Конспект урока истории по теме «Возвышение Москвы» (6 класс)
план-конспект урока по истории (6 класс)

Конспект урока истории по теме «Возвышение Москвы»

(6 класс)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozvyshenie_moskvy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Подготовил: учитель истории Дышенко А.И.
  2. Тема урока: § 22. Возвышение Москвы
  3. Цель – обеспечение условий для формирования умения давать оценку деятельности исторической личности,  формирование навыков анализа и синтеза исторической информации.
  4. Планируемые результаты:

1. Личностные – давать оценку и выражать свое отношение к личности Ивана Калиты; понять причины становления Москвы центром объединения русских земель;

2. Предметные – усвоение  учащимися исторического материала; составление  характеристики  исторической личности; оценка итогов политической деятельности; выполнение  аналитических заданий.

3. Метапредметные – уметь устанавливать причинно-следственные связи в историческом процессе; применять логическое мышление в ходе решения познавательных задач; уметь работать в группе;

  1. Оборудование:
  2. - настенная карта «Образование и расширение Российского государства»,
  3. - Использование  фрагмент мультфильма 1947 г. «Тебе, Москва», видеофильм «Возвышение Москвы» и «Иван Данилович Калита»,
  4. -  маршрутные листы для групп с дополнительным материалом
  5. - жетоны-оценки

- тест-задание

- мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран

Тип урока: комбинированный урок. Урок-исследование.

Используемая технология: Технология  развития критического мышления.

УМК: В работе используется учебно – методический комплекс  Е. В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века».

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.

1. Блиц-опроса по группам.

Представителям от групп задаются вопросы и задание на карте по изученным темам повышенной сложности (раздать дополнительные материалы с заданиями средней сложности).

1 группа. (Сл.1)

Покажите русские княжества и земли, разоренные в ходе монгольского нашествия.

   -  Назовите и покажите на карте города Северо-Восточной Руси, разоренные во время монгольского нашествия.

2 группа.

Покажите крупные русские княжества периода феодальной раздробленности.

   - Какую роль в возрождении и объединении Руси могли сыграть города?

3 группа. (Сл.2)

Покажите на карте Великое княжество Литовское.

   - Почему русские удельные князья покорялись литовцам? Как вы оцениваете вхождение русских земель в состав Литвы? Было ли это благом?

2.  Мотивационный этап.

Сегодня мы с вами продолжим изучение истории РоссииНо, прежде чем познакомиться с темой нашего урока, давайте обратимся к отрывку из древнерусской летописи.

Новгородский летописец с горечью записал Сл.3

«И раздрася вся земля Русская»

Вопросы для беседы с обучающимися:

  1. О каком периоде российской истории повествуют летописцы?
  2. Что такое феодальная раздробленность?
  3. К какому веку относятся слова летописцев?

Изучая историю средних веков, Вы знакомились с этапами формирования европейских государств: раннефеодальным государством, например, империя Карла Великого, в истории России - это государство Киевская Русь. Период феодальной раздробленности, о чём мы с Вами говорили и Период образования централизованного государства.

Как Вы понимаете, какое государство называют централизованным?

История Российского государства является составной частью мирового исторического процесса, следовательно, мы будем говорить о новом этапе в развитии Российского государства, о начале формирования централизованного государства. А мне бы хотелось вернуться к русской летописи XIV века, в которой содержится тема нашего урока Сл.4

«И почему было Москве царством бытии?

И хто то знал, что Москве государством слыти?»

Какова будет тема нашего урока?

Итак, наш урок посвящен теме «Возвышение Москвы». Сл.5

III. Операционно-исполнительный этап.

1. Постановка проблемы.

Примерная формулировка вопроса:  «Хочу узнать»: Каковы предпосылки и причины возвышения и превращения Москвы в центр объединения русских земель? (Сл.6)

2. Открытие нового знания.

Работа в группах по маршрутным листам.

1 группа. Борьба Москвы и Твери.

Задания:

  1. Изучите пункт 2. «Борьба Москвы и Твери» § 22 учебника. (Параграф 17 Данилов)
  2. Изучите таблицу. (Сл.7)
  3. Покажите на карте территорию Московского и Тверского княжеств. (Сл.8)
  4. Объясните, почему именно Тверь и Москва стали основными претендентами на роль центра русского государства.

