Урок по теме «Природа и люди Древней Индии»
план-конспект урока по истории (5 класс)
План-конспект и презентация к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_uroka_5_klass_fgos.doc | 128.5 КБ |
prezentatsiya_drevnyaya_indiya_1.ppt | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
по теме «Природа и люди Древней Индии»
Выполнила учитель истории филиала МБОУ СОШ с. Верхний Ломов им. И.И. Привалова в с. Атмис
Деева И.И.
1. История Древнего мира
2. 5 класс
3. Учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира.
4. Цели урока:
• формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;
• развитие восприятия, внимания, расширение кругозора;
• приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
5. Задачи урока:
• развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию;
• развитие интереса к истории, мотивации к учению;
•формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.
6. Тип урока: урок получения новых знаний и умений.
7. Методы:
• словесный,
• наглядный,
• практический.
8. Оборудование:
• учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2013 г.,
• компьютер,
• мультимедийный проектор,
• презентация,
• отрывок документа "Диодор Сицилийский. Историческая библиотека";
• схемы "Индия", для каждого ученика и на доске;
• сахар, чай, пряности, хлопчатник, рис; тексты для ролевой игры;
• раздаточный материал пакетики с символами Индии: пряности, вата, сахар, рис, чай.
9. Предполагаемый результат:
1. Освоение программного материала по теме "Природа и люди Древней Индии" учащимися класса.
2. Расширение кругозора.
3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент (1 мин) | Приветствует обучающихся, настраивает на работу, положительные эмоции. Создание благоприятного психологического климата. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
2.Организовать формулирование темы учащимися. ( мин.) | Начинает урок, используя карту на доске по истории Древнего мира. 1.Какие государства вам стали известны в ходе изучения истории Древнего мира? Назовите их и покажите на карте у доски. А теперь назовите страны, которые мы не изучали. Наш урок необычный, к нам приехали зарубежные артисты со своим зажигательным восточным танцем. Внимательно посмотрите на яркие наряды, на движения артистов, послушайте музыку. Подумайте, какую страну это напоминает? Как называется страна, которую мы будем сегодня изучать?
| Работают с картой у доски, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока. | Коммуникат ивные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь формулировать тему урока. Познаватель ные: (умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы) |
3. Подвести к формулированию целей урока ( мин) | Как вы думаете, какова тема нашего урока? Слайд 1. Подумаем и вспомним, какие вопросы мы разбираем, изучая новую страну? Давайте спланируем нашу деятельность на уроке:
Слайд 2. Это план нашего урока. Выполнив его, мы должны в конце урока составить репортаж о Древней Индии. Это наша главная проблема урока,чтобы решить эту проблему вы должны активно работать, узнать местоположение страны, условия жизни людей и их хозяйственную деятельность. Мы будем работать с маршрутным листом, который лежит у вас на парте , все записи будем вести в маршрутном листе. Запишите тему урока. | С помощью учителя формулируют тему урока и цели, планируют вместе с учителем работу на уроке Записывают тему в тетрадь. Выясняют проблему для решения на данном уроке. | Регулятивные: уметь определять цели урока. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Личностные: мотивация учения Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
4.Изучение нового материала( мин) | Работая с маршрутным листом, задание 1 мы должны ответить на вопросы работая с картой учебника на с.96. Слайд 3. Найдем на карте, где находится Индия? Сделаем отметку на маршрутном листе. Какой океан омывает Индию? Снова отметим на листе.
