Технологическая карта урока по истории России по теме: "Фальсификация истории Великой Отечественной войны".
план-конспект урока по истории (11 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОХТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Технологическая карта урока истории по теме:
«Вторая мировая война. Великая Отечественная война.
Фальсификация истории Великой Отечественной войны».
Выполнила: преподаватель истории, обществознания и права
Вахромеева А.В.
2025 г.
Предмет: ООД.04 История
Тема: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Фальсификация истории Великой Отечественной войны».
Время проведения: 45 мин.
Тип урока: комбинированный (урок освоения новых и закрепление изученных знаний)
Форма урока: урок-беседа
Технология: проблемное обучение
Цель урока: ознакомить обучающихся с фальсификацией исторических фактов из истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. и способствовать формированию объективного восприятия и мышления по данной проблеме.
Задачи урока:
1. Образовательные: объяснить понятие «фальсификация»; познакомить учащихся с распространенными фактами фальсификаций событий Великой Отечественной войны; формировать умение анализировать данные факты; формировать представление о реальных фактах Великой Отечественной войны и собственного отношение к данным историческим событиям.
2. Развивающие: развивать историческое и образное мышление учащихся; умение выражать свои мысли и их аргументировать; развивать навыки анализа, сравнения и обобщения исторической информации; умение использовать полученные знания для установления причинно-следственных связей и обобщения.
3. Воспитательные: воспитывать уважительное и патриотическое отношение к истории нашего государства, готовность противодействовать фальсификациям российской истории; формировать толерантность в отношениях учащихся в группе; умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.
Планируемые результаты:
личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
метапредметные:
регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
познавательные: формировать умения и осознавать значимость обучения, понимать цель изучаемых объектов; определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала или выбор объекта для изучения;
коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; владеть способами общения и конструктивного взаимодействия; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
предметные: умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать и анализировать историческую и информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы; умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества.
Межпредметные связи: ООД.05 Обществознание
Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом.
Приемы: аналитическая беседа, диалог, фронтальный опрос, работа в группах.
Средства обучения: компьютер, презентация, учебное пособие по истории (Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 1914 – 1945 гг: 10 класс: базовый уровень: учебник. – М., 2023.; Мединский В.Р., Чубарьян А.О. Всеобщая история. 1914 – 1945 гг.. 10 класс: базовый уровень: учебник. – М., 2023.), раздаточный материал (интеллект-карта), карта: «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.».
Технологическая карта урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО | Время |
1 | Организационный Цель: подготовка обучающихся к уроку, создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Психологический настрой учащихся на урок. Построение и проверка готовности необходимой к уроку истории. Мониторинг кол-ва отсутствующих на уроке. | Построение и подготовка к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | ОК 04 | 2 мин |
2 | Мотивация учебной деятельности. | Вступительное слово преподавателя, работа с афоризмом: «Любая война состоит из не придуманных событий». Вопрос: зачем фальсифицируют события Великой Отечественной войны? | Работают с афоризмом, высказывают свое мнение, отвечают на проблемный вопрос. | ОК 01; ОК 04 | 2 мин |
3 | Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока). | Формулирует тему урока. «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Фальсификация истории Великой Отечественной войны». Ставит перед учащимися цель и задачи учебного занятия, а именно: ознакомить обучающихся с фальсификацией исторических фактов из истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. и научиться защищать историческую правду о событиях ВОВ. | Записывают дату и тему урока в тетрадь. | ОК 01; ОК 02 | 1 мин |
