Методика организации проектной деятельности по истории и обществознанию
проект по истории

Галикеев Нияз Наилевич

Методика организации проектной деятельности по истории и обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Принципы проектной технологии обучения…………………...……………….4

Классификация проектов по истории и обществознанию……..………………6

Организация проектной деятельности учащихся старших классов…….……..9

Заключение…………………………………………………………………….…16

Использованная литература………………………………………...…………..18

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА

Методика организации проектной деятельности по истории и обществознанию

Введение

Сегодня проектная деятельность является наиболее актуальной и помогает развитию творческих способностей, а также самообразованию учащихся. Разбирая тему проекта и реализовывая его, ученики учатся при помощи своих сил, находить разнообразные возможности проявления инициативы, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле.

Целью проекта является изучение методики проектной деятельности.

Задачи. Рассмотреть принципы проектных технологий обучения. Изучить классификацию проектной деятельности по истории и обществознанию. Раскрыть методы работы учителей и обучающихся в технологии проектного обучения.

Принципы проектной технологии обучения

В современной образовательной организации становится актуальной обновление содержания образования. В работе над проектом ученик должен сам ставить цель, находить способы ее достижения, находить и анализировать необходимую информацию, подводить итоги.

Технология проектного обучения помогает развитию личностных качеств учеников таких как самостоятельность, способность к творчеству, инициативность. Понятие «проект» это - все, что задумывается либо планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов.

В России идеологом проектного обучения является выдающийся русский педагог П.Ф. Каптерев. Он считал, что проектное обучение развивает всестороннее развитие ума и мышления. В дальнейшем такое обучение в нашей стране развивалось одновременно с разработками американских ученых. Однако, из-за того, что данная технология внедрялась в школу непродуманно и непоследовательно, в 1930-е гг. XX столетия рассматривалась как «непедагогическая». Лишь с изменениями в современном образовании к этой технологии вновь начинает возникать интерес.

Целью любой проектной технологии становиться самостоятельное «постижение» учащимися различных проблем, которые имеют определенный смысл для них. Эта технология подразумевает проживание учащимися определенного периода времени в учебной деятельности, а также их приобщение к формированию научных представления об окружающем нас мире.

Данная технология ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную или групповую, которую ученики выполняют в течении определенного периода времени.

Сложность возникает при решении проблемной ситуации, которая предполагает начало активной мыслительной деятельности, а также проявлений самостоятельности у школьников, вследствие чего они обнаруживают противоречия между фактами и явлениями. В контексте, каких общечеловеческих культурных видов деятельности могут быть реализованы проекты школьников? За основу могут быть взяты основные сферы деятельности человека, разработанные М.С. Каганом: практико-преобразовательная, коммуникативная, научно-познавательная, художественно-эстетическая, ценностно-ориентационная. Проекты в практико-преобразовательной деятельности могут быть моделирующими, экспериментально-измерительными, технико-прикладными. Такие проекты характерны для таких предметов как физика, химия, математика.

Проблемы, связанные с коммуникативными потребностями, могут включать проблемы связи, информатики, а также рассматриваться на уроках информатики, физики и т.д.

Построение учебного процесса ориентировано на выполнение учениками различных проектов, строится в логике деятельности учащихся. Выбор в проектной технологии осуществляется на различных этапах ее осуществления. Внешним выбором может стать выбор самого проекта, вида задания, партнеров по деятельности, материала и формы его освещения в проекте, способов выполнения работы. Внутренний выбор учащихся определяется их потребностями, способностями школьника, его ценностными ориентирами, субъективным опытом, эмоциональным настроем и взаимоотношениями с другими учащимися.

В процессе становления современного образования важной становится личностно-ориентированный подход учащихся в выполнении проекта, по мере которого школьник приобретает новые знания, а также навыки исследовательского подхода. Итогом выполнения проекта становиться то, что ученик получает не только умение разрешать проблемы, но и личностную самореализацию.

Классификация проектов по истории и обществознанию

В современном научном мире выделяют техническое и гуманитарное проектирование. Наиболее полной классификацией проектов в российской педагогике можно выделить классификацию, предложенная в пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, которая может быть применена абсолютно к любым проектам по различным школьным дисциплинам.

