Конспект урока+презентация на тему: Смута: кризис общества и государства
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Никифорова Светлана Владимировна

 

Цель:выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smuta_krizis_obshchestva_i_gosudarstva.rar2.19 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Никифорова С.В., СОШ № 19 г.Сызрань

Тема урока:   Смута: кризис общества и государства

Цель: выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества.

Задачи:

  1. Охарактеризовать правление В.Шуйского
  2. Дать оценку восстанию под предводительством И.Болотникова
  3. Осветить ход борьбы с польскими интервентами

Оборудование: вариант 1:карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.» , раздаточный материал, иллюстрации.

Вариант 2: презентация, раздаточный материал.

План урока

  1. Василий Шуйский
  2. Восстание под предводительством И.Болотникова
  3. Лжедмитрий II
  4. Семибоярщина

Ход урока

Проверка д/з

  1. Пополнение портретной галереи – В.Шуйский и краткая биографическая справка

    ( опережающее задание) (сл.3)

Учитель: обзор положения дел в стране в начале правления В.Шуйского

Беседа по вопросам:

-Что общего и приходе к власти Василия Шуйского и Бориса  Годунова?

-В чем состоит смысл крестоцеловальной записи Василия Шуйского? Почему этот документ можно считать элементом правового государства?

  1. Работа с учебником.(сл.5)

Самостоятельная работа с текстом учебника стр.17-19 и заполнение таблицы:

Крестьянская война под предводительством И.Болотникова 1606-1607 гг.

Предводитель

Соратники

Территория

Социальный состав

Цели

Ход военных действий

Причины поражения

  1. Портретная галерея – Лжедмитрий II (сл.6)

Рассказ учителя с опорой на схему:

     

     Борьба с Лжедмитрием II- «Тушинским вором» 1607-1610 гг.(сл.7)

ЛжедмитрийII                                                                             Василий Шуйский

Шуйский заключает со Швецией договор о военной помощи (февраль 1609 г.).

Русско-шведские войска во главе с М. Скопиным – Шуйским снимают осаду столицы.

Установление своеобразного двоевластия в стране

Тушино – Москва 1608-1609 гг.

Июль 1607 г. – появление Лжедмитрия II, основные войска: поляки и казаки во главе с И.Заруцким

Поход на Москву и расположение в Тушино (июнь 1608 г.)

Отказ Речи Посполитой в условиях открытой интервенции от поддержки Лжедмитрия II

Распад «тушинского лагеря», бегство самозванца в Калугу (декабрь 1609 г.)

Убийство ЛжедмитрияII под Калугой князем П.Урусовым (11 декабря 1610 г.)

Открытая  интервенция (сл.8)

Свержение В.Шуйского с престола 17 июля 1610 г.

Сентябрь 1609г.- вторжение Польши в Россию. Осада Смоленска.

Июнь 1610 г.-движение Поляков к Москве. Поражение войск  В.Шуйского под Можайском

Переход власти к боярскому правительству.

Семибоярщина

Ф.И.Мстиславский

И.М.Воротынский

А.В.Трубецкой

А.В.Голицын

Б.М.Лыков

И.Н.Романов

Ф.И.Шереметев

Предложение занять престол польскому королевичу Владиславу

Июнь 1611 г. – падение Смоленска

Сентябрь 1610 г. – ввод польских войск в Москву с согласия Семибоярщины

        

Работа с текстом(«Итоговый контроль» стр.106)

Из договора с гетманом С. Жолкевским о признании ко ролевича Владислава, сына Сигизмунда III, русским царём:

«Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, ежели при дёт в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу Владиславу Жигимонтовичу на Российском государстве, церкви Божий по всем городам и сёлам чтить, и от разо ренья оберегать, и святым Божиим иконам и чудотвор ным мощам поклоняться. Костёлов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставить <...> Христианские наши православные веры ничем не рушить и не бесчестить, иных вер не вводить, чтоб наша святая православная вера греческого закона имела свою целость и красоту по-прежнему.

А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отнимать.

Боярам и дворянам, и приказным людям у всяких го сударственных дел быть по-прежнему, а польским и ли товским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быть.

Прежних обычаев и чинов не переменять и москов ских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами не понижать. А жалованье денежное и вотчины, кто что имел, тому быть по-прежнему.

Суду быть по прежнему обычаю и по «Судебнику» Российского государства <...> Не сыскав вины и не осудив судом, никого не казнить».

С1. Какое название получили в российской истории со бытия, с которыми связан данный документ? Укажите время, когда они происходили. Как называлось пра вительство, заключившее договор с гетманом С. Жолкевским?

С2.Назовите не менее трёх условий, поставленных пе ред королевичем Владиславом в данном договоре, и объясните, какую главную цель они преследовали.

С3. Используя знания по курсу истории, укажите, какова была дальнейшая судьба этого договора. Приведите не менее трёх положений (в общей сложности).

Закрепление.(сл.9)

- Какая ситуация в стране в стране является пиком Смуты и почему?

-Как вы оцениваете предложение поставить на российский престол польского царевича Владислава вместо В.Шуйского?

д/з(сл.10): §2, задание 3,5 стр.24(письменно)

                                                           Литература

  1. А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России XVII-XIX века,-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2008

  1. Итоговый контроль. История ЕГЭ, М.:Просвещение,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по теме "Смута. Кризис общества и государства"

Раздаточный материал для проверки знаний 2-4 учеников 10 класса в начале урока (карточки), можно применить в качестве диагностического теста для всего класса в конце 2 урока по изучению темы "Смутное ...

Конспект урока+презентация на тему: Начало Смуты

Цель: раскрыть роль и определить место Смутного времени в российской истории...

Конспект урока + презентация урока на тему: "Спасители Отечества. Конец Смуты"

Цель:выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества....

Конспект урока+презентация "Обобщение по теме План и карта", 6 класс

Представлен конспект обобщающего урока с мультимедийной презентацией для 6 класса по теме "План и карта". Урок выполнене с использованием материалов ЦОР, даны ссылки. Выделены: этап повторения, тестов...

Конспект урока "Право, его роль в жизни общества и государства"

Конспект урока "Право, его роль в жизни общества и государства"...

Презентация по теме "Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении жизни и здоровья населения" - Тест "Гражданская оборона"

Презентация по теме "Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении жизни и здоровья населения" - Тест "Гражданская оборона"...

Конспект урока ОБЗР 10 класс: "Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Конспект урока ОБЗР 10 класс: "Роль личности, общества  и государства  в предупреждении  и ликвидации чрезвычайных ситуаций"....