урок в 5 классе Письменность и знание древних египтян
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему

Сидоренко Татьяна Владимировна

урок  разработан для учащихся 5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc76 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя  общеобразовательная школа № 7

г. Бийск

КОНСПЕКТ УРОКА

По теме: Письменность и знания древних египтян

ФИО: Сидоренко Т.В.

Должность, предмет: учитель, история

Класс  5 в

2015г.


Схема конспекта урока

Педагог  Сидоренко Татьяна  Владимировна

Город, район г. Бийск

Образовательное МБОУ СОШ №7

Предмет (или должность) история

Класс  5 класс

Тема урока Письменность и знания древних египтян

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке компьютер, ноутбуки, проектор, экран, презентация « Письменность и знания древних египтян», презентации для создания залов виртуального музея, учебник по истории Древнего мира  А. Вигасина, Г. Годера «История Древнего мира,5 класс», конверты с заданиями (маршрутные листы, экскурсионные листы), кроссворд.

  1. Организационный момент, включающий:

Цель для учащихся. Создание атмосферы  доброжелательности и сотрудничества  на уроке

Цель и задачи для учителя. Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс, используя эмоциональную, психологическую и  мотивационную подготовку учащихся к усвоению изучаемого материала

Методы. Положительный эмоциональный настрой достигается путем непосредственного эмоционального «заряда» учащихся от учителя

1.Регулятивные УДД(  показывать достижения цели- готовность рабочих мест учащихся для дальнейшей работы, метод обсуждения- визуальный

Развитие личностных УУД ( показывать достижения цели:

Развитие Коммуникативных УУД (умение осуществлять взаимодействие с учителем и одноклассниками, слушать и вступать в диалог)

Интеллектуальный настрой на урок, метод обсуждения и метод обнаружения- рефлексия в конце урока- пункт «Оцени одним словом

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствие учителя,  подготовка класса к деятельности

Учащиеся слушают  учителя

Учитель представляется,

приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Владимировна, я  учитель истории школы №7.  Я уверена, что вы настроены  на активную и плодотворную  работу  и предлагаю начать наше учебное занятие».

Сегодня, вы продолжаете изучать государство, полное тайн и загадок - Древний Египет. Но форма нашего  урока будет не совсем обычной. Предлагаю вам, на этом уроке стать учеными-египтологами. Разрешите мне быть вашим руководителем. Спасибо за доверие.

В результате нашей работы будут оформлены материалы с описанием экспозиций для залов виртуального музея. Если вы выполните все задания и ответите на все вопросы в конце урока получите, сертификаты ученых-египтологов.

Сертификат красного критерии описания сертификата

  1. Изучение нового учебного материала.

Цель учителя – организовать деятельность учащихся по получению знаний о письменности и знаниях древних египтян

Цель учащихся – систематизировать свои знания об письменности египтян, школах Древнего Египта , оформить записи  по  теме урока, оставить общий проект урока.

Методы – демонстрационный, частично-поисковый, словесный, интерактивный( работа в группах)

Основные положения нового учебного материала: иероглифы, папирус, Жан Франсуа Шампальон, египетские школы ,математика, астрономия ,медицина

Критериями определения уровня внимания и интереса учащихся на данном этапе - являются вовлеченность всех учащихся в групповую работу и обсуждение всеми учащимися результатов  работы

формы и методов организации индивидуальной и групповой деятельности: работа в малых группах, фронтальный опрос.

 Развивать Коммуникативные УУД (групповая работа)

 Развивать Регулятивные УУД(поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль)

Развивать Личностные УУД (выполнение тестирования)

 Развивать Познавательные УУД (заполнение экскурсионных листов)

  •  Регулятивные УУД (поиск ошибок исправление)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся просматривают ролик

Учащиеся отвечают на вопросы после просмотра ролика

(Предполагаемые ответы: пирамиды, иероглифы)

Учащиеся выдвигают версии (знаки, письменность египтян, письмо)

Учащиеся смотрят слайд презентации

Учащиеся  решают задание и выдвигают  версии (знания)

Учащиеся предлагают  варианты темы исследования (Если возникают  затруднения?)

Учащиеся слушают информацию о цели исследования

Учащиеся называют задачи   на урок:

1.Познакомиться  с письменностью древних египтян

2.Узнать, как учились египетские школьники

3.Узнать  о знаниях древних  египтян

Учащиеся определяются  с выбором для группы экспертов

(Если много желающих или наоборот нет, тогда задание отдается вместе с другими конвертами)

Группы определяются  с руководителями

Руководители групп подходят  к учителю ,выбирают конверты с заданиями, читают название зала, который будут оформлять

Руководители садятся на места  и вместе  с участниками изучают задания

Если  у учащихся  возникают вопросы, то они задают учителю

Учащиеся слушают инструкцию учителя,

выбирают выступающих экскурсоводов,

 Учащиеся выполняют  задания в группах (знакомятся  с материалом  № 12 учебника, дополнительным материалом, заполняют  экскурсионные листы)

Представители группы выступают с экскурсией по своему залу

Чтобы определить тему исследования, предлагаю посмотреть видеоролик  

1.Что вы увидели.