Какие крупные реки протекают в Индии? Отмечаем на листе. Слайд 4,5. У вас на парте лежат два отрывка из книги «Историческая библиотека» историка 1 века до н. э. Диодора Сицилийского. Первый отрывок зачитает Никита. "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями". Вопрос, что мы узнали из этого отрывка? Посмотрим на карту, как называются горы в Индии? Запишем в маршрутный лист. Слайд 6. Тумаков Дима подготовил сообщение о Гималаях. Слайд 7. Сообщени учащегося: Гималаи, самые высокие горы в мире. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина, которая называется Джомолунгма. Ее имя Джомолунгма означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера и способствовали защищенности Индии от нападения врагов? Итак, местоположение Индии мы рассмотрели. Кто желает сделать обобщение? Никита зачитает нам второй отрывок из сочинения Диодора Сицилийского. "Индия никогда, говорят, не знала голода. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний, другой - летний". Что мы узнали о климате Индии? В маршрутном листе есть задание 2,это таблица. Заполним первую строчку – климат Индии. А знаете ли вы, как называются непроходимые леса в Индии? Маштаков Дима подготовил сообщение о джунглях. Слайд 8. Сообщени учащегося: Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность: Слайд 9. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии обитает слон. Слайд 10. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. Слайд 11. В нашей таблице есть графа растительный мир – что растет в джунглях? Слайд 8. Животный мир – кто живет в джунглях? Слайд 9,10. Снова таблица. Религия. Главное божество. Слайд 11. Ребята, кто из вас знает замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни мальчика в джунглях? Как называется книга и кто её автор? Показать книгу и порекомендовать её прочитать. | Самостоятельная работа с картой учебника и маршрутным листом. Индивидуальная работа учащихся. | Познавательные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Регулятивные: обсуждают предметные способы решения Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания |
5.Физкультминутка ( мин) | Маугли жил в джунглях. Давайте и мы прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения. • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза – открываем и видим перед собой гибкую лиану, снова закрываем глаза – открываем и видим на лиане ловкую обезьяну (несколько раз); • идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра); • посмотрели налево увидели птицу, посмотрели направо увидели ящерицу, посмотрели налево увидели огромное дерево, посмотрели направо увидели попугая (поворот головы влево вправо); • впереди увидели красивый цветок, нагнёмся и понюхаем его, а вот ещё цветок нагнёмся понюхаем и его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом); • раздвигаем лианы на пути, левой рукой, раздвигаем правой рукой, лиан ещё больше разводим двумя руками (разводим руками: правой, левой, двумя); • вот вышли из джунглей глубоко вдохнули воздух, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания). | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |
4.Изучение нового материала (продолжение) ( мин) | Шли мы по джунглям и вышли к поселку. Слайд 12. Ребята, давайте внимательно посмотрим на слайды презентации и подумаем, чем занимались индийцы? Слайд 13, 14, 15. Занятия индийцев запишем в таблицу. Мне кажется, к нам стучат в дверь. Входите, вы кто, откуда к нам пожаловали, что расскажите нам об Индии? Рассказ путешественника. Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани. А вы знаете что такое «белая шерсть»? Раздает пакетики с ватой и кусочки ткани. Слайд 16. Кроме пшеницы и ячменя, слайд 17 которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез. Игра «Чудесный сундучок». Отгадайте, что находится у меня в сундучке, подходите по одному не стесняйтесь. Достаньте пакетик и назовите диковинную культуру. Что это? Рис, чай, сахар, перец. Вы молодцы, много знаете, а мне пора в путь, до свидания. Уходит. Ребята, мы вновь поработаем с таблицей и запишем какие сельскохозяйственные культуры, выращивали индийцы. Слайды 16,17.18,19,20,21. В маршрутном листе найдем задание 3. Нам нужно решить историческую задачу. Маштаков Дима нам её прочитает. Задача. Слайд 22. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во П тыс.до.н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам. • Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? Всё, что мы узнали нового о занятиях древних индийцев, мы вписываем в нашу таблицу. Итак, мы выполнили 2 задание маршрутного листа, заполнили таблицу. Проверим её. По каждой строчке спросить дополнение. | Самостоятельная работа учащихся, проводят коллективное исследование | Познавательные: осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль. |
6. Закрепление нового материала, рефлексия ( мин) | Ребята в начале урока мы мало что знали о природе и жизни древних индийцев. Вы со мной согласны? А ещё в начале урока мы поставили себе проблему написать репортаж о Древней Индии. Слайд 23,24,25. Посмотрим на слайд презентации и вставим недостающие слова. Подходим к парте и выбираем нужное слово, прикрепляем его на доске в соответствии с цифрой. Наш репортаж готов. Давайте его зачитаем. Кто желает.
Ребята, оцените свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы: какое задание я выполнил? Справился ли я с заданием? Сам справился или мне помогали? Скажите, что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось на уроке? Что вы узнали для себя нового? Мне тоже понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо за ваш труд. | Самостоятельная работа: проверяют и оценивают собственные знания. Заполняют карточку, дают оценку своей деятельности на уроке | Личностные: уметь самоопределиться, осознать ответственность за свою работу Познавательные: самостоятельно планировать свою деятельность, применять способы решения, прогнозировать результат, выстраивать логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявлять познавательную инициативу, проводить самооценку Коммуникативные: планировать сотрудничество с одноклассниками, координировать свои действия |
7. Информация о домашнем задании( мин) | Сообщает домашнее задание. Слайд 26. П. 20 учебника прочитать и подготовить рассказ от имени путешественника о природе и людях Древней Индии. Оценивает работу учащихся на уроке. Оценки за урок. |
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА
Задание 1.
