«Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения»
материал
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения»
Дата проведения: 30.12.2022г.
Уважаемые коллеги! Начать педсовет мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония» (в рабочем листе – задание 1)
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –
с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель».
- Уважаемые коллеги, какие методические приёмы Вы можете отметить в деятельности учителя? (задание 1 рабочем листе 1
- самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний.
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать.
Он понимал, что
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
Тема педагогического совета «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения»
Цель: совершенствовать профессиональное мастерство учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения
Задачи:
раскрыть и закрепить понятие «функциональная грамотность»
рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся
выявить опыт работы учителей по формированию функциональной грамотности школьников
выработать рекомендации для коррекции деятельности учителя-предметника по формированию функциональной грамотности обучающихся
принять управленческие решения по регулированию и коррекции учебных занятий в рамках формирования функциональной грамотности.
Уважаемые коллеги, понимание того или иного теоретического материала, любого процесса начинается с работы над содержанием основных терминов, понятий. Ключевыми терминами сегодня будут: личность, грамотность, функциональная грамотность, функционально грамотная личность, основные составляющие функциональной грамотности и их сущность.
Первая задача, которую предстоит сейчас вам выполнить – это раскрыть содержание, обозначенных ключевых терминов.
Мы приступаем к выполнению заданий 2-3 (группы работают 10 минут, с кейсом «Глоссарий»)
(Представление итогов работы групп, задания 2 -3)
- И так, функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Актуально ли это для современной школы – формировать функциональную грамотность школьников?
На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сентябрь 1965года) был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы.
Для широкой публики функциональную грамотность объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими компетенциями у школьников большие проблемы. Ученые Массачусетского университета составили график, где дана оценка востребованности на рынке труда разных способностей человека…
Начиная с 60-х годов одна кривая упорно идет вниз, забираясь глубоко в отрицательную часть координатной плоскости. Это так называемые рутинные когнитивные операции, грубо говоря — простое запоминание и воспроизведение правил и фактов, вычисления по заданным формулам. Примерно этому учила и учит наша школа. В свое время это было, наверное, оправданно. Только с 60-х годов вверх пошла другая кривая — нерутинные когнитивные операции, то есть умение решать проблемы, не имея готовых шаблонов. Исследования в этой области проводятся с 2000 года. Это PISA и TIMSS.
Какие же дефициты умений по результатам PISA.
1. Одна из основных причин невысокого результата международных исследований – неумение учащихся работать с предлагаемой информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию и т.д.
2. Социализация, а точнее ее отсутствие на уроках, где установился только один вид взаимодействий – учитель-ученик. Боксеру ставят удар, певцу – голос. Наша задача – научиться ставить сильное мышление. Первый тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», второй тип «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные имеющие технологии решения – так называемые закрытые задачи. Креатив способен сам видеть и ставить задачи, стремиться выйти за рамки узко поставленного условия, на самом деле человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени по мере взросления креативное мышление «затухает», Подавляющее большинство обучающихся конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разложенной по полочкам
информации, неопределенность условий и вариативность решений их пугает. Богатырей не выращивают на постном винегрете. Творческое, открытое мышление не развивается на закрытых задачах. Поэтому сейчас школу обязуют повернуться лицом к так называемой функциональной грамотности. Мы видим, как меняются задания (Комплексная работа, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ), а именно на этих контрольных мероприятиях активно применяются задания на проверку функциональной грамотности.
Что же можно рекомендовать для развития функциональной грамотности, какие приемы само и взаимообучения? Заданий на функциональную грамотность в учебнике просто нет. Поэтому их разработка ложится на плечи учителя.
Работа с заданием 4 в течение 10-15 минут. (Представление результатов работы до 5 минут)
Задание 4.
Представить пути формирования функциональной грамотности на уроках естественно-математических дисциплин.
