Конспект урока "Церковь и духовенство в средневековом обществе"
план-конспект урока по истории (6 класс)
конспект урока в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tserkov_i_duhovenstvo_v_srednevekovom_obshchestve.docx | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории. 6 класс. Церковь и духовенство в средневековом обществе
Цель: Создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в политической и экономической жизни Средневековья, объяснить основные понятия христианского вероучения, дать характеристику средневековым ересям.
Задачи:
Предметные: Излагают подготовленную информацию, называют основные различия между православной и католической церковью; применяют термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена.
Метапредметные:
Познавательные: Ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Регулятивные: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий..
Коммуникативные: Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности; осмысливают роль и значение церкви и религии в жизни человека.
Оборудование: Презентация «Католическая церковь и еретики», ИКТ, рабочие листы на партах.
Тип урока: Открытый урок. Урок освоения новых знаний.
Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии
Методы обучения: проблемный; частично-поисковый; иллюстративный; словесные; элементы дифференцированного обучения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач.
Ребята, прошу вас посмотреть на картинке на экране и предположить тему нашего урока.
- О чем мы будем говорить на уроке?
Тема урока: Церковь и духовенство в средневековом обществе
На какие вопросы нам с вами предстоит ответить?
План урока:
- Сословия средневекового общества.
- Источники богатства церкви.
- Раскол христианской церкви.
- Ереси и еретики средневековья.
- Борьба церкви с еретиками.
Ребята, а теперь посмотрите на эти изображения. Как они могут быть связаны с темой нашего урока?
Проблемный вопрос урока: Почему католическая церковь с большой жестокостью преследовала христиан?
III. Изучение нового материала.
- Сословия средневекового общества.
- Cредневековая религия утверждала, что мир созданный Богом разумен и гармоничен. Всё общество поделено Богом на 3 слоя, 3 сословия.
. В Средние века, считали, что каждый человек от рождения принадлежит к одному из сословий.
"Сословия средневековой Европы".
- Как вы думаете какое сословие было самым могущественным? (духовенство) А почему?
- Главной целью жизни средневековый человек считал спасение души для будущей жизни вечной. Достичь спасения души можно было только путем молитвы, отрешения от всего земного. А мог ли феодал или крестьянин целый день посвящать себя молитве? Почему? (ответы учеников)
-Поэтому «те, кто воюют» и «те, кто моляться», не имея возможности для постоянной молитвы, определили посредника между Богом и человеком – духовенство. Именно духовенство спасало, по мнению средневекового человека, от божьего гнева и давало надежду на спасение души и вечную жизнь. Чтобы попасть в Царствие небесное, необходимо было придерживаться заповедей Христа. Особое внимание уделялось внутреннему миру человека
– Какого человека в Средние века считали образцом для подражания. Учебник стр. 128
Ответы учащихся
- Источники богатства церкви.
Мы сформулировали черты святого человека в Средние века. А соответствовала ли сама Церковь этому образцу?
Рассказ учителя о доходах церкви, индульгенции. Запись в рабочий лист
ФИЗМИНУТКА!
- Раскол христианской церкви.
До середины XI века христианская церковь считалась единой.
Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и стали заметны внутренние и внешние различия. Между Папой Римским и Константинопольским Патриархом возникли разногласия, которые исключали дальнейшее сотрудничество.
Рабочий лист. Работая с п.3 пар 15, заполните сравнительную таблицу.
Вопросы для сравнения | Западная церковь | Восточная церковь |
Глава церкви | ||
Язык богослужения | ||
Отношения к браку | ||
Внешность священников и храма |
Окончательный раскол христианской церкви на две ветви произошел в 1054 году. Запись в рабочий рист
- Ереси и еретики средневековья.
- Итак, высшее духовенство в Средние века играло главную роль в обществе и требовало от христиан слепого повиновения. Но со временем разница между проповедью и реальной жизнью католических священников стала слишком явной, что заставила задуматься образованных христиан усомниться в праведности духовенства, а значит и в их посредничестве между Богом и людьми. Появились рыцари, феодалы, горожане и даже монахи, которые начали открыто критиковать церковь. Таких людей называли еретиками.
Запишем в тетрадь:
Слайд 14. Еретик – противник господствующего учения церкви.
Учитель: - Еретики утверждали, что церковь испорчена, они отвергали дорогие церковные обряды, осуждали священников и монахов, папу называли наместником дьявола, а не Бога. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих богатств и владений. Их учения признавали еретическими, т.е. вредными и опасными. Еретики не думали хранить в тайне вои идеи. Они выступали открыто, искали понимания людей. И это было самым опасным с точки зрения церкви, так как могло подорвать авторитет церкви, отвернуть от неё верующих. Число еретиков росло.
- Борьба церкви с еретиками.
Учитель: Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Более подробно о борьбе церкви с еретиками вы познакомитесь самостоятельно.
Работа в группах с учебником.
Рабочий лист. Задание 4. (1, 2 ряд) Работая с текстом п.6, 7 пар.16, ответьте на вопросы:
- Назовите способы борьбы католической церкви с еретиками?
- Ваше мнение: справедливо ли отношение католической церкви к еретикам?
Рабочий лист. Задание 5. (3 ряд) Работая с текстом п.8 пар.16, ответьте на вопросы:
- Что такое орден?
- Особенности ордена Франциска.
- Особенности ордена Доминика Гусмана.
Ответы учащихся.
Проблемный вопрос : Почему католическая церковь с большой жестокостью преследовала христиан?
Закрепление: Мешочек с вопросами. Учащиеся вытаскивают из мешочка вопрос и отвечают на него.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока+презентация на тему: Смута: кризис общества и государства
Цель:выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества....
Конспект урока "Музыка и литература раннего Средневековья"
Данный материал поможет учителю мировой художественной культуры при изучении культуры Западноевропейского Средневековья....
Конспект урока по теме: Духовная сфера жизни общества
Учебник А.И. Кравченко,Е.А. Певцова Обществознание 7 класс. М. 2012...
Конспект урока по теме: «Путешествие в Средневековье». 6 класс
Данный урок позволит закрепить знания детей по культуре Средневековья. Ознакомить учащихся с техническими открытиями и изобретениями XI – XV веков .Продолжить развивать навыки работы с лите...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня
Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1. Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...
Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).
Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели: Формирование и развитие у ребят ...
Конспект урока по истории.6 класс. "Средневековый Китай"
Материал представляет собой конспект урока по Всеобщей истории в 6 классе. Является частью изучаемой темы....