Мастер-класс"Специальные исторические дисциплины в курсе изучения истории"
план-конспект по истории по теме
Мастер-класс об использовании специальных исторических дисциплин в ходе проведения внеклассных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ»
(Учитель МОУ «Гимназия №1 г.Волоколамска» - Труханова Е.Н.)
(Памятка 1) МАСТЕР- КЛАСС – это не открытый урок, это показ мастером наиболее удачно построенных элементов урока, серии уроков и других видов педагогической деятельности с обязательным включением участников мастер – класса в работу.
«Всё хвалёное настоящее – лишь момент, тут же становящийся прошлым, а вернуть сегодняшнее утро ничуть не легче, чем эпоху Пунических или Наполеоновских войн.
И как это ни парадоксально, именно современность мнима, а история реальна»
Лев Гумилёв
История – это наука, изучающая прошлое человечества.
В этом слове ясно слышим мы
Пять кратких русских слов:
Соединительный союз
И мерный счёт веков
В нём самолёта ровный гул,
А под крылом - земля,
С которой воедино слит
Союзом прочным я
Все компоненты исторического процесса тесно связаны между собой, опустить какой-либо их них невозможно, но если добавить к ним СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, которые составляют неотъемлемую часть мировой культуры, то можно получить твёрдый фундамент для историка.
1) бонистика (денежные знаки, боны)
2) эмблематика (эмблемы)
3) генеалогия (родственные связи)
4) вексиллология (флаги, знамёна)
5) геральдика (гербы)
6) метрология (системы измерения, денежный счёт)
7) нумизматика (монетное производство, денежное обращение)
8) палеография (памятники письменности)
9) сфрагистика (печати)
10) ономастика (имена)
11) униформология (форменные костюмы)
12) фалеристика (наградные знаки)
13) хронология (счёт времени)
14) эпиграфика ( памятники письменности на металле, камне, стекле)
С.и.д. – это важнейший раздел знаний о прошлом. От уровня их развития зависит состояние исторической науки в целом. Они являются неотъемлемым элементом профессионализма историка, имеют существенное значение для исследования самых разнообразных событий и процессов, а также для критического анализа источников.
Работая над темой компетентностного подхода в обучении истории я считаю, что с.и.д. способствуют развитию у детей 3 функций: - учебно – познавательной компетентности; - информационной компетентности; - коммуникативной компетентности.
С.и.д. помогают реализовать вечную потребность человека в истине о прошлом. А история событий – это необходимый трамплин для историка, исходный пункт изучения, ставящий вопрос: «как?»
- Итак, с чего же начнём?
-Я остановлюсь на тех дисциплинах, которые мы зачастую используем на своих уроках.
- Перевернём 1 страницу раздела знаний о прошлом.
1 СТРАНИЦА «ГЕРАЛЬДИКА»
В 26 км от города Волоколамска в небольшом местечке Московской области находится поселение Теряевское.
(карта)
-Его символическим изображением, созданным по определённым правилам и утверждённым 26 марта 2007 года является герб.
(герб поселения Теряевское)
- Почему данное поселение имеет такой герб?
описание герба
Крест – символ-страдания, муки. Крест – символ борьбы положительного с отрицательным, высшего с низшим, жизни и смерти. Четыре креста на гербе сельского поселения символизируют 4 села, входящие в его состав: Теряевское,
Ильинское,
Покровское,
Шестаково
с их культовыми сооружениями: Иосифо – Волоцкий монастырь,
Ильинская церковь,
Покровская церковь,
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Серебро – символ чистоты, ясности, открытости.
Пурпур – символизирует власть, славу, почёт, величие, мощь, благородство происхождения, древность.
Каждый герб уникален и индивидуален.
В наше время гербы реалистичны и красивы. Это новый взгляд на геральдику.
Для того, чтобы быть обладателем герба, необязательно иметь дворянские корни. Гербы были и у кузнецов, и купцов. Фамильный герб имеется и у моей семьи.
«Пусть истории семейной
Не написаны тома.
Научу детей гордиться
Тем, чем дорожит семья»
(показ герба своей семьи)
- Практикую составление фамильного герба на уроках краеведения.
(показ)
(Памятка 2) - Вашему вниманию предлагаю геральдическую азбуку, которую вы можете использовать в своей практике, изучая геральдику.
