Технологическая карта урока по истории России по теме: "Фальсификация истории Великой Отечественной войны".
план-конспект урока по истории (11 класс)

Вахромеева Ангелина Викторовна
Данная методическая разработка урока по истории является актуальной для патриотического воспитания подрастающего поколения. Цель урока - способствовать формированию исторической правды о событиях Великой Отечественной войны, а также развитие навыков и умений аргументировать свою позицию и защищать героическое прошлое нашей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОХТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Технологическая карта урока истории по теме:

 «Вторая мировая война. Великая Отечественная война.

Фальсификация истории Великой Отечественной войны».

Выполнила: преподаватель истории, обществознания и права

Вахромеева А.В.

2025 г.

Предмет: ООД.04 История

Тема: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Фальсификация истории Великой Отечественной войны».

Время проведения: 45 мин.

Тип урока:  комбинированный (урок освоения новых и закрепление изученных знаний)

Форма урока: урок-беседа

Технология: проблемное обучение

Цель урока: ознакомить обучающихся с фальсификацией исторических фактов из истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. и способствовать формированию объективного восприятия и мышления по данной проблеме.

Задачи урока:

1. Образовательные: объяснить понятие «фальсификация»;  познакомить учащихся с распространенными фактами фальсификаций событий Великой Отечественной войны; формировать умение анализировать данные факты;  формировать представление о реальных фактах  Великой Отечественной войны и  собственного отношение к данным историческим событиям.

2. Развивающие: развивать историческое и образное мышление учащихся;  умение выражать свои мысли и их аргументировать; развивать навыки анализа, сравнения и обобщения исторической информации; умение использовать полученные знания для установления причинно-следственных связей и обобщения.

3. Воспитательные: воспитывать уважительное и патриотическое отношение к истории нашего государства,  готовность противодействовать фальсификациям российской истории; формировать  толерантность в отношениях учащихся  в группе; умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

Планируемые результаты:

личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

метапредметные:

регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

познавательные: формировать умения  и осознавать значимость обучения, понимать цель изучаемых объектов; определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала или  выбор объекта для изучения;

коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; владеть способами общения и конструктивного взаимодействия; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

предметные: умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать и анализировать историческую и информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы; умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества.

Межпредметные связи: ООД.05  Обществознание

Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом.

Приемы: аналитическая беседа, диалог, фронтальный опрос, работа в группах.

Средства обучения: компьютер, презентация, учебное  пособие  по истории (Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 1914 – 1945 гг:  10 класс: базовый уровень: учебник. – М., 2023.; Мединский В.Р., Чубарьян А.О. Всеобщая история. 1914 – 1945 гг..  10 класс: базовый уровень: учебник. – М., 2023.),  раздаточный материал (интеллект-карта),  карта:  «Великая  Отечественная  война 1941 – 1945 гг.».

Технологическая карта урока

п/п

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Время

1

Организационный

Цель:

подготовка обучающихся к уроку, создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Психологический настрой учащихся на урок. Построение и  проверка готовности необходимой к уроку истории. Мониторинг кол-ва отсутствующих на уроке.

Построение и подготовка  к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

ОК 04

2 мин

2

Мотивация учебной деятельности.

 Вступительное слово преподавателя, работа с афоризмом: «Любая война состоит из не придуманных  событий».

Вопрос: зачем фальсифицируют события Великой Отечественной войны?

Работают с афоризмом,

высказывают свое мнение, отвечают на проблемный вопрос.

            ОК 01; ОК 04

        2 мин

3

Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока).

Формулирует тему урока. «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Фальсификация истории Великой Отечественной войны».    

Ставит  перед учащимися цель и  задачи  учебного занятия, а именно: ознакомить обучающихся с фальсификацией исторических фактов из истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. и научиться защищать историческую правду о событиях ВОВ.

Записывают  дату и тему урока в тетрадь.

          ОК 01;  ОК 02

       1 мин

4

Актуализация имеющихся знаний. 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Организует устный фронтальный опрос по изученному материалу:

- назовите даты Второй мировой войны;

- назовите даты Великой Отечественной войны;

- какое государство развязало Вторую мировую войну?

- кто был главнокомандующим советской армии в ВОВ.

- как назывался немецкий план наступления на СССР?