2.Что нового неизученного вы увидели на пирамидах.

Скажите, а что такое иероглифы?

Конечно, вы  правы, давайте посмотрим научное определение понятия иероглифа

 

(Слайд № 1)

Таким образом, ребята, мы выяснили, что  иероглиф связан с письменностью.

Предлагаю, Вам закончить логическую цепочку

Иероглиф – письменность - …

Слайд № 2

Давайте сформулируем тему нашего исследования  

Письменность и знания древних египтян

Слайд № 3

Наводящими вопросами помогает сформулировать тему урока

Как руководитель научной группы, я ставлю перед вами цель нашего исследования:

изучение особенностей письменности и знаний древних египтян

Слайд №4

Учитель: Ребята, определите задачи нашей работы?

Вы помните, что мы оформляем залы виртуального  музея, но есть одно особенное  задание для группы экспертов. Кто хотел бы его выполнить?

Определите руководителей ваших малых научно-исследовательских групп.

Руководители подойдите ко мне и выберите конверты с заданиями.

Прочитайте,  к какому залу  виртуального  музея, будете оформлять материалы.

Садитесь на места, откройте конверты, изучите полученные задания на маршрутных листах.

Вопросы по заданию?

Напоминаю, что на работу вам отводится 5 минут, не забудьте выбрать выступающих - экскурсоводов, на выступление не более 2 минут.

Самостоятельная  работа  учащихся

Физ-минутка

Вы, знаете, что египтяне очень радовались дождю, так как там были не редки засухи, предлагаю ,вам побыть в роли древних египтян и порадоваться вместе.

Приплыли тучи дождевые
Лей дождик - лей! (
Руки вытянуты, ладоши вниз.)
Дождинки пляшут,                 
Потряхивают руками, топают НОГАМИ)
Как живые
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт                   
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт!                      (Наклоняются, садятся.)

Выступление групп. Учитель дополняет информацию учащихся

4

3. Закрепление учебного материала, предполагающее:

Цель учителя – организовать деятельность учащихся по совместному подведению итогов урока, проверить степень усвоения учащимися нового материала.

Цель учащихся – оценить свою деятельность на уроке.

Метод – словесный, демонстрационный, практический( выполнения задания)

Критерии определения степени усвоения учащимися нового материала – успешность выполнения проверочных заданий в форма кроссворда.

 Развивать Коммуникативные УУД(составление отзыва на работу)

 Развивать Личностные УУД (подведение итогов урока)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся слушают учителя

Выполняют кроссворд/или обсуждают в группе ,а потом отвечают на кроссворд в презентации

По одному желающему из группы  характеризуют своё эмоциональное состояние, одним словом.

Учащиеся оценивают работу группы  во время урока

Руководители группы получают сертификат

Мы подготовили и провели экскурсии по залам нашего виртуального музея «Письменность и знания древних египтян».

Вывод

Чтобы получит сертификат экскурсовода ученого-египтолога, давайте проверим, насколько глубоки наши знания.

Предлагаю разгадать кроссворд

Рефлексия

Давайте подведем итоги нашего урока – исследования.

Предлагаю вам

выбрать 1 слова из 12, которые наиболее точно передают ваше состояние на уроке.

Самооценивание

Оцените работу в группы по предложенным в начале урока критериям

Как оценила свою работу группы? Все согласны?

Вручаются группам сертификаты

Перед вами слова, попробуйте оценить свое состояние на уроке одним  словом, желающие.

9.47-9.48

Слайд №

9.48-9.51

Слайд №

9.51-9.53

9.53-9. 54

9.54-9.56

4. Задание на дом, включающее:

Цель для учащихся.

•        Цель для учителя. Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания.

•        определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

1.Изучить параграф  № 12, составить с помощью иероглифов свой год рождения.

2.по желанию, подготовить рассказ от имени египетского мальчика о египетской школе

Ребята, на этом урок наш подошел к концу, мне было приятно с вами работать, всем спасибо. До свидания!

9.56-9.58

9.58-9.59



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя  общеобразовательная школа № 7

г. Бийск

КОНСПЕКТ УРОКА

По теме: Письменность и знания древних египтян

ФИО: Сидоренко Т.В.

