Технологическая карта урока по истории России 9 класс ФГОС
статья по истории (9 класс)
В данной материале представлена технологическая карта урока по истории России в 9 классе.
Тема урока: "Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 48.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории России 9 класс ФГОС
Автор учитель истории и обществознания ГБОУ №13 Иванов Евгений Игоревич
Тема урока: «Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.»
Дата урока | 06.02.2022 |
Цели урока: | Показать международное положение России в начале XIX века и выяснить основные направления внешней политики России накануне Отечественной войны 1812 года и её причины войны, через самостоятельную, парную и коллективную работу. Совершенствовать умения учащихся сравнивать, обобщать понятия и факты, работать в парах. Воспитывать чувства гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа. |
План урока |
|
Образовательные | На основе работы с текстом учебника, историческими источниками и исторической картой определить основные цели и задачи внешней политики в 1801-1812 годах, познакомиться с событиями общеевропейской и восточной политики. В ходе коллективного обсуждения выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре I. Развивать навыки самостоятельной работы, умение выделять причинно-следственные связи, работать с картой. |
Развивающие | Формирование логических операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; развитие познавательных процессов. Развивать навыки работы с документами, картой, умения определять и объяснять исторические события, понятия и сравнивать их. |
Воспитательные | Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны. |
Тип урока | урок открытия нового знания |
Форма урока | урок исследование |
Образовательные ресурсы | Учебник, исторические источники, историческая карта, проектор, презентация, контурные карты |
УМК | УМК: История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский, А.Я.Токарева]; под ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение, 2019 |
Личностно значимая проблема | «В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская».(Шведский дипломат Лагербильке) |
Опорные понятия, термины | Континентальная блокада, антифранцузская коалиция, Тильзитский мир. Персоналии: Александр 1, Наполеон, Кутузов, Багратион. |
Формы контроля | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная |
Планируемые результаты Предметные | Знать смысл понятий и терминов: Континентальная блокада, антифранцузская коалиция, Тильзитский мир, Знать основные события: битве при Аустерлице в декабре 1805 г., поражение коалиции под Фридландом в июне 1807 г., Тильзитский мир, Гюлистанский мир. Уметь работать с исторической картой, самостоятельно извлекать информацию из разнообразных источников, составлять схемы, конспекты и тезисы. |
Метапредметные УУД | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач, находят необходимую информацию, используя материал учебника; получают информацию, работая с легендой исторической карты Коммуникативные: развивают умение групповой и парной работы; умение формулировать и доказывать свою точку зрения, уважать противоположное мнение; Регулятивные: формируют навыки планирования ответа; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; развивают навыки критического мышления; умения анализировать и обобщать, ставят учебную задачу; |
Личностные УУД | Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, уважение к историческому наследию России; проявляют чувства взаимопомощи при работе в парах; применяют исторический материал для осмысление современных событий. |
Домашнее задание | Сделать доклад об одном из героев Отечественной войны 1812 года |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД | ||||
Личностные | Регулятивны е | Коммуникативн ые | Познавательны е | Формы оцениван ия | |||
1. Организационн ый (1мин). | Проверяет готовность учащихся к уроку. | Готовятся к уроку, достают учебные принадлежности | Умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок | Умение слушать, включиться во взаимодействие с учителем | |||
II. Актуализация ранее полученных знаний (5 мин) | Готовит до урока викторину в приложение QUIZIZZ. Предлагает ученикам зайти на сайт и начать викторину. В конце на экране показывает результаты. | Учащиеся делятся на пары, заходят на сайт QUIZIZZ, вводят номер викторины и начинают решать. Все вместе подводим результаты. Учитель: « О каких событиях царствования Александра 1 может пойти речь сегодня, если на прошлом шла речь о внутренней политике?» Ученики: «Внешняя политика» | Формировани е устойчивого | Работать по плану, | Высказывают собственное | Используют общие приѐмы | Устные ответы |
III. Изучен ие нового материа ла | Нацеливает учащихся на работу с текстом учебникаи раздаточным материалом. Раздается атлас и контурные карты по одной на парту. Предлагает выполнить небольшое задание по контурной карте. Помогает учащимся определить направления Внешней политики России. Рисует на доске таблицу, делит класс на две группы, дает задание прочитать пункты параграфа, помогает заполнить таблицу | Сегодня на уроке мы выясним, какие направления доминировали во внешней политике Александра I.
