Выступление по теме: "Практико-ориентированные задания на уроках географии как фактор развития функциональной грамотности"
статья

Покотыло Надежда Сергеевна

Выступление на фестивале педагогических идей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-orientirovannye_zadaniya.docx237.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Практико-ориентированные задания на уроках географии как фактор развития функциональной грамотности».

Образование должно быть

наполнено новым качеством и содержанием.

Цель: успешная социализация личности учащихся в обществе, самореализация их в различных сферах жизнедеятельности.

Задачи: 

- организовать деятельность учащихся по развитию качеств, относящихся к функциональной грамотности, формированию практико-ориентированных знаний и умений;

- научить школьников думать, анализировать, обосновывать и доказывать свои решения, не прибегать к механическому заучиванию материала.

  Наше время – это время перемен. Меняется все – обычаи и традиции, ценности и приоритеты. Меняются и требования, предъявляемые к выпускникам современной школы. Сейчас недостаточно научить ученика выполнять определенные алгоритмы, решать типовые задания, действовать в соответствии с заранее построенной моделью. Современному выпускнику, чтобы быть компетентным в области географической науки, необходимо освоить те аспекты деятельности, которые становятся важным инструментом в решении практико-ориентированных задач его профессиональной деятельности в будущем.

Все эти умения необходимо развивать на уроках. Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного. Результат участия российских школьников в исследованиях PISA говорят о том, что российское образование не направлено на применение знаний в реальной жизни. Учащиеся учатся, получают знания, но не умеют их применять. Использование практико-ориентированного подхода позволяет решить эту проблему.

Проблема:

    Современные дети мало читают. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения. Международные исследования PISA выявили  дефицит не просто знаний, а знаний типа “know how” – «знаю как»: формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.

    Решение этой проблемы вижу в разработке методических приёмов по развитию функциональной грамотности. Необходимо давать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. творческой активности, задействовать уже имеющиеся знания, предоставить условия для осмысления нового материала.

Мы учителя должны так спроектировать урок, подобрать такие методы и приемы работы, чтобы пробудить в учениках исследовательскую, творческую активность. Суть практико-ориентированного обучения состоит в том, что учитель ставит учебную задачу и организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с географическими объектами или их моделями, обучает извлекать из них новые для школьников знания.

Практико-ориентированные задания – задания из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов.

Сравнительная характеристика требований к урокам современного и традиционного типов

Требования  к уроку

Традиционный урок

Урок современного  типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

На формирование знания учебного материала использую следующие задания:

1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)

2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)

3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них

4. Найдите в тексте возможные ошибки

5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии. 

На формирование понимания изучаемого материала целесообразно давать следующие задания: 

1. Приведите примеры к понятию, явлению.

2. Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему, таблицу, рисунок).

3. Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.

4. Составьте вопросы по данному материалу, теме.

5. Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи: «Зачем», «Почему» и т.д.

Примеры заданий:

  1. Прочитайте суждения:

А) Самые высокие горные вершины расположены в Азии.

Б) Гора Джомолунгма – самая высокая вершина мира.

 2. Сформулируйте новое умозаключение на основе этих суждений.

   На формирование умений и навыков применяю такие задания: 

1. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания.

2. Выделите для себя из текста полезные новые знания.

 3. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность.

4. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …».

Пример. Найти ошибку в тексте. В саваннах Африки. «Африканская саванна отличается более буйной растительностью, чем экваториальные леса. Среди густой травянистой растительности возвышаются баобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи. Животные африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поисках водоема они преодолевают большие расстояния. Около водопоя можно встретить удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная горилла привела своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов и носорогов. Длинноногая птица-секретарь расправляется со змеей. Лисичка фенёк осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетел страшный самум, несущий смерть всему живому».

Включите воображение: 

  1. Используя физическую и климатическую карты, приведите примеры территорий с благоприятным и неблагоприятным для ведения сельского хозяйства климатом (на любом материке, кроме Антарктиды).