Должность, предмет: учитель, история

Класс  5 в

2015г.


Схема конспекта урока

Педагог  Сидоренко Татьяна  Владимировна

Город, район г. Бийск

Образовательное МБОУ СОШ №7

Предмет (или должность) история

Класс  5 класс

Тема урока Письменность и знания древних египтян

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке компьютер, ноутбуки, проектор, экран, презентация « Письменность и знания древних египтян», презентации для создания залов виртуального музея, учебник по истории Древнего мира  А. Вигасина, Г. Годера «История Древнего мира,5 класс», конверты с заданиями (маршрутные листы, экскурсионные листы), кроссворд.

  1. Организационный момент, включающий:

Цель для учащихся. Создание атмосферы  доброжелательности и сотрудничества  на уроке

Цель и задачи для учителя. Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс, используя эмоциональную, психологическую и  мотивационную подготовку учащихся к усвоению изучаемого материала

Методы. Положительный эмоциональный настрой достигается путем непосредственного эмоционального «заряда» учащихся от учителя

1.Регулятивные УДД(  показывать достижения цели- готовность рабочих мест учащихся для дальнейшей работы, метод обсуждения- визуальный

Развитие личностных УУД ( показывать достижения цели:

Развитие Коммуникативных УУД (умение осуществлять взаимодействие с учителем и одноклассниками, слушать и вступать в диалог)

Интеллектуальный настрой на урок, метод обсуждения и метод обнаружения- рефлексия в конце урока- пункт «Оцени одним словом

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствие учителя,  подготовка класса к деятельности

Учащиеся слушают  учителя

Учитель представляется,

приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Владимировна, я  учитель истории школы №7.  Я уверена, что вы настроены  на активную и плодотворную  работу  и предлагаю начать наше учебное занятие».

Сегодня, вы продолжаете изучать государство, полное тайн и загадок - Древний Египет. Но форма нашего  урока будет не совсем обычной. Предлагаю вам, на этом уроке стать учеными-египтологами. Разрешите мне быть вашим руководителем. Спасибо за доверие.

В результате нашей работы будут оформлены материалы с описанием экспозиций для залов виртуального музея. Если вы выполните все задания и ответите на все вопросы в конце урока получите, сертификаты ученых-египтологов.

Сертификат красного критерии описания сертификата

  1. Изучение нового учебного материала.

Цель учителя – организовать деятельность учащихся по получению знаний о письменности и знаниях древних египтян

Цель учащихся – систематизировать свои знания об письменности египтян, школах Древнего Египта , оформить записи  по  теме урока, оставить общий проект урока.

Методы – демонстрационный, частично-поисковый, словесный, интерактивный( работа в группах)

Основные положения нового учебного материала: иероглифы, папирус, Жан Франсуа Шампальон, египетские школы ,математика, астрономия ,медицина

Критериями определения уровня внимания и интереса учащихся на данном этапе - являются вовлеченность всех учащихся в групповую работу и обсуждение всеми учащимися результатов  работы

формы и методов организации индивидуальной и групповой деятельности: работа в малых группах, фронтальный опрос.

 Развивать Коммуникативные УУД (групповая работа)

 Развивать Регулятивные УУД(поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль)

Развивать Личностные УУД (выполнение тестирования)

 Развивать Познавательные УУД (заполнение экскурсионных листов)

  •  Регулятивные УУД (поиск ошибок исправление)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся просматривают ролик

Учащиеся отвечают на вопросы после просмотра ролика

(Предполагаемые ответы: пирамиды, иероглифы)

Учащиеся выдвигают версии (знаки, письменность египтян, письмо)

Учащиеся смотрят слайд презентации

Учащиеся  решают задание и выдвигают  версии (знания)

Учащиеся предлагают  варианты темы исследования (Если возникают  затруднения?)

Учащиеся слушают информацию о цели исследования

Учащиеся называют задачи   на урок:

1.Познакомиться  с письменностью древних египтян

2.Узнать, как учились египетские школьники

3.Узнать  о знаниях древних  египтян

Учащиеся определяются  с выбором для группы экспертов

(Если много желающих или наоборот нет, тогда задание отдается вместе с другими конвертами)

Группы определяются  с руководителями

Руководители групп подходят  к учителю ,выбирают конверты с заданиями, читают название зала, который будут оформлять

Руководители садятся на места  и вместе  с участниками изучают задания

Если  у учащихся  возникают вопросы, то они задают учителю

Учащиеся слушают инструкцию учителя,

выбирают выступающих экскурсоводов,

 Учащиеся выполняют  задания в группах (знакомятся  с материалом  № 12 учебника, дополнительным материалом, заполняют  экскурсионные листы)

Представители группы выступают с экскурсией по своему залу

Чтобы определить тему исследования, предлагаю посмотреть видеоролик  

1.Что вы увидели.

