Использование интерактивных педагогических технологий, обеспечивающих достижение и оценку метапредметных образовательных результатов обучающихся на уроках истории
методическая разработка по истории на тему
Активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Интерактивное обучение – это погружение в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ped_tehnologiy.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Структурное подразделение кафедры гуманитарных и
художественно-эстетических дисциплин
(название структурного подразделения)
Использование интерактивных педагогических технологий, обеспечивающих достижение и оценку метапредметных образовательных результатов обучающихся на уроках
Итоговая работа
Срок обучения с «19»марта 2018г. по «31» мая 2018г.
Исполнитель:
Еремина Виктория Владимировна,
учитель истории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31»
г. Осинники
89609316191 (semenova_vika_vl@mail.ru )
Консультант:
Вертилецкая Инга Геннадьевна,
заведующая кафедрой гуманитарных и
художественно-эстетических дисциплин,
канд. пед. наук, доцент
Кемерово 2018
Содержание
Введение ……………………..с.3
1. Формы интерактивного обучения………………………………………с.7
2. Правила организации интерактивного обучения……………………...с.14
3. Методы интерактивного обучения………………………………...……с.17
Заключение…………………………………………………………………с.19
Литература………………………………………………………………….с.20
Введение
Слово "интерактив" от английского слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Интерактивное обучение – это погружение в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Изменяются только формы - с транслирующих на диалоговые (обмен информацией, основанный на взаимопонимании и взаимодействии).
Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников занятий, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого знания. В ходе таких уроков не даются готовые знания, учитель побуждает учащихся к самостоятельному поиску информации. В процессе организации, управления и контроля развития интерактивного общения он преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя детям самостоятельность в выборе средств достижения своей цели, адекватных учебных действий, партнеров по деятельности. Таким образом, при интерактивном обучении заметно изменяются функции основных участников образовательного процесса: учителя и учащегося.
Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, понимание собеседника.
Традиционно выделяется три стороны общения:
- информативную (передача сведений);
- интерактивную (планирование совместных действий);
- перцептивную (понимание собеседников, адекватное восприятие общения).
Интерактивная технология способствует не только повышению качества знаний, но и повышению работоспособности, трудовой активности учащихся, ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.
Цели интерактивного обучения:
- создание комфортных условий обучения, условий, при которых ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
- организация и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
- исключение доминирования как одного выступающего, так и одного мнения над другими. обучение критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения,
- получение навыков участия в дискуссиях, общения с окружающими.
Интерактивные технологии - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.
Роль учителя в интерактивных уроках, как правило, сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Для этого необходимо тщательно разработать план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).
Основные свойства интерактивного обучение:
- Является взаимодействующим;
- Основано на опытах реальной жизни;
- Включает обмен мнениями среди учащихся
- Критически анализирует организационные и системные причины возникновения проблем.
Цель интерактивного обучения состоят не только в том, чтобы дать знания и навыки, но и в том, чтобы создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Задачи интерактивного обучения:
- установление эмоциональных контактов между учащимися;
- развитие коммуникативные умений и навыков;
- обеспечение учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развитие общих учебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей и пр.);
- воспитательная задача - приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу - релаксация, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.
Одной из интерактивных образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является технология развития критического мышления учащихся.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает вежливый скептицизм (ничто не принимается на веру), сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.
Критическое мышление не является отдельным навыком, оно сочетает в себе следующие умения:
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- брать на себя ответственность;
- работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
В ходе изучения истории как предмета или решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей. Пример: «Отечественные войны 1812 и 1941 – 1945 годов – проблема патриотизма народа и ответственности власти». Здесь не только история, но и политика, этика. Изучая историческую карту России и мира, ее динамику они изучают взаимодействие человека, общества и природы. Эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, позволяет рассмотреть развитие материального производства, изменение характера экономических отношений. Образование и развитие государств, их исторические формы и типы, эволюцию и механизмы смены власти. Взаимоотношения власти и общества, тенденции и пути преобразования общества, основные вехи политической истории. Историю познания человеком окружающего мира и себя в мире, проблема войны и мира в истории и многое другое .
