Выступление по теме: "Практико-ориентированные задания на уроках географии как фактор развития функциональной грамотности"
статья
Выступление на фестивале педагогических идей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-orientirovannye_zadaniya.docx | 237.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Практико-ориентированные задания на уроках географии как фактор развития функциональной грамотности».
Образование должно быть
наполнено новым качеством и содержанием.
Цель: успешная социализация личности учащихся в обществе, самореализация их в различных сферах жизнедеятельности.
Задачи:
- организовать деятельность учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности, формированию практико-ориентированных знаний и умений;
- научить школьников думать, анализировать, обосновывать и доказывать свои решения, не прибегать к механическому заучиванию материала.
Наше время – это время перемен. Меняется все – обычаи и традиции, ценности и приоритеты. Меняются и требования, предъявляемые к выпускникам современной школы. Сейчас недостаточно научить ученика выполнять определенные алгоритмы, решать типовые задания, действовать в соответствии с заранее построенной моделью. Современному выпускнику, чтобы быть компетентным в области географической науки, необходимо освоить те аспекты деятельности, которые становятся важным инструментом в решении практико-ориентированных задач его профессиональной деятельности в будущем.
Все эти умения необходимо развивать на уроках. Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного. Результат участия российских школьников в исследованиях PISA говорят о том, что российское образование не направлено на применение знаний в реальной жизни. Учащиеся учатся, получают знания, но не умеют их применять. Использование практико-ориентированного подхода позволяет решить эту проблему.
Проблема:
Современные дети мало читают. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения. Международные исследования PISA выявили дефицит не просто знаний, а знаний типа “know how” – «знаю как»: формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.
Решение этой проблемы вижу в разработке методических приёмов по развитию функциональной грамотности. Необходимо давать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. творческой активности, задействовать уже имеющиеся знания, предоставить условия для осмысления нового материала.
Мы учителя должны так спроектировать урок, подобрать такие методы и приемы работы, чтобы пробудить в учениках исследовательскую, творческую активность. Суть практико-ориентированного обучения состоит в том, что учитель ставит учебную задачу и организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с географическими объектами или их моделями, обучает извлекать из них новые для школьников знания.
Практико-ориентированные задания – задания из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов.
Сравнительная характеристика требований к урокам современного и традиционного типов
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
На формирование знания учебного материала использую следующие задания:
1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)
2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)
3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них
4. Найдите в тексте возможные ошибки
5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии.
На формирование понимания изучаемого материала целесообразно давать следующие задания:
1. Приведите примеры к понятию, явлению.
2. Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему, таблицу, рисунок).
3. Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.
4. Составьте вопросы по данному материалу, теме.
5. Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи: «Зачем», «Почему» и т.д.
Примеры заданий:
- Прочитайте суждения:
А) Самые высокие горные вершины расположены в Азии.
Б) Гора Джомолунгма – самая высокая вершина мира.
2. Сформулируйте новое умозаключение на основе этих суждений.
На формирование умений и навыков применяю такие задания:
1. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания.
2. Выделите для себя из текста полезные новые знания.
3. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность.
4. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …».
Пример. Найти ошибку в тексте. В саваннах Африки. «Африканская саванна отличается более буйной растительностью, чем экваториальные леса. Среди густой травянистой растительности возвышаются баобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи. Животные африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поисках водоема они преодолевают большие расстояния. Около водопоя можно встретить удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная горилла привела своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов и носорогов. Длинноногая птица-секретарь расправляется со змеей. Лисичка фенёк осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетел страшный самум, несущий смерть всему живому».
Включите воображение:
- Используя физическую и климатическую карты, приведите примеры территорий с благоприятным и неблагоприятным для ведения сельского хозяйства климатом (на любом материке, кроме Антарктиды).
Подобные задания на применение полученных в курсе географии знаний есть и в КИМах ГИА:
- Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.
Вывозить продукцию нужно по шоссе, шоссе расположено рядом с участками 1 и 2, уже исключаем участок 3. Снег быстрее тает на южных склонах холмов и гор. Южный склон смотрит на юг, он обозначен цифрой 2, видно, что горизонтали идут с понижением, обращая склон к югу. Северный же склон чаще расположен в тени и он мало получает солнца.