Классификация школьных проектов по Коллингсу:

Проекты игр - детские занятия, целью которых может быть участие в групповой деятельности.

Экскурсионные проекты - изучение таких проблем, которые связанны с окружающим миром и общественной жизнью.

Повествовательные проекты - проекты, где дети имеют своей целью «получение удовольствия от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, художественной, музыкальной и др.

• Конструктивные проекты – своей целью имеют создание необходимого конкретного, полезного продукта.

И.С.Сергеев же предлагает иную классификацию проектов, связанные доминирующей деятельностью обучающихся, которая включает:

Информационный. Связан со сбором информации о каком-либо объекте или явлении с последующим ее анализом, обобщением.

Практико-ориентированный. Направлено на решение некоторых социальных задач, которые отражают интересы всех участников проекта.

Исследовательский. Проект напоминающий научное исследование. Здесь деятельность обучающихся связано с решением творческой, исследовательской проблемы с неизвестными. Проект предполагает наличие этапов, которые характерны для научного исследования.

Творческий. Предполагает свободный и нетрадиционный подход в реализации проекта.

Ролевой. Проект, структура которой только намечается и остается открытой до ее завершения. Здесь участники принимают определенные роли, связанные характером и содержанием проекта. Могут быть литературные или выдуманные герои. Результаты такой работы обычно намечаются в начале их реализации, но окончательно вырисовываются только в самом конце.

На практике нельзя увидеть в совершенно чистом виде тот или иной проект, здесь можно говорить лишь о доминирующей направленности в деятельности участников.

Так же в педагогической практике используются групповые или персональные школьные проекты. Стоит отметить их преимущества.

Преимущества групповых проектов:

Среди участников проекта формируются навыки сотрудничества;

Проект может быть выполнен более тщательно продуманно;

На каждом этапе работы над проектом, каждый ее ученик, в зависимости от своих качеств, может активно включаться в определенный этап этой работы;

В рамках проекта могут быть образованы группы и подгруппы, для эффективного пути решения ее проблем, идей, гипотез. Это сказывается как правило на повышении мотивации участников и влияет на качество и успешность выполнения проекта.

Преимущества персональных проектов:

План работы в большинстве случаев выстраивается с максимальной точностью;

Школьник чувствует полную ответственность, т.к. выполнение проекта полностью зависит от него;

Обучающийся получает опыт работы над проектом на всех ее этапах выполнения;

Выделяют прикладные, исследовательские, информационные.

Прикладные проекты отличаются тем, что здесь четко обозначены результаты деятельности, тщательно продуманы структуры проекта, есть четкое распределение работы между участниками.

Исследовательские проекты направлены на решение творческих задач, с заранее неизвестным результатом.

Информационные проекты нацелены на изучение определенных процессов и явлений. Структура этого проекта схожа на структуру исследовательского, что довольно часто служит основанием для их интеграции.

В соответствии с предметно-содержательной областью можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.

По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей - индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения - краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.

В нашей современной практике чаще происходит интеграция различных видов проектов, в связи с конкретными целями и задачами.

Организация проектной деятельности учащихся старших классов

В современной педагогической практике можно встретиться с такими терминами как «метод проектов», так и с «проектная деятельности».

Метод проектов представляет некую совокупность приемов и операций для овладения определенной областью практического или теоретического знания. Говоря о методе проектов, нужно иметь в виду способ достижений дидактической цели, завершающаяся вполне реальным практическим результатом. В основу такого метода вложена идея, которая по сути имеет понятие «проект». Метод проектов направлена на самостоятельную работу учащихся - индивидуальную, парную, групповую. Проект в контексте образования это и есть результативное действие, но оно совершается в специально организованных педагогом лабораторных условиях. А значит проектная деятельность школьников находится вне содержания образования, так как она не предполагает полного изменения учебной программы, содержания учебных дисциплин. Методы проектов учителя -  это своеобразные педагогические инструменты, при помощи которых решаются определенные дидактические задачи, прежде всего задачи взрослого.  