Подобные задания на применение полученных в курсе географии знаний есть и в КИМах ГИА:

  1. Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.

https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=256

Вывозить продукцию нужно по шоссе, шоссе расположено рядом с участками 1 и 2, уже исключаем участок 3. Снег быстрее тает на южных склонах холмов и гор. Южный склон смотрит на юг, он обозначен цифрой 2, видно, что горизонтали идут с понижением, обращая склон к югу. Северный же склон чаще расположен в тени и он мало получает солнца.

Ответ: 1) участок 2.

В обосновании приведены следующие доводы:

1. Расположен на южном склоне.

2. Рядом проходит дорога, что удобно для вывоза урожая.

Задание 29 

Объясните, с чем связано обильное ежегодное выпадение атмосферных осадков в регионе в конце лета – начале осени, периодически приводящих к необходимости производить сбросы воды из Зейского водохранилища, о которых говорится в тексте.

Зейская ГЭС

Зейская ГЭС расположена на реке Зея на Дальнем Востоке. Установленная мощность станции составляет 1330 МВт. Решение о строительстве ГЭС было принято еще в 1964 г. В 1980 г. станция была выведена на проектную мощность — 1290 МВт. Тогда же до проектного уровня было заполнено Зейское водохранилище. Ежегодно в регионе в конце лета — начале осени выпадают обильные дожди, приводящие в отдельные годы к переполнению водохранилища, в результате чего приходится производить холостой сброс воды. Это иногда влечёт затопление ряда территорий ниже по течению реки. Самые массовые сбросы воды были произведены в 2007 и 2013 гг.

Пояснение.

Обильное ежегодное выпадение атмосферных осадков связано с муссонами, приносящих влажные воздушные массы с Тихого океана, ИЛИ связано с активной циклонической деятельности.

Задания ВПР 6 класс

Разница во времени между городами Нижним Новгородом и Иркутском составляет +5 часов. На рисунках представлены показания часов в этих городах в тот момент, когда в Нижнем Новгороде полдень. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах.

https://geo6-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=34347

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ

урока

Время

Предмет

1 смена

1

8:30–9:15

Русский язык

2

9:25–10:10

География

3

10:30–11:15

Математика

4

11:35–12:20

Физкультура

5

12:30–13:15

Иностр. язык

6

13:30–14:10

2 смена

1

13:30–14:10

Русский язык

2

14:30–15:15

Биология

3

15:25–16:10

Математика

4

16:20–17:05

Литература

5

17:15–18:00

История

Ирина живёт в Нижнем Новгороде. Урок по какому предмету у Ирины в школе в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённое расписание уроков. Урок по какому предмету в это же время у её сверстницы Анны, которая живёт в Иркутске, если у неё такое же расписание уроков, что и у Ирины.

        

    Таким образом, уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением. Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь подражания – это путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь опыта – путь самый горький». Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении».

Покотыло Н.С.,

учитель истории, географии

МБОУ Новосельской СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Практико-ориентированные задачи на уроках математики"

В данном выступлении рассматриваются три вида практико-ориентированных задач, которые можно использовать на уроках математики в средних классах....

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы по английскому языку в 8 классе по теме "Здоровье"....

Технологическая карта урока: «Давление в технике. Развитие функциональной грамотности.»

Технологическая карта урока физики Класс: 7 УМК: Физика. 7 кл. : учебник / А. В. Перышкин.- 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2017. Тип урока: урок комплексного развития практических зна...

Применение практико-ориентированных задач на уроках алгебры, как способ развития функциональной грамотности (9 класс)

Применение практико-ориентированных задач на уроках алгебры, как способ развития функциональной грамотности (9 класс)...

Мастер – класс Тема:«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики, как фактор развития предметной грамотности учащихся».

Цель  мастер- класса : познакомить с педагогическим опытом применения компетентностно -ориентированных заданий   для развития предметной грамотности  учащихся....

Этнокультурный компонент в содержании исторического образования как фактор развития функциональной грамотности школьников

История как наука заставляет искать нас ответы на общечеловеческие вопросы. Чему нас учит прошлое? Что нас ждёт в будущем? Краеведение помогает ответить на эти важные вопросы, даёт материал для вдумчи...