(Швеция, Пруссия, Австрия, Османская империя, Персия) - какие страны – друзья? Какие соперники? Подтвердите свой ответ фактами.
| |||||
V. Первичное осмыслние и закрепление изученного, ??? | Учитель вместе с учащимися подводит итоги внешней политики. Назовите территориальные приобретения России в период 1801-1812 | Учащиеся самостоятельно пытаются подводить итоги внешней политики России. Небольшая дискуссия на тему: Представьте, что вы — члены Государственного совета, обсуждающие вопрос: «Следует ли России продолжать придерживаться условий Тильзитского мира или необходимо готовиться к новой войне с Наполеоном?». Совместно с учителем пытаются найти аргумента за и против ( Участие России в континентальной блокаде в перспективе могло способствовать развитию отечественной промышленности (например, товары, ранее ввозившиеся из Великобритании, стали бы производиться в России). Существовали сомнения в готовности России к новой войне с таким могущественным врагом, как наполеоновская империя Участие России в континентальной блокаде привело к сокращению экспорта хлеба, падению цен на него и разорению землевладельцев. Образование Варшавского герцогства противоречило интересам Российской империи, так как способствовало распространению среди польской шляхты реваншистских идей о возвращении бывших территорий Речи Посполигой, отошедших к России. Многие высшие сановники и члены императорской семьи считали позорным признание узурпатора законным монархом) Как итог урока учащиеся перечисляют территориальные приобретения России в период 1801-1812, а также успехи и неудачи российского правительства во внешней политики России | |||||
VI. Итоги урока. Рефлек сия Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | Потерпев поражение в войнах антинаполеоновских коалиций, Александр I был поставлен перед необходимостью заключения союза с Наполеоном. Россия смогла воспользоваться Тильзитским миром для укрепления своего положения территориальных приобретений на северо – западных и южных границах. Тем не менее недовольство российского общества условиями Тельзитского мира и рост противоречий между Россией и Францией сделали неизбежным разрыв союза между ними. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке | ||||||
Домашнее заданне | Прочитать § 3. Выполнить задания 1 и 2 рубрики "Думаем, спрашиваем, размышляем». Подготовить доклад о любом из героев и полководцев Отечественной войны 1812 г. (на выбор): М.И. Кутузов, П.И. Багратион, М.Б. Барклай де Толли, П.Х. Витгенштейн, Д.В. Давыдов, А.С. Фигнер, Н.А. Дурова | ||||||
изация знаний | презентации: «История России с древнейших времѐн до конца XVI века. М, «Просвещение» зачитывает: 1.«Способствовало ли принятие христианства расцвету материальной и духовной культуре Руси?»
знакомы? | мнение. Учащиеся предлагают варианты формулировок темы урока и записывают в рабочую тетрадь по истории тему урока - «Культура Древней Руси». Отвечают на проблемный вопрос | познавательн ого интереса | сверяясь с целью | мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. | |
IV. Изучен ие нового материа ла | Вопросы к учащимися:
Показывает определение термина.
«Можно ли считать культуру Древней Руси самобытной?» Затем (Лабораторно- практическая работа -10 мин) учащиеся делятся на 2 группы и раздаются вопросы (по два в группу). Работают с модулем «Культура Древней Руси» и материалом учебника. Иллюстрации, текст, выделенные слова можно увеличить, используя | Высказывают свои суждения, если необходимо - обсуждают мнения одноклассников. Знакомятся с термином «Культура», записывают его в тетрадь. Работа в группе. Отчет о проделанной работе | Проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительно е отношение к процессу познания. | Совместно с учителем обнаруживаю т и формулируют учебную проблему; самостоятель но определяют промежуточн ые цели урока. | Аргументируют свою позицию и координируют еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека. | Устные ответы. |
V. Первичн ое осмысле ние и закрепле ние изученно го, озвучива ния вывода | Организует работу с учащимися для закрепления: Тест на закрепление №1. На интерактивной доске Вывод: Государство - Киевская Русь, стало исторической и культурной колыбелью трех братских восточнославянских народов-русских, украинцев и белорусов. | Называют исторических деятелей, достижения культуры, показывают на карте памятники культуры | Формируют осознанное, уважительное и доброжелатель ное отношение к другому человеку, его мнению, готовность вести диалог | Соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности | Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Самостоятельно осуществляют поиск нужной информации используют общие приемы решения поставленных задач формируют и развивают ИКТ- компетенции | Устные ответы |