2.Что нового неизученного вы увидели на пирамидах.

Скажите, а что такое иероглифы?

Конечно, вы  правы, давайте посмотрим научное определение понятия иероглифа

 

(Слайд № 1)

Таким образом, ребята, мы выяснили, что  иероглиф связан с письменностью.

Предлагаю, Вам закончить логическую цепочку

Иероглиф – письменность - …

Слайд № 2

Давайте сформулируем тему нашего исследования  

Письменность и знания древних египтян

Слайд № 3

Наводящими вопросами помогает сформулировать тему урока

Как руководитель научной группы, я ставлю перед вами цель нашего исследования:

изучение особенностей письменности и знаний древних египтян

Слайд №4

Учитель: Ребята, определите задачи нашей работы?

Вы помните, что мы оформляем залы виртуального  музея, но есть одно особенное  задание для группы экспертов. Кто хотел бы его выполнить?

Определите руководителей ваших малых научно-исследовательских групп.

Руководители подойдите ко мне и выберите конверты с заданиями.

Прочитайте,  к какому залу  виртуального  музея, будете оформлять материалы.

Садитесь на места, откройте конверты, изучите полученные задания на маршрутных листах.

Вопросы по заданию?

Напоминаю, что на работу вам отводится 5 минут, не забудьте выбрать выступающих - экскурсоводов, на выступление не более 2 минут.

Самостоятельная  работа  учащихся

Физ-минутка

Вы, знаете, что египтяне очень радовались дождю, так как там были не редки засухи, предлагаю ,вам побыть в роли древних египтян и порадоваться вместе.

Приплыли тучи дождевые
Лей дождик - лей! (
Руки вытянуты, ладоши вниз.)
Дождинки пляшут,                 
Потряхивают руками, топают НОГАМИ)
Как живые
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт                   
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт!                      (Наклоняются, садятся.)

Выступление групп. Учитель дополняет информацию учащихся

4

3. Закрепление учебного материала, предполагающее:

Цель учителя – организовать деятельность учащихся по совместному подведению итогов урока, проверить степень усвоения учащимися нового материала.

Цель учащихся – оценить свою деятельность на уроке.

Метод – словесный, демонстрационный, практический( выполнения задания)

Критерии определения степени усвоения учащимися нового материала – успешность выполнения проверочных заданий в форма кроссворда.

 Развивать Коммуникативные УУД(составление отзыва на работу)

 Развивать Личностные УУД (подведение итогов урока)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся слушают учителя

Выполняют кроссворд/или обсуждают в группе ,а потом отвечают на кроссворд в презентации

По одному желающему из группы  характеризуют своё эмоциональное состояние, одним словом.

Учащиеся оценивают работу группы  во время урока

Руководители группы получают сертификат

Мы подготовили и провели экскурсии по залам нашего виртуального музея «Письменность и знания древних египтян».

Вывод

Чтобы получит сертификат экскурсовода ученого-египтолога, давайте проверим, насколько глубоки наши знания.

Предлагаю разгадать кроссворд

Рефлексия

Давайте подведем итоги нашего урока – исследования.

Предлагаю вам

выбрать 1 слова из 12, которые наиболее точно передают ваше состояние на уроке.

Самооценивание

Оцените работу в группы по предложенным в начале урока критериям

Как оценила свою работу группы? Все согласны?

Вручаются группам сертификаты

Перед вами слова, попробуйте оценить свое состояние на уроке одним  словом, желающие.

9.47-9.48

Слайд №

9.48-9.51

Слайд №

9.51-9.53

9.53-9. 54

9.54-9.56

4. Задание на дом, включающее:

Цель для учащихся.

•        Цель для учителя. Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания.

•        определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

1.Изучить параграф  № 12, составить с помощью иероглифов свой год рождения.

2.по желанию, подготовить рассказ от имени египетского мальчика о египетской школе

Ребята, на этом урок наш подошел к концу, мне было приятно с вами работать, всем спасибо. До свидания!

9.56-9.58

9.58-9.59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....

Урок истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 19 Письменность и знания древних египтян

Цель урока: познакомить с системой письменности египтян, зарождением научных знаний в Древнем Египте...

урок истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику А.А. Вигасина. Всеобщая история. История Древнего мира...

Урок истории 5 класс "Письменность и знания Древних Египтян"

Урок знакомство с новым материалом по теме "Письменность и знания Древних Египтян"...

Открытый урок по истории в 5 классе "Письменность и знания древних египтян"

Открытый урок по истории 5 класс на тему "Письменность и знания древних египтян"...