2 СТРАНИЦА «ХРОНОЛОГИЯ»
-Перевернём 2 страницу раздела знаний о прошлом и мы отправляемся по дороге в историческое время. Такая дорога носит название «лента времени». Время - удивительный феномен. Сущность его нам непонятна, но ориентироваться мы в нём умеем потому, что оно поддаётся измерению. Стрелкой покажем, куда движется время. В правом углу поместим год, в котором живём. Слева – время основания Иосифо – Волоцкого монастыря.
Легенда «Так всё начиналось…»
-Согласно легенде «в лето 1479 года всё начиналось дождями…Из Волоколамска по дороге к селу Буйгород направлялась группа всадников. Среди них выделялся сорокалетний монах, он внимательно рассматривал всё вокруг, задавая вопросы своим спутникам. Теперь его почтительно называли отцом Иосифом, а при рождении звался Иоаном. С буйгородского взгорья путникам открылся чудесный вид. На север и на запад, насколько хватало взора, раскинулись леса. Дорога пошла под уклон вдоль оврага, по которому неторопливо бежала речушка Струга. Миновали деревню Спирово. Выглянуло и заблестело на солнце зеркало небольшого озерка. Тучи поднялись и ушли. За болотом виднелась небольшая возвышенность, сплошь заваленная беспорядочно разбросанными бурей деревьями. Вековые ели и сосны были вырваны с корнями, которые теперь повисли безжизненно и напоминали входы в мрачные пещеры. Чем-то жутким, вселявшим страх, веяло от этой картины. Невольно остановили коней. Умолкли. Иосиф обнажил голову, задумался, осмотрелся окрест, пристав в стременах. Все смотрели на него. Сопровождавшие монахи истово крестились. Многим из них суждено было прожить здесь всю жизнь и найти покой. А Иосиф видел перед собой уже не болото, а гладь большого озера, воды которого омывают стены монастыря, величественный собор и высоко взымающуюся в небо колокольню и слышался ему торжественный звон колоколов. А пока разноголосо кричали лягушки, стрекотали кузнечики. В лесу, плотной стеной примыкавшему к болоту, куковала кукушка, звенел птичий хор, славя вечную жизнь…»
(Памятка 3) - Кто желает познакомиться с полной версией легенды, предлагаю вам обратиться к папкам.
Составление письменного рассказа
- А пока…задание, которое я предлагаю детям на своих уроках. Составьте небольшой письменный рассказ о монастыре на основе собственных фантазий, используя исторические термины:
-монастырь
-монах – инок
-келья
-молитва
-вериги
Составление устного рассказа
- А мы сейчас с вами выполним это задание устно. Каждый из вас попробует составить предложение с одним из слов.
– Давайте посмотрим, что у вас получилось?
- На широкой равнине, словно «развёрнутый в пространстве, стоит
Иосифо – Волоцкий монастырь.
- На территории монастыря проживают христианские монахи, посвятившие себя служению Богу, решившие уединиться от мира.
- Они поселились в отдельной келье – комнате для монаха.
- Содержанием жизни монахов является неустанная молитва и размышления о Боге.
- Для умерщвления плоти некоторые монахи на Руси носили тяжелые и грубые металлические оковы – вериги.
Восстановление хроники событий
(Задание) - Следующее задание – восстановите хронику событий, согласно материалам, лежащим у вас в папках. Расставьте цифры в хронологическом порядке: какое событие следует за каким и по возможности даты этих событий.
3) Монастырь выдерживает осаду казачьих отрядов из войска Ивана Болотникова, продолжавшуюся около месяца
4) Приезд в монастырь московского зодчего Ивана Неверова и составления им проекта восстания крепости по указу царя Алексея Михайловича
1) Преподобный Иосиф обрёл место на реке Струге, в 20 – ти верстах от города Волока Ламского, где и был построен монастырь
2) Переход монастыря под покровительство Великого Московского князя Василия III
На доске:
1479 год 1) Преподобный Иосиф обрёл место на реке Струге, в 20 – ти верстах от города Волока Ламского, где и был построен монастырь
1507 год 2) Переход монастыря под покровительство Великого Московского князя Василия III
1606 год 3) Монастырь выдерживает осаду казачьих отрядов из войска Ивана Болотникова, продолжавшуюся около месяца
1645 год 4) Приезд в монастырь московского зодчего Ивана Неверова и составления им проекта восстания крепости по указу царя Алексея Михайловича
3 СТРАНИЦА «ОНОМАСТИКА»
«В монастырской келье узкой
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах…»
Н.Кончаловская
- Основателем Иосифо – Волоцкого монастыря был Иосиф (в миру Иоанн Санин). Он родился 14 ноября 1439 года в с. Язвище – Покровское, недалеко от Волоколамска.