1. Формы интерактивного обучения:
1. «Тонкие» и «Толстые» вопросы
«Тонкие» | «Толстые» |
Кто..? Что…? Где…? Когда…? Как звать…? Было ли…? Верно ли…? Мог ли…? | Объясните почему…7 Почему вы думаете, что…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что будет, если…? |
2. «Инсерт» (системная разметка)
«V» Это я знал | «+» Это для меня новое | «-» Я думал иначе | «?» Я хочу узнать об этом побольше |
3. «Таблица – синтез»
Ключевые слова | толкование | Выписки из текста |
4. «Причина – факт – следствие»
Возникновение излишков в родовой общине
Появление имущественного неравенства
Расслоение общества
5. Прием «Верные – неверные утверждения». На примере «Первая мировая война»
Утверждения | До изучения темы | После изучения темы |
1.Одной из причин войны стало обострение противоречий по колониальным вопросам | ||
2. Поводом к войне стало убийство наследника австрийского престола Франца Фердинанда | ||
3. Война началась с вторжения Германии на территорию России |
6. прием «перекрестная дискуссия»
Проблема
Аргументы «за» | Аргументы «против» |
Вывод:
Да, потому что….
Нет, потому что…
В СССР в 1930е годы сформировались все признаки тоталитарного режима
Осуществляется политический контроль над всеми сферами жизни советского общества; ликвидируются конституционные права и свободы, устанавливается однопартийная система | Культ личности не достиг своего апогея; основы директивного управления экономикой только формируются; постепенно усиливается борьба с политической оппозицией. |
Вывод:
да, потому что советская модель развития в 1930е годы напоминала собой тоталитарное государство.
Нет, потому что не все признаки тоталитаризма доминировали
7. «ПОПС» - формула
«П» - позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – я считаю что…
«О» - обоснование (довод в поддержку вашей позиции) – потому что…
«П» - пример (факты иллюстрирующие довод) – например…
«С» - следствие (вывод, призыв к принятию вашей позиции) – поэтому…
Я считаю . что в государственной системе СССР в 1930е годы были сформированы основы тоталитарного режима, потому что в данный период шла кардинальная перестройка всех сфер жизни советского общества, например. В политической сфере происходит сращивание партийного и государственного аппарата. В экономической сфере устанавливаются принципы директивного планирования, в сфере социальных отношений – полное подчинение государственной идеологии. В духовной сфере происходит унификация. Поэтому следует признать, что СССР был тоталитарным государством.
8. Прием «Цветок лотоса»
способ решения | способ решения | способ решения |
способ решения | ПРОБЛЕМА | способ решения |
способ решения | способ решения | способ решения |
способ решения | способ решения | способ решения |
способ решения | Как из романского храма сделать готический? | способ решения |
способ решения | способ решения | способ решения |
9. Прием «Плюсы – минусы»
Плюсы – минусы тоталитарного режима в СССР
|
|
10. Прием «Наоборот»
После смерти В.И.Ленина И.В.Сталин не пришел к власти. В нашей стране не был утвержден тоталитарный режим. Экономика стала не командная, а рыночная. Планирование хозяйства осуществляли сами производители.
Цены на рынке регулировало не государство, а сами продавцы. У каждого колхозника была собственность и личное хозяйство.
Конституция провозгласила права и свободы человека, которые соблюдались всеми. Была возможна свобода мысли и творчества.
11. Прием «РАФТ»
Роль
Аудитория
Форма
Тема
Ситуация: В одной тюремной камере в 1930 г встретились представители советского общества – колхозник, поэт, политик, учитель. Обсуждают вопрос «хорошо ли в стране советской жить?»
12. Прием «Диаманта»
Это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя с противоположным значением.
Составляется по схеме:
1.Тема (имя существительное)
2. Определение (два прилагательных)
3.Действие (три глагола)
4. Ассоциации (4 существительных, два из них антонимы)
5. Действие (три глагола)
6. Определение (2 прилагательных)
7. Тема (имя существительное)
Демократия
свободный, законный
защищает, раскрепощает, регулирует
права, многопартийность; однопартийность, бесправие
ограничивает, запрещает, уничтожает
бюрократический, агрессивный
тоталитаризм
13. Прием «Ромашка Блума»
«Блум» - с нем.яз. «цветок», прием, основанный на шести типах вопросов, который соответствуют шести уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).
