Конспект урока+презентация на тему: Смута: кризис общества и государства
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Цель:выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smuta_krizis_obshchestva_i_gosudarstva.rar | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Никифорова С.В., СОШ № 19 г.Сызрань
Тема урока: Смута: кризис общества и государства
Цель: выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества.
Задачи:
- Охарактеризовать правление В.Шуйского
- Дать оценку восстанию под предводительством И.Болотникова
- Осветить ход борьбы с польскими интервентами
Оборудование: вариант 1:карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.» , раздаточный материал, иллюстрации.
Вариант 2: презентация, раздаточный материал.
План урока
- Василий Шуйский
- Восстание под предводительством И.Болотникова
- Лжедмитрий II
- Семибоярщина
Ход урока
Проверка д/з
- Пополнение портретной галереи – В.Шуйский и краткая биографическая справка
( опережающее задание) (сл.3)
Учитель: обзор положения дел в стране в начале правления В.Шуйского
Беседа по вопросам:
-Что общего и приходе к власти Василия Шуйского и Бориса Годунова?
-В чем состоит смысл крестоцеловальной записи Василия Шуйского? Почему этот документ можно считать элементом правового государства?
- Работа с учебником.(сл.5)
Самостоятельная работа с текстом учебника стр.17-19 и заполнение таблицы:
Крестьянская война под предводительством И.Болотникова 1606-1607 гг.
Предводитель | |
Соратники | |
Территория | |
Социальный состав | |
Цели | |
Ход военных действий | |
Причины поражения |
- Портретная галерея – Лжедмитрий II (сл.6)
Рассказ учителя с опорой на схему:
Борьба с Лжедмитрием II- «Тушинским вором» 1607-1610 гг.(сл.7)
ЛжедмитрийII Василий Шуйский
Шуйский заключает со Швецией договор о военной помощи (февраль 1609 г.).
Русско-шведские войска во главе с М. Скопиным – Шуйским снимают осаду столицы.
Установление своеобразного двоевластия в стране
Тушино – Москва 1608-1609 гг.
Июль 1607 г. – появление Лжедмитрия II, основные войска: поляки и казаки во главе с И.Заруцким
Поход на Москву и расположение в Тушино (июнь 1608 г.)
Отказ Речи Посполитой в условиях открытой интервенции от поддержки Лжедмитрия II
Распад «тушинского лагеря», бегство самозванца в Калугу (декабрь 1609 г.)
Убийство ЛжедмитрияII под Калугой князем П.Урусовым (11 декабря 1610 г.)
Открытая интервенция (сл.8)
Свержение В.Шуйского с престола 17 июля 1610 г.
Сентябрь 1609г.- вторжение Польши в Россию. Осада Смоленска.
Июнь 1610 г.-движение Поляков к Москве. Поражение войск В.Шуйского под Можайском
Переход власти к боярскому правительству.
Семибоярщина
Ф.И.Мстиславский
И.М.Воротынский
А.В.Трубецкой
А.В.Голицын
Б.М.Лыков
И.Н.Романов
Ф.И.Шереметев
Предложение занять престол польскому королевичу Владиславу
Июнь 1611 г. – падение Смоленска
Сентябрь 1610 г. – ввод польских войск в Москву с согласия Семибоярщины
Работа с текстом(«Итоговый контроль» стр.106)
Из договора с гетманом С. Жолкевским о признании ко ролевича Владислава, сына Сигизмунда III, русским царём:
«Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, ежели при дёт в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу Владиславу Жигимонтовичу на Российском государстве, церкви Божий по всем городам и сёлам чтить, и от разо ренья оберегать, и святым Божиим иконам и чудотвор ным мощам поклоняться. Костёлов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставить <...> Христианские наши православные веры ничем не рушить и не бесчестить, иных вер не вводить, чтоб наша святая православная вера греческого закона имела свою целость и красоту по-прежнему.
А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отнимать.
Боярам и дворянам, и приказным людям у всяких го сударственных дел быть по-прежнему, а польским и ли товским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быть.
Прежних обычаев и чинов не переменять и москов ских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами не понижать. А жалованье денежное и вотчины, кто что имел, тому быть по-прежнему.
Суду быть по прежнему обычаю и по «Судебнику» Российского государства <...> Не сыскав вины и не осудив судом, никого не казнить».
С1. Какое название получили в российской истории со бытия, с которыми связан данный документ? Укажите время, когда они происходили. Как называлось пра вительство, заключившее договор с гетманом С. Жолкевским?
С2.Назовите не менее трёх условий, поставленных пе ред королевичем Владиславом в данном договоре, и объясните, какую главную цель они преследовали.
С3. Используя знания по курсу истории, укажите, какова была дальнейшая судьба этого договора. Приведите не менее трёх положений (в общей сложности).
Закрепление.(сл.9)
- Какая ситуация в стране в стране является пиком Смуты и почему?
-Как вы оцениваете предложение поставить на российский престол польского царевича Владислава вместо В.Шуйского?
д/з(сл.10): §2, задание 3,5 стр.24(письменно)
Литература
- А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России XVII-XIX века,-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2008
- Итоговый контроль. История ЕГЭ, М.:Просвещение,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по теме "Смута. Кризис общества и государства"
Раздаточный материал для проверки знаний 2-4 учеников 10 класса в начале урока (карточки), можно применить в качестве диагностического теста для всего класса в конце 2 урока по изучению темы "Смутное ...
Конспект урока+презентация на тему: Начало Смуты
Цель: раскрыть роль и определить место Смутного времени в российской истории...
Конспект урока + презентация урока на тему: "Спасители Отечества. Конец Смуты"
Цель:выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества....
Конспект урока+презентация "Обобщение по теме План и карта", 6 класс
Представлен конспект обобщающего урока с мультимедийной презентацией для 6 класса по теме "План и карта". Урок выполнене с использованием материалов ЦОР, даны ссылки. Выделены: этап повторения, тестов...
Конспект урока "Право, его роль в жизни общества и государства"
Конспект урока "Право, его роль в жизни общества и государства"...
Презентация по теме "Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении жизни и здоровья населения" - Тест "Гражданская оборона"
Презентация по теме "Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении жизни и здоровья населения" - Тест "Гражданская оборона"...
Конспект урока ОБЗР 10 класс: "Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Конспект урока ОБЗР 10 класс: "Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций"....