( икона с изображением Иосифа Волоцкого)
Имя – личное название человека, которое ему дают при рождении.
Имена людей – это часть истории народов. В них отражается всё, что окружает человека: быт, верования, исторические связи.
Наука, изучающая имена носит название – ономастика.
По имени можно определить, какое положение в обществе занимает человек.
Иосиф – святитель
Иоанн - благодать Божья
В этом разделе вы можете предложить детям игру « Я и моё имя»
Родители Иосифа Волоцкого воспитали сына в духе христианского благочестия.
Весь род Волоколамских дворян отличался особой набожностью.
С.и.д., изучающая родственные связи и их влияние на процессы и события прошлого носит название генеалогия
4 СТРАНИЦА «ГЕНЕАЛОГИЯ»
- Перевернём 4 страницу раздела знаний о прошлом. Перед вами генеалогическое древо рода Саниных.
САНИНЫ ( РОД ИОСИФА ВОЛОЦКОГО)
Первая Вторая Третья Вторая Первая
Четверть четверть четверть половина четверть
XVв. XVв. XVв. XVв. XVI в.
Иосиф Санин
( постригся в 1460 г.)
Вассиан
Александр (Саня)___Григорий____Иван (1475)______
Мария ( 1479) архиепископ
Ростовский
Акакий Вассиан
Топорков
Елеазар
Досифей
Топорков
( объяснение)
-А почему древо? (Согласно Абермутию, древо – мир и его единство)
- А вы интересуетесь генеалогией?
- Вам интересно кто были ваши предки?
- Мои предки, мои корни – это МОЯ РОДОСЛОВНАЯ.
Моя семья – верхняя часть чудесного родословного древа. В дальнейшем мы станем родоначальниками новых ветвей.
- Сегодня я принесла Вам свою родословную.
(представить работу)
(Памятка 4) – Хочу предложить один из видов составления родословной:
1.Родословная роща
2.Родословная книга (персональные листы: лист №1, №2…)
3.Краткое жизнеописание для поколенной росписи
4.Родословный ларец
- Все мы осознаём, что находимся в родстве друг с другом, пусть отдалённом.
- Мы, конечно, ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева. Не случайно все люди, любящие страну, в которой они родились и живут, называют её святым словом «Родина»
- Практикую составление родословной на уроках истории и краеведения.
(показ детских работ учителем)
Генеалогический поиск
(Памятка 5) - Если вы заинтересовались составлением своей родословной, то обратитесь к памятке №5 «Генеалогический поиск». В ней указаны адреса архивов, которыми вы можете воспользоваться, отправив свою заявку или письмо.
Образец письма предлагаю вашему вниманию:
В Центральный исторический
архив города Москвы
117323, г. Москва, ул.Профсоюзная, 80
Уважаемые сотрудники архива!
Я пишу Вам из города Волоколамска Московской области с надеждой, что Вы сможете мне помочь отыскать сведения о моих предках.
К сожалению, я не знаю, как правильно обращаться по такому поводу и поэтому направляю Вам имеющиеся у меня данные. Например: Иванов Иван Иванович
(все известные вам сведения об этом человеке)
Сведения, о которых мне хотелось бы узнать:
1.Даты и смерти Иванова Ивана Ивановича
2.Сведения о заключении брака
3.Сведения о его жене (девичья фамилия)
4. Сведения о детях
5.Сведения о братьях и сёстрах Иванова Ивана Ивановича и.т.д.
Очень надеюсь на Вашу помощь!
