Факультативный курс "Вспомогательные исторические дисциплины"
элективный курс по истории (5 класс)

Лактионова Галина Юрьевна

Целью курса является расширение и углубление содержания истории в 5 классе. В процессе изучения истории предполагается не только освоение учащимися определенной суммы фактов об историческом прошлом, но и формирование приемов учебной деятельности (умение выделить главные и второстепенные факты; объяснить их значение и связь с настоящим и будущим; выявить основные тенденции развития стран и народов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса для учащихся 5 класса (16 часов)

«Науки, сопровождающие историю»

Пояснительная записка

Целью курса является расширение и углубление содержания истории в 5 классе. В процессе изучения истории предполагается не только освоение учащимися определенной суммы фактов об историческом прошлом, но и формирование приемов учебной деятельности (умение выделить главные и второстепенные факты; объяснить их значение и связь с настоящим и будущим; выявить основные тенденции развития стран и народов и т.д).

Содержание курса реализует две взаимосвязанные задачи: познавательную и развивающую. Решение их подразумевает предварительную подготовку детей к осмысленному пониманию исторического материала в  последующие годы изучения истории; общее гуманитарное развитие учащихся; формирование у них интереса к прошлому своей страны, своего народа, других народов и стран мира.

Изучение данного элективного курса будет способствовать формированию у пятиклассников следующего понятийного аппарата: история; исторический источник; ономастика; карта; легенда карты; хронология; календарь, лента времени; наша эра; до нашей эры; археологический памятник; геральдика; архитектура; искусство; капитель; фронтон; романский и готический стили; жанр; портрет; скульптура.

Тематическое планирование курса

Тема

Формы работы

Количество часов

История как наука

рассказ, беседа

2

Исторические источники

рассказ, беседа

1

Археология как наука

Рассказ, беседа, сообщение учащихся

1

Нумизматика – наука о монетах

Рассказ, беседа, экскурсия в школьный музей

1

Ономастика как ВИД

Рассказ, беседа, сообщение учащихся

2

Хронология как ВИД

Рассказ, беседа, сообщение учащихся

1

Геральдика как ВИД

Рассказ, беседа, сообщение учащихся

2

Генеалогия – наука, которая занимается поиском предков

Рассказ, сообщение учащихся

1

Метрология – наука, рассказывающая о единицах измерений

Рассказ, сообщение учащихся

1

Культурология – наука, изучающая мир, созданный руками и разумом человека

Рассказ, беседа

4

Содержание программы

Тема 1. История как наука (2 часа)

Многозначность понятия «история». Важнейшие периоды всемирной истории. Краткая характеристика истории древнего мира, средних веков, новой и новейшей истории.

Что означает любить историю. Знать факты и события. Понимать связь событий и явлений прошлого. Уметь делать достоверные выводы. Понятие «Вспомогательные исторические дисциплины».

Литература для учащихся

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. – М.: Интерпракс, 1994, с. 5-7.

Энциклопедия для детей. История России. Т.5 – М.: Аванта+, 1995. с. 5.

Тема 2. Исторические источники (1 час)

Вещественные источники (орудия труда, одежда, домашняя утварь, монеты, гербы, жилище, постройки и т.д)

Письменные источники. Грамоты, договоры, указы, летописи, хроники, дневники и др. Алфавит. Славянская письменность. Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности. Книга.

Устные источники знаний о прошлом. Предания, сказания, легенды, былины, мифы.

Палеография. Отличительные особенности палеографии. Методы исследования рукописей. На чем писали в Древней Руси, Древнем Египте, в Китае. Эпиграфика – гранит вместо бумаги.

Литература для учащихся

Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение, 1987. С. 170-175.

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. – М.: Интерпракс, 1994, с. 5-7.

Энциклопедия для детей. История России. Т.5 – М.: Аванта+, 1995. с. 5.

Петрова Н. Г. Введение в историю. М.: Наука, 1994, с. 6-12.

Тема 3. Археология как наука (1час)

Как появилась археология. Из истории открытия Трои.

От собирателя к ученому. Археологическая разведка. Раскоп. Виды археологических памятников. Погребальные памятники.

Антропология. М.М. Герасимов – советский антрополог и скульптор.

Литература для учащихся

Матюшин Г.Н. У колыбели истории. – М.:Просвещение, 1972. С. 10-27.

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. – М.: Интерпракс, 1994, с. 5-7.

Энциклопедия для детей. История России. Т.5 – М.: Аванта+, 1995. с. 5.

Тема 4. Нумизматика – наука о монетах (1 час)

Происхождение монет. История монет с древнейших времен. Язык монет.

Монета источник информации о прошлом. Монеты Киевской Руси. Монеты Московского государства. Как монеты повествуют о развитии торговли и ремесла.

Бонистика – наука. изучающая вышедшие из употребления бумажные деньги. Рисунок и стиль оформления бумажных денег.

