Инновационная/экспериментальная деятельность учителя истории и обществознания
статья по истории

Инновационная, опытно-экспериментальная деятельность в школе ведётся через создание и развитие системы мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная/экспериментальная деятельность учителя истории и обществознания 

Подготовила: Макеева М.В.

Инновационной деятельностью является разработанный и реализованный проект учителей истории и обществознания города Нижневартовска «Олимпиада среди 5-8 классов» по выявлению молодых талантов в области изучения истории и обществознания. Я, как член жюри муниципальной предметной и экспертной комиссии по истории и обществознанию, принимала самое активное участие в разработке и реализации проекта. Проект работает с 2013 г. Инновационная, опытно-экспериментальная деятельность в школе ведётся через создание и развитие системы мероприятий, поддерживающей обучающихся, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и исследовательской работе.  Активно внедряю ФГОС второго поколения. Мониторинг динамики учащихся 5 и 6 классов предметных, метапредметных и личностных результатов в начале и в конце учебного года показал положительную динамику.              

  В 2023 – 2024 году в рамках реализации проекта: «Подготовка педагогов для качественного образования в малокомплектных сельских школах» - Победителя конкурса Президентских грантов. Были разработаны и проведены образовательные события: «День без классов и уроков», «Летняя предметно-методологическая школа». На этих образовательных событиях участники образовательного процесса осваивали механизмы составления и реализации индивидуальных образовательных программ учащихся, способы и средства совместного планирования, рефлексии и реализации учебного процесса учительской кооперацией. Осуществлена успешная проба пересечения и интеграции учебного, производственного и клубного (досугового) процессов в единую образовательную целостность. Стёрты привычные границы (во времени, в содержании программ) между «урочной» и «внеурочной» деятельностью, «первой» и «второй» половинами дня. Сочетались как в чистом виде учебные, досуговые и производственные дела, так и интегрирующие несколько видов этих процессов.

2024 г. в рамках экспедиции в Кижингинский район «От этнической уникальности к поликультурным ценностям» VII Байкальского Образовательного Форума состоялся культурно-образовательный фестиваль лучших практик муниципальной системы образования «Реализация индивидуального образовательного маршрута в условиях поликультурного пространства». Работа на площадках была организована по индивидуальным образовательным маршрутам по методике КСО. Были предложены три площадки: учебная, производственная, клубная. Каждый из гостей выбрал свою траекторию прохождения маршрута по предложенным площадкам. Происходил процесс самоорганизации, самоопределения. Каждый проживал именно свое развитие и продвижение. Было сказано, что БОФ дает всплеск новым идеям, отмечено хорошее содержание образования. Главная находка - объединение малокомплектных школ и дальнейший выход на сетевое взаимодействие.

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Мы все знакомы с картиной советского художника Ф.П. Решетникова «Опять двойка». Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик, растерявшись, не мог решить простейшую задачу у доски. Сегодня, обращаясь к этому произведению, я задаю себе вопрос, а почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Оцениванию в ФГОСе уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.

Система оценивания предполагает два вида отметок: внешняя отметка (суммирующая) и внутренняя отметка (формирующая).

   Внешняя отметка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь учащийся в курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном).

   Внутренняя отметка устанавливает «обратную связь» между учащимися и степенью успешности достижения им целей обучения (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами).

   Обе формы оценки взаимосвязаны. Но часто формирующую оценку игнорируют, хотя она имеет первостепенную важность для обеспечения эффективности процесса обучения.

Формирующее (внутреннее) оценивание ориентировано на

определение индивидуальных достижений каждого учащегося

предполагает оценку достижений учащихся учителем, который их обучает, то есть человеком, находящимся внутри процесса обучения тестируемых учащихся

призвано выявить пробелы в освоении учащимся того или иного элемента содержания образования, с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, определить, что ему необходимо сделать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные достижения.

не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения это скорее не балльная, а словесная, описательная система

Ученик получает доступ к оцениванию: он понимает, как его оценивают, и становится сознательным участником процесса обучения.

В педагогической практике используется довольно много техник формирующего оценивания. Остановимся на некоторых из них.

Критериальное оценивание хорошо знакомо учителям по ЕГЭ. ФИПИ разработаны критерии для проверки творческих работ по всем предметам. В истории и обществознании – исторического сочинения и эссе соответственно.

Знакомить с критериями учащихся нужно постепенно и учить их самим оценивать работы по этим критериям (здесь применяется такая техника, как оценивание экзамена учениками).

Журнал наблюдений представляет собой предметную таблицу.

Подобная таблица отражает основные требования к уровню подготовки выпускников по истории на базовом уровне, т.е. это те результаты, на достижение которых мы должны ориентироваться. Это может быть таблица предметных, метапредметных и личностных результатов. В начале учебного года нужно ознакомить с таблицей требований учащихся, для которых она становится своеобразным ориентиром в обучении. Подобные таблицы используются в течение четверти (полугодия) и учителем выставляются «+» либо « - » там, где ученики проявили себя, либо не справились с каким-либо требованием. В конце исследуемого периода получается ясная картина, над чем учителю и ученикам необходимо работать.

Все современные виды оценивания, а формирующее оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания деятельности учащихся в группах. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для учеников, педагогов и родителей. Критерии способствуют объективности оценивания. Они могут быть подготовлены учителем с участием учащихся.

