Конспект по истории на тему "Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" (5 класс)
план-конспект урока по истории (5 класс)
Цели урока:
- познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья;
- продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой.
- ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать значение их для жителей Вавилона;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000511cd-0c01b935.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Дата: 07.11.2016
Класс: 5
Учитель: Арипова Алина Альбертовна
Лянтор, 2016
Тема: Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока:
- познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья;
- продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой.
- ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать значение их для жителей Вавилона;
Планируемые результаты:
1. Предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
2. Личностные: понимание культурного многообразия мира; толерантность;
3.Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Основные понятия: шумеры, клинопись, глиняная табличка, закон, ростовщик, раб-должник.
Средства:
- Учебник А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «Всеобщая история. История Древнего мира», М., Просвещение 2014 г.
- Презентация
Ход урока.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемы УУД |
1. Организационный момент | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют. Организуют свое рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм |
2. Проверка выполнения домашнего задания | 1 слайд: Предлагает вспомнить, где возникли первые государства? Историю какого государства Вы завершили изучать? Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат. 1. Какие страны были завоеваны при Тутмосе? 2. Работа по карте. | Учащиеся отвечают: первые государства возникли в Африке и Азии. Историю Древнего Египта. Финикия, Палестина, Сирия. | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: используют знаково- символические средства для решения учебной задачи |
3. Этап мотивации и целеполагания | Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны. Посмотрите на слайд 2 карта «Древнее Двуречье» Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? Значит, что будет темой изучения нашего урока? | Ребята отвечают. | Коммуникативные: уметь строить речевые высказывания. Регулятивные: уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. |
4. Постановка учебной задачи. | Тема урока: Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. (3 слайд) Цель урока: познакомить обучающихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; Метод мозговой штурм (опираясь на знания по истории Древнего Египта), что необходимо знать при характеристики государства? Результат в виде кластера План работы: (4 слайд) 1. Природные и климатические условия Древнего Двуречья. 2. Занятия жителей Двуречья. 3. Религия и письменность древних жителей Двуречья. 4. Вавилон - главный город Двуречья. 5. Законы царя Хаммурапи. Проблемное задание: Изучив внимательно карту, определите, почему в долинах рек Тигр и Евфрат образовалось древнейшее государство — Двуречье. | Записывают тему урока. Записывают план урока. | Регулятивные: Уметь применять свои знания на практике. Познавательные: Уметь находить достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь работать в парах. |
5. Усвоение новых знаний и способов действий. | Работа осуществляется в группах: Приложение 1, 2, 3, 4, 5 | Получают инструкцию по работе от учителя и самостоятельно работаю с учебным материалом, отвечая на вопрос: что долгое время обеспечивало непобедимость войска древнеегипетских фараонов | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы |
6. Рефлексия. | Что мы выяснили с вами на уроке? Что вам больше всего понравилось? Был ли понятен материал? | Вспоминают пройденный материал на уроке. | |
7. Домашнее задание | Оценки за урок. Параграф 12, 13 Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в странах Египта и Двуречья?» | Записывают домашнее задание. | Коммуникативные: уметь понимать учителя, строить вопросы. |
Группа 1. Природные и климатические условия Древнего Двуречья.
Задание:
1. Сравните природные условия, характер рек, в бассейнах которых образовались Древний Египет и государства Междуречья (после разлива рек оставался плодородный слой ила на полях, Ефрат и Тигр часто смывали всё на своём пути)
2. Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр и Евфрат? (Сирия, Турция, Ирак)
Группа 2. Занятия жителей Двуречья.
Задание:
1. Как называли древний народ в Двуречье? (шумеры)
2. Рассказать какими работами занимались шумеры (земледелием, ремеслом, строили оросительные каналы для своих полей, строили дворцы, храмы, жилые дома)?
Группа 3. Религия и письменность древних жителей Двуречья.
Задание:
1. Назовите, с какой целью шумеры возводили башни в своих городах. (так выглядел храм бога - покровителя города)
2. Подумайте, с каким из египетских богов сходен вавилонский бог Ша'маш. (Син - бог Луны; 'Эа - бог воды; И'штар - богиня плодородия и любви
3. Какие открытия сделали шумерские жрецы? (делим час на 60 минут, год на 12 мес., окружность 360 градусов)
4. Назовите материал, который использовали шумеры для письма; Кого именовали "отцом школы" и "сыновьями школы". (глиняные таблички, клинопись)
Группа 4. Вавилон - главный город Двуречья.
Задание:
1. Поясните, как и почему Вавилон стал главным городом Двуречья. (в борьбе победил данный город)
2. Назовите правителя Вавилона? (царь Хаммурапи с 1792-1750 г. до н.э.)
Группа 5. Законы царя Хаммурапи.
Задание:
1. Прочитайте Законы царя Хаммурапи:
§ 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра.
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить. § 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.
§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.
§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.
§ 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.
Беседа по вопросам к документу:
1. На какие группы делилось население Вавилонского царства? (Рабы, человеки (полноправные жители, свободные), ремесленники и земледельцы.)
2. Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения? (Взять землю в аренду (на временное пользование) под проценты)
3. Как наказывали рабов? (Наносили увечье - отрезали ухо, но не убивали)
4. Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника? (Убивали)
5. С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? (Хаммурапи нужна были сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти.)
Памятка для учеников при работе с вопросом по карточке:
- Прочитай пункт параграфа.
- Составь план.
- Подготовь рассказ по плану.
- Сделай вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории 5 класс "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Урок раскрывает особенности личности царя Хаммурапи, его законы...
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. История Древнего мира, 5 класс
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира. Презентация содержит задания, наглядный материал....
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. История. 5 класс.
Базовый учебник: Вигасин А.А. История древнего мира. 5 класс (Просвещение, 2012 г.)Цель урока: Способствовать формированию представлению о законах Хаммурапи как уникальном источнике по социально-полит...
Тест по истории 5 класс Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы...
Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Урок направлен на формирование у обучающихся основ анализа исторического источника....
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Данная презентация поможет учащимся более наглядно освоить материал по данной теме. В презентации есть дополнительные сведения о жизни великого законодателя древности....
Конспект урока по истории России в 5 классе «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
познакомить учащихся с целями, значением реформ Хаммурапи, направлениями его внутренней политики, ключевыми датами, новыми понятиями....
- Мне нравится (1)