- что означало в немецком  плане наступления на СССР блицкриг?

- когда началась блокада Ленинграда и сколько дней она продолжалась?

- какие государства входили в гитлеровскую коалицию?

- как назывался немецкий план захвата Москвы?

- какая крепость первой оказала яростное сопротивление немецко-фашистскому наступлению?

Отвечают на вопросы с опорой на конспектную тетрадь.

При необходимости выходят к настенной карте и показывают обозначенные вопросом объекты.

Правильные ответы:

-01.09.1939-02.09.1945 г.

-22.06.1941-09.05.1945 г.

- нацистская Германия.

- И.В.Сталин.

-  «Барбаросса».

- дословно «молниеносная война» - захватить СССР за 3-6 месяцев.

- 08.09.1941 г., 900 дней.

- Италия, Румыния, Япония.

- «Тайфун».

- Брестская крепость.

    ОК 01; ОК 04

     5 мин

5

Проблемное объяснение нового.

Проводит эвристическую беседу по проблемному объяснению нового знания:

1.Дает определение термину «фальсификация»- это преднамеренная ложь или искажение факта. Дословно от латинского слова falsificatio – подделка, в искусстве – изготовление чего-либо в подражании стиля или автора с целью выгоды или замены оригинала.

2. Перечисляет основные (концептуально важные) фальсифицированные события из истории Великой Отечественной войны:

2.1. Основной причиной поражений Красной Армии на первом этапе войны было отсутствие опыта ведения современной войны.

2.2. И.В. Сталин не умел воевать и как главнокомандующий руководил военными операциями «по глобусу».

2.3. Советский Союз смог выиграть Великую Отечественную войну исключительно  благодаря своим союзникам (в частности США и Великобритании).

Делают записи в конспекте.

Открывают учебник по истории на   указанных страницах и акцентируют свое внимание на учебный материал.

стр. 301 - 302

стр. 297

стр. 441, 447

    ОК 02

      10 мин

6

Первичная проверка понимания.

Ставит учебную задачу.

Необходимо используя материал учебника, заполнить интеллект-карту (сформулировать достоверность факта и его аргументировать).

Знакомятся с раздаточным материалом и содержанием интеллект-карты.

          ОК 01; ОК 02

      4 мин

7

Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности.

Формирует группы  из обучающихся,  распределяет задание, следит за работой в группе, корректирует по мере необходимости эту работу, фиксирует умение обучающихся работать с полученной информацией,   с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свою позицию, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Обсуждение и поиск общего решения в группе, представление результатов работы в группе.

1 группа: Главной причиной поражения Красной армии на начальной этапе ВОВ было:  внезапность и подлость нападения врага на территорию СССР, а также  огромный численный перевес фашистской (наемнической)  армии  и запоздалое приведение Красной Армии в боевую готовность.

2 группа: И.В.Сталин главный творец Великой победы, так как  принимал личное участие в разработке стратегических операций  Красной армии, умел извлекать уроки из ошибок, выбирал и продвигал талантливых военачальников, инженеров, конструкторов, представителей искусства и руководителей промышленности.

3 группа: Главные силы армий Германии и ее союзников были разгромлены в кровопролитных битвах за Москву и Ленинград, под Сталинградом и Курском, в битвах за Кавказ. Крым и за Днепр. Именно Красная армия смогла избавить от фашистской тирании  большинство народов Европы, а не союзники по антигитлеровской коалиции.

ОК 01; ОК 02; ОК 04

ПК 2.5. ПК 4.1.

15 мин

8

 Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всей группы.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги  и оценивает работу учащихся урока.

Зачитывает цитату президента РФ В.В.Путина: «Против нашей Родины вновь развязана настоящая война... Мы видим, как в ряде стран безжалостно и хладнокровно разрушаются мемориалы советским воинам, сносят памятники великим полководцам, создают культ нацистов и их пособников, а память о подлинных героях пытаются стереть и оболгать…Для нас в России память о защитниках Отечества священна, мы храним ее в наших сердцах. Отдаем должное участникам Сопротивления, которые отважно сражались с нацизмом…».

Организует рефлексию (фронтальный опрос) обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке:

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось ли ее решить?

- Что понравилось на уроке?

- На уроке я работал активно/пассивно.

- Материал урока мне был понятен / не понятен?

Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале занятия.

Осуществляют самооценку работы группы.

   ОК 01; ОК 02; ОК 04

        5 мин

9

Домашнее задание

Цель: Включение новых знаний в систему изученного материала.

Информирует учащихся о домашнем задании:  Выполнить задание из учебника на стр.454 (Рассмотрите приведенные ниже плакаты, определите к каким событиям они относятся и расположите их в хронологической последовательности).

Записывают домашнее задание в тетради и фотографируют материал учебного пособия.

ОК 02

        1 мин

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

ОК 01. Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы.

ОК 02. Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач.

ОК 04. Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.

Список используемой литературы:

1. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 1914 – 1945 гг:  10 класс: базовый уровень: учебник. – М., 2023.

2. Мединский В.Р., Чубарьян А.О. Всеобщая история. 1914 – 1945 гг..  10 класс: базовый уровень: учебник. – М., 2023.

3. Г.М.Ипполитов Г.М., Репинецкий А.И., Репинецкая Ю.С. Отпор покушению на подвиг народа. Против фальсификаций истории Великой Отечественной войны. – Директмедиа Паблишинг, 2020.

4. Бобринев К.С., Артамонов Е.С. Фальсификации истории Великой Отечественной войны. – Электронная книга,  SelfPub., 2019.

5. http://www.ru.wikipedia.org.

Приложение 1.

Интеллект-карта

(к уроку истории по теме: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Фальсификация истории Великой Отечественной войны»).

Группа _____1__________

Задание.

1. Прочитайте указанный учебный материал в учебнике (стр. 301-302).

2. Сформулируйте и запишите достоверный факт события.

3. Выберите и выделите  из предложенных,  только те  аргументы,   которые подходят  к данному  достоверному историческому факту (не менее 3-х).

Фальсифицированный факт: Основной причиной поражений Красной Армии на первом этапе войны было отсутствие опыта ведения современной войны.

Достоверный факт: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аргументы:

- территория СССР, охваченная боевыми действиями составила 3 млн. кв.км, что больше совокупной площади большинства стран Западной Европы;

- по словам маршала Г.К.Жукова: «… И.В.Сталин в ходе самой войны обобщал и извлекал уроки из опыта военных действий и со временем стал «достойным Верховным главнокомандующим»;

- оборона войск Красной Армии не рассыпалась под ударами танковых колонн врага;

- агрессоры находились на нашей территории более 3-х лет,  и основная тяжесть борьбы с фашизмом легла на плечи советских граждан и вооруженных сил  СССР;

-  главный боевой лозунг во время сражений   был: «За Родину! За Сталина!»;

- именно на советско-германском фронте было разгромлено 2/3 вражеских дивизий и уничтожено 3/4 вражеской техники;

- к середине лета 1941 года темпы немецкого наступления снизились с 20-30 км в сутки до 4-8 км в сутки, к концу лета 1941 года расчет врага на успех блицкрига оказался под вопросом;

- Будучи председателем ГКО именно И.В.Сталин сыграл главную роль в соединении усилий фронта и тыла;

- армии и дивизии, Красной Армии,  попавшие в окружение,  не прекращали сопротивление,  и было создано партизанское движение.

Приложение 2.

Интеллект-карта

(к уроку истории по теме: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Фальсификация истории Великой Отечественной войны»).

Группа _____2__________

Задание.

1. Прочитайте указанный учебный материал в учебнике (Стр. 297).

2. Сформулируйте и запишите достоверный факт события.

3. Выберите и выделите  из предложенных,  только те  аргументы,   которые подходят  к данному достоверному  историческому факту (не менее 3-х).

Фальсифицированный факт: И.В. Сталин не умел воевать и как главнокомандующий руководил военными операциями «по глобусу».