- Подпиши на карте название полуострова ,где находится Индия.
- Подпишите на картеназвание океана, водами которого она омывается.
- Попишите на карте название двух крупных рек протекающих в Индии.
- Подпишите на карте название гор , которые оберегают её от проникновения холодного воздуха.
.
Задание 2.
Таблица по теме « Природа и люди Древней Индии»
1 | Климат | |
2 | Растительный мир | |
3 | Животный мир | |
4 | Боги | |
5 | Возделываемые культуры | |
6 | Занятия |
Задание 3.
Решите историческую задачу:
Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во П тысячелетие до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?
Задание 4.
Подготовьте репортаж о Древней Индии
Индия расположена на 1_____________. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире 2_________. Берега Индии омываются 3_________. Самые многоводные реки Индии 4_______и 5______. Климат полуострова очень 6______и 7_____. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – 8______. Там водится множество 9_________ и 10_________. Здесь живут огромные 11_________, страшные _12__________, ловкие_13______, ядовитые 14_______. Растут яркие душистые 15_______ и гибкие 16______. Индийцы выращивают белые пушистые коробочки 17___________, душистый 18_____, сладкий 19___ а, также 20_____ и 21_______ . Главное занятие древних индийцев было 22_____________. Главное божество с головой слона 23________.
Дополнительный материал по истории Древней Индии.
Историк 1 века до нашей эры Диодор Сицилийский и его книга «Историческая библиотека».
1отрывок. «Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями».
2отрывок. «Индия никогда, говорят, не знала голода… Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний:, другой – летний…»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока 1.Местоположение Индии 2.Климат Индии 3.Животный и растительный мир Индии 4.Занятия жителей Древней Индии
Местоположение Индии Индия находится в Южной Азии на полуострове Индостан
Главные реки Река Инд Река Ганг
На севере Индии горы - Гималаи
Гималаи: -Преграждают путь холодным ветрам -Являются самой высокой горной системой в мире(Самая высокая вершина – Джомолунгма) -Согласно верованиям древних индийцев на вершине Гималаев жили боги
Природа Индии Джунгли
Животный мир Индии
Животный мир Индии
Слон - священное животное Ганеша
Деревни среди джунглей
Корова – священное животное
Главное занятие - земледелие
Сельскохозяйственные культуры хлопчатник
Сельскохозяйственные культуры Пшеница Ячмень
Сельскохозяйственные культуры Рис
Сельскохозяйственные культуры Чайная плантация
Сельскохозяйственные культуры Сахарный тростник
Сельскохозяйственные культуры пряности
Историческая задача Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам. Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?
Репортаж о Древней Индии Индия расположена на 1_________. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире 2___________. Берега Индии омываются 3_______. Самые многоводные реки Индии 4___ и 5_______. Климат полуострова очень 6______ и 7_______. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами 8______.
Там водится множество 9_________ и 10_______. Здесь живут огромные 11_________ , страшные 12_____ , ловкие 13______ , ядовитые 14_____ . Растут яркие душистые 15_________ и гибкие 16________. Индийцы выращивают белые пушистые коробочки 17__________ , душистый 18______, 19__________ , а также 20_____ и 21________ .
Главное занятие древних индийцев было 22_______ . Главное божество с головой слона 23_______ .
Домашнее задание: Параграф № 20 учебника прочитать и подготовить рассказ от имени путешественника о природе и людях Древней Индии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии
Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...
Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии
Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии для 5 класса по учебнику Вигасина А.А. и др....
урок по истории в 5 классе на тему "Природа и люди Древней Индии"
вводный урок по изучению Древний Индии. Раздаточный материал....
ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ "ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ"
Конспект урока истории по теме «Природа и люди Древней Индии» и презинтация....
Разработка урока истории в 5 классе по теме "Природа и люди Древней Индии".
Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В нем прописаны планируемые образовательные результаты обучения учащихся в ходе урока....
Конспект урока по теме "Природа и люди Древней Индии"
Урок по технологии АМО знакомит с географическим положением, природой Индии, занятиями её жителей....
Конспект урока на тему: "Природа и люди Древней Индии"
Конспект урока по истории 5 класс, на тему "Природа и люди Древней Индии". Осовение программного материала с помощью игры-путешествия....