"Средневековая деревня и ее обитатели"
методическая разработка по истории (6 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян
Задачи урока:
образовательная:
- сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
средневековая деревня | 861 КБ |
средневековая деревня | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Викторина: 1. Как назывались военные состязания рыцарей в силе и ловкости? 2. Где возникали города в Средневековье? 3. Что означает поговорка « Рыцарь в луже утонул » ? 4. Что такое ратуша? 5. Почему крестьяне стремились в город?
План урока: Господская земля и крестьянские наделы Феодал и зависимые крестьяне Натуральное хозяйство Крестьянская община Как жили крестьяне
На земле свободной деревни возникла ФЕОДАЛЬНАЯ ВОТЧИНА – большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне
Господская земля- феодальная вотчина
Феодальные повинности БАРЩИНА ОБРОК
БАРЩИНА – это все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала ОБРОК – это доля продуктов крестьянского хозяйства (зерно, скот, яйца, мёд) которую нужно было отдать феодалу
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мальтинская СОШ»
Усольский район, Иркутская область
Конспект урока
по истории в 6 классе
на тему:
«Средневековая деревня и ее обитатели»
Разработал учитель
истории и обществознания
Лактионова Г. Ю.
2023г.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян
Задачи урока:
образовательная:
- сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.
развивающая:
- продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, составления связного рассказа и участия в обсуждении
- продолжить формирование умения составлять схемы
- работа с новыми понятиями и терминами.
воспитательная:
- формировать у учащихся понимание сути рыцарского поведения в средневековую эпоху и в современное время;
- воспитывать уважение к крестьянскому труду
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Введение в тему.
Приветствие. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Проверка домашнего задания - фронтальный опрос в форме викторины. Вопросы викторины на экране.
Викторина:
1. Как назывались военные состязания рыцарей в силе и ловкости?
2. Где возникали города в Средневековье?
3. Что означает поговорка «Рыцарь в луже утонул»?
4. Что такое ратуша?
5. Почему крестьяне стремились в город?
Молодцы!
Введение в тему.
Итак, мы отправимся в деревню, но не в обычную. Какой период времени мы с вами проходим? Средневековье. Значит тема сегодня «Средневековая деревня и ее обитатели»
Слайд 1.
Запись в тетради: дата, тема.
Как вы думаете, что мы должны сегодня на уроке узнать? О чем мы будем говорить?
Вспомнить то, что уже известно и узнать новое.
План урока:
1.Господская земля и крестьянские наделы.
2.Феодал и зависимые крестьяне.
3.Крестьянская община.
4.Как жили и трудились крестьяне.
5. Натуральное хозяйство.
II. Новая тема
1. Господская земля и крестьянские наделы
Ну вот мы в средневековой деревне. Как вы думаете, чем средневековые деревни отличались от современных?
Да, отличий много. Самое главное отличие в том, что жители деревень не были свободными.
Мы с вами знаем, что в средневековье в странах Европы царила феодальная раздробленность. Что же это значит. Земли и власть принадлежали землевладельцам, т.ею феодала. Вспомним, кто такие феодалы. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами. На землях феодалов жили крестьяне. Работали.
Есть такое выражение «нет земли без сеньора», как вы его понимаете, и как можете обьяснить?
Вотчина («от отца») – наследственное земельное владение феодала.
Поместье – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне
На землях свободной деревни возникает феодальная вотчина – земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну. Пахотная земля в вотчине делилась на господскую и крестьянскую. В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.
Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господские и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел
Крестьяне работали на своей земле и земле феодала. Почему? Они были зависимы.
Скажите, когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю? Для того, чтобы узнать ответ выполните задание.
Проблемный вопрос: Как вы думаете, на каких условиях феодалы разрешали зависимым крестьянам пользоваться землей? (Ответы учеников)
Поскольку вся земля находилась в руках сеньоров, крестьяне, жившие на этой земле, должны были платить за пользование этой землей. Главными обязанностями (повинностями) были барщина и оброк.