1. Простые вопросы – фактического содержания, отвечая на которые нужно воспроизвести информацию (Что, Где, Кто и т.д.)
2. Уточняющие вопросы – предоставляют человеку возможности для обратной связи относительно того, что он только что сказал. (Правильно ли мы поняли? То есть вы говорите, что…? Вы действительно думаете что…?)
3. интерпретационные вопросы – направлены на установление причинно – следственных связей (Почему?)
4. творческие вопросы – допускают элементы условности, прогноза, предположения (что будет, если…?)
5. Оценочные вопросы – направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий (Чем отличаются?)
6. Практические вопросы – направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой (На что похоже? Как бы вы поступили на месте героя?).
14. Прием «Солнышко»
ПОНЯТИЕ
Задания для групп
Экономисты – прием «Цветок лотоса» - как эффективно реформировать экономику?
Политологи – «Перекрестная дискуссия». Перестройка ускорила распад социалистической системы
Международники – прием «ПОПС». Оценить внешнюю политику СССР.
Рефлексия «Оценочный лист»
- Сегодня на уроке…
- Я запомнил (а)…
- Я научился (лась)…
- Мне было трудно…
2. Правила организации интерактивного обучения.
Подготовка к уроку на основе интерактивного обучения начинается с формулировки его темы, которая непременно должна содержать проблему, поле противоречия, иначе условие для столкновения различных точек зрения, версий не будет обеспечено.
Создание проблемной ситуации и ее решение непосредственно связывается с функцией творческого мышления. Учащиеся постепенно приобщаются к методу поиска и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ процесса его достижения. В ходе такой работы у школьников возникает потребность аргументировано, обоснованно изложить свое мнение, без чего знания не могут перейти в убеждение, стать подлинно своими. Задача учителя состоит вовсе не в том, чтобы сформировать безошибочное мнение, поскольку такое вообще не существует, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
В работу должно быть вовлечено максимум учащихся. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Необходимо психологически подготовить участников (закрепощенность, скованность, традиционность поведения). Полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе.
Количество участников не должно быть большим. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.
Подготовить помещение для работы: легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Легко видеть и слышать собеседников и ведущего. Следует заранее подготовить материалы. Материал отбирать по принципу "от простого - к сложному". Для работы в группе после отработки первичных умений нужно предусмотреть задания конструктивного, творческого характера.
Продумать вопросы процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его( полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства). По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки).
Отнеситесь со вниманием к делению участников на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Функции преподавателя:
- проверяет готовность обучающихся к уроку
- озвучивает тему и цель урока
- уточняет понимание учащимися поставленных целей урока
- выдвигает проблему
- создает эмоциональный настрой
- формулирует задание
- контролирует ход работы в группах;
- отвечает на вопросы;
- регулирует споры, порядок работы;
- в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе.
Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику:
- развитие личностной рефлексии;
- осознание включенности в общую работу;
- становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
- развитие навыков общения;
- принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
- повышение познавательной активности
- исследование задачи, которое воспринимается обучаемым как собственная инициатива;
- целенаправленно ставить перед учащимися ситуации, побуждающие их к интеграции усилий;
- создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся;
- решать нестандартные учебные и межличностные ситуации;
- сохраняя свой научный авторитет, дать учащимся проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении.
- находить проблемную формулировку темы урока, занятия.
- уметь ставить перед учащимися вопросы, которые способствуют поиску и совместной работе.
- быть готовым к детальному анализу и самоанализу занятия и не жалеть времени на «педагогические заметки».
3. Методы интерактивного обучения
1. Универсальный, т.е. эвристическая беседа, где на ряд проблемных вопросов ожидается ответ с учетом их жизненного опыта и логическое рассуждение, где совершают открытия, получают новые знания.
