Конспект урока "Церковь и духовенство в средневековом обществе"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Ольга Леонидовна Рогожкина

конспект урока в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tserkov_i_duhovenstvo_v_srednevekovom_obshchestve.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок истории. 6 класс. Церковь и духовенство в средневековом обществе

Цель: Создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в политической и экономической жизни Средневековья, объяснить основные понятия христианского вероучения, дать характеристику средневековым ересям.

Задачи:

 Предметные:  Излагают подготовленную информацию, называют основные различия между православной и католической церковью;  применяют термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена.

Метапредметные:

Познавательные: Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

 Регулятивные: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий..

Коммуникативные: Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности; осмысливают роль и значение церкви и религии  в жизни человека.

Оборудование: Презентация «Католическая церковь и еретики», ИКТ, рабочие листы на партах.

Тип урока: Открытый урок. Урок освоения новых знаний.        

Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии

Методы обучения: проблемный; частично-поисковый; иллюстративный;  словесные; элементы дифференцированного обучения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач.

Ребята, прошу вас посмотреть на картинке на экране и предположить тему нашего урока.

- О чем мы будем говорить на уроке?

       Тема урока: Церковь и духовенство в средневековом обществе

На какие вопросы нам с вами предстоит ответить?

План урока:

  1. Сословия средневекового общества.
  2. Источники богатства церкви.
  3. Раскол христианской церкви.
  4. Ереси и еретики средневековья.
  5. Борьба церкви с еретиками.

Ребята, а теперь посмотрите на эти изображения. Как они могут быть связаны с темой нашего урока?

 Проблемный вопрос урока:  Почему католическая церковь  с большой жестокостью преследовала христиан?

III.  Изучение нового материала.

  1. Сословия средневекового общества.

- Cредневековая религия утверждала, что мир созданный Богом разумен и гармоничен. Всё общество поделено Богом на 3 слоя, 3 сословия.

. В Средние века, считали, что каждый человек от рождения принадлежит к одному из сословий.

                               "Сословия средневековой Европы".

 http://festival.1september.ru/articles/580119/img1.gif

         

   - Как вы думаете какое сословие было самым могущественным? (духовенство) А почему?

    - Главной целью жизни средневековый человек считал спасение души для будущей жизни вечной. Достичь спасения души можно было только путем молитвы, отрешения от всего земного. А мог ли феодал или крестьянин целый день посвящать себя молитве? Почему? (ответы учеников)

        -Поэтому «те, кто воюют» и «те, кто моляться», не имея возможности для постоянной молитвы,  определили посредника между Богом и человеком – духовенство. Именно духовенство спасало, по мнению средневекового человека, от божьего гнева и давало надежду на спасение души и вечную жизнь. Чтобы попасть в Царствие небесное, необходимо было придерживаться заповедей Христа. Особое внимание уделялось внутреннему миру человека

 – Какого человека в Средние века считали образцом для подражания. Учебник   стр. 128

Ответы учащихся

  1. Источники богатства церкви.

Мы сформулировали черты святого человека в Средние века. А соответствовала ли сама Церковь этому образцу?

Рассказ учителя о доходах церкви, индульгенции. Запись в рабочий лист

ФИЗМИНУТКА!

  1. Раскол христианской церкви.

До середины XI века христианская церковь считалась единой.

Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и стали заметны внутренние и внешние  различия. Между Папой Римским и Константинопольским Патриархом возникли разногласия, которые исключали дальнейшее сотрудничество.

 Рабочий лист. Работая с п.3 пар 15, заполните сравнительную таблицу.

Вопросы для сравнения

Западная церковь

Восточная церковь

Глава церкви

Язык богослужения

Отношения к браку

Внешность священников и храма

Окончательный раскол христианской церкви на две ветви произошел в 1054 году. Запись в рабочий рист

        http://festival.1september.ru/articles/580119/img3.gif

        

  1. Ереси и еретики средневековья.

- Итак, высшее духовенство в Средние века играло главную роль в обществе и требовало от христиан слепого повиновения. Но со временем разница между проповедью и реальной жизнью католических священников стала слишком явной, что заставила задуматься  образованных христиан усомниться в праведности духовенства, а значит и в их посредничестве между Богом и людьми.  Появились рыцари, феодалы, горожане и даже монахи, которые начали открыто критиковать церковь. Таких людей называли еретиками.

        Запишем в тетрадь:

 Слайд 14. Еретик – противник господствующего учения церкви.

Учитель: - Еретики утверждали, что церковь испорчена, они отвергали дорогие церковные обряды, осуждали священников и монахов, папу называли наместником дьявола, а не Бога. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих богатств и владений. Их учения признавали еретическими, т.е. вредными и опасными. Еретики не думали хранить в тайне вои идеи. Они выступали открыто, искали понимания людей. И это было самым опасным с точки зрения церкви, так как могло подорвать авторитет церкви, отвернуть от неё верующих. Число еретиков росло.

  1. Борьба церкви с еретиками.

Учитель: Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Более подробно о борьбе церкви с еретиками вы познакомитесь самостоятельно.

Работа в группах с учебником.

Рабочий лист. Задание 4. (1, 2 ряд)  Работая с текстом п.6, 7 пар.16, ответьте на вопросы:

- Назовите способы борьбы католической церкви  с еретиками?

- Ваше мнение: справедливо ли отношение католической церкви к еретикам?

Рабочий лист. Задание 5. (3 ряд) Работая с текстом п.8  пар.16, ответьте на вопросы:

- Что такое орден?        

- Особенности ордена Франциска.

- Особенности ордена Доминика Гусмана.

Ответы учащихся.

Проблемный вопрос : Почему католическая церковь  с большой жестокостью преследовала христиан?

Закрепление: Мешочек с вопросами. Учащиеся вытаскивают из мешочка вопрос и отвечают на него.

Рефлексия.

                                                                                                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока+презентация на тему: Смута: кризис общества и государства

Цель:выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества....

Конспект урока "Музыка и литература раннего Средневековья"

Данный материал поможет учителю мировой художественной культуры при изучении культуры Западноевропейского Средневековья....

Конспект урока по теме: Духовная сфера жизни общества

Учебник А.И. Кравченко,Е.А. Певцова Обществознание 7 класс. М. 2012...

Конспект урока по теме: «Путешествие в Средневековье». 6 класс

Данный урок позволит  закрепить знания детей по культуре Средневековья. Ознакомить учащихся с техническими открытиями и изобретениями XI – XV веков .Продолжить развивать навыки работы с лите...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня

Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1.      Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...

Конспект урока по истории.6 класс. "Средневековый Китай"

Материал представляет собой конспект урока по Всеобщей истории в 6 классе. Является частью изучаемой темы....