Литература для учащихся

Петрова Н. Г. Введение в историю. М.: Наука, 1994, с. 6-12.

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. – М.: Интерпракс, 1994, с. 5-7.

        

Тема 5. Ономастика как вспомогательная историческая наука (2 часа)

Ономастика – наука о собственных именах. Ее разделы: топонимика и антропонимика. Терминология топонимики.

О чем рассказывает карта. Что помогает читать карту. Карты древние и современные. Топонимы – географические названия. Как давали географические названия?

Топонимика Усольского района. Знакомые и незнакомые названия на карте района.

Литература для учащихся

Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение, 1987. С. 170-175.

Петрова Н. Г. Введение в историю. М.: Наука, 1994, с. 6-12.

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. – М.: Интерпракс, 1994, с. 5-7.

Тема 6. Хронология как вспомогательная историческая дисциплина (1час)

Хронология как наука об историческом времени. Счет лет в истории. Линия времени. Как найти дату на линии времени.

Календарь – система исчисления продолжительности промежутков времени, основанная на периодичности явлений природы, связанной с движением небесных светил. Часы – прибор для измерений времени. Разновидности часов.

Литература для учащихся

Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. – М.: Просвещение, 1987. С. 170-175.

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. – М.: Интерпракс, 1994, с. 5-7.

Энциклопедия для детей. История России. Т.5 – М.: Аванта+, 1995. с. 5.

Тема 7. Геральдика – как вспомогательная историческая наука (2 часа)

О чем рассказывают гербы. Правила составления гербов. Понятие герба, девиз на гербе. Герольды.

Русская геральдика. Государственные гербы России. Гербы русских городов. Дворянские гербы.

Литература для учащихся

Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. – М.: Просвещение, 1994. С. 163-180.

Петрова Н. Г. Введение в историю. М.: Наука, 1994, с. 6-12.

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. – М.: Интерпракс, 1994, с. 5-7.

Тема 8. Генеалогия – наука, которая занимается поиском предков (1 час)

Возникновение генеалогии. Роль генеалогии в историческом процессе. Генеалогия на Руси. Генеалогия в Российской империи. «Древо жизни». Составление своего генеалогического древа.

Литература для учащихся

Петрова Н. Г. Введение в историю. М.: Наука, 1994, с. 6-12.

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. – М.: Интерпракс, 1994, с. 5-7.

Тема 9. Метрология – наука, рассказывающая о единицах измерений (1 час)

Метрология в системе вспомогательных исторических дисциплин. Как возникли различные единицы измерения веса, объема, длины и др.

Древние единицы измерения на Руси. «От горшка два вершка», «Семи пядей во лбу» - сколько это?

Литература для учащихся

Петрова Н. Г. Введение в историю. М.: Наука, 1994, с. 6-12.

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. – М.: Интерпракс, 1994, с. 5-7.

Тема 10. Культурология – наука, изучающая мир, созданный руками и разумом человека (4 часа)

Понятие культурологии. Основные части этой науки. Архитектура. Материалы, из которых архитектура создает свои шедевры. Язык архитектуры.

Архитектурные стили и постройки разных эпох.

Живопись. Художник и его работа. О чем рассказывают живописные полотна.

Жанры живописи. Исторический жанр. Исторический портрет.

Литература для учащихся

Матюшин Г.Н. Археологический словарь. – М.: Просвещение, 1996.

Петрова Н. Г. Введение в историю. М.: Наука, 1994, с. 6-12.

Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. – М.: Интерпракс, 1994, с. 5-7.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа: "Вспомогательные исторические дисциплины" в средней школе

Данная программа может быть использована, как элективный курс или на занятиях кружка. При изучении истории в школе учащиеся часто не могут соотнести меры и названия в старых документах с современной р...

Мастер-класс"Специальные исторические дисциплины в курсе изучения истории"

Мастер-класс об использовании специальных исторических дисциплин в ходе проведения внеклассных мероприятий....

«Исторические науки и вспомогательные исторические дисциплины»

Элективный курс для учащихся 9 классов. Цель курса - подготовить учащихся к сознательному выбору профиля, дать более широкие знания об исторических науках и вспомогательных исторических дисциплинах, ф...

Рабочая программа факультативного курса "Исторический портрет", 7 класс

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.cjk { }a:link { color: rgb(0, 0, 255); }a.western:link { }a.cjk:link { }a.ctl:link { fo...

Тест к теоретической части факультативного курса по дисциплине «Физическая культура»

Тест к теоретической части факультативного курса по дисциплине «Физическая культура»...

История 5 класс 3 урок: Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические дисциплины.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...

Авторская программа факультативного курса по дисциплине «Язык и культура татарского народа»

Авторская программа факулҗтативного курса " Язык и кулҗтура татарского народа"...