2. Кейс - метод - это метод коллективного анализа конкретной ситуации, случая, упражнения. Работа проводится в составе небольших групп, где выполняется письменное описание какой-либо конкретной ситуации, анализируется, разрабатывается, и самостоятельно принимаются решения.
3. Метод - тренинг. Форма групповой работы, учащиеся садятся полукругом и обращаясь друг другу по имени ищут решение проблемы, преподаватель направляет деятельность группы. Этот метод повышает мотивацию обучающихся и раскрывает личность каждого.
4. Дискуссии - это публичные обсуждения или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями, мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы, где студенты, находясь в состоянии морального выбора, учатся самостоятельно мыслить, вести суждения, аргументировать положения, привлекая запас своих представлений, обнажая свои нравственные принципы и нравственно совершенствуясь. Формы дискуссий - круглый стол, форум, дебаты, судебные заседания, симпозиум.
5. Метод проектов. Расширяет умение работать самостоятельно, учитывая актуальность проблемы, учит ориентироваться в информационном пространстве, расширяет познавательные, творческие умения и навыки.
Интерактивное обучение позволяет одновременно решать три основные задачи:
- конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
- коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
- социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Заключение:
Сегодня от школьников требуется не только добывать знания, но и умение сразу же применять полученные знания и навыки на практике, а также создавать что-то новое на базе полученной информации. Этих целей практически невозможно достигнуть без использования методов обучения, которые делали бы учеников не пассивными слушателями, а активными участниками обучающего процесса. Именно такая возможность появилась с использованием современных интерактивных технологий обучения.
В целом хотелось бы отметить, что самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность является главным средством развития личности обучающегося, она раскрывает его потенциальные способности, формирует необходимые в современном мире навыки самообразования, ориентации в стремительном потоке информации. Использование интерактивных технологий – лучший способ активизировать эту деятельность у школьников.
Литература:
- Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС-ПК. - [Электронный ресурс] http://www.gouzeev.ru/togis-pk.pdf
- Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей //Электронное научно техническое издание «Наука и образование» - № 4 – 2011 г. [Электронный ресурс]. http://technomag.edu.ru/doc/172651.html
- Масловская С. В. Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации – 2011г. [Электронный ресурс]. http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm#_top
- Трошкина Т. Н. Интерактивные технологии в образовании // Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» - 2012 г. [Электронный ресурс]. http://festival.1september.ru/articles/417553/
- Шишминцева А. П., Суртаева Ю. Н. Интерактивные технологии в процессе обучения в школе // Вестник ТГПУ – № 8 - 2012г. [Электронный ресурс].http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/shishmintceva_a._p._97_98_8_123_2012.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов WebQuest-технологии для достижения предметных и метапредметных результатов
Применение технологии Web Quest позволяет достигнуть основную цель обучения иностранному языку - развитие иноязычной коммуникативной компетенции.Сфера деятельности при использовании Web Quest- техноло...
Инновационный проект «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории»
«Использование технологии развития критического мышлениядля формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории»...
Доклад на тему: "Использование интерактивных педагогических технологий для реализации ФГОС на уроках информатики"
Отличительной чертой современного мира является его динамичное развитие, происходящее во всех социально-значимых областях. В центре этого развития находится ребенок. Основу его учебной деятельности и ...
Из опыта работы: «Развитие метапредметных результатов обучающихся на уроках истории и обществознания"
Цель данной работы: научить детей работать самостоятельно, способствуя развитию метапредметных результатов....
Использование интерактивных педагогических технологий, обеспечивающих достижение и оценку метапредметных образовательных результатов обучающихся на уроках русского языка
Итоговая работа по курсу "Достижение метапредметных результатов обучающихся средствами преподавания учебныхпредметов: русский язык и литература"....
«Достижение метапредметных образовательных результатов учащихся на уроках технологии»
Российское образование продолжает стремительно меняться, однако предметная область «Технология», которая многими родителями, обучающимися и даже педагогами воспринимается как необязательна...
Методическая разработка на тему: «Проектирование образовательного процесса, как необходимое условие достижения образовательных результатов обучающихся на уроках технологии»
В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критичес...