  1.     Тверское княжество
  1.     Московское княжество
  1. Тверь выгодно расположена
  2. Тверское княжество избежало дробления и набирало силу
  3. Княжество возникло в XIII веке
  4. 1247 г. – тверской престол занял
  5.                 младший брат Александра
  6.                 Невского – Ярослав
  7.                 Ярославович
  8. 1305 г. – получено право от Золотой Орды на великое владимирское княжение
  9. 1308 г. – тверской князь Михаил получил ярлык на Великое княжение
  10. 1318 г. – хан Узбек стал опасаться усиления Твери
  11. Митрополит Петр предпочел Москву Твери
  1. Москва выгодно расположена:
  2. - на пересечении торговых путей
  3. - далеко от опасных территорий
  4.   ордынского владычества
  5. - имеет плодородные земли        
  6. 1276 г. - первым Московским князем
  7.  стал младший сын Александра
  8.  Невского – Даниил (1276-1303)
  9. Московское княжество по территории
  10. уступало Тверскому, поэтому Московские князья поставили цель – расширить размеры владений:
  11. - 1301 год Даниил отнял у рязанских князей Коломну и получил по завещанию племянника Переяславское княжество
  12. - сын Даниила Юрий (1303-1325) отвоевал у смоленских князей Можайск
  13. -1326г. Митрополит Петр умер в Москве, митрополит Феогност остался в Москве
  1.  2 группа. Правление Ивана Калиты (1325-1340 гг.)

Задания:

  1. Изучите пункт 3. «Иван Калита» в § 22 учебника. (Параграф 17 «Правление Ивана Калиты Данилов) (Сл.9)
  2. Назовите основные направления деятельности Ивана Калиты.
  3. Изучите дополнительный материал из маршрутного листа и дайте ответы на прилагаемые к нему вопросы.

При Иване Калите Московское княжество стало сильнейшим на Руси.

Иван Данилович получил прозвище «Калита» за свое богатство. На Руси «калита» означало кожаную сумку, кошель, который или пристегивался, или привешивался к поясу. Предание говорит, что князь щедро раздавал подаяния.

        Летописи, повествуя о Калите, сообщают, что с его приходом на великое княжение во всей земле Русской наступила «тишина».

 Вопрос: Что это с вашей точки зрения означало?

Иван Калита для достижения своих целей стремился использовать Золотую Орду.

        Золотая Орда при хане Узбеке переживала апогей своего могущества, поэтому открытая борьба с Ордой была бы обречена на поражение. Политика Ивана Калиты была похожа на политику его деда Александра Невского.

        В 1327 году в Твери  вспыхнуло восстание против баскака Чолхана. Он и его воины были убиты. Ордынская рать и без Ивана Калиты пришла бы на Русь с карательной экспедицией. Но Иван Калита воспользовался ситуацией. У него был выбор: либо вместе с ордынским войском покарать Тверь, но при этом спасти Москву, Владимир, Суздаль, либо все потерять, допустив большое кровопролитие, так как в Орде собирались совершить карательную экспедицию по всем русским землям.

        Калита с ордынцами, заверив хана Узбека в своей верности, обрушился на Тверь. Тверская земля была опустошена, тверской князь Александр Михайлович бежал в Псков, а Иван Калита получил ярлык на Великое княжение (Великий князь Владимирский с 1328). Поступок князя  на Руси ему долго не могли простить.

Вопрос Как вы оцениваете эту политику Ивана Калиты? Можно ли её оправдать?

        Двойственность внутренней политики Ивана Калиты:

- князь действовал в интересах собственного княжества с одной стороны

- князь действовал на благо все русских земель с другой стороны

Основные характеристики московской политики:

  • Поддержание положительных отношений с Золотой Ордой
  • Удержание ярлыка на Великое княжение и права собирать «ордынский выход» - дань
  • Накопление средств и приобретение земель
  • Сохранение устойчивости княжества из-за удачного порядка престолонаследия
  1.         3 группа. Причины возвышения Москвы.

Задания:

  1. Изучите пункт 1. «Владимиро-Суздальская Русь после монгольского нашествии» в § 22 учебника. (Параграф 17, пункт 1-2 «Предпосылки объединения русских земель и политическая система Руси»)
  2. Сделайте вывод о положении Владимиро-Суздальской Руси после монгольского нашествия. (Русских земель – Данилов)
  3. Изучите причины возвышения Москвы по дополнительному материалу и охарактеризуйте каждую с использованием материала учебника. (Параграф 17 пункт «Причины возвышения Москвы» Данилов)
  4. Объясните их.