Проектная деятельность это способ организации образовательного пространства, учащихся. Реализация проектной формы на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний учитель становиться организатором учебно-познавательной деятельности школьников. Поэтому должно меняться психологический климат в кабинете, т.к. педагог должен переориентировать свою работу и работу учеников на различные формы деятельности - исследовательского, поискового или творческого характера. В таких условиях школьный учитель выполняет не только функции управления, но и корректирует деятельность учеников. Сами ставят необходимые перед собой задачи, составляют план и решают их. Помимо всего этого школьники осуществляют контроль своих действий, дают оценку своих результатов, сами определяют свою образовательную траекторию. Так же проект требует ее оформления результатов для окружающих. Таким образом, идеи проектирования школы в современном мире обязаны центрироваться вокруг принципа проектности.

В практике развивающего обучения у учащихся формируются навыки проектной деятельности через решение проектных задач.

Проектная задача - это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме.

Требования к «проектной» задаче:

- состоит из нескольких сюжетных заданий, помогающие учащимся разрешить поставленную задачу;

- задания выполняются последовательно или выборочно, в зависимости от уровня подготовленности учеников;

- заключительной задачей задания становиться объединение в одно целое всё что выполняла группа по отдельности;

Задания, входящие в такие задачи, может требовать разнообразных «стратегий» ее решения. Ее суть заключается в использовании результатов заданий в общем контексте решения всей задачи. Проектные задачи бывают как предметными, так и межпредметными, стартовыми и итоговыми, тематическими, межвозрастными. Главное здесь условие – это возможность переноса известных детям способов действий (знаний или умений) в новую практическую ситуацию, где итогом станет реальный продукт. Выполнение аналогических задач нередко занимает несколько занятий. Включение в учебный процесс таких задач позволяет учителю в течении учебного года систематически отслеживать пути становления, способов работы и способов действий, учеников в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, то есть осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у учеников. Стоит отметить, что такое регулярное использование таких задач приводит к повышению познавательного интереса учащихся.

Урок как проектная задача

Урок как проектная задача состоит из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами для решения поставленной задачи в целом. Перед постановкой проектной задачи обязательно описывается конкретно-практическая, проблемная ситуация. Она фиксируется в формулировке задачи урока и реализуется через систему заданий. Главное условие проектных задач - возможность переноса известных детям способов действий в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».

Уроки - проектные задачи способствуют повышению познавательного интереса учащихся, развивают способности школьников самостоятельно решать проблемы на основе самостоятельного опыта, обеспечивают возможность достижения желаемого результата всеми учащимися. Основная цель проектных задач - способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества у старшеклассников. Именно на подобных уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Основной метод- встроенное наблюдение. Система решения проектных задач, в которых заложены все этапы будущего проектирования, может быть одним из способов подготовки школьников к проектной деятельности в подростковом возрасте. К такой работе можно привлекать, помимо ведущего учителя, других (свободных от занятий) учителей, родителей и старшеклассников (волонтерское движение). Вооружившись специальными «картами наблюдения» (экспертными листами) и подключившись к детским группам, эксперты на протяжении всех этапом наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него, и фиксируют свои наблюдения. Анализ учителем всех экспертных листов после решения проектной задачи дает полную картину того, как строили свою работу школьники на всех этапах решения.

Существенное значение для становления учебного сотрудничества в классе имеют и публичные выступления экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны работы групп школьников над проектной задачей, выявленные в процессе экспертного наблюдения. Важно выяснить, в какой степени организация работы в группе способствовала качеству полученного решения.

Новый образовательный стандарт уделяет особое внимание приобретению учениками опыта участия в проектной деятельности. Как показывает опыт, организация такой деятельности является для многих педагогов непростой задачей, поэтому мы возвращаемся к проблеме использования в практике преподавания этой формы учебной работы.

Проектные задания в последние годы все шире входят в массовую практику обучения обшествознанию. Причина этого кроется в тех возможностях, которые открывает проектная деятельность для развития общеучебных (межпредмстных) умений и социализации учащихся.

