеров переходили правительственные войска и многие местные власти.
Среди маньчжурских аристократов не было талантливых и авторитетных военачальников, и императорский двор был вынужден назначить главнокомандующим своими войсками популярного в армейской среде генерала Юань Шикая. В свое время он оказал услугу императрице Цыси, возглавив в 1898 г. дворцовый переворот, отстранивший от власти реформаторов. Но так как Юань Шикай не был маньчжуром, при императорском дворе его считали выскочкой и вскоре Цыси отправила его в ссылку. Теперь он стал и главнокомандующим, и первым министром и фактическим правителем империи Цин.
Войска Юань Шикая нанесли несколько серьезных поражений революционной армии, но все же не смогли добиться перелома в гражданской войне. В конце 1911 г. в охваченный революцией Китай вернулся из эмиграции Сунь Ятсен. На состоявшейся в Нанкине конференции представителей революционных организаций различных провинций он был избран временным президентом Китайской республики.
Империалистические державы не желали, чтобы разделенный на сферы их интересов Китай погрузился в гражданскую войну, поэтому оказывали давление на обе противостоящие стороны, требуя от них достичь мирного соглашения. Юань Шикай вступил в переговоры с революционерами и пообещал поддержать республику, если Сунь Ятсен согласится уступить ему пост президента. Сунь Ятсен пошел на соглашение. Юань Шикай убедил семью малолетнего императора Пу И, что у них нет другого выхода, кроме отречения от престола. В начале 1912 г. было официально объявлено об упразднении монархии. Сунь Ятсен сложил полномочия президента, передав их Юань Шикаю. Была принята конституция Китайской республики, провозглашавшая широкие демократические свободы и ответственность правительства перед парламентом.
Однако Юань Шикай с самого начала начал предпринимать меры для установления своей диктатуры. Он настаивал на роспуске революционных вооруженных отрядов, назначал командующими войсками провинций своих сторонников. В начале 1913 г. состоялись парламентские выборы, на которых победили сторонники Сунь Ятсена, объединившиеся в партию Гоминьдан. Но Юань Шикай вопреки конституции отказался назначить сформированное парламентом правительство. Конфликт президента с партией Гоминьдан привел к новой гражданской войне, окончившейся победой Юань Шикая. Сунь Ятсен снова бежал за границу, его сторонники в Китае подверглись арестами и казням.
Установив свою диктатуру, Юань Шикай решил восстановить императорскую власть, провозгласив себя императором. Однако против этого выступили не только идейные республиканцы, но и большинство провинциальных чиновников и генералов, в том числе тех, кого Юань Шикай считал своими сторонниками. В конце 1915 г. военные власти большинства провинций отказались признать его власть. Спустя три месяца Юань Шикай был сложил с себя полномочия императора и вскоре скончался. Власть в Китайской республике перешла к командующим войсками различных провинций — страна фактически распалась. Впоследствии Китаю предстояло пережить долгие десятилетия гражданских войн и революционных потрясений, прежде чем снова стать могущественным и экономически развитым государством, каким мечтали его видеть Сунь Ятсен и другие лидеры Синьхайской революции.
Вопросы к классу
- Почему восстание ихэтуаней было обречено на поражение?
- Почему «три народных принципа» Сунь Ятсена обеспечили ему широкую поддержку и среди крестьян, и среди европейски образованного населения Китая?
- Почему после Синьхайской революции империалистические державы поддержали Юань Шикая в его борьбе против Сунь Ятсена?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс
Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации....
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Первый властелин единого Китая"
Материал содержит подробный план ведения урока по заявленной теме....
Конспект урока по теме: Наш край в XVII – начале XVIII вв.
Конспект урока по теме: Наш край в XVII – начале XVIII вв. для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной школы) VIII вида....
Конспект урока изучения нового материала по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме "Иррациональные уравнения".
Применение системно-деятельностного подхода при изучении нового материала на уроках алгебры....
Конспект урока.Тема: Общая характеристика Китая.
Разработка открытого урока по географии, 11 класс. Тема : Общая характеристика Китая....
Тема:"Япония и Китай в XIX - начале XX в.»
Технологическая карта по теме: "Япония и Китай в XIX-начале XX"."...
презентация "Япония и Китай в ХIX - начале ХХ в."
Презентация для уроков истории в 9 классе создана как наглядное сопровождение к уроку по теме...