4 | Актуализация имеющихся знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Организует устный фронтальный опрос по изученному материалу: - назовите даты Второй мировой войны; - назовите даты Великой Отечественной войны; - какое государство развязало Вторую мировую войну? - кто был главнокомандующим советской армии в ВОВ. - как назывался немецкий план наступления на СССР? - что означало в немецком плане наступления на СССР блицкриг? - когда началась блокада Ленинграда и сколько дней она продолжалась? - какие государства входили в гитлеровскую коалицию? - как назывался немецкий план захвата Москвы? - какая крепость первой оказала яростное сопротивление немецко-фашистскому наступлению? | Отвечают на вопросы с опорой на конспектную тетрадь. При необходимости выходят к настенной карте и показывают обозначенные вопросом объекты. Правильные ответы: -01.09.1939-02.09.1945 г. -22.06.1941-09.05.1945 г. - нацистская Германия. - И.В.Сталин. - «Барбаросса». - дословно «молниеносная война» - захватить СССР за 3-6 месяцев. - 08.09.1941 г., 900 дней. - Италия, Румыния, Япония. - «Тайфун». - Брестская крепость. | ОК 01; ОК 04 | 5 мин |
5 | Проблемное объяснение нового. | Проводит эвристическую беседу по проблемному объяснению нового знания: 1.Дает определение термину «фальсификация»- это преднамеренная ложь или искажение факта. Дословно от латинского слова falsificatio – подделка, в искусстве – изготовление чего-либо в подражании стиля или автора с целью выгоды или замены оригинала. 2. Перечисляет основные (концептуально важные) фальсифицированные события из истории Великой Отечественной войны: 2.1. Основной причиной поражений Красной Армии на первом этапе войны было отсутствие опыта ведения современной войны. 2.2. И.В. Сталин не умел воевать и как главнокомандующий руководил военными операциями «по глобусу». 2.3. Советский Союз смог выиграть Великую Отечественную войну исключительно благодаря своим союзникам (в частности США и Великобритании). | Делают записи в конспекте. Открывают учебник по истории на указанных страницах и акцентируют свое внимание на учебный материал. стр. 301 - 302 стр. 297 стр. 441, 447 | ОК 02 | 10 мин |
6 | Первичная проверка понимания. | Ставит учебную задачу. Необходимо используя материал учебника, заполнить интеллект-карту (сформулировать достоверность факта и его аргументировать). | Знакомятся с раздаточным материалом и содержанием интеллект-карты. | ОК 01; ОК 02 | 4 мин |
7 | Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности. | Формирует группы из обучающихся, распределяет задание, следит за работой в группе, корректирует по мере необходимости эту работу, фиксирует умение обучающихся работать с полученной информацией, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать свою позицию, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. | Обсуждение и поиск общего решения в группе, представление результатов работы в группе. 1 группа: Главной причиной поражения Красной армии на начальной этапе ВОВ было: внезапность и подлость нападения врага на территорию СССР, а также огромный численный перевес фашистской (наемнической) армии и запоздалое приведение Красной Армии в боевую готовность. 2 группа: И.В.Сталин главный творец Великой победы, так как принимал личное участие в разработке стратегических операций Красной армии, умел извлекать уроки из ошибок, выбирал и продвигал талантливых военачальников, инженеров, конструкторов, представителей искусства и руководителей промышленности. 3 группа: Главные силы армий Германии и ее союзников были разгромлены в кровопролитных битвах за Москву и Ленинград, под Сталинградом и Курском, в битвах за Кавказ. Крым и за Днепр. Именно Красная армия смогла избавить от фашистской тирании большинство народов Европы, а не союзники по антигитлеровской коалиции. | ОК 01; ОК 02; ОК 04 ПК 2.5. ПК 4.1. | 15 мин |
8 | Итоги урока. Оценки. Рефлексия. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всей группы. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги и оценивает работу учащихся урока. Зачитывает цитату президента РФ В.В.Путина: «Против нашей Родины вновь развязана настоящая война... Мы видим, как в ряде стран безжалостно и хладнокровно разрушаются мемориалы советским воинам, сносят памятники великим полководцам, создают культ нацистов и их пособников, а память о подлинных героях пытаются стереть и оболгать…Для нас в России память о защитниках Отечества священна, мы храним ее в наших сердцах. Отдаем должное участникам Сопротивления, которые отважно сражались с нацизмом…». Организует рефлексию (фронтальный опрос) обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке: - Какую ставили учебную задачу? - Удалось ли ее решить? - Что понравилось на уроке? - На уроке я работал активно/пассивно. - Материал урока мне был понятен / не понятен? | Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале занятия. Осуществляют самооценку работы группы. | ОК 01; ОК 02; ОК 04 | 5 мин |
9 | Домашнее задание Цель: Включение новых знаний в систему изученного материала. | Информирует учащихся о домашнем задании: Выполнить задание из учебника на стр.454 (Рассмотрите приведенные ниже плакаты, определите к каким событиям они относятся и расположите их в хронологической последовательности). | Записывают домашнее задание в тетради и фотографируют материал учебного пособия. | ОК 02 | 1 мин |
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
ОК 01. Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы.