Ответ: 1) участок 2.
В обосновании приведены следующие доводы:
1. Расположен на южном склоне.
2. Рядом проходит дорога, что удобно для вывоза урожая.
Задание 29
Объясните, с чем связано обильное ежегодное выпадение атмосферных осадков в регионе в конце лета – начале осени, периодически приводящих к необходимости производить сбросы воды из Зейского водохранилища, о которых говорится в тексте.
Зейская ГЭС
Зейская ГЭС расположена на реке Зея на Дальнем Востоке. Установленная мощность станции составляет 1330 МВт. Решение о строительстве ГЭС было принято еще в 1964 г. В 1980 г. станция была выведена на проектную мощность — 1290 МВт. Тогда же до проектного уровня было заполнено Зейское водохранилище. Ежегодно в регионе в конце лета — начале осени выпадают обильные дожди, приводящие в отдельные годы к переполнению водохранилища, в результате чего приходится производить холостой сброс воды. Это иногда влечёт затопление ряда территорий ниже по течению реки. Самые массовые сбросы воды были произведены в 2007 и 2013 гг.
Пояснение.
Обильное ежегодное выпадение атмосферных осадков связано с муссонами, приносящих влажные воздушные массы с Тихого океана, ИЛИ связано с активной циклонической деятельности.
Задания ВПР 6 класс
Разница во времени между городами Нижним Новгородом и Иркутском составляет +5 часов. На рисунках представлены показания часов в этих городах в тот момент, когда в Нижнем Новгороде полдень. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.
РАСПИСАНИЕ УРОКОВ | ||
№ урока | Время | Предмет |
1 смена | ||
1 | 8:30–9:15 | Русский язык |
2 | 9:25–10:10 | География |
3 | 10:30–11:15 | Математика |
4 | 11:35–12:20 | Физкультура |
5 | 12:30–13:15 | Иностр. язык |
6 | 13:30–14:10 | |
2 смена | ||
1 | 13:30–14:10 | Русский язык |
2 | 14:30–15:15 | Биология |
3 | 15:25–16:10 | Математика |
4 | 16:20–17:05 | Литература |
5 | 17:15–18:00 | История |
Ирина живёт в Нижнем Новгороде. Урок по какому предмету у Ирины в школе в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённое расписание уроков. Урок по какому предмету в это же время у её сверстницы Анны, которая живёт в Иркутске, если у неё такое же расписание уроков, что и у Ирины.
Таким образом, уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением. Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь подражания – это путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь опыта – путь самый горький». Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении».
Покотыло Н.С.,
учитель истории, географии
МБОУ Новосельской СОШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему "Практико-ориентированные задачи на уроках математики"
В данном выступлении рассматриваются три вида практико-ориентированных задач, которые можно использовать на уроках математики в средних классах....
Комплекс учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 8 класса
Комплекс заданий для формирования и развития функциональной грамотности...
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы по английскому языку в 8 классе по теме "Здоровье"....
Технологическая карта урока: «Давление в технике. Развитие функциональной грамотности.»
Технологическая карта урока физики Класс: 7 УМК: Физика. 7 кл. : учебник / А. В. Перышкин.- 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2017. Тип урока: урок комплексного развития практических зна...
Применение практико-ориентированных задач на уроках алгебры, как способ развития функциональной грамотности (9 класс)
Применение практико-ориентированных задач на уроках алгебры, как способ развития функциональной грамотности (9 класс)...
Мастер – класс Тема:«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики, как фактор развития предметной грамотности учащихся».
Цель мастер- класса : познакомить с педагогическим опытом применения компетентностно -ориентированных заданий для развития предметной грамотности учащихся....
Этнокультурный компонент в содержании исторического образования как фактор развития функциональной грамотности школьников
История как наука заставляет искать нас ответы на общечеловеческие вопросы. Чему нас учит прошлое? Что нас ждёт в будущем? Краеведение помогает ответить на эти важные вопросы, даёт материал для вдумчи...