С уважением, Труханова Елена Николаевна
(почтовый индекс, полный адрес, мобильный телефон)
Дата Подпись
1.ФЕДЕРАЛЬНАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РОССИИ
103132,Москва, ул. Ильинка, 12.,тел.206-27-85
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГА РФ)
119817, Москва, ул.Большая Пироговская, 17., тел. 245-81-41
3.РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ДРЕВНИХ АКТОВ ( РГАДА)
119817, Москва, у. Большая Пироговская, 17, тел. 245-83-23
4. РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИСТОРИКОВ-АРХИВИСТОВ ( в помещении
РГАДА) Тел. 245-81-31
5.РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ
(РГВИА)
107005, Москва, 2-я Бауманская ул., 3. Тел.261-20-70
6.РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЭКОНОМИКИ (РГАЭ)
119817, Москва, ул.Большая Пироговская, 17, тел.245-26-64
7.РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОЕННЫЙ АРХИВ (РГВА)
125884, Москва, ул. Адмирала Макарова, 29, тел.159-80-91
Вещественные и письменные
Устные и изобразительные
Раскройтесь нам, таинственные
Источники удивительные
-А теперь сосредоточим внимание на письменных источниках Иосифо – Волоцкого монастыря.
Архив Иосифо – Волоцкого монастыря дошёл до нашего времени без существенных потерь.
Изучением письменных источников занимается такая наука, как палеография
5 СТРАНИЦА «ПАЛЕОГРАФИЯ»
- К рукописному собранию архива относятся:
Источники:
1. - УСТАВ
2. - АКТЫ, - ГРАМОТЫ КНЯЗЕЙ И ФЕОДАЛОВ
3. - СОТНЫЕ КНИГИ
4.- ВОТЧИННЫЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КНИГИ
5. - СИНОДИКИ
6.- ПАТЕРИКИ
7. - ЛЕТОПИСИ
(Задание): - Соотнесите источники с их понятиями
Понятия:
1.Строгие общежительные правила на территории монастыря
2.политика и история местного управления Иосифо – Волоцкого монастыря
3.Количество земель, принадлежавших Иосифо – Волоцкому монастырю
4.Хозяйственная жизнь и деятельность Иосифо – Волоцкого монастыря
5.Поминальные документы
6.Составление и переписка житий святых отцов и церкви
7.Свод событий по годам
Знакомство с уставом Иосифа Волоцкого
«ДУХОВНАЯ ГРАМОТА МНОГОГРЕШНОГО И НЕДОСТОЙНОГО И ХУДОГО ИГУМЕНА ИОСИФА В МОНАСТЫРСКОМ И ИНОЧЕСКОМ УСТРОЕНИИ ПОДЛИННО ЖЕ И ПРОСТРАННО И ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ БОЖЕСТВЕННЫХ ПИСАНИЙ»
Глава первая
«О еже како подобаетъ попечении имети настоятелю и всеи братьи о церковном благочинии и о соборной молитве»
(Должна была соблюдаться молитва)
Глава вторая
«Коко подобает попечение имети о трапезном благоговеинстве»
(Должны соблюдаться правила поведения в трапезной. Запрещалась беседа за трапезой.Иосиф сравнивал разговаривающих за трапезой со свиньёю, которая ест, хрюкая)
Подведение итогов.
Каждый историк стремится после доказанного к обобщению своей темы. Он как бы хочет написать картину на широком полотне, но зачастую вынужден ограничиться серией этюдов.
Однако из серии частных исследований по узким сюжетам, появляется картина.
В настоящее время работают над методикой использования кейс - технологий.
Использование кейс – технологий дает возможность овладеть материалом, сформировать систему знаний, умений и навыков по отдельным темам, предметам на разных уровнях и творчески их использовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»
Аннотация: Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью р...
Мастер-класс «Использование дидактической многомерной технологии (ДМТ) на уроках истории и обществознания (на примере изучения тем «Перестройка» и «Социализация»
Цель мастер-класса: показать на примере уроков истории и обществознания в 10 и 11 классах применение дидактической многомерной технологии (ДМТ), способствующей решению проблем познавательной деятельно...
Мастер-класс "Работа с историческими персоналиями"
мастер-класс был показан на семинаре учителей православной культуры, как пример интеграции истории и православной культуры ....
Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса
Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...
Мастер-класс "Работа с историческими источниками на уроках истории"
Мастер-класс "Работа с историческими источниками на уроках истории" был проведен на уроке истории в 9 классе "Реформы политической системы: цели, этапы, итоги". Цель проведения мастер-класса: познаком...
мастер-класс работы с историческими датами
мастер-класс работы с историческими датами...
Технологическая карта мастер-класса «Использование специального спортивного тренажера при обучении и совершенствовании нападающего удара»
Обучения нападающего удара в волейболе с использованием специального спортивного тренажера....