Ученические проекты в системе учебной работы

Достоинства проектной деятельности состоят прежде всего в том. что она включает в себя совокупность поисковых, проблемных, творческих по своей сути учебных действий, приемов и методов.  При выполнении  проектов учащиеся проявляют большую долю самостоятельности, используют не только интегрированные знания из различных общественных наук, но и надпредметные умения (планировать свою деятельность, разделять задачу на этапы, определять пути поиска, накоапения. классификации и обработки необходимой инс-юрма-ции, предстаатять результаты работы в публичном выступлении и др.).

Среди целей проектной деятельности школьников можно выделить:

• стимулирование познавательной самостоятельности учащихся в области индивидуальных содержательных интересов и предметных предпочтений;

• создание условии для реализации умений и компетентное ей. связанных с планированием работы, разработкой поэтапной программы действий от замысла до готового продукта;

• совершенствование коммуникативных умений в процессе групповой работы и публичного выступления, на презентации.

Среди проектов, используемых в обучении обшествознанию. можно выделить следующие их разновидности-.

прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике данной школы);

информационные (предполагают анализ, обобщение и представление участниками проекта конкретной информации широкой аудитории);

ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют линии поведения в игровой ситуации);

исследовательские (предполагают решение творческой исследовательской задачи; определение основных этапов работы, характерных для научного исследования).

Примерные требования к выполнению учебного проекта следующие;

1) должен соответствовать проектному заданию (теме проекта);

2) может выполняться индивидуально или в группе с определением точного содержания деятельности каждого участника группы;

проанализировать каждому собственные ответы на вопросы анкеты и сделать вывод о том, какие мотивы преобладают в его учебной деятельности, что мешает ему учиться лучше;

подобрать памятки и рекомендации, как исправить те недостатки в учебной деятельности, которые мешают учиться лучше и снижают мотивацию;

на основе обобщения собранных материалов подготовить компьютерную презентацию и выступить с ней в классе.

3. Основные задачи (этапы) реализованы в конечном продукте (компьютерной презентации) полностью. Работа представлена классу (проведена публичная презентация), получены ответы на вопросы к презентации.

4. Работа оформлена с учетом требований к цитированию, содержит ссылки на источники.

По каждому критерию возможно выставление от 1 до 3 баллов:

1 балл — критерий выражен слабо;

2 балла — критерий ясно выражен, но имеются отдельные недочеты;

3 балла — замечаний нет. Максимально возможная сумма баллов — 15.

Отметка «5» — 15-12 баллов; «4» — 11-9 баллов; «3» — 8 баллов и менее. Неудовлетворительная оценка за проектную работу не выставляется. Если ученик не справился с работой, она снимается с презентации и не оценивается.

Проект для пятиклассников

Более подробно познакомимся с Организацией проектной деятельности на примере се организации в 5 классе Московской городской лингвистической гимназии № 1513 при изучении темы «Школа» и под темы «Одноклассники, сверстники, друзья».

Проектная деятельность включила в себя следующие основные этапы:

1) подготовительный (организационный, или период запуска);

2) основной (выполнение проекта);

3) презентационный (публичная зашита выполненной работы, представление полученною на основном   маис продукта, оииты на вопросы);

4) оценочный (обсуждение ирспстпвленного проект и опенка проектной деятельности).

В классе, иключенном в проектную работу, обучалось 30 человек. Для выполнения проекта класс pin дел или на группы (и соответсгний с желанием са мих учеников): «историки», «социологи», «журналисты». В связи с тем что «историков» оказалось слишком много, в этой группе пришлось вычесть подгруппу «историки-2».

Ma уроке, предшествовавшем собственно проектной работе, каждой группе предложили примерные темы, которые им предстояло разработать и представить классу.

«Историки» должны были ответить на вопрос: как была организована школа в разные исторические эпохи?

Историки-2» получили задание расспросить своих родителей об их школьной жизни и представить обобщенный облик советской школы второй половины XX в.

В течение недели, которая отделяла школьников от урока презентации результатов проектной работы, ученики неоднократно уточняли у учителя, что им делать, что нужно принести на урок, верно ли они поняли задание, советовались, как лучше подготовиться к уроку.

