письменность и знания древних египтян
методическая разработка по истории (5 класс)

Лактионова Галина Юрьевна

Цели урока:

Образовательные:

  • раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
  • создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте;
  • на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки.

Развивающие:

  • путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач продолжить формирование логического и исторического мышления учащихся;
  • на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов продолжить формирование умения сравнивать различные явления.

Воспитательные:

  • помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
  • воспитывать уважение к чужой культуре.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Письменность и знания древних египтян

Слайд 3

Сегодня на уроке: Загадочные письмена. Египетский папирус Как была разгадана тайна иероглифов. В древнеегипетской школе .

Слайд 4

На берегах этой реки возникло древнеегипетское государство (Нил)

Слайд 5

Место, где река Нил делится на рукава и впадает в Средиземное море (Дельта)

Слайд 6

Правитель в Древнем Египте (Фараон)

Слайд 7

(Папирус)

Слайд 8

Древние сооружения египтян, гробницы фараонов и знатных вельмож (Пирамида)

Слайд 10

1. Загадочные письмена. Иероглифы – «священные письмена» – древние фигурные знаки египетского письма (и некоторых других), обозначающие целое слово или несколько звуков.

Слайд 11

Значение некоторых иероглифов – слово «рот» и звук « р » – слово «хлеб» и звук «т» слово «мотыга» и сочетание звуков «м» и « р » – Гласные звуки иероглифами НЕ передавались. ! В египетском письме более 700 иероглифов ! Легко ли выучить такое письмо? ?

Слайд 13

Обучение письму Что можно сказать о методах обучения в египетской школе? Девизом египетской школы были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал». ? Сначала ученики писали на черепках битой посуды. И только старшим ученикам, кто уже хорошо владел искусством письма доверяли папирус.

Слайд 14

Древнеегипетская статуя писца на фоне бога мудрости Тота , покровителя знаний и письменности Письменные принадлежности египтян

Слайд 15

Области знаний древних египтян: Математика: Создали свою простую систему числе, умели умножать и делить, вычислять площади фигур. Химия: Изготавливали бальзамировочные составы, использовали различные минеральные и органические добавки для окрашивания сырья, научились варить стекло. Астрономия: Создали карту звездного неба, видимого в Египте, составляли календарь, умели определять, когда начнется разлив Нила. Для измерения времени использовали водяные часы. Медицина: Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. Знали несколько сот лекарственных растений. При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой.

Слайд 16

3 . Как была разгадана тайна египетских иероглифов. 15 июля 1799 группе французских солдат под командованием капитана Пьера-Франсуа Бушара при сооружении форта Сен-Жюльен близ города Розетты была обнаружена каменная плита с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами (два текста на древнеегипетском языке и один на древнегреческом языке. Розеттский камень. С 1802 г. хранится в Британском музее Многие ученые бились над их разгадкой. Кому же удалось это сделать?

Слайд 17

Жан-Франсуа Шампольон 14 сентября 1822 года совершил прорыв в науке, убедившись, что может читать и переводить любые древнеегипетские иероглифические тексты. Теперь ученые могут читать древние египетские тексты и разгадывать все новые и новые загадки.

Слайд 19

3. Школа готовила писцов и жрецов. В древнеегипетской школе. Рельеф из гробницы Обучение в школе было платным, и позволить себе образование детей могли лишь состоятельные египтяне. Обучались в школе только мальчики. Срок обучения был длительным (с 5 до 17 лет). Главной целью обучения было: подготовить чиновников, владевших письмом и математическими расчетами.

Слайд 20

Домашнее задание. П.12, вопросы



Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 5 классе

Тема: «Письменность и знания древних египтян».

Цели урока:

Образовательные:

  • раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
  • создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте;
  • на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки.

Развивающие:

  • путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач продолжить формирование логического и исторического мышления учащихся;
  • на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов продолжить формирование умения сравнивать различные явления.

Воспитательные:

  • помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
  • воспитывать уважение к чужой культуре.

Межпредметные связи: математика

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: проблемный метод, частично-поисковый метод.

Приемы: работа с раздаточным материалом, работа с картой, работа с иллюстрациями, работа с текстом, работа с понятиями.

Основные понятия: иероглифы, папирус, свиток, астрономия, солнечные и водяные часы.

Оборудование: компьютер, проектор, карта «Древний Египет».

Учебник:Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2020 г.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.(10 мин)

Подборка ребусов по пройденному материалу (дельта, пирамида, фараон,папирус, Нил)

II. Изучение нового материала. (25 мин)

  1. Актуализация знаний учащихся. Работа с иллюстрацией. Перед нами вход с гробницу фараона. Что мы можем увидеть на этой иллюстрации? Ответы учащихся. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? Постановка цели урока учащимися. Корректировка цели урока учителем: Сегодня мы с вами будем изучать древнеегипетскую письменность, узнаем, как расшифровали египетские письмена, а также познакомимся с древнеегипетской школой и науками, которые изучали древние египтяне.
  2. Письменность древних египтян.

Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать). Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы? (Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо”). Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

Давайте представим, что вы знаменитые исследователи, археологи. Делимся на группы по рядам. Вам в руки попали ценные тексты древних египтян. (раздаю каждой группе по свитку)

  1. свиток – сведения о письменности
  2. свиток- о секретах изготовления папируса
  3. свиток-о научных знаниях

Ребята работают с текстами, делают свои выводы.

Физминутка

Итак, вы узнали, что египтяне писали иероглифами. История расшифровки древней письменности связана с именем Франсуа Шампольона. В 1822 году он смог разгадать тайну иероглифов. Много интересного узнали ученые из египетских свитков. Например, что древние египтяне проводили сложные астрономичексие наблюдения, обладали познаниями в медицине, и делали сложные математические вычисления, решали задачи. Давайте ребята попробуем решить древнеегипетскую задачку. (решаем задачу на экране)

Физминутка для глаз

После решения задачи начинаем подводить итоги.

3. Закрепление изученного на уроке.

Игра «Светофор»

У учеников есть в наличии 3 кружка красного, желтого и зеленого цвета. Каждый из них имеет свое значение «красный»- нет, «синий» - да.

Условия  игры: Ученики слушают текст, который произносит учитель (а учитель произносит некоторые предложения с ошибками)и на каждое предложение поднимают сигнал.

Текст игры:

1. В египетском письме более 200 иероглифов. – (700)

2. Иероглифы – это знаки для письма в Древнем Египте. +

3. Первые иероглифы были рисунками. +

4. Иероглифы употреблялись не только для обозначения слов, но и для передачи гласных и согласных звуков. – (гласные звуки не записывали)

5. Основной материал для письма был папирус. +

6. Папирус был ломкий, его сворачивали в трубки – свитки .+

7. В школах готовили писцов, ремесленников. – (писцов и жрецов)

8.  В школах роль учителей выполняли жрецы. +

9. В египетской школе могли учиться все желающие. – (только дети состоятельных родителей)

10. Многие знания передавались только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди. +

Рефлексия:

Ученики поднимают цветные кружки, которые соответствуют их настроению и активности на уроке.

-Понравился урок?

- Хорошо вы поработали?

-Много узнали нового?

Домашнее задание: § 12. По выбору составить с помощью иероглифов письмо другу

Подведение итогов урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....

"Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....

Урок истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"...

урок в 5 классе Письменность и знание древних египтян

урок  разработан для учащихся 5 классов...