ОК 02. Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач.
ОК 04. Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.
Список используемой литературы:
1. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 1914 – 1945 гг: 10 класс: базовый уровень: учебник. – М., 2023.
2. Мединский В.Р., Чубарьян А.О. Всеобщая история. 1914 – 1945 гг.. 10 класс: базовый уровень: учебник. – М., 2023.
3. Г.М.Ипполитов Г.М., Репинецкий А.И., Репинецкая Ю.С. Отпор покушению на подвиг народа. Против фальсификаций истории Великой Отечественной войны. – Директмедиа Паблишинг, 2020.
4. Бобринев К.С., Артамонов Е.С. Фальсификации истории Великой Отечественной войны. – Электронная книга, SelfPub., 2019.
5. http://www.ru.wikipedia.org.
Приложение 1.
Интеллект-карта
(к уроку истории по теме: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Фальсификация истории Великой Отечественной войны»).
Группа _____1__________
Задание.
1. Прочитайте указанный учебный материал в учебнике (стр. 301-302).
2. Сформулируйте и запишите достоверный факт события.
3. Выберите и выделите из предложенных, только те аргументы, которые подходят к данному достоверному историческому факту (не менее 3-х).
Фальсифицированный факт: Основной причиной поражений Красной Армии на первом этапе войны было отсутствие опыта ведения современной войны.
Достоверный факт: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аргументы:
- территория СССР, охваченная боевыми действиями составила 3 млн. кв.км, что больше совокупной площади большинства стран Западной Европы;
- по словам маршала Г.К.Жукова: «… И.В.Сталин в ходе самой войны обобщал и извлекал уроки из опыта военных действий и со временем стал «достойным Верховным главнокомандующим»;
- оборона войск Красной Армии не рассыпалась под ударами танковых колонн врага;
- агрессоры находились на нашей территории более 3-х лет, и основная тяжесть борьбы с фашизмом легла на плечи советских граждан и вооруженных сил СССР;
- главный боевой лозунг во время сражений был: «За Родину! За Сталина!»;
- именно на советско-германском фронте было разгромлено 2/3 вражеских дивизий и уничтожено 3/4 вражеской техники;
- к середине лета 1941 года темпы немецкого наступления снизились с 20-30 км в сутки до 4-8 км в сутки, к концу лета 1941 года расчет врага на успех блицкрига оказался под вопросом;
- Будучи председателем ГКО именно И.В.Сталин сыграл главную роль в соединении усилий фронта и тыла;
- армии и дивизии, Красной Армии, попавшие в окружение, не прекращали сопротивление, и было создано партизанское движение.
Приложение 2.
Интеллект-карта
(к уроку истории по теме: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Фальсификация истории Великой Отечественной войны»).
Группа _____2__________
Задание.
1. Прочитайте указанный учебный материал в учебнике (Стр. 297).
2. Сформулируйте и запишите достоверный факт события.
3. Выберите и выделите из предложенных, только те аргументы, которые подходят к данному достоверному историческому факту (не менее 3-х).
Фальсифицированный факт: И.В. Сталин не умел воевать и как главнокомандующий руководил военными операциями «по глобусу».
Достоверный факт: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аргументы:
- территория СССР, охваченная боевыми действиями составила 3 млн. кв.км, что больше совокупной площади большинства стран Западной Европы;
- по словам маршала Г.К.Жукова: «… И.В.Сталин в ходе самой войны обобщал и извлекал уроки из опыта военных действий и со временем стал «достойным Верховным главнокомандующим»;
- оборона войск Красной Армии не рассыпалась под ударами танковых колонн врага;
- агрессоры находились на нашей территории более 3-х лет, и основная тяжесть борьбы с фашизмом легла на плечи советских граждан и вооруженных сил СССР;
- главный боевой лозунг во время сражений был: «За Родину! За Сталина!»;
- именно на советско-германском фронте было разгромлено 2/3 вражеских дивизий и уничтожено 3/4 вражеской техники;
- к середине лета 1941 года темпы немецкого наступления снизились с 20-30 км в сутки до 4-8 км в сутки, к концу лета 1941 года расчет врага на успех блицкрига оказался под вопросом;
- Будучи председателем ГКО именно И.В.Сталин сыграл главную роль в соединении усилий фронта и тыла;
- армии и дивизии, Красной Армии, попавшие в окружение, не прекращали сопротивление, и было создано партизанское движение.