Проектные задачи для этого этапа обучения в начальной школе имеют свою специфику по построению: формулировка задачи, последовательность предметных действий через систему заданий явно задается автором проектной задачи. Проектная задача в целом будет решена только в том случае, если группа сможет справиться со всеми предложенными заданиями, в том числе и с итоговым заданием как местом «сборки» всех полученных результатов отдельных заданий. Уроки, организованные в форме проектной задачи в начале одного класса существенно отличаются от уроков в конце учебного года. По мере овладения учащимися различными способами деятельности и формами сотрудничества с окружающими людьми, способами получениями новой информации, усложняется прообраз получаемого «продукта». Происходит переход от игровых форм создания учебной задачи к моделированию. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ.

Итак при организации проектной деятельности учащихся учитель выступает в роли наставника  при реализации учеником проекта , учащиеся для реализации поставленных целей объеденяются в проблемные групппы и в процессе выполнения проекта оказывают взаимопомощь а также презентуют проекты которые критикуют и приходят к общему консенсусу , в процессе реализации проекта учащийся проходит этапы от сбора информации ее обработки анализа, синтеза , сравнения к оформлению проекта и переходит к наиболеее важному и сложному этапу при реализации проекта его презентации по окончании которого  его оппоненты высказывают ему противоположную точку зрения.  По окончании презентации проекта проект считается выполненным полностью или частично.

Заключение

Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий называют переходом к постиндустриальному обществу. Они ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. А проектная методика по истории и обществознанию обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.

Проекты сегодня используются и в рамках учебного процесса в школе, и в дополнительном образовании, и как способ организации жизни в подростковых объединениях? И, по крайней мере, что касается школы, с использованием проектного подхода остается множество вопросов: Как сочетать проектный подход с классно-урочной системой? Как можно выстроить иной процесс обучения, базирующийся, в основном, на системе проектов? Как увязывать имеющееся сегодня представление об образовательном стандарте с ценностями и способами организации жизнедеятельности в проекте? и т.п.

Зато точно уже понятно, что применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д. И этот внушительный перечень "побед" метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.

Известно, что работа методом проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от учителя. Поэтому учителя, предлагающие свои авторские разработки учебных проектов, больше, чем учителя новаторы, это ученые прикладники и методисты в этой области одновременно. Учителю массовой педагогической практики метод проектов, безусловно, по силам, но после специального обучения. Обучение учителей проектной деятельности - необходимое условие для внедрения в практику метода учебных проектов.

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.

Использованная литература

  1. Воронцов А.Б. Перспективные направления научно-практических разработок образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Обсуждение проблем начального образования в России.// http://nsc.1september.ru/articles/2008/15/02
  2. Воронцов А. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения. // http://nsc.1september.ru/2007/06/8.htm
  3. Прынь Е.И. Методические основы решения проектных задач. // http://epryn.ru/news/metodicheskie-osnovy-resheniya-proektnyx-zadach.html

4. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие/ под ред. Ю.П. Дубенского. Омск: Изд – во ОмГУ, 2005. – 59 с.

5.Проектная деятельность школьников на уроках истории и обществознания // преподование истории и обществознания в школе Иванова ,Е.Л . Рутковская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»

В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта....

Методика проектной деятельности учителя истории и обществознания Вильдановой Э.Р.

Методика проектной деятельности учителя истории и обществознания Вильдановой Э.Р....

"Методика организации проектной деятельности"

Проектная деятельность в современном понимании является компонентом системы продуктивного образования. ...

Методика организации проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии 5 класса в условиях экспериментального обучения и ее результаты

Экспериментальное обучение проводилось с сентября по май 2016 - 2017 учебного года в пятом классе МБОУ Северная СШ Варнавинского района Нижегородской области, где работаю учителем биологии....

Методика организации проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной работе

В статье описывается алгоритм проектной деятельности на уроках биологии и во внеурочной деятельности учителя, работающего в условиях ФГОС...

Выступление на педсовете «Проектная деятельность на уроках географии. Методика организации проектной деятельности»

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные систе...