Причины возвышения Москвы: Сл.10

  1. 1) Московское княжество имело выгодное географическое положение.

2) Через Москву проходил Волжский торговый путь.

3) Москва была хорошо защищена лесами и соседними княжествами от

     воинственных кочевников.

4) Расширилась территория княжества за счет скупки земель Московским

    князем Иваном Калитой (1325-1340).

5) Иван Калита наказал Тверское княжество за расправу над баскаками и

     получил от хана право на сбор и доставку в Золотую Орду дани со всех

     русских земель.

6) Часть собранной дани оседало в казне Ивана Калиты.

7) В Москве началось грандиозное строительство, создание

     многочисленной дружины.

8) Установилась прямая власть над всеми русскими княжествами.

9) В Москву была перенесена резиденция митрополита.

10) Московское княжество было самым спокойным и безопасным.

11) Москва превратилась в политический центр Руси

IV.Оценочно-рефлексивный этап.

 Выступления групп.

После выступления групп - «Чистая доска».

V. Подведение итогов урока.

Окончательный вывод: какова роль Ивана Даниловича в становлении Москвы как центра объединения.

VI.Рефлексия.

Ответ на сформулированный в начале урока вопрос: Каковы предпосылки и причины возвышения и превращения Москвы в центр объединения русских земель?

"Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

VII. Домашнее задание: параграф 22, пересказ (Сл.11)

Маршрутный лист 3

  1. Группа 3

Задания: Разбившись на пары и, распределив вопросы между микрогруппами, выполните приведенные задания:

1. Изучите пункт 1. «Владимиро-Суздальская Русь после монгольского нашествия» в § 22 учебника. (Параграф 17, пункт 1-2 «Предпосылки объединения русских земель и политическая система Руси»)

2.Сделайте вывод о положении Владимиро-Суздальской Руси после монгольского нашествия. (Русских земель в целом)

3.Изучите причины возвышения Москвы по дополнительному материалу. Объясните каждую из них, используя свои знания и текст параграфа. (Параграф 17 пункт «Причины возвышения Москвы» Данилов)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Причины возвышения Москвы:

  1. 1)Московское княжество имело выгодное географическое положение.

2) Через Москву проходил Волжский торговый путь.

3) Москва была хорошо защищена лесами и соседними княжествами от

     воинственных кочевников.

4) Расширилась территория княжества за счет скупки земель Московским

    князем Иваном Калитой (1325-1340).

5) Иван Калита наказал Тверское княжество за расправу над баскаками и

     получил от хана право на сбор и доставку в Золотую Орду дани со всех

     русских земель.

6) Часть собранной дани оседало в казне Ивана Калиты.

7) В Москве началось грандиозное строительство,  создание

     многочисленной дружины.

8) Установилась прямая власть над всеми русскими княжествами.

9) В Москву была перенесена резиденция митрополита.

10) Московское княжество было самым спокойным и безопасным.

11) Москва превратилась в политический центр Руси

  1. Маршрутный лист 2
  2. Группа 2

Задания: Разбившись на пары и, распределив вопросы между микрогруппами, выполните приведенные задания:

1. Изучите пункт 3. «Иван Калита» в § 22 учебника. (Параграф 17 «Правление Ивана Калиты» учебник Данилова)

2.Изучите дополнительный материал и ответьте на вопросы к нему.

3.На основании дополнительного материала и текста параграфа выделите основные направления деятельности Ивана Калиты.

4.Дайте ответы на вопросы в тексте.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

При Иване Калите Московское княжество стало сильнейшим на Руси.

Иван Данилович получил прозвище «Калита» за свое богатство. На Руси «калита» означало кожаную сумку, кошель, который или пристегивался, или привешивался к поясу. Предание говорит, что князь щедро раздавал подаяния.

        Летописи, повествуя о Калите, сообщают, что с его приходом на великое  княжение во всей земле Русской наступила «тишина».

 Вопрос: Что это с вашей точки зрения означало?

Иван Калита для достижения своих целей стремился использовать Золотую Орду.