Очень часто можно обнаружить такую проблему: в группе работает только один ребенок, а остальные ведут себя достаточно пассивно. Для этого предлагается детям в конце урока заполнить таблицу «Форма самооценивания учащихся». В этом случае учитывается еще один важный На любом этапе учебной работы школьник должен получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. Письменные комментарии (письменная обратная связь) используются при проверке самостоятельных работ и заданий в рабочих тетрадях учеников. Если работы выполнены правильно, выставляется хорошая отметка, если работа написана плохо, то даётся возможность детям исправить свои ошибки и не допустить в дальнейшем новых. принцип оценивания – самооценка.

Таким образом, использование отдельных техник формирующего оценивания на уроках истории и обществознания позволяет:

1. учителю четко наметить образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу, т.е. улучшать качество учения.

2. Использование формирующего оценивания позволит учащимся постоянно поддерживать обратную связь, знать, на каком уровне обучения они находятся, и определять, что им необходимо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные достижения

3. Родителям решить проблему комфортности нахождения ребёнка в классе (школе) и справедливости выставленных их детям учителем оценок.

И самое важное: формирующее оценивание является составной частью личностно-ориентированного подхода. Ведь учитель идёт на урок не для того, чтобы контролировать или показывать учащимся, чего они не умеют. А для того, чтобы помочь им успешно продвинуться в обучении.

Конспект занятия:

Мастер-класс «Применение методики Ривина при изучении сложных тем на уроках истории »

1.Вводная часть. О методике Ривина (сообщение руководителя)

Методика А. Г. Ривина, или методика поабзацного изучения текста, позволяет эффективно организовать работу на уроке по изучению сложных тем. При помощи методики Ривина можно добиться более глубокого понимания изучаемого материала.

У учащихся формируются умения извлекать из абзаца основную мысль и озаглавливать абзац. Данная технология формирует у учащихся хорошее запоминание стержневых (основных) мыслей текста. У учащихся формируются умения передавать содержание абзацев своими словами.

Кроме обучающих, развивающих целей, данная методика позволяет решать задачи воспитания. У учащихся формируется очень важное свойство личности — желание и умение сотрудничать со своими одноклассниками во время выполнения учебной задачи. Это умение может стать устойчивым свойством личности и проявляться в разных жизненных ситуациях.

2.Знакомство с алгоритмом (показать на примере)

- каждый ученик бегло просматривает текст.

- учащийся находит себе напарника и садится с ним рядом за одним столом.

 - в каждой паре один из учащихся читает вслух свой фрагмент текста. Второй учащийся следит глазами по тексту, слушает. Таким образом, работают все пары.

 - первый учащийся пытается озаглавить абзац (именно озаглавливает, но не конспектирует). Он, размышляя вслух, подыскивает наиболее подходящее название. Например: «В этом абзаце говорится о том, как... Поэтому его можно озаглавить...»

- Второй учащийся слушает рассуждения первого учащегося и задает вопросы, если что-то неясно, возражает, если с чем-то не согласен.

После того как оба учащихся пришли к соглашению по названию абзаца в тетради первого (то есть в тетради соседа) учащегося второй учащийся делает запись. Ставится цифра 1 и записывается название абзаца. Второй учащийся ставит свою фамилию.

На следующем этапе идет работа с текстом второго учащегося в такой же последовательности. Второй учащийся читает абзац своего текста, озаглавливает его, и уже первый учащийся записывает название абзаца в тетрадь второго ученика.

После этого учащиеся благодарят друг друга, и пара распадается. Учащиеся ищут себе новых партнеров. Здесь можно использовать сигнал «Поднятая рука». После того как найден новый собеседник, пара садится за стол и начинается работа. .

Кто-то из учащихся в новой паре пересказывает содержание первого абзаца (не читает, а пересказывает содержание своими словами) Второй слушает.

10.Далее первый учащийся читает второй абзац, а третий учащийся смотрит по тексту и слушает.

По мере окончания работы над текстом учащимся может быть сделано сообщение перед малой группой

3.Проведение фрагмента занятия «Реформация в период Нового времени» с использованием методики.

4. Рефлексия.

5.Приложение:

1.Инструкция для ученика

I. Работа с собственным абзацем.

1. Прочитайте напарнику свой абзац. Вместе с напарником попытайтесь ответить на вопрос: «О чём говорится в абзаце?»

2. Перечитайте абзац, объясняя значение каждого малопонятного слова, словосочетания, предложения.

3. Озаглавьте абзац, запишите заглавие в тетрадь.

II. Помощь напарнику в проработке его абзаца.

Поменяйтесь ролями, помогите напарнику озаглавить его абзац (см. пункт I (1- 3)).

Ш. Смените напарника. В новой паре кратко восстановите содержание предыдущих - абзацев.

IV. Работайте над новым абзацем с напарником по пунктам 1 (1-3).

Помогите напарнику. Выслушайте краткое содержание предыдущих абзацев его текста.

Дальше работайте по пункту 1.

2. Карточки с поабзацным текстом.

3. Табло учета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)

Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания.  Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...

Методика проектной деятельности учителя истории и обществознания Вильдановой Э.Р.

Методика проектной деятельности учителя истории и обществознания Вильдановой Э.Р....

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя истории и обществознания

Аналитический отчет о результатах  педагогической деятельности учителя истории и обществознания...

Информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию «Человек и его деятельность», учителя истории и обществознания Злыдниной Ольги Григорьевны.

информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию, постановка образовательной цели в соответствии с ФГОС....

Об участии в конкурсном отборе на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности учителя истории и обществознания Усенко Светланы Сергеевны

Информация о публичной презентации общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя истории и обществознания Усенко С.С....