VI. Итоги урока. Рефлек сия | Модуль «Культура Древней Руси». На доске изображения культурных объектов Древней Руси Проводит беседу по вопросам: – Каковы были особенности культуры Древнерусского государства? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Понимают значение знаний для человека и принимают его. | Прогнозирую т результаты уровня усвоения изучаемого материала, самостоятельно выделяют и формулируют познавательну | Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Асознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательског | Оценивани е учащихся за работу на уроке |
Этапы | Деятельность | Задания для | Деятельность | Планируемые результаты | |
урока | учителя | учащихся, | учащихся | ||
выполнение которых приведет к | |||||
Предметные | УУД | ||||
достижению | |||||
запланированных | |||||
результатов | |||||
1.Мотивация учебной деятельности (2 мин) | Ребята, скажите, о каком событии М.Ю. | Подготовка учащихся к уроку. | Самостоятельно преобразуют | Л:построение личностных планов во временной |
Цели: проверка готовности учащихся, их настроя на работу, определение темы урока | к уроку. Для определения темы читает отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» | Лермонтов написал эти строки: - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! К какой войне относится это сражение? Сегодня на уроке мы познакомимся с основными событиями Отечественной войны 1812 года. | Отвечают (о Бородинском сражении) Отвечают (к Отечественной войне 1812 года) Записывают тему урока | один вид информации в другую | перспективе Р: постановка учебной задачи на основе того, что туже известно и того, что предстоит К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
2.Создание проблемной ситуации Цели: мотивирование учащихся на изучение Отечественной войны как важнейшего события в истории России (3 мин) | Обоснование актуальности изучаемого события | В 2017 г. исполняется 205 лет со дня Отечественной войны 1812 г. На уроке мы попытаемся открыть относительно новое в данной области и для вас самих. Ребята, что мы уже знаем об этом событии? | Изучая Всеобщую историю, мы узнали, что Отечественная | Совместно с учителем формулируют проблемный вопрос | П: самостоятельное формулирование цели, обозначение проблемы урока К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Р: целеполагание |
Организует работу над проблемным вопросом«Почему война 1812 года названа отечественной?» Озвучивает цель урока.Выдвигает проблему Выдвижение гипотезы | Ребята, как вы думаете, почему войну 1812 года называют Отечественной? Мы с вами ещё не знакомы с основными событиями войны, но давайте предположим возможный итог этого события. | война 1812 года - это война между Россией и Францией. Высказывают свои предположения и формулируют цель и задачи урока совместно с учителем. Предполагают (закончилась победой России) | |||
3. Изучение нового Цели: получение учащимися новых знаний по одной их важнейших тем отечественной истории (15 мин) | Нацеливает учащихся на работу с текстом учебника, историческими документами, исторической картой, иллюстрациями | Мы с вами сегодня побудем в роли исследователей. Вы разделены на группы, каждая из которых получит своё задание. Но один ученик класса согласился побыть в роли «Фомы | Слушают правила организации учебного занятия | Проводить поиск и анализ информации об ОВ в нескольких источниках: историческая карта, учебный текст, исторические | К:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации П:моделирование, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Р:составление плана и последовательности действий |
Распределяет задания по группам, определяет время работы, помогает составить план работы:
документы;
лизировать, изобразить схематически;
| неверующего», он очень недоверчивый, поэтому каждое своё утверждение вы должны аргументировать и подтвердить выдержкой из документа и убедить «Фому» в правильности своих высказываний.«Фома» тоже будет изучать исторические документы, поэтому ввести в заблуждение его будет сложно. 1 группа – причины и начало Отечественной войны 1812 года; Задание:
2 группа – | Самостоятельно работают с текстом учебника, с документом,с иллюстрациями, с атласом и контурной картой, отвечают на вопросы, формулируют и записывают причины ОВ Осуществляют смысловое чтение, | документы, иллюстрации . | П: умение структурировать знания, выбор оптимальных решений, умение осознанно и произвольно строить высказывания, выбирать вариант решения К: инициативное сотрудничество в выборе варианта решения Р:соотнесение результата с заданием |
охарактеризуйте основные сражения Отечественной войны Задание:
Смоленск, Москва, с. Фили 3 группа – охарактеризовать завершающий этап войны. Задание: 1.Почему русская армия оставила Москву? 2.В чём замысел Тарутинского манёвра? 3.Укажите дату и | работают с исторической картой, с контурной картой, работают с информацией, фиксируют в тетрадях основные события и их результаты в хронологической таблице Самостоятельно работают с историческими документами, с учебным текстом с атласом и контурной картой, отвечают на вопросы, составляют опорные схемы. |
4. Первичное применение нового знания. Защита мини- исследований каждой группой. (12 мин) Цели: развитие умения доказывать и защищать свои идеи | Устанавливает регламент и условия защиты исследований каждой группы | значение битвы под Малоярославцем.