Приложение 3.
Интеллект-карта
(к уроку истории по теме: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Фальсификация истории Великой Отечественной войны»).
Группа ______3_________
Задание.
1. Прочитайте указанный учебный материал в учебнике (стр. 301-302).
2. Сформулируйте и запишите достоверный факт события.
3. Выберите и выделите из предложенных, только те аргументы, которые подходят к данному достоверному историческому факту (не менее 3-х).
Фальсифицированный факт: Советский Союз смог выиграть Великую Отечественную войну исключительно благодаря своим союзникам (в частности США и Великобритании) (Стр. 441, 447).
Достоверный факт: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аргументы:
- территория СССР, охваченная боевыми действиями составила 3 млн. кв.км, что больше совокупной площади большинства стран Западной Европы;
- по словам маршала Г.К.Жукова: «… И.В.Сталин в ходе самой войны обобщал и извлекал уроки из опыта военных действий и со временем стал «достойным Верховным главнокомандующим»;
- оборона войск Красной Армии не рассыпалась под ударами танковых колонн врага;
- агрессоры находились на нашей территории более 3-х лет, и основная тяжесть борьбы с фашизмом легла на плечи советских граждан и вооруженных сил СССР;
- главный боевой лозунг во время сражений был: «За Родину! За Сталина!»;
- именно на советско-германском фронте было разгромлено 2/3 вражеских дивизий и уничтожено 3/4 вражеской техники;
- к середине лета 1941 года темпы немецкого наступления снизились с 20-30 км в сутки до 4-8 км в сутки, к концу лета 1941 года расчет врага на успех блицкрига оказался под вопросом;
- Будучи председателем ГКО именно И.В.Сталин сыграл главную роль в соединении усилий фронта и тыла;
- армии и дивизии, Красной Армии, попавшие в окружение, не прекращали сопротивление, и было создано партизанское движение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентеция к уроку по истории России " Советский тыл в годы Великой Отечественной войны""
Данная презентация разработана к уроку истории 9 кл. по теме "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/24/picture-49685-1553444784.jpg)
История России. Проверочная работа по теме "Великая Отечественная война" ( в форме эссе)
Вопросы по теме"Великая Отечественная война" учащиеся выбирают сами, как на экзамене. Один вопрос на 45 минут. Дают развернутый ответ в форме эссе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/21/picture-460972-1537555347.jpg)
Викторина по русскому языку и литературе, истории России «70 лет Победы в Великой Отечественной войне».
Викторина по Русскому языка, Литературе и Истории России "70 лет Победы в Великой Отечественной войне"Внеклассное мероприятие разработано мною к 70-тилетию Победы в Великой Отечественн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/18/picture-711618-1447852612.jpg)
Презентация по истории России для 9 класса " Начало Великой Отечественной войны"
Презентация рассказывает о кануне и начале войны, расстановке сил и планах сторон; описываются сражения первых дней Великой Отечественной войны , деятельность государственной верхушки и оши...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-336503-1383808061.jpg)
Конспект урока по истории в 11 классе Тема урока: Великая Отечественная война: итоги, цена и причины Победы советского народа
Итоги Великой Отечественной войны и Второй мировой войныПричины победы советского народа в Великой Отечественной войнеЦена и значение Великой ПобедыВклад наших односельчан в Великую ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/05/picture-1309649-1612547240.jpg)
История России. Проверочная работа по теме "Великая Отечественная война" ( в форме эссе)
История России. Проверочная работа по теме "Великая Отечественная война" ( в форме эссе)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-123707-1350118012.jpg)
Технологическая карта урока по истории России по теме Отечественная война 1812 года
Ф.И.О. Корнева Светлана НиколаевнаПредмет: история РоссииКласс :9УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева; под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учеб. для общеобр...