Достоверный факт: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аргументы:

- территория СССР, охваченная боевыми действиями составила 3 млн. кв.км, что больше совокупной площади большинства стран Западной Европы;

- по словам маршала Г.К.Жукова: «… И.В.Сталин в ходе самой войны обобщал и извлекал уроки из опыта военных действий и со временем стал «достойным Верховным главнокомандующим»;

- оборона войск Красной Армии не рассыпалась под ударами танковых колонн врага;

- агрессоры находились на нашей территории более 3-х лет,  и основная тяжесть борьбы с фашизмом легла на плечи советских граждан и вооруженных сил  СССР;

-  главный боевой лозунг во время сражений   был: «За Родину! За Сталина!»;

- именно на советско-германском фронте было разгромлено 2/3 вражеских дивизий и уничтожено 3/4 вражеской техники;

- к середине лета 1941 года темпы немецкого наступления снизились с 20-30 км в сутки до 4-8 км в сутки, к концу лета 1941 года расчет врага на успех блицкрига оказался под вопросом;

- Будучи председателем ГКО именно И.В.Сталин сыграл главную роль в соединении усилий фронта и тыла;

- армии и дивизии, Красной Армии,  попавшие в окружение,  не прекращали сопротивление,  и было создано партизанское движение.

Приложение 3.

Интеллект-карта

(к уроку истории по теме: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Фальсификация истории Великой Отечественной войны»).

Группа ______3_________

Задание.

1. Прочитайте указанный учебный материал в учебнике (стр. 301-302).

2. Сформулируйте и запишите достоверный факт события.

3. Выберите и выделите  из предложенных,  только те  аргументы,   которые подходят  к данному достоверному  историческому факту (не менее 3-х).

Фальсифицированный факт: Советский Союз смог выиграть Великую Отечественную войну исключительно  благодаря своим союзникам (в частности США и Великобритании) (Стр. 441, 447).

  Достоверный факт: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аргументы:

- территория СССР, охваченная боевыми действиями составила 3 млн. кв.км, что больше совокупной площади большинства стран Западной Европы;

- по словам маршала Г.К.Жукова: «… И.В.Сталин в ходе самой войны обобщал и извлекал уроки из опыта военных действий и со временем стал «достойным Верховным главнокомандующим»;

- оборона войск Красной Армии не рассыпалась под ударами танковых колонн врага;

- агрессоры находились на нашей территории более 3-х лет,  и основная тяжесть борьбы с фашизмом легла на плечи советских граждан и вооруженных сил  СССР;

-  главный боевой лозунг во время сражений   был: «За Родину! За Сталина!»;

- именно на советско-германском фронте было разгромлено 2/3 вражеских дивизий и уничтожено 3/4 вражеской техники;

- к середине лета 1941 года темпы немецкого наступления снизились с 20-30 км в сутки до 4-8 км в сутки, к концу лета 1941 года расчет врага на успех блицкрига оказался под вопросом;

- Будучи председателем ГКО именно И.В.Сталин сыграл главную роль в соединении усилий фронта и тыла;

- армии и дивизии, Красной Армии,  попавшие в окружение,  не прекращали сопротивление,  и было создано партизанское движение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентеция к уроку по истории России " Советский тыл в годы Великой Отечественной войны""

Данная презентация разработана к уроку истории 9 кл. по теме "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

История России. Проверочная работа по теме "Великая Отечественная война" ( в форме эссе)

Вопросы  по теме"Великая Отечественная война" учащиеся выбирают сами, как на экзамене. Один вопрос на 45 минут. Дают развернутый ответ в форме эссе....

Викторина по русскому языку и литературе, истории России «70 лет Победы в Великой Отечественной войне».

Викторина по Русскому языка, Литературе и Истории России  "70 лет Победы в Великой Отечественной войне"Внеклассное мероприятие разработано мною к 70-тилетию Победы в Великой Отечественн...

Презентация по истории России для 9 класса " Начало Великой Отечественной войны"

Презентация рассказывает о кануне и начале войны, расстановке сил и планах сторон; описываются сражения первых дней Великой Отечественной войны , деятельность государственной верхушки  и оши...

Конспект урока по истории в 11 классе Тема урока: Великая Отечественная война: итоги, цена и причины Победы советского народа

Итоги  Великой Отечественной войны  и Второй мировой войныПричины победы советского народа в Великой Отечественной войнеЦена и значение Великой  ПобедыВклад наших односельчан в Великую ...

История России. Проверочная работа по теме "Великая Отечественная война" ( в форме эссе)

История России. Проверочная работа по теме "Великая Отечественная война" ( в форме эссе)...

Технологическая карта урока по истории России по теме Отечественная война 1812 года

Ф.И.О. Корнева Светлана НиколаевнаПредмет: история РоссииКласс :9УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева; под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учеб. для общеобр...