- Уважаемые коллеги, можно выделить 4 базовых механизма формирования и развития функциональной грамотности: Первый механизм – коренное обновление методологии и содержания обучения. Это подготовка и повышение квалификации педагогов, внедрение новых педагогических технологий, ориентированных на функционально-компетентностный подход и развитие субъектной роли школьников и учителей. Второй механизм – модернизация системы оценки результатов обучения. Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение». Важное значение в развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений учеников. Третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире – активное участие родителей в образовании и воспитании детей. Четвертый механизм функциональной грамотности – развитие дополнительного образования. Основным образовательным инструментом в школе выступает организация исследовательской деятельности, которая решает задачу формирования предметных знаний на компетентностной основе. Освоение интерактивного оборудования выводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяет сделать преподавание любого предмета увлекательным и динамичным, упрощая процесс взаимодействия с аудиторией, классом. Учебная работа с электронными средствами обучения, создаёт условия для использования среды в качестве: средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников; инструмента познания; средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников; средства развития личности; эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА. Но, честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны. Поэтому разработка классных часов с использованием заданий на функциональную грамотность – творческих задач, считается одним из перспективным направлением. Что касается учебного процесса, то каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность. Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности школьников нам учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии, такие как: проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения; технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений; технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.); обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие; уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение; информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез. Как определить, обладает ли ученик – выпускник функциональной грамотностью? Работа в группах - Задание 5. (Предложить индикаторы и показатели, по которым можно оценить уровень сформированности функциональной грамотности) - А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации». Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели: (представление результатов работы групп) Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки. Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы. Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию. Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы. Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы. Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой. Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий. Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы. Согласно Р.Н. Бунееву, конечный результат обучения - «взращивание функционально грамотной личности», обладающей инициативностью, способностью творчески мыслить и находить нестандартные решения, умением выбирать профессиональный путь и др. Функциональная грамотность - индикатор общественного благополучия. Но, говоря о функциональной грамотности, нельзя не затронуть понятия «компетенция//компетентность», так как они рассматриваются в качестве конечных образовательных результатов. Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности. Таким образом, термин «компетентность» обращен к оценке способностей человека и его знаний в связи с готовностью принимать эффективные решения. Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные, «метапредметные» умения, применимые в разных видах деятельности. Заметим, что ключевые компетенции не противопоставляются традиционным ЗУН, но, тем не менее, понятно, что предметные знания, умения, навыки, с одной стороны, и универсальные умения, с другой, – это разные образовательные результаты, в основе которых лежат разные типы содержания образования. И так, важными индикаторами функциональной грамотности являются: знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. Рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся: обучающиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала. обучение должно носить деятельностный характер. учебный процесс ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. использовать продуктивные формы групповой работы; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии (проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, технология проектной деятельности, обучение на основе «учебных ситуаций», уровневая дифференциация обучения, разноуровневого обучения, критического мышления, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений учащихся). учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся. обучение должно строиться на метапредметной основе и должно быть направлено на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества. организация деятельности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество. Учитель должен организовать эффективную работу с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие. создание обстановки доверия, уверенности в успехе. преобладание положительных оценок деятельности, её результатов. Уважаемые коллеги, мы заканчиваем работу и нам необходимо подвести итог, сделать вывод. Задание 6. Заполнить пропуски в тексте. Приоритетной целью современного образования становится (полноценное формирование и развитие) способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной (адаптации) в стремительно меняющемся обществе, умение организовывать (свою учебную деятельность), работать с (информацией) и самостоятельно выполнять задание. Задача школы – (научить учиться), а не просто дать готовую (ые) (знания/информацию). Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информации, а в том, чтобы стать организатором (познавательной деятельности), где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять этой (деятельностью). Итоги работы. Рефлексия «Цветок» КРАСНЫЙ ЛЕПЕСТОК - тема педсовета для вас знакома, вы владеете современными технологиями и приемами для формирования функциональной грамотности обучающихся и готовы поделиться своим опытом. ОРАНЖЕВЫЙ ЛЕПЕСТОК – тема педсовета актуальна, вы получили новые знания, которые будете использовать в своей работе РОЗОВЫЙ ЛЕПЕСТОК - тема педсовета для вас знакома, но применять в практической деятельности затрудняетесь. Проект решения педагогического совета Рассмотрев тему «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения» педагогический совет отмечает ее актуальность при организации учебно-воспитательного процесса. Проблема функциональной грамотности – это проблема деятельностная, это проблема поиска механизмов и способов ее формирования в условиях реализации ФГОС и федеральных проектов в рамках Национального проекта «Образование». Большинство педагогов школы владеют необходимым инструментарием - современными педагогическими технологиями, одним из главных факторов, способствующих формированию функциональной грамотности обучающихся. Вместе с тем отмечается, что функциональная грамотность не формируется как целостная система. Со стороны отдельных педагогов не уделяется должного внимания составляющим функциональной грамотности, формирование общеучебных умений и навыков идет без опоры на субъективный опыт обучающихся. На основании выше изложенного педагогический совет постановляет: Руководителям ШМО: - продолжить изучение педагогического опыта по формированию функциональной - грамотности школьников - на заседаниях ШМО разработать рекомендации по формированию функциональной грамотности школьников при преподавании учебных предметов на всех уровнях обучения; Ответственные: руководители ШМО Срок: в течение учебного года Учителям предметникам: - активно внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности обучающихся. Ответственные: учителя-предметники Срок: постоянно - создавать банк заданий, отвечающих формированию функциональной грамотности, для использования на уроках. Ответственные учителя-предметники Срок: постоянно Администрации: - провести контрольные мероприятия в 8-х классе с целью определения уровня функциональной грамотности (читательской и математической) Ответственные: Полякова Л.А., Белова Е.А., Штучкина Н.И. Срок: апрель, 2023г. Рабочий лист для группы No1 (ШМО учителей начальных классов) Задание 1. Прослушав притчу, укажите методические приёмы, которые использовал учитель в своей деятельности. Задание 2 Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества. Задание 3. Опираясь на результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функциональная грамотность" Задание 4. Представить пути формирования функциональной грамотности младших школьников Задание 5. Предложить индикаторы и показатели функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус Задание 6. Разработать рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности младших школьников. Задание 7. Заполнить пропуски в тексте. Приоритетной целью современного образования становится _________ ______________ и __________________способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной ________________в стремительно меняющемся обществе, умение организовывать________ __________________ _______________, работать с _______________и самостоятельно выполнять задание. Задачашколы –_________ ____________, а не просто дать готовую (ые) ________________. Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информации, а в том, чтобы стать организатором _____________ _____________, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять этой _______________. Слова для справки: деятельность, адаптация, информация, учебная деятельность, полноценное, научить, технологии, знания, развитие, познавательная деятельность, учиться, своя, современный, методы, мотивация) Рабочий лист для группы No2 ( ШМО учителей истории, литературы, английского языка) Задание 1. Прослушав притчу, укажите методические приёмы, которые использовал учитель в своей деятельности. Подберите слова - синонимы к слову "функционировать". Задание 3. Опираясь на результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность" Задание 4. Представить пути формирования функциональной грамотности на уроках гуманитарных предметов Задание 5 Предложить показатели коммуникативной грамотности Задание 6. Разработать рекомендации по формированию функциональной грамотности на уровне основного и среднего уровня обучения Задание 7. Заполнить пропуски в тексте. Рабочий лист для группы No3 ( ШМО учителей математики, информатики, физики, химии, биологии) Задание 1. Прослушав притчу, укажите методические приёмы, которые использовал учитель в своей деятельности. Задание 2. Дайте определение слову "грамотность". Задание 3. Опираясь на результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функциональная грамотность" Задание 4. Представить пути формирования функциональной грамотности на уроках естественно- математических дисциплин. Задание 5. Предложить показатели математической и естественно-научной грамотности Задание 6. Разработать рекомендации для по формированию функциональной грамотности на уровне основного и среднего уровня обучения. Задание 7. Заполнить пропуски в тексте. Рабочий лист для группы No4 (ШМО учителей технологии, ОБЖ, музыки, ИЗО, физической культуры) Задание 1. Прослушав притчу, укажите методические приёмы, которые использовал учитель в своей деятельности. Задание 2. Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества. Задание 3. Опираясь на результаты работы, сформулируйте понятие "функционально грамотная личность" Задание 4. Представить пути формирования функциональной грамотности на уроке музыки, технологии, ИЗО, ОБЖ Задание 5. Представить показатели информационной грамотности Задание 6. Разработать рекомендации для педагога по формированию функциональной грамотности на уровне основного обучения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий педагогического совета Личностное развитие школьника на всех уровнях обучения через взаимодействие семьи и школы
Сценарий педагогического совета "Личностное развитие школьника на всех уровнях обучения через взаимодействие семьи и школы" может быть полезен для начинающего заместителя директора, классных рук...
Сценарий педагогического совета "Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения"
Цель педагогического совета:совершенствовать профессиональное мастерство учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обученияЗадачи:Задачи:раскрыть ...
Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников
Презентация выступления по вопросу организации содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников. Определение основных требований ФГОС к формированию ФГ шко...
Тема педагогического совета: «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения».
Сценарий педагогического совета, основная цель педагогического совета - повышение профессиональной компетентности педагогов в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях о...
Презентация "Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения"
Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведом...
Этнокультурный компонент в содержании исторического образования как фактор развития функциональной грамотности школьников
История как наука заставляет искать нас ответы на общечеловеческие вопросы. Чему нас учит прошлое? Что нас ждёт в будущем? Краеведение помогает ответить на эти важные вопросы, даёт материал для вдумчи...
Педагогический совет по теме: «Личностное развитие школьника на всех уровнях обучения через взаимодействие школы и семьи»
Тема педсовета выбрана потому, что без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, на...