| Каждая группа, представляет результат исследования, убеждает «Фому неверующего» в правоте своих точек зрения. Делают выводы | ||
5. Закрепление нового Цели: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности (7 мин) | Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает высказывать свое мнение. | Ребята, мы выслушали доклады групп, сделали определённые выводы, теперь ответьте на вопрос: «Почему же война 1812 года называется Отечественной?» В начале урока мы предположили, что война закончилась победой России. Можем ли мы подтвердить свою гипотезу? | Отвечают, приводят свои доводы о том, что война называется Отечественной, потому что весь народ объединился и встал на защиту своего Отечества (Родины). Отвечают, приводят аргументы. Решают задания с проговариванием ответа вслух | Дают оценку выступлений | П: умение осознанно строить высказывания, приводить доказательства; группировать факты К:оценка действий партнера Р: Контроль в форме сличения способа действия и его результатов |
6. Контролирующее задание | Контролирует выполнение работы, | Выполните мини-тест | Выполняют мини-тест; Выполняют | Систематизируют историческую | Р: контроль, коррекция выделение и осознание уровня |
Цели: осознание каждым обучающимся степени овладением полученных знаний (4 мин) | осуществляет взаимопроверку Организует беседу, связывая результаты урока с его целями | Ребята, как вы думаете, мы достигли поставленных в начале урока целей? | взаимопроверку; Осуществляют предварительную оценку Отвечают, аргументируют | информацию Выполняют тестовые задания | усвоения Л: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей (3 мин) | Применяет приём незаконченного предложения; Приём приращения знаний. Для планирования дальнейшей деятельности, ребятам предлагается дать ответы на вопросы: | Для оценки собственного участия в работе на уроке отнеси себя к одной из предложенных групп. «Сегодня на уроке я был, скорее всего, …» А) новобранец; Б) бывалый солдат; В) командир
солдатом/командиром?
| «Сегодня я узнал(а) …», «Теперь мне понятно …». «Я не знал (а) … - теперь я знаю Заполнить оценочный лист по всем пунктам плана урока Отвечают, делают выводы | Анализируют личностные достижения на уроке, сопоставляют их с оценкой, данной товарищем | К: умение работать в паре, выражать и отстаивать свое мнение П: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность Л: понимание учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей и мотивов |
8. Домашнее задание (1 мин) | Конкретизирует домашнее задание. | Сегодня мы изучили основные события Отечественной войны | Записывают домашнее задание | Л: пониманиепоставленной задачи. Р: прогнозирование |
1812 года, поэтому мне хотелось бы узнать ваше отношение к изученному материалу. Домашним заданием будет написать сочинение- рассуждение«Каково было значение Отечественной войны?» | результатов уровня усвоения изучаемого материала. |
Источники информации
- УМК: История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский, А.Я.Токарева]; под ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение, 2019;
- карта «Отечественная война 1812 года»;
- Детская энциклопедия по истории;
- М.Ю.Лермонтов «Бородино»;
- В.Н.Белязин «1000 занимательных сюжетов из русской истории».
- Презентация, подготовленная учителем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ «АЛЕКСАНДР II. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА»
Технологическая карта урока по истории Россиитема: «Александр II. Отмена крепостного права»8 класс Цели для ученика:Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права.Понять истор...
Технологическая карта урока по истории России (8 класс)
Тема: Внешняя политика Александра III. Тип урока: изучение нового материала Цель урока: создать условия для формирования представления о направлениях, характере и результатах внешней политик...
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»
Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...
Технологическая карта урока по истории России в 6 классе на тему «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
Технологическая карта урока по истории России в 6 классе на тему «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»...
Технологическая карта урока по истории России 8 класс Тема урока: «Начало Северной
Технологическая карта урока по истории России 8 класс Тема урока: «Начало Северной войны»...
Технологическая карта урока по истории России, 6 класс
Технологическая карта урока по истории России для 6 класса. Тема урока "Северо-Западная Русь между Востоком и Западом"Разработка поможет учителю спланировать результаты обучения учащихся на ...