        Золотая Орда при хане Узбеке переживала апогей своего могущества, поэтому открытая борьба с Ордой была бы обречена на поражение. Политика Ивана Калиты была похожа на политику его деда Александра Невского.

        В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против баскака Чолхана. Он и его воины были убиты. Ордынская рать и без Ивана Калиты пришла бы на Русь с карательной экспедицией. Но Иван Калита воспользовался ситуацией. У него был выбор: либо вместе с ордынским войском покарать Тверь, но при этом спасти Москву, Владимир, Суздаль, либо все потерять, допустив большое кровопролитие, так как в Орде собирались совершить карательную экспедицию по всем русским землям.

        Калита с ордынцами, заверив хана Узбека в своей верности, обрушился на Тверь. Тверская земля была опустошена, тверской князь Александр Михайлович бежал в Псков, а Иван Калита получил ярлык на Великое княжение (Великий князь Владимирский с 1328). Поступок князя  на Руси ему долго не могли простить.

Вопрос Как вы оцениваете эту политику Ивана Калиты? Можно ли её оправдать?

                Двойственность внутренней политики Ивана Калиты:

- князь действовал в интересах собственного княжества с одной стороны

- князь действовал на благо все русских земель с другой стороны

Основные характеристики московской политики:

  • Поддержание положительных отношений с Золотой Ордой
  • Удержание ярлыка на Великое княжение и права собирать «ордынский выход» - дань
  • Накопление средств и приобретение земель
  • Сохранение устойчивости княжества из-за удачного порядка престолонаследия

Маршрутный лист 1

Группа 1

Задания: Разбившись на пары и, распределив вопросы между микрогруппами, выполните приведенные задания:

1. Изучите пункт 2. «Борьба Москвы и Твери» § 22 учебника. (Параграф 17 Данилов)

2. Изучите таблицу.

3. Покажите на карте территорию Московского и Тверского княжеств.

4. Объясните, почему именно Тверь и Москва стали основными претендентами на роль центра русского государства.

  1.     Тверское княжество
  1.     Московское княжество
  1. Тверь выгодно расположена
  2. Тверское княжество избежало дробления и набирало силу
  3. Княжество возникло в XIII веке
  4. 1247 г. – тверской престол занял
  5.                 младший брат Александра
  6.                 Невского – Ярослав
  7.                 Ярославович
  8. 1305 г. – получено право от Золотой Орды на великое владимирское княжение
  9. 1308 г. – тверской князь Михаил получил ярлык на Великое княжение
  10. 1318 г. – хан Узбек стал опасаться усиления Твери
  11. Митрополит Петр предпочел Москву Твери
  1. Москва выгодно расположена:
  2. - на пересечении торговых путей
  3. - далеко от опасных территорий
  4.   ордынского владычества
  5. - имеет плодородные земли
  6. 1276 г. - первым Московским князем
  7.  стал младший сын Александра
  8.  Невского – Даниил (1276-1303)
  9. Московское княжество по территории
  10. уступало Тверскому, поэтому Московские князья поставили цель – расширить размеры владений:
  11. - 1301 год Даниил отнял у рязанских князей Коломну и получил по завещанию племянника Переяславское княжество
  12. - сын Даниила Юрий (1303-1325) отвоевал у смоленских князей Можайск
  13. -1326г. Митрополит Петр умер в Москве, митрополит Феогност остался в Москве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)

Цели:Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.Осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.Способствовать проявлению чувств сопереживания,...

Конспект урока истории по теме "Революционное народничество" для 8 класса

Конспект и презентация к уроку на тему "Революционное народничество" для 8 класса...

Конспект урока истории на тему "Ассирийская держава" в 5 классах

При ознакомлении учащихся с ассирийской державой используются загадки,истроическая викторина,кроссворд....

Конспект урока истории на тему: "Быт и нравы Древней Руси" 6 класс

Урок истории 6 классТема: Быт и нравы Древней РусиЦель: Изучение образа жизни древнерусского обществаПланируемые результаты: предметные:  научиться понимать, что целостное представление...

Технологическая карта и конспект урока истории по теме "Начальный этап Столетней войны" для 6 класса

Разработка содержит технологическую карту и пошаговый конспект урока по теме " Начальный этап Столетней войны", задания для учащихся, документы и средневековые миниатюры по теме....

План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса.

План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса....

Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс)

Конспект урока истории по теме «Удельный период русской истории» (6 класс) ...