Задание 1: Изучить материал в учебнике, параграф 14, стр. 88 , ответить на вопрос
Крестьяне должны были нести повинность, в виде барщины и оброка.
Оброк - повинность зависимого крестьянина, заключающаяся в выплате дани помещику. Барщина - повинность, отбываемая крепостными и временно обязанными крестьянами в пользу землевладельца
Записать в тетрадь определения.
Задание 2: Соотнести примеры к барщине или оброку
Ремонт моста
Строительство дома
Сало
Мед
Обработка земли
Пряжа
Зерно
Очистка прудов
Ловля рыбы
Десятая часть урожая и дохода
Проверка задания. Куда вы отнесли последний пример – десятая часть урожая и денег?
Это церковный налог, каждый крестьянин должен содержать 1 монаха, т.е.отдавать церкви одну десятую часть от всего, что у него есть и появляется. Легко ли жилось крестьянам? Конечно нет. Ему приходилось работать с утра и до поздней ночи, без выходных, чтобы прокормить свою семью.
Примерно так схематически выглядела повинность крестьян.
Физкультминутка.
Феодальные крестьяне были главными производителями в эпоху Средневековья и самой многочисленной категорией населения – 9/10 от всего населения). На полученных от феодалов наделах крестьяне вели собственное хозяйство. Но земля принадлежала не отдельной семье, а всей общине.
Задание 3: изучая п. 3 § 11, найдите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.
Причины объединения крестьян в общину:
Крестьянская община
землю, решала, что сеять и когда убирать урожай, владела угодьями
-помогала беднякам выплачивать налоги
- опекала вдов и сирот
-хранила обычаи
- разыскивала преступников
- ведала хозяйственными делами: делила
- поддерживала мир и порядок, сохраняла традиции
- помогала бедным выплачивать налоги
-оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ
4. Труд крестьян.
Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Обычно пахали легким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко — лошадь. Почву рыхлили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки обрабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили одежду.
В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.
Прочитав параграф, мы с вами узнали, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: и продукты питания, и оружие, и конная сбруя, и ткани, одежда. Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натуральным.
Записывают в тетрадь: натуральное хозяйство.
IV. Подведение итогов урока, рефлексия.
Ну что ж ребята, сегодня вы хорошо поработали и очень порадовали меня, давайте с вами ответим на последний вопрос, что мы сегодня изучили на уроке? Сегодня мы узнали о том, как жили крестьяне в средние века, чем они занимались, как жили. Совершенно верно, таким образом, сегодня мы познакомились с увлекательным миром средневековой деревней и ее обитателями.
- Хотели бы вы жить в средневековой деревне?
- Какие новые термины вы сегодня узнали?
Закончите фразу, т.е. вы должны сказать, о том чего раньше не знали о средневековой деревне.
«Оказывается….»
V Домашнее задание и выставление оценок в журнал
Домашнее задание на доске, запишите в дневник. Домашнее задание.
- Прочитать §14.
- Выучить новые слова.
Задание на выбор:
- Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили крестьяне в Средние века»
- Составить рассказ «Один день из жизни крестьянина»
Спасибо за работу на уроке! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 6 классе "Средневековая деревня и её обитатели" (История Средних веков)
Разработка урока по истории Средних веков по теме "Средневековая деревня и её обитатели" На уроке используется презентация.с заданиями по предыдущей теме....
Технологическая карта урока истории "Средневековая деревня и ее обитатели"
Конспект урока истории для учащихся 6 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....
Средневековая деревня и её обитатели
Средневековая деревня и её обитатели...
6 класс. Конспект урока "Средневековая деревня и ее обитатели"
План-конспект урока по истории Средних веков с использованием технологии проблемного мышления....
Средневековая деревня и ее обитатели
Конспект открытого урока по истории в 6 классе на тему " Средневековая деревня и ее обитатели"...
План урока по истории Среднних веков по ФГОС "Средневековая деревня и ее обитатели"
Технологическая карта урока по Истории средних веков ,6 класс...
Средневековая деревня и ее обитатели
Средневековая деревня и ее обитатели...