Технологическая карта урока по истории России, 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс)

Раздобурдина Елена Алексеевна

Технологическая карта урока по истории России для 6 класса. Тема урока "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом"

Разработка поможет учителю спланировать результаты обучения учащихся на уроке, электронные образовательные ресуры; продумать каждый этап урока истории, максимально привлекая учеников к познавательной деятельности, а также обеспечит подготовку к  дальнейшему написанию ВПР и сдаче ОГЭ и подведению итогов урока - рефлексию. Рекомендую материал для начинающих учителей.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом»

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Раздобурдина Елена Алексеевна

Место работы

МОУ «СОШ № 40 с УИОП» г Воркуты

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Третий урок в теме «Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV веках.

Тема урока

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение родной истории; развитие патриотических чувств;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение работать с разными источниками исторической информации: находить историческую информацию в тексте учебника и на исторической карте, анализировать и оценивать информацию; преобразовывать информацию из одной в другую;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметные

- изучение Невской битвы и Ледового побоища с опорой на историческую карту и материалы учебника; знакомство с примерами героизма защитников русской земли;

- осознание значения этих сражений для дальнейшей истории нашей страны

- понимание роли Александра Невского в истории, почему православная церковь причислила Александра Невского к лику святых.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): крестоносцы, рыцарский орден, Крестовые походы, Новгородская земля, Господин Великий Новгород, князь Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище, орден А.Невского.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

История России 6 класс: учебник для ОО в 2-х частях / Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович и др. /Под ред. А.В.Торкунова. – Москва: Просвещение, 2021. Настенная карта «Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13-14 веках»

ЭОР:

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап Мотивирование на учебную деятельность

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с человеком, которого называют князем, полководцем, дипломатом, святым.

Взгляните на обложку нашего учебника. Кто изображен?

В самый тяжелый для нашего народа период Великой Отечественной войны был учрежден орден Александра Невского. Конечно, не случайно.

Вот на эти вопросы у вас будут ответы, когда вы внимательно изучите тему урока.

Этап Актуализация опорных знаний

Фронтальная беседа. Что такое Крестовые походы? Кто в них участвовал? Каковы были цели участников Крестовых походов? Как вели себя крестоносцы в Палестине, Византийской империи, в г. Константинополе? (Работа с иллюстрацией с. 20 учебника «Рыцари»)

Почему они нападут на русские земли именно в 13 веке?

Планируемые результаты: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение родной истории; формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Этап Целеполагание

Сегодня вы узнаете на уроке, как Руси удалось отразить натиск западных крестоносцев? Какое это имело историческое значение для дальнейшей истории нашей страны.

Мы продолжим с вами работать с историческими источниками и картами.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Проблемные вопросы поставлены, ученики приступают к их решению.

Самостоятельная работа в группах:

- 1 группа: прочитайте раздел 3 п. 20 учебника и дополнительный материал и дайте характеристику и личную оценку Александру Невскому.

2 группа: прочитайте раздел 4 п. 20 учебника, рассмотрите схему с. 21, поработайте с документом «Из повести о житие Александра Невского» с.26; расскажите о Невской битве. В чем причины победы А. Невского?

3 группа. прочитайте раздел 5 п. 20 учебника, рассмотрите схему на с. 23, поработайте с документом «Житие Александра Невского» с.24; расскажите о Ледовом побоище. В чем причины победы А. Невского?

Учащиеся слушают рассказы одноклассников. В тетрадях записывают исторические факты и события. Вместе рассматривают схемы битв и обсуждают вопросы о причинах победы А. Невского в битвах.

Планируемые результаты: изучение битв под руководством А. Невского; осознание значения этих сражений для дальнейшей истории нашей страны; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение родной истории; формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Этап Проверка первичного усвоения

Работа с исторической картой. Покажите на карте места главных сражений Александра Невского. Кто был их участником?

Планируемые результаты: формирование навыков работы с исторической картой и умения использовать карту в качестве исторического источника.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Момент дискуссии.

  1. Почему вторжение монголо-татар с Востока, не смотря на разрушения, которые они принесли, было менее опасно для России, чем вторжение шведских и немецких рыцарей?
  2. В чем историческое значение побед русских воинов над шведскими и немецкими рыцарями?

Планируемые результаты: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение родной истории; развитие патриотических чувств; умения высказать собственное аргументированное мнение.

Этап Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Изучаем документ «Из «Повести о Житии Александра Невского»; прочитать и ответить на вопросы (с. 26 учебника). О каких подвигах рассказывается в произведении?

Планируемые результаты: умение работать с разными источниками исторической информации.

Этап Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Тип 11 № 197

Рассмотрите иллюстрацию и выполните задание.

Укажите князя, возглавлявшего русские войска в битве, фрагмент которой иллюстрирует данное изображение.

1)  Владимир I

2)  Александр Невский

3)  Дмитрий Донской

4)  Иван III

Этап Развитие функциональной грамотности

Изучаем документ «Из «Повести о Житии Александра Невского»; прочитать и ответить на вопросы (с. 26 учебника). Соотнесите документ с описанием этого сражения в учебнике. В чем состоят различия в описании Невской битвы?

Планируемые результаты: читательская грамотность.

Этап Систематизация знаний и умений

Посмотрите видеоурок на платформе РЭШ

Обдумайте причины исторического выбора А.Невского: Орда и Рыцари.

Планируемые результаты: умение работать с разными источниками исторической информации, их анализировать, сравнивать события.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап Диагностика/самодиагностика

- Выполнение тренировочных заданий на платформе РЭШ

- Задание учащимся: придумать три вопроса по теме урока

- Задание учащимся: придумать три вопроса, которые начинаются со слов: Когда? Где? Почему?

Оценивается качество вопросов, т.е. смысловое содержание; полнота и правильность ответа.

Планируемые результаты: закрепление изученного материала; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап Рефлексия

- Закончите некоторые из предложений...

1) Больше всего мне понравилось …
2) Самым интересным сегодня на уроке было…
3) Самым сложным для меня сегодня было…
4) Сегодня на уроке я почувствовал…
5) Сегодня я понял…

- Нарисуй в своей тетради смайлик, который передаст твое отношение к сегодняшнему уроку.

Этап Домашнее задание

Читать п. 20, ответить на вопросы. Решить задания на платформе ЯКласс, собрав дополнительный материал об ордене Александра Невского,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ «АЛЕКСАНДР II. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА»

Технологическая карта урока по истории Россиитема: «Александр II. Отмена крепостного права»8 класс Цели для ученика:Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права.Понять истор...

Технологическая карта урока по истории России (8 класс)

Тема: Внешняя политика Александра III. Тип урока: изучение нового материала Цель урока: создать условия для формирования представления о направлениях, характере и результатах внешней политик...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...

Технологическая карта урока по истории России в 6 классе на тему «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Технологическая карта урока по истории России в 6 классе на тему «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»...

Технологическая карта урока по истории России 9 класс ФГОС

В данной материале представлена технологическая карта урока по истории России в 9 классе.Тема урока: "Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг."...

Технологическая карта урока по истории России 8 класс Тема урока: «Начало Северной

Технологическая карта урока  по истории России  8 класс Тема урока: «Начало Северной войны»...